Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 60



Сегодня, в 60 выпуске рассылки:


Дзэн

Сказка Голицына-Тимофеева

Нам традиция толкования боевых сказок досталась в наследство от моего учителя, князя Бориса Васильевича Голицына-Тимофеева. Это толкование обыкновенных сказок, известных, наверное, всем детям. В прежние времена боевое значение их открывалось юношам по необходимости, после совершеннолетия. Нам неизвестно, сразу ли эти сказки были созданы как воинские тексты, или боевым смыслом они были наполнены позднее, а исходный сюжет служил лишь матрицей. До нашего времени они дошли в виде обычных сказок со скрытым воинским смыслом, который объясняется устно в виде комментариев.

Вот одна из них: «Избушка лубяная и избушка ледяная». У сказки существует два прочтения, одно описывает этапы, которые проходит учащийся, а другое касается техники боя.

1. ЗАЯЦ – это душа необученного человека, начинающего заниматься.
2. ЛИСА – хитрый враг, который побеждает нашего неучёного бойца и выгоняет его из домика.
3. ДОМИК – имеет ряд значений. Этот домик захватывает лиса.
4. МЕДВЕДЬ – это сила.
5. БЫК – это упорство.
6. ВОЛК – это время и опыт.
7. ПЕТУХ, «КУР» - это огонь, воинский дух. Он носит на плече косу, символ смерти, смертное памятование, то есть готовность умереть.

Как же тогда выглядит сказка в её боевом значении:

Лиса выгоняет зайца из дома, а тот идёт и плачет. Навстречу ему медведь.
- Что заинька плачешь?
- Была у лисички избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна, её избушка растаяла. Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала.
- Не плач, я её прогоню.
Боец обрёл силу, но одной силы мало, и лиса прогоняет их обоих.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!

Идёт зайчик и плачет, а навстречу ему бык (иногда баран).
- Что заинька плачешь?
- Да как же мне не плакать? Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала. И медведь не помог.
- Не плач, я её прогоню.
Вдобавок к силе, боец приобрёл упорство, но этого тоже не достаёт и лиса снова их прогоняет.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!
Испугались бык и заяц и убежали.

Идёт зайчик по дороге и плачет, а на встречу ему волк.
- Что зайчик плачешь, я тебе помогу.
- Нет, волк, не поможешь, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал и тебе не выгнать.
Пошли они с волком к избушке, но лиса и их прогнала.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!

Плачет зайка, а навстречу ему петух.
- Что зайка плачешь?
- Да как же мне не плакать? Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала. И медведь не помог, и бык не помог и волк убежал.
- Не плач, я её прогоню.
Взял петух свою косу и пошёл к избушке. Идёт и поёт: Несу косу на плечи – хочу лису посечи!
Испугалась лиса, выбежала из домика, а петух её и зарубил.

Стали они вместе с зайчиком в избушке жить-поживать, да добра наживать.

Шагая по ПУТИ, занимающийся постепенно приобретает силу, упорство, опыт; по прошествии времени боец обретает и воинский дух, смерть у него за плечом, он готов сражаться и умирать. С таким настроем петух приходит к лисе и приносит ей смерть. После возврата избушки, воинский дух остаётся жить с бойцом навсегда.

По наличию у человека готовности сражаться и умереть, отличали «спортивный» дух от воинского.


Серия статей "Cпециалистов БЕ и БИ"

Проблемы обучения боевой технике в рукопашном бое и восточных единоборствах

публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте

На более профессиональном уровне хочется напомнить, что боевые искусства - это лишь небольшая часть искусства движения вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном, инструктора выделяются среди своих учеников только накатанностью приемов. Многолетняя практика берет свое. Плоскость же мастерства лежит несколько на другом уровне. Мастер характеризуется не тем, как хорошо делает он свою технику, а тем, как он делает движения вообще, в том числе чужие, не знакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость и раскованность тела. В Китае большинство крупных стилей имели на вооружении несколько образов зверей, от удава до тигра, то есть при одних и тех же приемах ученик обучался нескольким динамикам, а учитель должен был знать их все в совершенстве. В наше время большинство людей застревают на одной и той же двигательной базе на всю жизнь. Может поэтому "мастер" у нас формируется к 25-30 годам. К 40-50 же, когда физиология изменяется, и нужно сменить характер движений, "запаса свободы" практически не остается. Самое лучшее, что может сделать такой "мастер", это учить других тому, что умел в молодости. "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". Какую роль занимает умение двигаться в процессе обучения, а также в критической ситуации мы разобрались. Перейдем к тому, что предстоит изучать и применять, короче - к технике.

Как только мистический ужас перед Востоком перестал застилать глаза, стало ясно, что техника, которую предлагают большинство стилей каратэ и ушу, боевой не является ("фольклорные танцы" Окинавы - так охарактеризовали японские мастера дзю-дзюцу Сетокан Фунакоси Гитина при первом выступлении в Японии). Теперь пошла мода на "боевые школы", предлагающие широкий выбор приемов для "любой критической ситуации". Арсенал впечатляет: броски с болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в горло и пах, по глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего, сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: "Вот это да! А я-то всю жизнь только в челюсть да в "солнышко" кулаком, а тут..." Дело спорится, школа процветает, от желающих заниматься отбою нет. Только однажды ученик "супербоевой" школы все-таки попадает в действительно критическую ситуацию, для которой его вроде бы и готовили, и тут выясняются некоторые нюансы, о которых на занятиях не упоминали. Например, что знать и уметь - не одно и то же. А основная черта критической ситуации - это лавинообразно возрастающая нагрузка на психику. Проще говоря, думать там некогда. Попробуйте хладнокровно рассуждать, когда компания "тинэйджеров" берет вас "на понт" в темном переулке. Кстати, если вы смогли это сделать, драка скорее всего не состоится, подобная публика интуицией чувствует, кто является легкой добычей, а кто нет. Но в обычном варианте вы, при всей вашей крутости, просто "потеряете голову", а вместе с ней и все верхние этажи сознания, которые "знают" о технике. Остается голый навык, отточенный на тренировке до автоматизма. В какой ситуации оказываются ученики бесконтактных стилей, привыкшие обозначать и не доносить удары, говорить не приходится. Что с ними случится и так ясно. С боевыми техниками сложнее.

Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в пах, глаза, горло? Можно удар обозначить, но простите, чем он тогда отличается от отработки в бесконтактном стиле, только под другой вывеской. А если удар довести? Можно ли в принципе провести боевой прием на полной боевой скорости с полным вложением, не покалечив при этом партнера? Кстати, в этой же плоскости лежит и ответ на вопрос: в чем эффективность традиционного бокса? Конечно, в каждом стиле есть бойцы и мастера, но для опытных рукопашников не секрет, что далеко не каждый коричневый пояс Кекусин-кай сможет с честью противостоять хорошему разряднику по боксу. Пусть не обижаются на меня адепты упомянутого стиля. Они действительно серьезные ребята. Возможно, даже самые серьезные в мире каратэ, но голову от удара защищать они, за редким исключением, умеют плохо. О таких стилях как Сетокан, Вадо-рю или Сито-рю говорить не приходится. Непонятно на чем вообще держался столько лет авторитет каратэ и ушу в нашей стране. Боксер хоть и знает три удара, снизу, сбоку и прямой, и три защиты, подставкой, уклоном и нырком, зато бьет в полный контакт с правильной дистанции с реальной скоростью, и, с другой стороны, интуитивно чувствует, какой удар действительно представляет опасность, а каким можно и пренебречь Похожая ситуация и у борцов. Еще в молодости, когда я начал заниматься каратэ, и тот самый мистический ужас сковывал сознание, мой бывший тренер по самбо сказал: "Давай откровенно. Вы на тренировках всегда немного не добиваете. Я же, если беру захват, то бросаю в любом случае на полную катушку". Его правоту я понял только с годами. Получить травму от броска через бедро можно лишь от удара о землю, это не бросок дзю-дзюцу с болевым заломом, но именно простота и позволяет отработать такие приемы до полного автоматизма. А в итоге мы удивляемся, когда адепт новоявленного Шаолинь-цуань отправляется в нокдаун от апперкота, а "мастер" дзю-дзюцу летит по татами через "мельницу". Увы, многолетняя наработка простых движений часто оказывается эффективнее секретных техник. У нас в стане вообще сложилась парадоксальная ситуация. Шаолинь-цуань в Китае ценится именно за древность, подразумевающую многовековую методическую работу в русле одного стиля. У нас же такая методическая наработка была проведена в боксе и борьбе. Можно сказать, что именно эти стили являются для нас традиционными, а не школы ушу, имеющие в нашей стране за плечами 5-10 лет реальной работы, да еще и скованные многочисленными догмами и предрассудками.

Что может приблизить тренировочный процесс к реальности? Первое, что приходит в голову - это боксерские перчатки. Автор не является апологетом бокса, хоть и очень уважает его. Слишком сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки, выводя из работы кисть и пальцы. Захваты, а с ними и вся бросковая техника, естественно, исключаются, как и удары открытой рукой. Пространство боя, заполненное четырьмя кожаными "шарами", гораздо теснее реального. К примеру, стандартная глухая защита напоминает рыболовную сеть с крупными ячейками, которые могут хорошо "держать" перчатку, но, как мелкую рыбешку, пропускают кулаки (а кусается эта "мелкая рыбешка" гораздо больнее). Перчатки с открытыми пальцами уже ближе к теме, хотя тоже не совсем то, что нужно.

Можно пойти от обратного. Защитить не кулак, а тело: шлем, нагрудник, ракушку, накладки на голени, на предплечья и т.д., быстро приближаясь к доспехам средневекового рыцаря. Но эта защита имеет свои минусы. В первую очередь, значительно огрубляется ударная техника. Любой грамотный рукопашник знает, что при ударе о лоб по линии волос кулак столкновения не выдерживает. Сомневающихся отсылаю к рассказу Джека Лондона "Кусок мяса". Найдите и прочитайте. Это, в некотором роде, классика литературы по боевому искусству. Хороший шлем в наши дни достать не проблема. Однако, удар в скулу - это одно, а в нос - другое, и не только для получающего "по носу". Одним словом, шлем исключает такие тонкости техники, которые в реальной схватке могут оказаться решающими. Тело тоже не однородно, грудную клетку пробить почти невозможно, накачанный пресс проблематично, а работать в солнечное сплетение или по печени нагрудник не даст. Внутренняя структура тела остается "за кадром" подготовки, и вместо живого человека из плоти и крови перед вами возникает движущийся мешок для отработки ударов. У бойца, работающего в протекторах, в свою очередь, притупляется чувство опасности. Головой-то может он и соображает, что пропустил удар, но тело его не чувствует. В результате именно в подсознании закрепляется уверенность в том, что он сможет выдержать пропущенный удар. То, насколько именно подсознательные установки важны в критической ситуации, говорилось в начале статьи.

{...}

Немало практического опыта встреч с различными бойцами и стилями нужно и для того, чтобы понять, как важен психологический аспект: техника работает в том случае, когда боец до мозга костей уверен в ее результативности. Зависимость обоюдная: отрабатывая и используя в бою какие-либо приемы и связки, ученик внутренне убеждается в их действенности (имеется в виду корректно построенный процесс обучения действительно реальной техники). И все более убеждаясь в их действенности, он все напористее и смелее проводит эти приемы. Только тогда он может психологически "давить" на противника, навязывая ему свой, индивидуальный или стилевой, рисунок боя. Зачастую не так уж важно, какую сорта технику он использует, т.е. работает руками или ногами, бьет или бросает. Побеждают действительно духом. Особенно когда этот "дух" опирается на отточенную проверенную технику.

За годы тренировок привыкаешь не бояться "крутости" и дешевого напора. В 90% случаев они скрывают за собой полную техническую несостоятельность и неуверенность в себе. И уважать любое телосложение и возраст. Обычно некрупные ученики гораздо упорнее "шкафов" и имеют за душой хорошо отработанные приемы, а "дедушка" под 50 лет, с животиком, неожиданно показывает недюжинную растяжку и заезжает вам с ходу ногой в ухо (не вру, ухо было действительно мое, как и наивная уверенность, что в таком возрасте ноги высоко не задирают). Тут оказывается, что ни размеры тела, ни возраст, ни животик в ряде случаев не помеха для регулярных тренировок. Было бы здоровье, стремление и желание.

В плане психологической подготовки много дает посещение чужих спортзалов, но не в качестве зрителя. Там хоть и не враг, но и не совсем друг. Кто знает, что от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить, да всей атмосферой. Однажды я пришел спарринговаться в спортзал Кекусин-кай одетым в черное кимоно. Ощущение "черной вороны" среди белых кимоно каратистов было непередаваемо. Ведь бой, как уже говорилось, это, в первую очередь, столкновение характеров, и тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело представить, что такое столкновение с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было сказано: "Дома и стены помогают". В чужом спортзале помогают они, увы, не вам.

Но даже если вы обладаете трезвой головой и не тешите себя иллюзиями, имеете в запасе недюжинное упорство, хорошее физическое развитие и, вдобавок, черты отваги и авантюрности в характере (бой ведь всегда содержит элемент непредсказуемости, даже в спортзале), этого мало. Дело в том, что мастерство - это состояние души, это определенный ритм бытия, не совпадающий, а зачастую и жестко не гармонирующий с общепринятым. В Китае мастера узнавали по осанке и по тому, как он пьет чай. Нельзя становиться мастером только на время занятий, а потом снимать свое мастерство и складывать в сумку, как кимоно после тренировки, либо вешать на стенку на манер боевого оружия, утешая себя мыслью, что успеешь одеть, либо снять со стенки, когда придет необходимость. В состоянии мастерства нужно жить так же, как нужно жить в вере, неважно христианин вы, мусульманин или кришнаит, а не становиться верующим на время церковных праздников. А для того, чтобы выдержать такую жизнь, нужно очень любить свое дело. Любить не за крутость или деньги, которые на нем зарабатываешь. Впрочем, основная черта любви именно в том, что логически она необъяснима.

Дмитрий Медведев


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное