Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 38
Сегодня, в 38 выпуске рассылки:
ДзэнУчись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи, как будто тебе предстоит умереть завтра. Неизвестный автор Серия статей "Традиционные Школы"Традиции разрабатывались и закладывались в Классических – Традиционных Школах – РЮ. Как возникали японские "рю" публикуется в сокращении, полная версия доступна на нашем сайте В японских бу-дзюцу существовало огромное количество школ (рюха, рюги). По некоторым оценкам, к 1750 году в Японии оформилось около 9000 различных "рю", охватывавших практически все аспекты военного дела - от фехтования мечом до военной топографии и сигнализации ударами в гонг. Здесь, во избежание путаницы, следует особо подчеркнуть, что речь идет не о залах для занятий боевыми искусствами (додзё), а именно об особых технических и духовных традициях, характеризующихся наличием собственной теоретической доктрины и установленного технического арсенала, зафиксированного в специальных "каталогах" (мокуроку). Очевидно, что создание новой школы воинского искусства - задача непростая. Это только сейчас во всем мире плодятся школы-однодневки, существующие до тех пор, пока их основатель жив или не перекрестился в иную веру. Даже на бескрайних просторах бывшего СССР мы с легкостью обнаружим несколько сотен "новоделок". Создатели их, вероятно, полагают, что они в чем-то обогнали своих соперников - старые школы боевых искусств, иначе чем объяснить такой творческий порыв? Конечно, программу обучения и собственные ката придумать не так уж сложно. Но вот как сохранить преемственность, как обеспечить передачу школы во времени? В этом плане показательна судьба "советской" школы каратэ "Сэнъэ". Когда-то полнокровная традиция с огромным числом приверженцев, с немалым количеством сильных бойцов, ныне она практически не существует. Мастера разбежались по другим направлениям - кто-то ушел в тхэквондо, кто-то в Косики каратэ, в Дайдодзюку, кик-боксинг и т.д. А те немногие, кто еще действуют под названием "Сэнъэ", изменили технику школы настолько, что занимавшиеся этим направлением десять лет назад не смогли бы ее узнать теперь. Подобная тенденция видна во всех странах Европы и Америки. По-иному обстоит дело со школами японских бу-дзюцу. Несмотря на то, что пришли они из далекого феодального прошлого, несмотря на то, что подчас обучают вещам совершенно неприменимым в современной жизни - например, верховой езде в доспехах, стрельбе из лука с коня, фехтованию копьем и т.д., эти "рю" сумели сохраниться до наших дней и продолжают жить через 300, 400, а то и 500 лет после основания. Правда, за пределами Японии они, за редчайшими исключениями вроде Катори Синто-рю, Ягю Синкагэ-рю и некоторых школ дзю-дзюцу, практически неизвестны. В чем причина такой живучести наследия феодализма? Только ли в приверженности японцев традициям? Пожалуй, нет. Если мы серьезно займемся изучением истории японских бу-дзюцу по старейшим работам, посвященным этой теме (созданным до 1867 года), например "Хонтё бугэй сёдэн" ("Малая передача о воинских искусствах нашей страны"), "Нихон тюко бу-дзюцу кэйфу ряку" ("Сокращение восстановленных генеалогий японских бу-дзюцу"), "Синсэн бу-дзюцу рюсо року" ("Заново отобранные записи об основателях школ бу-дзюцу") и др., мы обнаружим, что японская традиция отводит основателю школы боевого искусства гораздо более скромное место, чем можно ожидать. Здесь он не самостоятельный творец, создающий что-либо по своей воле. С точки зрения японцев, усердия в ежедневных утомительных тренировках, стремления познать все таинства воинского искусства, таланта и ума все же недостаточно, чтобы создать "рю". {...} Создание новой школы бу-дзюцу означает добавление чего-то существенно важного уже имеющемуся, полученному от учителя. В секретном наставлении по школе Тогун-рю читаем: "Совершенства в военном искусстве достигаешь тогда, когда получив знание от учителя, удаляешься от него на основе того, что постиг сам. Должно знать, что главное - собственное нововведение". Каким же образом происходит постижение "нового", о каком опыте идет здесь речь? Издревле японские воины удалялись для моления и аскетической практики в синтоистские святилища, где после долгого духовного подвига обретали Знание мистическим образом - либо во сне, либо от неизвестно откуда являвшегося необычайного существа. Особым почетом исстари пользовались храмы Касима и Катори, посвященные двум воинским божествам, соответственно Такэмикадзути-но микото и Фуцунуси-но микото. Считалось, что именно эти божества обладали наибольшей чудодейственной силой. {...} Основание новой школы в японской традиции всегда связано с контактом именно с богами. Знание могло быть получено и от более земного существа, которого предания нередко называют "идзин". Пример - приведенная выше биография Дзиона. Слово "идзин" обычно обозначает иностранца, однако иероглиф "и" имеет не только значение "другой, отличный, чуждый", но и "странный, ненормальный, исключительный". Таким образом, слово "идзин" можно понимать как обозначение какого-то необыкновенного человека, обладающего сверхъестественными возможностями. Таковыми в японских легендах обычно предстают горные отшельники-ямабуси, буддийские монахи, являющиеся неизвестно откуда, седовласые старцы. Так в книге "Бугэй хасири-мавари" ("О боевых искусствах") рассказывается, как Такэноути Хисамори, предававшийся голодной аскезе в горной глуши Санномия, на 37-й день подвижничества получил наставление о приемах борьбы от таинственного ямабуси, явившегося "из ниоткуда", обрел просветление и создал школу Такэноути-рю когусоку (1532г.). Излюбленными трансляторами высшего знания о воинском искусстве в японской традиции являются мифические создания тэнгу - "небесные лисицы", обитающие в горах, имеющие тело человека, длинный красный нос или клюв, птичьи крылья, владеющие магией и боевым искусством. Народное сознание прочно связывало тэнгу с ямабуси. На многих старинных изображениях "небесные лисицы" облачены в одеяния отшельников с характерной шапочкой-токин на голове. В литературных источниках слова "тэнгу" и "ямабуси" зачастую используются почти как синонимы. А "Интоку Тайхэйки" ("Повесть о темной добродетели и великом мире") вообще оперирует единым термином "тэнгу-ямабуси". {...} Ко всем этим легендам можно относиться по-разному. Нужно сказать, что даже в самой Японии большинство исследователей к сообщениям о контактах патриархов бу-дзюцу с божествами, тэнгу и прочими чудищами относятся скептически, считая такие сообщения простыми рекламными выдумками. Но хотелось бы отметить два момента. Во-первых, легенды о божественных откровениях - часть японской традиции воинских искусств. И они, вне всякого сомнения, формируют особый духовный ореол, окружающий бу-дзюцу, определяют отношение к ним со стороны современных приверженцев, всеми силами стремящихся сохранить традиционные школы и передать их потомкам в неизменном виде. Во-вторых, я бы отметил постоянные указания легенд на то, что божественное откровение приходит только тогда, когда человек всецело посвящает себя познанию воинского искусства, когда накал его страсти достигает невероятной высоты. Только в таком состоянии становится возможным прорыв в иной мир (подключение к неисчерпаемым резервам собственного разума и окружающей нас живой Вселенной). Такое бывает не только в бу-дзюцу. Вспомним хотя бы всем известного Менделеева с его таблицей химических элементов, пришедшей к нему во сне после долгих тщетных поисков. По-видимому, когда концентрация человека на чем-то одном достигает своего пика, в дело включаются такие скрытые возможности психики, что истина, незаметно выкристаллизовавшись где-то в тайниках сознания, вдруг приходит как вспышка молнии в ночной тьме. Но, похоже, эта вспышка случается лишь под влиянием какого-то толчка извне, меняющего видение окружающего мира. В этой связи хотелось бы рассказать об уникальном в богатой истории японских бу-дзюцу случае. Миура Гэнъэмон Масатамэ вошел в историю бу-дзюцу как обладатель абсолютного большинства мастерских сертификатов. Согласно источникам, он в совершенстве овладел 18(!) школами бу-дзюцу: Итто-рю, Ямагути-рю, Тода-рю, Син-рю, Ёсиока-рю, Гандзи-рю, Дзиган-рю, Синкагэ-рю, Синсин-рю, Кураама-рю, Тогун-рю, Мусаси-рю, Имаэда-рю, Асаяма итидэн-рю, Ёсин-рю, Инадзума-рю, Бокудэн-рю и Дзуйхэн-рю. Однако потратив почти всю свою жизнь на овладение этими школами, Миура так и не обрел покоя. Дело в том, что при сравнении доктрин разных "рю" вдруг вскрылась их абсолютная несовместимость и противоречивость. "Где же истина?" - вновь и вновь спрашивал себя Миура. Многие годы этот вопрос мучил его. И вот однажды, когда пожилой мастер лег прикорнуть, ему пригрезился огромный кит, усеянный цветами, который вдруг издал странный рев, заставивший самурая проснуться. В тот самый момент его внезапно посетило озарение, все стало на свои места, тело обрело абсолютную свободу движения, а сокровенная сущность бу-дзюцу стала очевидной. Вскоре после этого события Миура основал собственную школу, которая получила название Муган-рю и воплотила в себе истину, выношенную за многие годы поисков и мучений. Произошло это в 23-й день 10-месяца 1683 года. А.М.Горбылёв, статья опубликована в журнале "Кэмпо". АнонсыСерия статей: "Секретные материалы БИ": 1. Статья Тандэн — центр единства. Часть 2. Автор: Владимир Жикаренцев. « … Как работает наше линейное, разделяющее, мышление? Рассуждая о каком-то предмете, мы говорим о нем, как о чем-то постороннем, находящемся вне нас. В этом заключается ваша главная ошибка и ловушка, из которой вы никогда не выйдете, если не начнете видеть и понимать, что Внешнее Равно Внутреннему. 2. Статья "Отношение к Знаниям и Учителю". « … Можно идти по пути самому, по крупицам добывая знания, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Но насколько трудно освоить заново с нуля тысячелетиями наработанные методики без надежных источников информации. Какое образование получит ребенок без школы, без учителей, имея на руках одни учебники? А почему-то считается, что так же как практически любой обыватель чувствует себя специалистом в воспитании детей (не имея при этом специального образования), так и в постижении Будзюцу – море специалистов, не нуждающихся ни в чьих рекомендациях, но почему-то при этом реально идущих – единицы …» Последовательность опубликования статей
|
В избранное | ||