Предлагаем ознакомиться с замечательным рефератом:
Воинские искусства самураев.
Секреты воинских искусств (бу-дзюцу), самураи, как и все прочие смертные на Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю). Система школ, дожившая до наших дней, например, в каратэ, уходит корнями в раннее средневековье и имеет аналогии в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. Слово рюха состоит из двух иероглифов, где рю означает 'течение' в прямом и переносном смысле, а 'ха' - 'школа', 'секта', 'группировка'. Здесь подразумевается передача традиций
бу-дзюцу во времени.
Японское слово 'бу-дзюцу' образовано двумя иероглифами: 'бу' - 'воинский, военный, относящийся к военному делу', и 'дзюцу' - 'искусство, умение, способ, средство, уловка, магия'. Под бу-дзюцу следует понимать всю совокупность военного искусства, в западном понимании этого термина, во всех его проявления - в сфере столкновений государств, армий или индивидуумов.
Ознакомимся с основными направлениями бу-дзюцу.
Мидзоку-бу-дзюцу
Под мидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т. е. с древнейших времен до рубежа XIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу - сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах (кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые
искусства, по сравнению с последующим периодом, были крайне примитивны.
Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу - ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.
При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода в истории японской воинской традиции нельзя.
Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических бу-дзюцу. Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений военной мысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов - 'Сунь-цзы', 'У-цзы', 'Лю тао', 'Сыма фа', 'Сань люэ', 'Вэй ляо-цзы', 'Ли Вэй-гун вэньдуй' и других. Начиная с VIII века они служили надежным подспорьем для японских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцу отталкивалось от идей китайских
классиков. Во всех без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения с монголами послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики крупномасштабных сражений до рукопашного поединка.
Рюги-бу-дзюцу
Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением первых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том, какая школа была создана первой, продолжаются по сей день, но большинство японских исследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзенским монахом Дзионом и ставшей истоком для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рю школы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.
Возникновение школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В это время в Японии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев во главе с родом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать последнюю попытку императорского двора восстановить свое былое господство. Установление сёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало росту престижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства или даже священнодейства.
Раздробленность страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно вели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из общего объёма древнего 'национального' военного искусства особых территориально-родовых традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те или иные феодальные дома.
Школы Бу-дзюцу
К XVII веку существовало около сотни различных будзюцу. В целом в зависимости от специфики предмета канонизации их можно разделить на 11 групп: …
«…Упражнения по управлению ци – т.е. собственно цигун в узком смысле (ци – жизненная энергия, гун – работа) – осваиваются практикующими с самых первых занятий...»
«…Выше мы говорили о том, что ум обязательно должен побывать в каждом уголке тела, чтобы произошло их соединение. Тогда ум постепенно начнет опускаться в первый тандэн.
Центр сердца отвечает за взаимоотношения с внешним миром, за чувство любви к людям и ко всему живому на земле. Чтобы ум опустился во второй тандэн, надо умом побывать во всех уголках своих чувств. То есть позволить своим заблокированным чувствам начать проявляться вовне. Сначала это будет очень больно, но потом чувства очистятся от негатива и жизнь начнет приносить радость и наслаждение. Мы уже много раз говорили о том, как это делать, и нет нужды повторяться…»