Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 58



Сегодня, в 58 выпуске рассылки:


Серия статей "О необходимости практиковать кендзюцу в современное время"

Некоторые аспекты боевого искусства как доктрины существования и развития личности.
Шкаев Д.Г.

публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте

{...}

Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле.

Морихэй Уэсиба

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

И вместе им не сойтись…

Р. Киплинг

{...}

Эта небольшая работа не претендует на безоговорочную объективность или абсолютную истинность. Скорее, это попытка в некоторой степени проанализировать философско-идеологический смысл Боевого Искусства как доктрины существования (иногда – выживания, иногда – возрождения) и развития личности. Именно Боевого Искусства (с большой буквы) – единой, абстрактной общемировой системы развития человека, оформившегося искусства жизни - на примерах наиболее известных стилей и направлений. Такой анализ, на мой взгляд, позволит понять (или, по крайней мере, попытаться сделать это) ПОЧЕМУ люди приходили и приходят в Боевое Искусство, КАК оно способствует развитию личности, КУДА приводит Путь.

{...}

АДЕПТ ПУТИ: ВОИТЕЛЬ ИЛИ СОЛДАТ?

Духовное пробуждение не связано с количеством времени, затрачиваемого на тренировки. Зал для тренировок, по буддийским понятиям, - место, где Шакьямуни стал Буддой. Тренировочный зал – это не просто участок земли или помещения, это место для работы над просветлением.

Масааки Хацуми

Самурай обязан следовать Пути Воина

Миямото Мусаси

Боевое искусство – это, как и любое другое искусство, важная область человеческой деятельности, самого его существования… Через искусство человек самовыражается, пытается постичь внешний мир, самосовершенствоваться. Однако возможно это лишь тогда, когда он владеет искусством в совершенстве.

Название многих боевых искусств заключено в понятии Пути (“дао” - по-китайски, “до” - по-японски). Например, японское дзюдо, айкидо, каратэ-до; корейское хапкидо, вьетнамское вьет-во-дао. Вообще, боевые искусства по-японски обозначаются понятием “Будзюцу”. Великий кодекс самураев средневековой Японии “Бусидо” своим названием подхватывает это понятие. Переводить этот термин как “Путь самурая” не совсем верно, ибо “Буси” – это Воин, Боец, Член военной структуры, а “до” – это Путь. Именно Путь (с большой буквы) и именно Воина (с большой буквы), ибо Путь предполагает непрерывное движение к лучшим результатам, постоянное самосовершенствование, а Воин – это человек, постигший боевое искусство, вставший на Путь для того, чтобы взойти по ступеням совершенства в обитель абсолютной истины. Если быть точным, то “Буси” - это, конечно, самурай в идеале, но так было далеко не всегда. Само слово “самурай” (сабурай) образовано от старояпонского глагола “сабурафу”. Оно переводится примерно как: “служить великому человеку, человеку высшего сословия”; “служить хозяину, защищать хозяина”. Для графического обозначения этого слова японцы воспользовались китайским иероглифом, который читается как “дзи”. Разложение этого иероглифа на составные части (“человек” и “буддийский храм”) говорит о вероятном применении этого знака для обозначения людей, охранявших буддийские храмы и служащих при них. В общем-то, в Японии самураем именовали слугу знатного лица, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого. Понятие воин – боец - дружинник в японском языке обозначалось ещё и иероглифами, читавшимися как “Буси” (или просто “си”), которые были также взяты из китайской письменности. Зачастую обозначения “самурай” и “Буси” совпадали. Существовало также понятие “цувамоно” (военные), которое также заменяло понятие “буси”. Однако параллель “самурай” - “Буси” далеко не всегда адекватна в том смысле, что существует определенная (в том числе и этимологическая) разница между понятиями дружинника (как члена военной семьи “букэ”, далеко не рядового солдата) – бойца – воителя – витязя и понятием простого солдата – рядового ратника – военного холопа. Конечно, такая разница вовсе не очевидна и расценивается мною скорее как идеологическая оценка класса воина: высокого или низкого. Иными словами, такой подход не претендует на объективность и правильность. Здесь также необходимо учитывать временную локацию аналогий или различий между понятиями, и различия в периодах существования военного сословия Японии. И все же японская пословица гласит: “Среди цветов – вишня, среди людей – самурай”. Эта универсальная формула объясняет принцип различия между людьми непосвященными и адептами “Будзюцу”. Все содержание “Бусидо” пропитано идеологией дзен-буддизма. “Бусидо” являлся моральным кодексом целого сословия. Он служил по сути дела только сословию самураев, оправдывая все его действия и отстаивая его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в “Начальных основах воинских искусств” Дайдодзи Юдзана:

{...}

БОЕВОЕ ИСКУССТВО И ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ

Человек – единственное существо, которое благодаря удивительным свойствам психики, может представить себя таким, каковым на самом деле не является. Он может уподобить себя любому животному, при этом сохраняя свои человеческие свойства. Более того, представляя себя “яростным тигром” или “верткой ласточкой в потоке ветра”, он измеряет глубину человеческого в человеке. Вместе с этим он возвращается в состояние естественности и нерасчлененности с природным миром.

А. А. Маслов

Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее ки…

Морихэй Уэсиба

Я не случайно процитировал и слова профессора Уэсибы. Конечно, любое направление боевого искусства непременно практикует работу с внутренней энергией. Однако спешу напомнить, что данная работа направлена на рассмотрение прежде всего примеров. В данном случае рассмотрим систему айки-до, одну из самых молодых и самых совершенных боевых систем.

Начнем, однако, с рассмотрения самого термина “Ки”, “Ци”, “Чи”. Это понятие – одно из базовых для большинства стилей. В книге А. А. Долина и Г. В. Попова “Кэмпо – традиция воинских искусств” дается следующее определение: “ци (кит.) – “дух”, “дыхание”, “биоэнергия”, основная категория даосской философии и медицины”. Не зря китайский психо-физический тренинг носит название ци-гун (достижение могущества с помощью ци), японская и корейская системы айки-до и хапки-до соответственно (путь сосредоточения энергии). Японский аналог ци-гун – это киай, корейский – кихап.

{...}

Воздействие осуществляется на энергетическом уровне. Для переноса энергии возможны два варианта: вариант Инь (Ин) и вариант Ян (Ё). Адепт подобной техники воздействует либо на участки тканей, либо на внутренние органы противника соответственно. Внешних повреждений не остается, но энергетические процессы организма противника нарушаются, благодаря воздействию биоэнергии адепта нин-дзюцу. В данном случае учитывалось все: от психики и конституции тела до обстоятельств рождения намеченной жертвы. Удар в определенное время, в определенную биоэнергетическую зону мог иметь необходимые ниндзя последствия. Все зависело от принципа удара: Огонь – немедленная смерть, Земля – смерть спустя несколько дней, Вода – смерть не позднее месяца со дня удара или Ветер – человек умирал в течение года.

{...}

Иными словами, Ки может как убивать, так и развивать человека. Выбор – за самим человеком…

ШКОЛА И ТРАДИЦИЯ

Создавать и воспитывать сущее…

Лао-Цзы

Учтивость к учителям – единственное тепло во мне…

Из кодекса клана Тогакурэ (Нин-дзюцу)

Школы боевых искусств возникали, в основном, в стенах монастырей. Конечно, здесь далеко не последнюю роль сыграл и чань (дзэн)-буддизм. Так было в Китае (вспомним Шаолинь-сы), Корее, Японии… Однако в Поднебесной на боевые искусства влиял и даосизм, а в Японии – тантрическая секта Сингон, синтоизм. Иными словами, религия и боевое искусство достаточно долго шли рука об руку. Но так было отнюдь не всегда.

Частные школы представляли из себя, в основе своей, фамильные учреждения, целые кланы мастеров и адептов какого-либо стиля. Имелся и платный вариант…

Когда нового ученика принимали в школу, его порой подвергали суровым испытаниям. Наставлениям учителя следовали свято, ибо это обуславливалось конфуцианскими заветами. Это в немалой степени обуславливает изустную традицию передачу знаний в школе. Адепт, приходя в школу, зачастую отказывался от мирских удовольствий, и все годы учебы, и нередко – всю свою последующую жизнь посвящал постижению Пути.

Школа – это, в сущности, семья. Поэтому все ученики считались братьями. Но некоторые все же имели определенное преимущество. Например, старший ученик в школах у-шу.

Если школа – это семья, то она имеет свои традиции, свои правила. Каждый ученик обязан был соблюдать эти традиции. Если речь шла о клановой школе, то это было и так понятно. Для “платных” учеников правила тоже были.

Интересным примером является устройство клана ниндзя. Простые члены школы именовались гэнин. Они были не более чем исполнителями. Средним звеном являлись тюнин, в обязанности которых входили хозяйственные вопросы и проведение боевых операций. Во главе школы нин-дзюцу стоял дзёнин, который являлся и главным наставником, и хранителем принципов школы.

Следует вспомнить, что светские школы имелись и в армии, и в отрядах повстанцев. Школа была свойственна и самурайским родам, и кланам ниндзя. Иными словами, школа – универсальное понятие даже для противоположных полюсов. На Западе под понятием “школа” может пониматся и сакральная традиция в боевом искусстве, и особая организация, и клан, и, собственно, место для тренировок (додзё). Но дальневосточная школа боевого искусства – нечто большее. Это своеобразный институт познания, традиция веры, сокровищница бесценных знаний. Я бы определил это именно так.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе была сделана попытка проанализировать некоторые особенности Боевого Искусства как доктрины существования и развития личности. Однако до сих пор не было сделано общего вывода. И вот в заключение я хотел бы заметить, что, проанализировав внутреннюю (Ки и Путь) и внешнюю (Школа) сторону Боевого Искусства, на основе исторических сведений можно сделать вывод, что оно (Боевое Искусство) вполне может являться средством и целью существования (возможно – выживания) и развития человека. Объяснение этому достаточно простое. Каждый человек ищет свой Путь. Живопись, кулинария, автомобили… что угодно может привести на Путь. Главное, чтобы желание было откровенным, а сердце – незамутненным. Тогда становиться вполне понятным, что многие, выбирая по увлечению, приходят в школы боевых искусств. Приходят, чтобы развиться физически и духовно, чтобы встать на Путь.

Но лишь познав традиции и сущность своего стиля, узнав Ки и овладев техникой, поборов собственные страхи и отбросив темные стороны своей души, очистив сердце, приходишь к пониманию Пути. Не раньше и не позже. Ибо как говорил еще Конфуций:

Знающий не сомневается,

Человечный не тревожится,

Смелый не боится.

________________________________________________________________________

{...}


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное