Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взаимосвязь техник кен-дзюцу и айкидзюцу: Выпуск 39



Сегодня, в 39 выпуске рассылки:


Дзэн

«Меч – универсальный уравнитель»

М. Саотоми


Серия статей "Традиционные Школы"

Особенности традиционного обучения.

В традиционном обучении бу-дзюцу существует три уровня называемых Су Ха Ри .

В Японии понятие "Су Ха Ри" используется не только для описания общего прогресса эволюции на пути изучения боевых искусств, но и как весь жизненный цикл отношений ученика и учителя.

守(Су) – Иероглиф - «защищать, охранять» подразумевает под собой точное следование традиции, точное воспроизведение преподаваемой техники. Часто эту стадию называют «ошейником».

Иероглиф "Су" имеет два значения «защищать, охранять». Этот двойной смысл описывает отношения между учеником и учителем на раннем этапе обучения боевым искусствам, который может быть сравним, с отношениями между родителями и их детьми. Ученик должен впитывать все, чем делится с ним его учитель, должен стремиться к знанию и быть готовым принять любые замечания и конструктивную критику. Учитель должен опекать ученика в смысле соблюдения его интересов, заботы и поощрения его прогресса, во многом как родитель опекает свое дитя, пока оно растет. "Су" делает упор на изучении основ в бескомпромиссной манере, так что ученик приобретает крепкую основу для последующих этапов обучения, и что все ученики выполняют технику одинаково, хотя личностные качества, структура тела, возраст и способности у них разные.

破(Ха) – Иероглиф - «разбивать, ломать, нарушать правило» подразумевает полную адаптацию в понимании основных техник, переход к вариативной практике (хэнка), внутреннему осознанию важнейших составляющих стиля (дословно "вспышке сознания или внутреннему озарению")

"Ха" это еще одно понятие с соответствующим двойным значением - «разбивать, ломать, нарушать правило» . Пройдя значительный этап обучения когда ученик приходит к "внутреннему озарению" , он начинает освобождаться от "ошейника" в двух направлениях. С точки зрения техники, ученик преодолевает фундаментальные основы и начинает применять принципы, обретенные в процессе отработки базовой техники, в новой, более свободной и творческой манере (Хэнка ваза). Индивидуальность ученика начинает проявляться в том, как он выполняет технику. На более глубоком уровне у него также происходит освобождение от слепого выполнения наставлений учителя, он начинает размышлять (сомневаться, задавать вопросы) и открывать для себя новое больше за счет собственного опыта. Этот этап может принести разочарование для учителя, поскольку путь собственных открытий ученика ведет к бесчисленным вопросам, начинающимся со слов "Почему...". На уровне "Ха" отношения между учителем и учеником напоминают отношения между родителем и его взрослым ребенком; учитель является мастером искусства, а ученик теперь уже может быть инструктором для других.

離 (Ри) – Иероглиф - «отделять, выпускать» предполагает самостоятельность и свободу, когда получив знания удаляешься от него на основе того, что постиг сам, путем единения Син (心) - духа, Ги (вадза) (技) - техники и Тай (体) – тела.

"Ри" это этап, на котором ученик, теперь уже обладающий высоким рангом, отходит от своего наставника, впитав все то, что можно было от него получить, но это не означает, что между учеником и учителем нет больше связи. На самом деле, все должно быть как раз наоборот, связь между ними должна быть крепка как никогда, почти как между родителем и его взрослым сыном или дочерью, у которых теперь свои дети.

Несмотря на то, что ученик теперь полностью независим, он хранит в себе мудрость и терпеливое наставничество своего учителя, так что их отношения обогащаются за счет разделяемого ими опыта. Но теперь ученик развивается и учится больше за счет собственных исследований, а не за счет получения инструкций, и может дать выход собственным творческим порывам. Техника ученика теперь несет в себе отпечаток его индивидуальности и характера. "Ри" также имеет двойной смысл, второе значение которого « выпускать». По мере то как ученик стремится к внутренней независимости от учителя, наставник в свою очередь должен отпустить ученика.

"Су", "Ха"," Ри" не является линейной прогрессией. Это больше похоже на концентрические круги, так что "Су" присутствует в "Ха", и оба они присутствуют в "Ри". Таким образом, основы остаются неизменными, только их применение и мягкость их выполнения меняются по мере того, как ученик продвигается в обучении, и его личность начинает чувствовать вкус выполняемой техники. Похожим образом ученик и учитель всегда связаны между собой близкими отношениям и знаниями, культурой, опытом и традицией.

В идеальном варианте, " Су ", " Ха" , " Ри" должно выразиться в том, что ученик превзойдет своего наставника, как в знании, так и в умении. Это и есть источник развития искусства, как такового. Если ученик никогда не превзойдет своего наставника, то искусство в лучшем случае будет переживать застой. Если способности ученик никогда не достигнут способностей мастера, искусство станет угасать. Если же ученик сможет ассимилировать все то, что дает ему его наставник, и потом достичь еще более высокого уровня мастерства, искусство будет все более улучшаться и процветать.

В Рю существует следующая систематизация при обучении: Сёдэн , Чудэн , Дзёдэн , Окудэн. Однако прохождение уровней " Су ", " Ха" , " Ри" на основе изучаемых технических приёмов зависит только от Вас, а не передаётся Вам другими.

В древние времена Будзин (武人) достигал уровня " Ри" в боях, рискуя своей жизнью.

Бу-дзюцу это техника боя ради жизни. Рю (術) это не спорт и не игра, в которых существуют правила и запрещена опасная техника. Нелегко сдерживать нападающего, не причиняя ему боли.

Не клевещи на других и не испытывай к ним презрения.

Эйзан (гора) высока, а Камогава (река) уважаема, хотя она находится ниже.

Другие Рю-ха (流派) имеют свои индивидуальные, присущие им качества, имеющие свои преимущества. Таким образом, поношение других школ есть крайняя грубость, низость и проявление собственного тщеславия и высокомерия.

Доверие есть источник силы и гармонии. Важно дорожить честью, доверяя наставнику, доверяя самому себе. Не теряйте самоуважения, не нарушайте доверия, не дайте тщеславию перерасти в самонадеянность.

Из пособия по тренировкам Синдэн-рю дзю-дзюцу (心伝流柔術)
Ханси Дай Ниппон бутоку кай Такэмити Кувахара 9 дан Синдэн-рю дзю-дзюцу


Анонсы

Серия статей: "Секретные материалы БИ":

1. Статья Тандэн — центр единства. Часть 3. Автор: Владимир Жикаренцев.

« … так достигается ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА…»

2. ЦИГУН. Часть 1. «Классификация видов энергии, доступных человеку».

«…человеку как биологическому объекту подконтрольны 7 энергетических систем. При этом уровень контроля, доступный каждому конкретному человеку, зависит от уровня его развития. Упражнения цигун направлены на то, чтобы повысить степень контроля практикующего над тем или иным видом энергии…»


Последовательность опубликования статей



г.Санкт-Петербург
www: http://www.academy.muto.ru e-mail: ShinKage@muto.ru

В избранное