Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В "Ф1-МОМК" #222:


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы

Участник содружества "Ф1-Альянс"
Выпуск #222 от 11 октября 2006 г.
f1-momk@rambler.ru \ f1-alliance.ru \ blynsky.narod.ru

Сегодня в номере:

Неделя
Вопрос номера
NewsLab - Другие новости
"Спорт Сегодня" представляет
Обзор-2006 - Гран-при Японии

Книги
Г.Бергер. Финишная прямая. #10-2
Ежегодный рейтинг пилотов. 1981. #2
Право голоса
Результаты предыдущего опроса
Трибуна
Silverstone testing session, 19 Sept 06, #1.

Детали
Партнеры
Выходные данные



Информация для подписчиков сервиса Subsсribе.Ru

Теперь Вы можете постоянно оценивать материалы полученного номера нашего проекта, участвуя в голосовании "Фестиваля Золотых Рассылок" в самом начале или в конце каждого рассылочного номера.

Для чего это нужно? Рассылки, имеющие наибольший рейтинг, находятся выше в общем каталоге, на них больше и охотнее подписываются, а значит и Ваши шансы увидеть какого-нибудь нового автора в очередном номере "Ф1-МОМК" серьезно увеличиваются.

Вопрос номера


Считаете ли вы еще победу М.Шумахера
в ЧМ-2006 возможной?
 

Памятка голосующим:

- Пользователям "I.E." и "Opera" голосовать можно сразу, пользователям же "The Bat!" предварительно необходимо сохранить вложенный html-файл и открыть его браузером.

- Голосуйте так: выйдите в режим on-line, выберите один из вариантов и нажмите кнопку отправки.

- Появление на экране монитора странички Альманаха означает, что голосование было успешным.

- При проблемах с on-line голосованием можно отдать свой голос и по E-Mail. Пишите с указанием темы опроса и ответом сюда: f1-momk@rambler.ru.

Другие новости

Пухкал Иван (I. P.)
CC-BY-NC-SA

В других новостях, вчера

Певица Шакира: "Мне надоела вся эта поп-сцена, весь этот шоу-бизнес "не дай скачать песню", ухожу в NASCAR!"

Плюх!

В прошлом выпуске в разделе статистики от Брайана Лоуренса мною был допущен ляп. Мне удалось перепутать двух претендентов на титул: четвертое место в последней гонке, а равно звание чемпиона мира досталось Эмерсону Фиттипальди. Спасибо Майклу Пуху (Michael Pukh), который указал мне на ошибку. Для большей информативности также следует добавить замечание от Изверга Ааза: "Причем там в последней гонке сразу трое претендовали на титул: помимо Эмо и Клея еще и Шектер, хотя у него было гораздо меньше шансов."

В других новостях, вчера

Футболист "Астон Виллы" Хуан Пабло Анхель: "Мне надоел весь этот футбол, весь этот шоу-бизнес "продай больше маек", ухожу в NASCAR!"

Вопрос недели

Если бы в это воскресенье в паддоке Формулы-1 появилась бы новая команда со следующими свойствами: (a) машины выкрашены в розовый цвет (b) призовые пилоты команды: Катерин Легг и Даника Патрик (c) управляют командой Пенелопы (да, те самые) - стали бы вы ее болельщиком?

В других новостях, вчера

Писатель Габриэль Гарсия Маркес: "Мне надоела вся эта макулатура, весь этот шоу-бизнес "купи мою книжку", ухожу в NASCAR!"

Stop the cock!

Не следует думать, что с трансляциями Ф1 в остальном мире ситуация радужная. Например, британский ITV уже несколько лет шпыняют телезрители за качество их трансляций. Как известно, сайт Sniff Petrol уже больше года проводит акцию, призванную прекратить существование Джеймса Аллена в качестве комментатора ITV. К сожалению, не могу быть объективен (поскольку ни разу его не слышал), но судя по отзывам - это нечто в стиле канала Ren-tv.

FOSA недавно провела опрос на своем сайте: "Если бы у вас был выбор, то чей комментарий вы бы предпочли?" Результаты распределились так: ITV и Джеймс Аллен - 22 голоса (0.44%), BBC Radio 5 Live [наиболее известен нам из этой команды гонщик Энтони Дэвидсон] - 4898 (97.73%), кто-либо другой - 92 (1.84%).

Stop the cock! Don't let James Allen spoil Formula 1! (Публикуется в рамках информационной поддержки Sniff Petrol)

В других новостях, вчера

Эксперт по компьютерной безопасности Адриан Ламо: "Мне надоели все эти дыры, весь этот шоу-бизнес "поймай меня первым", ухожу в NASCAR!"

Анекдот-3

Вы опять будете смеяться, но московское правительство собирается построить трассу "Формулы-1".

Вот что сообщает ИТАР-ТАСС: В Молжаниновском районе Москвы построят трассу для автогонок в классе машин "Формула-1". Столичные власти объявили конкурс для отбора инвестора на проектирование и строительство этой трассы. "Автодром с соответствующей инфраструктурой появится на земельном участке по адресу Ленинградское шоссе, вл. 288-374", - отметил собеседник агентства.

Большинство СМИ передало именно этот вариант. Конкурсу дан старт, все замечательно и так далее. На приблизительное положение этого места можно взглянуть на Яндекс.Картах. Тем не менее, есть и вторая точка зрения, которая была озвучена РБК: Временно исполняющий обязанности мэра Москвы Юрий Росляк, подписал сегодня распоряжение о строительстве автодрома, способного принимать у себя этап Формулы 1. В Молжаниновском районе, по адресу Ленинградское шоссе, владения 288-374, выделен участок, размером 227 га, на котором должен быть построен автоспортивный комплекс с соответствующей инфраструктурой, правда конкурс на строительство еще не объявлен [sic!], соответственно рано говорить о каких-то сроках.

Уже интересно. А что по этому поводу думает товарищ Квадратный метр, издание о московской недвижимости? Напомню, что именно m-2 постоянно следит за намерениями постройки тилькодрома (см. выпуск МОМК #202/NewsLab #020). Текущую ситуация газета не освещает, но в поиске можно обнаружить ссылку на следующую статью: Тендерный комитет не разрабатывает конкурсную документацию на строительство автодрома в Молжаниново – пресс-служба от 2006-06-08.

Цитата: Тендерный комитет Москвы не осуществляет разработку конкурсной документации на строительство автодрома с трассой для гонок "Формула-1" в районе "Молжаниново" (Северный административный округ). Об этом М2 сообщили в пресс-службе комитета. "К нам никаких распорядительных документов на проведение подобного конкурса не поступало. А раз такого распоряжения не поступало, значит разработка подобного проекта не ведется", - подчеркнули в пресс-службе. Напомню, это начало июня этого года. Я, безусловно, в тендерных вопросах строительства не разбираюсь. Но, честно говоря, мне кажется что три месяца (июль, август, сентябрь) на разработку условий конкурса маловато.

Хотя, давайте посмотрим по доступным источникам. Вот я на том же сайте нахожу информацию про строительство делового центра. Цитата: В ближайшие три месяца заверится разработка проектно-сметной документации и определится объем вложений в проект. После этого [sic!] будет разработана конкурсная документация и состоятся тендеры. Опять из трассы у нас будет пшик?

Тем, кого интересует эта тема, могу посоветовать следить за сайтом Департамента города Москвы по конкурентной политике. Пока никакой информации о конкурсе там нет.

Ах да, и еще: Монтойя на шоу "Формула ДОН-строй" не приехал.

В других новостях, вчера

Автогонщик Хуан Пабло Монтойя: "После того, как я чуть не убился на тестах в NASCAR, я решил завершить свою карьеру в гонках. Есть куда больше интересных занятий: я могу петь песни, писать книжки, стать компьютерщиком. Может быть даже стать футболистом вместе с Майклом."

Пресс-релизы Red Bull

На форуме открыта тема, в которую выложены все графические шутки из пресс-релизов RBR за этот год. http://f1-alliance.ru/forum/viewtopic.php?p=28613

Evil

Тем, кто следит за новостями, касающихся ИТ-компаний наверняка уже известно, что Google на днях приобрела видеосервис YouTube. Казалось бы, причем тут Формула? Все довольно просто: на YouTube в последнее время выкладывается довольно много роликов, которые являются TV-rip фрагментов гонок Формулы-1. FOM в свое время начала активную кампанию по зачистке интернет-пространства от того, что ей принадлежит. Относительно недавно FOM потребовал убрать сомнительные в части копирайта ролики с Google Video. Google подчинилась, а аудитория сбежала к YouTube, который был не столь щепетилен. Так что теперь угроза тотальной зачистки формулического видео грозит и YouTube.

А пока там что-то еще осталось, порекомендую вам следующий ролик: "Darkside of motorsport: F1's perished heroes" (Темная сторона автоспорта: Погибшие герои Ф1). За ссылку большое спасибо Элен с форума f1cab.ru. Общий размер - 20 564 934 байт. Время - порядка 8 минут.

(Как я уношу файлы с YouTube: при загрузке страницы позволяю файлу постепенно перекачиваться. После окончания загрузки забираю готовый файл из кэша Opera. Этот файл - файл так называемого типа FLV. На самом деле это внедренное во Flash видео стандарта H.263. После чего открываю файл в программе FLVPlayer. Enjoy [хотя к этому ролику слово "инджой" неприменимо].)

"Спорт Сегодня" представляет

Новости "Формулы-1" за неделю
05 октября 2006 г. - Фрэнк Уильямс: "Если бы я был Роном, то пригласил бы Хэмилтона"...
05 октября 2006 г. - Ник Шоррок: "Мы должны быть готовы к любым сюрпризам"...
05 октября 2006 г. - Бриаторе: «У «Рено» самый быстрый болид в чемпионате»...
05 октября 2006 г. - Шумахер: "Опыт на моей стороне"...
05 октября 2006 г. - В Renault изменили состав механиков на пит-стопе...
06 октября 2006 г. - Алонсо не чувствует поддержки от "Рено"...
06 октября 2006 г. - Инженеры "Бриджстоун" уверены в дождевой резине...
06 октября 2006 г. - Алонсо: «У меня нет разногласий с «Рено»...
07 октября 2006 г. - Гран-при Японии. Квалификация. Результаты...
07 октября 2006 г. - Алонсо: "Пятое место - подходящий результат"...
07 октября 2006 г. - Шумахер: "Не собираюсь сражаться с Массой"...
08 октября 2006 г. - Гран-при Японии. Итоги гонки и положение в чемпионате...
08 октября 2006 г. - Шумахер: “Титул потерян”...
08 октября 2006 г. - Масса: “Я потерял гонку на первом отрезке”...
08 октября 2006 г. - Физикелла посвятил гонку памяти друга...
08 октября 2006 г. - Росс Браун: "Мы проиграли, но не сдаемся..."...
08 октября 2006 г. - Флавио Бриаторе: "Еще ничего не решено..."...
08 октября 2006 г. - Ник Шоррок: "В Формуле 1 нет места самодовольству"...
08 октября 2006 г. - Итоги гонки Гран-При Японии. Дневник Фернандо Алонсо...
08 октября 2006 г. - Красный закат...
09 октября 2006 г. - На 36-м круге ада. Михаэль Шумахер уйдет побежденным...
09 октября 2006 г. - Лука ди Монтедземоло: "Мы будем бороться до последнего метра"...
10 октября 2006 г. - "Гран-при Японии" еще может вернуться на Сузуку...
10 октября 2006 г. - Хилл: "Не верьте словам, Михаэль никогда не сдается"...
Разработка п/о: "I.P. Labs"

Обзор-2006 - Гран-при Японии

Анна Гидаспова (Джен)

Трасса в Сузуке имеет репутацию не только одного из самых сложных и самых интересных этапов в календаре. Уже не раз чемпион мира определялся именно на Гран При Японии – здесь завоевывали свои титулы Нельсон Пике, Ален Прост, Айртон Сенна, Дэймон Хилл, Мика Хаккинен, Михаэль Шумахер... С учетом того, что со следующего года Большой Приз Страны Восходящего Солнца переезжает на принадлежащую Toyota трассу Фудзи, вполне вероятно, что рождение нового чемпиона – если таковое имело место быть, о чем чуть ниже – автодром в Сузуке видел в последний раз.


Суббота. Квалификация.

Накануне, в пятницу, над автодромом пролился дождь, но суббота обещала сухую погоду. Первая квалификационная сессия вряд ли порадовала местных болельщиков – за бортом осталась японская "дрим-тим" Super Aguri в полном составе (впрочем, вряд ли кто-нибудь этому удивился), причем Сакон Ямамото из-за разворота вообще не смог показать никакого времени, зато Такуме Сато удалось опередить Тьяго Монтейру на Spyker и занять 20 место. Несколько более неожиданным оказалось неудачное выступление команды Red Bull – Дэвид Култард и Роберт Доорнбос не смогли пробиться во вторую сессию и остались на 17 и 18 местах, ненамного опередив своего соратника Скотта Спида на STR. А вот напарнику Скотта Витантонио Лиуцци удалось преодолеть барьер первой части заездов, пройти во вторую и занять итоговое 15 место, опередив на полсекунды Кристиана Алберса.

Во второй сессии застрял и Роберт Кубица на BMW – молодой поляк, проводящий свою всего-навсего пятую квалификацию, в первый раз не смог пробиться в десятку лучших и остался на 12 месте. И если 14 результат Williams Марка Уэббера особым сюрпризом не явился, то болельщики McLaren Mercedes наверняка были весьма и весьма разочарованы – ни Кими Райкконен, ни Педро де ла Роса выбраться из второй части заездов не сумели. 11 и 13 места – вот и все, что им досталось.

После долгой череды провальных квалификаций удача наконец улыбнулась Нико Росбергу – девятому месту Ника Хайдфельда он уступил всего 0,3 с. На первую же восьмерку смотреть было любо-дорого – первые четыре ряда достались четырем командам в полном составе, причем гонщики каждой команды занимали строго по ряду. Бальзам на несколько израненные первой квалификационной сессией сердца местных любителей автогонок пролили Honda и Toyota – Дженсон Баттон и Рубенс Барикелло заняли 7 и 8 места, уступив землякам-конкурентам (на данной трассе конкурентам вдвойне) второй ряд; при этом разрыв между третьим местом Ральфа Шумахера и четвертым Ярно Трулли составил какие-то жалкие 0,05 с.

На третьем ряду стартового поля, в обрамлении из двух японских команд, разместились обе Renault; с точки зрения борьбы за титул и в личном зачете, и в кубке конструкторов 5 место Фернандо Алонсо и 6 Джанкарло Физикеллы назвать большой удачей язык не поворочивается. Особенно с учетом того, что 1 и 2 места достались, как уже легко догадаться, их главным соперникам – Ferrari. И не имело никакого значения, что на последних секундах квалификационных заездов поул из рук Михаэля Шумахера смог вырвать Фелипе Масса – первую победу на ГП Японии одержала итальянская "конюшня".


Воскресенье. Старт.

Второй раз в жизни стартовавший с поула Фелипе Масса в начале гонки смог сохранить лидерство, но только затем, чтобы беспрепятственно уступить его Михаэлю Шумахеру в начале третьего круга. Фернандо Алонсо сразу после старта удалось обойти Ярно Трулли и вклиниться между двумя Toyota, в то время как за его спиной Физикелла, напротив, без боя сдал шестое место Баттону. Неудачно началась гонка для Рубенса Барикелло – его Honda зацепила BMW Ника Хайдфельда, после чего бразильцу уже на 3 круге пришлось отправиться в боксы для замены переднего спойлера; с учетом того, что, выехав на трассу, Рубенс занимал последнее место, дальнейшие его перспективы были весьма туманны.

На 5 круге Физикелла возвращает себе утраченное ранее 6 место за счет обгона Баттона; напарник итальянца, рвущийся вперед, тремя кругами позже пробует пройти Ральфа Шумахера, однако его ретивость приводит только к слишком широкому выходу из поворота и потере возможности прорваться на 3 место. Вообще же обгоны по большей части происходят пока в глубине пелетона – четверка "красных быков" делит места с 14 по 18 между собой и Алберсом, Барикелло отнимает у Сато 21 позицию... Все прочие как будто выжидают.

На 12 круге первую волну пит-стопов открывает Ярно Трулли; кругом позже его примеру следуют Фелипе Масса и Ральф Шумахер, которого на несколько секунд до того наконец-таки обогнал Фернандо Алонсо, вышедший, таким образом, сразу на 2 место. Следующая цель испанца – несущийся в 4 с перед ним Михаэль; Алонсо жмет на газ, показывает лучшее время гонки, однако на 15 круге он и сам сворачивает в боксы на дозаправку (вторая Renault побывала на пит-кругом раньше).

На 16 круге дозаправляется Баттон, на 18 – лидировавший Михаэль Шумахер. Лидировать он продолжает и после возвращения на трассу – Алонсо следует на почетном отдалении в 5,4 с; на третьем же месте едет Масса. Становится скучновато.

На 20 круге на трассе наконец происходит что-то интересное – у Spyker Алберса на полном ходу разваливается задняя подвеска; голландец на трех колесах ковыляет в гараж, в то время как художественно раскиданные по асфальту обломки его заднего антикрыла остаются как будто незамеченными комиссарами – на трассе не пахнет не то что пейскаром, но даже и желтыми флагами. Куски болида растаскиваются из-под колес пролетающих машин урывками – не иначе как на сувениры.

На 20 и 22 кругах наконец заезжают на дозаправку де ла Роса и Райкконен – вполне предсказуемая тактика "бензовозов" после старта из второй десятки.

Если не считать разворота Скотта Спида на 29 круге (который стоил американцу 16 места, уплывшего в руки его собственного напарника) и Кубицы на 32 (не стоившего поляку ничего), до второй серии пит-стопов на трассе не происходит ровным счетом ничего интересного. На 33 круге в боксы отправляется Физикелла; по возвращении он оказывается на 6 месте – впереди уже "отстрелявшихся" Ярно Трулли и Ральфа Шумахера. Двумя кругами позже на пит-стоп останавливаются Фернандо Алонсо и Фелипе Масса, а на 37 их примеру следует и Михаэль Шумахер. На трассу немец выезжает впереди испанца, и, казалось бы, всего-то делов – поддерживать комфортное преимущество еще каких-нибудь минут 25... Однако то, что произошло буквально минуту спустя после выезда Ferrari с питлейн, заставило болельщиков этой команды по всему миру схватиться за сердце. Ибо впервые за шесть лет на машине "Красного Барона" задымил двигатель. А еще через несколько секунд не гарцующий уже жеребец сиротливо приткнулся на обочине, и все, что оставалась Михаэлю – смотреть, как восьмой титул синей молнией уносится от него все дальше и дальше... На фоне этого происшествия сход Дэвида Култарда на 36 круге из-за проблем с коробкой передач прошел почти незамеченным.

Теперь уже Алонсо нужно было просто "доехать", ибо разрыв между ним и шедшим теперь уже вторым Массой составлял более 8 с – и для сверхнадежной Renault это не составило никаких проблем. На 39 круге досрочно закончил гонку Марк Уэббер – после разворота машину австралийца вынесло прямо на ограждение, и продолжать борьбу он уже не мог. До самого клетчатого флага под ободряющие крики своего гоночного инженера продолжал бороться за одно очко висевший на хвосте у Хайдфельда Роберт Кубица, однако более опытный гонщик BMW выстоял. За 4 круга до конца гонки проблемы с управлением помешали финишировать Скотту Спиду, а за 3 развернуло одного из "национальных героев" Сакона Ямамото, но финишировать – второй раз в карьере – он-таки сумел. Вот, собственно, и все. Гран При Японии окончен.


Что в активе.

Сверхнеожиданные проблемы с двигателем на Ferrari Михаэля Шумахера подарили Фернандо Алонсо не только первую победу в Японии – можно сказать, что второй чемпионский титул испанцу был преподнесен на пресловутом блюдечке с голубой каемкой. Ибо вариант развития событий в Бразилии, включающий одновременно и победу Шумахера, и сход Алонсо, хоть теоретически вероятен, но малоправдоподобен. Хуже того – "благодаря" третьему месту Джанкарло Физикеллы Ferrari рискует остаться и без кубка констукторов. Так что можно сказать, что Сузука из календаря чемпионата уходит красиво...

В противоположность квалификации, не самым удачным образом выступили местные команды – стартовавшим со 2 ряда гонщикам Toyota достались в итоге лишь 6 и 7 места, Рубенс Барикелло из-за аварии на старте и вовсе остался 12-ым. Лучшее достижение японских мотористов оказалось записано на счет Дженсона Баттона – британец под конец чемпионата разошелся не на шутку и занял 4 место. В полном составе финишировала и Super Aguri – ну и пусть на 15 и 17, зато на домашней трассе и без проблем.

Благоволила нынче фортуна и Кими Райкконену с Нико Росбергом – первый, стартовав 11ым, смог финишировать 5-ым, а второй мог сказать спасибо и за то, что вообще финишировал, да еще и в первой десятке. Впрочем, надежность у Williams по-прежнему хромает на обе ноги.


Итак, в календаре остался последний этап. Бразилия. В гонках, конечно, всякое бывает. На то они и гонки. Шумахер, конечно, будет бороться изо всех сил – на то он и Шумахер. Но что-то мне подсказывает, что если судьба какого-то места в личном зачете и решится в Интерлагосе, то номер этого места – третий. Посмотрим. Осталось каких-то три недели.




Справочная информация Гран-при Японии 2006 г.


Итоги гонки


МестоСтартГонщикКомандаКруговВремя/сходОчков
15Алонсо Ф.Renault531:23:53.41310
21Масса Ф.Ferrari53+16.1 с8
36Физикелла Дж.Renault53+23.9 с6
47Баттон Дж.Honda53+34.1 с5
511Райкконен К.McLaren-Mercedes53+43.5 с4
64Трулли Я.Toyota53+46.7 с3
73Шумахер Р.Toyota53+48.8 с2
89Хайдфельд Н.Sauber-BMW53+76.0 с1
912Кубица Р.Sauber-BMW53+76.9 с
1010Росберг Н.Williams-Cosworth52+1 круг
1113де ла Роса П.McLaren-Mercedes52+1 круг
128Барикелло Р.Honda52+1 круг
1318Дорнбос Р.RBR-Ferrari52+1 круг
1415Льюцци В.STR-Cosworth52+1 круг
1520Сато Т.SuperAguri-Honda52+1 круг
1621Монтейру Т.MF1-Toyota51+2 кругов
1722Ямамото С.SuperAguri-Honda50+3 кругов
1819Спид С.STR-Cosworth48Рулевое управление
НК14Уэббер М.Williams-Cosworth39Столкновение
НК2Шумахер М.Ferrari36Двигатель
НК17Култард Д.RBR-Ferrari35Коробка передач
НК16Алберс К.MF1-Toyota20Механика

Лучший круг: Алонсо Ф., - 1:32.676

Кубок пилотов


МестоГонщикНацияКомандаОчков
1Алонсо Ф.ИспанияRenault126
2Шумахер М.ГерманияFerrari116
3Масса Ф.БразилияFerrari70
4Физикелла Дж.ИталияRenault69
5Райкконен К.ФинляндияMcLaren-Mercedes61
6Баттон Дж.ВеликобританияHonda50
7Барикелло Р.БразилияHonda28
8Монтойя Х. П.КолумбияMcLaren-Mercedes26
9Хайдфельд Н.ГерманияSauber-BMW23
10Шумахер Р.ГерманияToyota20
11де ла Роса П.ИспанияMcLaren-Mercedes18
12Трулли Я.ИталияToyota15
13Култард Д.ВеликобританияRBR-Ferrari14
14Уэббер М.АвстралияWilliams-Cosworth7
14=Вильнев Ж.КанадаSauber-BMW7
16Кубица Р.ПольшаSauber-BMW6
17Росберг Н.ГерманияWilliams-Cosworth4
18Клиен К.АвстрияRBR-Ferrari2
19Льюцци В.ИталияSTR-Cosworth1

Кубок конструкторов


МестоКонструкторОчков
1Renault195
2Ferrari186
3McLaren-Mercedes105
4Honda78
5Sauber-BMW36
6Toyota35
7RBR-Ferrari16
8Williams-Cosworth11
9STR-Cosworth1

Результаты предыдущего опроса

Дождевая гонка в "Ф1" – что это?
- Реальная оценка пилотов и команд 41% (79)
- Сумбур и масса случайностей 53% (101)
- Мало отличается от сухой 1% (1)
- Особое мнение 6% (11)

Особые мнения

katusha.

Очень люблю дождевые гонки, потому что это и оценка мастерства пилотов и тактики команд, и масса случайностей, и эти гонки всегда отличаются непредсказуемостью.


Jack.

В основном гонки в дождь – просто серия из нелепостей, вроде ошибок с выбором резины и врубаниями пилотов 3-го разбора в лидеров при проходе на круг. Скорее, дождевые гонки показывают не реальные силы пилотов и команд, а степень их удачливости.


Gu$lik.

"Мокрые" гонки интереснее! Чем-то они мне напоминают лототрон с шариками – кто-то из "номеров" вылезет наверх и скатится в призовой желобок, а кто-то закатится в самый низ кучи. :)


RomB.

Сложный вопрос. С одной стороны проверяется реальная степень подготовки пилотов – хотя бы в умении эффективно пилотировать болид на мокрой трассе, с другой разом возникает множество вещей, которые подконтрольны только случайностям, а не пилоту с любым уровнем мастерства – вроде "уснувшего" на трассе соперника, завала, неудачного выбора резины и т.д.

В общем, думаю что гонки в дождь мало что изменяют в реальных соотношениях сил пилотона – если посуху и пилот и команда сильны, то и дождь мало что изменит. Просто возрастают общая нервозность и напряженность, и становится несколько больше случайностных факторов, неподдающихся просчету.

Трибуна



НАШИ ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ

www.heikkikovalainen.net - неофициальный сайт, посвященный финскому пилоту "Рено Ф1" Хейкки Ковалайнену. Новости, биография, форум, галерея редких фотографий.



Интернет-магазин видеозаписей Формулы-1.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КОЛЛЕКЦИЯ гонок Формулы-1 в России
по САМЫМ ВЫГОДНЫМ ЦЕНАМ.
  • Гонки Формулы-1 с 1972 года.
  • Обзоры гонок Гран-При с 1935 года.
  • История автоспорта с 1900-х годов.
  • Обзоры сезонов Формулы-1 с 1950-х г.г.
  • Записи гонок и обзоры сезонов других гоночных серий (A1 Grand Prix, DTM, IndyCar, ChampCar, Le-Mans, F3000 и др.).
  • Фильмы и передачи про гонщиков Гран-При, легендарные команды Формулы-1, историю трасс Гран-При и отдельных соревнований, а также многое другое.

Полный он-лайн каталог видеоматериалов, содержащий скриншоты оригинальных кадров из фильмов, а также описание гонок и сезонов Формулы-1 на сайте http://formula1-video.ru.

Silverstone testing session, 19 Sept 06, #1.

Автор: (Lady)

Цель нашей поездки на эти тесты была проста – найти Хайки и пообщаться с ним. Хотя конечно мы понимали, что на тестах он ужасно занят, и помнилось нам с прошлых тестов, что увидеться у нас шансы будут тока в конце дня. Но, тем не менее, с утра пораньше мы прибыли к Сильверстоуну, и тут же у ворот застряли в очереди за машиной, водителя которой приветствовали все охранники как старого знакомого. Мы конечно шеи вывернули – ну мало ли кто там в машине перед нами?? Может и знаменитость какая не пойманная... не узнали, :( какой-то итальянского знойного вида товарищ с длинными волосами до плеч. Мы потом видели его выходящего из гаража Рено с обломком переднего крыла в обнимку, видимо, это был какой-то официальный собиратель разного хлама на продажу.


Когда мы, наконец, проехали ворота, навстречу попалась одиноко бредущая в никуда фигура подруги Хайки Ковалайнена. Мы, конечно, помахали ей руками от неожиданности, она нам тоже, ну мы решили ее найти попозже.


Выбравшись из машины, обнаружили, что утро в Сильверстоуне как всегда – холодное и ветреное. Кинулись бегом в свой hospitality suite за чаем с печеньями – все равно в паддок до обеда не пускали. Там нас накормили вкусным завтраком с горячими бутербродами – очевидно, англичане знают как жить со своими погодами :)) Понаблюдав за машинами Ф1 с балкона, :( а видно нам было всю секцию от моста до въезда на пит, :) мы решили погулять вокруг трассы и посмотреть как же проистекает встреча блоггеров Рено, запланированная на 9:30 на главной трибуне прямо напротив боксов Рено.


Блоггеры долго готовились к этой встрече, тока они не учли одной мааааааленькой детали – главная трибуна в дни тестов закрыта!!! Видимо, руководству автодрома (Дэймону?) не очень охота возиться с уборкой трибун после скучающих фанов, вот они и открыли только трибуны для инвалидов (которые представляют из себя просто ступеньки) и крытую трибуну в Luffield. Мы справедливо решили что блоггеры пойдут на ближайшую открытую трибуну, и тоже двинулись туда. Оказалось, что доехало до Сильвера их (блоггеров) в тот день не очень много – может человек 6-7 от силы. И сидели они с таким скучающим видом, что мы посидели, посмеялись над ними, записали на телефон звуки несущихся мимо Нельсона Пике-младшего, Ральфа Шумахера и Хайки, и пошли дальше гулять. Нашли интересное место, где можно смотреть гонки, если нету места на трибуне! Прямо за мостом в начале третьего отрезка времени, там машины пролетают очень близко, метров 10, и саундтрек отличный. По дороге на ланч недалеко от нас сгорел мотор у маленького Пике, очень много дыму напустил и воздух испортил, хотя и не настолько насколько его напустила 3 минуты спустя Тойота в том же повороте... Мы конечно очень расстроились за Нельсона, особенно нас расстроило, что если б мы были в нашем hospitality suite, Нельсон остановился б прямо под нашим балконом, и мы бы смогли бы наснимать его вдоволь и в разных ракурсах... Ну что ж... Отловим в паддоке и пофоткаем, не уйдет.


В тот день Макларен тестировал своего вундеркинда Льюиса Хэмильтона. Льюиса было очень легко узнать по его ярко-желтому шлему, мы и ему покричали немножко, хотя конечно он нас не услышал. Было в один момент такое впечатление, что Хайки заметил нас, стоящих у ограды в Woodcote, и немножко махнул рукой, но потом я взяла себя в руки и уговорила себя, что вряд ли он нас заметил бы, хотя Дэвид справедливо заметил, что они со своим зрением замечают если вдруг камешек у трассы не на том месте лежит на котором он был на предыдущем круге. Мечты, мечты... :))


После обеда нас пустили на пит-лейн. Конечно, это после нашего обеда нас туда пустили, у гонщиков обед был в самом разгаре! Естессно, все гаражи как обычно были закрыты щитами, и ничего нельзя было рассмотреть. И конечно самой близкой народу оказалась Супер Агури, им прятать нечего. Мы потоптались у них немножко, и пошли обратно – а что еще делать, можно конечно и на пит-уолл залезть и поглазеть на трассу с точки зрения больших боссов команд, что мы и сделали. При подходе к Макларену сразу было ясно, что там что-то происходит – вспышки фотоаппаратов и очень плотная толпа. Сквозь лес ног были видны ноги обутые в гоночные мокасины – кто, кто, кто тут?? Подобрались поближе – оказалось, Льюис. :)) У нас возникло впечатление, что команда выгнала его на пит-лейн к народу, иначе б они его не покормили б обедом. По крайней мере, он никуда не убегал, и подписывал автографы не торопясь и внимательно. Я читала потом, что он был поражен вниманием к своей персоне, никогда раньше он не ожидал, что его знают и узнают столько народу. Ему кто-то дал подписать его фотку с ранних лет, когда у него прическа была эдакое прикольное афро, и он конечно тут же засмущался и спросил, откуда выкопали этот ужас. :)) Он также с удовольствием фотографировался со всеми, кто желал с ним сфотографироваться.


После общения с Льюисом мы под очень приятным от него впечатлением опять пошли по пит-лейн, и в Тойоте нашли Френка Монтаньи, который стоял в простом черном комбезе и что-то обсуждал с инженерами. Толпа терпеливо ждала, когда он освободится, и не дергала его. А когда он договорил, все конечно закричали "Френк! Френк!", а он взял и ушел вглубь гаража, :( прям разочарование – ну не такая ж он и суперзвезда, чтобы так нас игнорить. Мы обиделись на него. :)) И пошли опять в Рено. :))


А в Рено тоже толпа была немаленькая – прям на пит-лейн Луиз Гудман допрашивала Нельсона-младшего. Пробиться к нему поближе было невозможно, тока и удалось увидеть слегка прикрытое его черной прической ухо. :( Мы постояли, позавидовали Луиз, и обернулись чтоб уйти, и тут же нос к носу столкнулись с Джонни Хербертом!! Приятно! :)) Джонни как всегда был просто такое себе улыбчивое солнышко, радостно жал всем руки и охотно фоткался.


Тут нас всех стали выгонять уже с пит-лейн, потому что командам надо было готовиться ко второй части тестов, и мы построились все дружно толпой у входа в паддок. Педантичные англичане-охранники не могли нас, конечно, пустить в паддок в 1:57, только в 2:00 [дневное время]. И пока мы толпились – пришел Нельсиньо!!! Конечно, все девки в округе к нему кинулись сразу (Да, - лирическое отступление. Во все предыдущие разы, что я была на тестах, в нашем hospitality suite было от силы 2-3 особы женского пола, включая меня. В этот раз, откуда ни возьмись, появились толпы девчонок-тинейджеров, только в нашей комнате их было человек 15!!! И все они на себе имели хоть какую-то бразильскую принадлежность – пусть это даж был вышитый на заднем кармане джинсов бразильский флаг. Трех из них мы потом наблюдали у ограды Рено в течение минимум 4 часов – они ж так и не сдвинулись с места пока не пришел их кумир Джуниор. :)) Конец лирического отступления.). Так вот, все девчонки к нему ломанулись, ну и я конечно, с заданием от Верки (И - нет, она не напоминала мне о задании в 10 е-мейлах, 15 смсках и в бесчисленных разговорах в мессенджере.). Задание заключалось в добыче подписи Нельсона на фотографии из Парижа, на которой запечатлены были в обнимку Верка, Нельсон, Дэн Велдон и Травис Пастрана. Я пробилась с этой фоткой к Нельсону, взглянула на него, у меня тут же конечно мозг атрофировался, и я, конечно, забыла спросить у него что же он думает о поездке в Париж и в этом декабре тоже. Нельсон подписал фотографию молча и без эмоций, что меня удивило, я ожидала, что уж он хоть как-то прореагирует на нее, это ж не то, что можно в любой день распечатать с инета. Но нет, увы. И потом он стал уходить, и конечно в тот момент я обрела наконец дар речи опять и хотела задать свой вопрос, но было уже поздно. :( И он ушел. :( А потом ему наконец починили машину, и до самого вечера мы его не видели, а просто слышали.

...


Продолжение следует

Герхард Бергер. Финишная прямая. #10-2

Перевод и редакция:
Алексей Гесс (Hess)
Вадим Русов (Nelson01)

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"

Глава 10. Benetton. Часть 2.

1996,1997


...

С машиной я между тем вполне освоился. За исключением одного разворота в Канаде, ошибок не случалось. Большинство неприятностей было по-прежнему домашнего происхождения, от халтуры при затяжке гаек колес до блокировки системы тормозов, не желавшей разблокироваться при старте. А люди у телевизоров били себя по коленям и говорили: вот стоят два дурака с затянутым стояночным тормозом.

Что меня действительно раздражало, была цепь поражений в квалификациях от Алези. Я ужасно переживал, хотя объяснение лежало на поверхности. В характере нашего автомобиля избыточная поворачиваемость при входе в поворот (turn-in oversteer) была заложена, так сказать, аэродинамически. Это старая история. Конечно, от самых высокооплачиваемых гонщиков мира можно требовать, чтобы они могли справляться с любыми возможными повадками автомобиля. Это, однако, ничего не меняет в том, что в экстремальных условиях квалификационного круга те или иные гонщики лучше или хуже справляются со специфическими особенностями машины. Чем ближе друг к другу тип гонщика и машина, тем больше гонщик может пользоваться своими ультимативными рефлексами, поскольку все это является продолжением его сути. В моем случае это – нейтральная или недостаточная поворачиваемость, у Алези – избыточная, какую и имел Benetton образца 1996 года.

Снаружи это все выглядело не так красиво, и газеты в отношении меня начинали терять терпение. Мне никогда не было безразлично, что пишут газеты, поскольку я считаю имидж и, тем самым, рыночную ценность гонщика существенной частью всего образа. В общем, не могу пожаловаться, со мной почти всегда обходились справедливо, собственно, даже отлично, если я правильно припоминаю.

С другой стороны, я более чувствителен, чем нужно бы для человека такой профессии. Если я чувствую себя задетым и оскорбленным, то не могу просто так оставить ситуацию.

Например, в газете всплыл вопрос о том, не слишком ли много денег я до сих пор зарабатывал?

Что я должен думать по этому поводу?

Если бы я в период до сегодняшнего дня меньше требовал и меньше получал, то Benetton был бы теперь, несмотря на это, все равно медленнее, чем Williams. А я все так же пять раз бы сошел. Просто тогда бы у меня не было денег, что было бы в два раза глупее. И оправдываться перед людьми, которые мне завидуют, все равно не по мне. Пусть думают, что хотят. А вот если ты ничего не зарабатываешь, придут те же самые люди и скажут, он слишком глуп, чтоб зарабатывать деньги.

Должен, правда, сказать по этому поводу, что в целом я по-прежнему получал от газет "попутный ветер", и тем более от болельщиков. Они были непоколебимы на протяжении всей моей карьеры.

Эмоциональный критический разбор с самим собой привел к свежему всплеску энергии. Я изначально не искал простых путей, не уклонился ни от самого лучшего гонщика (Сенна), ни самой плохой команды (Ferrari образца 1993 года). Так что преодолею и ситуацию в Benetton. Плюс ко всему кое-что стало продвигаться и в технической области. Затраты на тесты команды Benetton были сенсационны. Они проводились более профессионально и целенаправленно, чем я видел в McLaren или Ferrari, и я со всей энергией окунулся в процесс.


Эй, Бергер жив: я стал вторым в Сильверстоуне, за Вильневом. Несмотря на перегревавшиеся тормоза, был на первом стартовом ряду в Хоккенхайме, лидировал с самого начала, прекрасно сражался с Дэймоном Хиллом. Он почти догнал меня, но я не дал бы ему шанса на обгон, если бы за три круга до финиша не сгорел мотор.

Это первая поломка двигателя за 50 гонок, сказали мне позже люди из Renault, и надо же, именно в МОЕЙ гонке.

Как бы то ни было, июльский промежуточный рывок снова расставил вещи по своим местам, и те, которые хотели сориентироваться, сориентировались.

Остаток сезона был безрадостным. Коробка передач, дифференциал и подрез от Дэвида Култхарда. На финале в Сузуке я был быстрейшим, но столкнулся с Дэймоном Хиллом, который просто меня не увидел (звучит правдоподобно, поскольку ему надо было доехать до финиша для получения титула).

Все закончилось таким годовым балансом, который было лучше поскорее забыть. В интервью какой-то газете Бриаторе сказал, что, если бы сохранил у себя Шумахера, они стали бы в третий раз чемпионами. Добрый Флавио.


Как по волшебству, сразу после окончания сезона 1996 года все стало двигаться в правильном направлении. На тестах, еще со старой машиной, мы с помощью электронного дифференциала устранили так мешавшую мне избыточную поворачиваемость [Электронное управление быстродействующей гидравлической системой обеспечивает многократно меняющуюся степень блокировки даже в пределах одного поворота. Комплексная система может работать в широком диапазоне динамики].

Усилитель рулевого управления был следующим большим шагом. Между делом наши ведущие специалисты Росс Браун и Рори Берн распрощались с нами в пользу Ferrari, но я не видел в этом большой катастрофы. Я скорее думал об обновлении технической стороны Benetton пришедшими Пэтом Симмондсом и Ником Уортом.

При разработке новой машины мне удалось, наконец, настоять на понимании того, что высокого Бергера нельзя засунуть в кокпит в той же позиции, что и маленького Алези. Один конструктор затратил две недели времени, чтобы найти оптимальное взаимное расположение сиденья, педалей, руля и воздухозаборника. И впервые мы получили такое прохождение потока через воздухозаборник, которое и было необходимо для 10-цилиндрового двигателя Renault. А у меня не стало ни ссадин на локтях, ни окровавленных пальцев.

У нас был прогресс в аэродинамике, в расположении центра тяжести, в трансмиссии. Renault начал наступление в области повышения рабочих температур, чтобы уменьшить поверхность поперечного сечения радиаторов и повысить максимальную скорость. На различных тестах в зимний период мы выглядели все лучше, и в один прекрасный момент возник слух, что мы являемся фаворитами нового сезона. Бывают слухи и похуже, но тем не менее, я чувствовал себя не очень хорошо.

Стартовая решетка в Мельбурне сразу дала понять, что год будет трудным. Впереди нас стояли не только оба Williams, но оба Ferrari, и оба McLaren. Гонка прошла хорошо, только Алези не удалось уговорить заехать в боксы на дозаправку, как его ни завлекали. Он остановился на трассе, я пришел четвертым.


Оглядываясь назад, я осознал, как в марте 1997 года моя жизнь приняла другой оборот.

Течение времени для гонщиков зависит от географии их спортивного календаря. Так что, когда события спрессовались, произошло это между Австралией и Бразилией

Тесты в Сильверстоуне. Звонок о том, что моему отцу вынесен приговор. Это было как удар молнии. В последней главе книги объясняются обстоятельства, и то, почему они имели для меня такое значение.

На свет появилась моя дочь Хайди. У меня было ровно два часа, чтобы повидать ее и Анну в лиссабонской больнице. Затем я улетал дальше в Сан-Паулу. Третий в квалификации, самый быстрый круг в гонке, но пока я обошел Шумахера, Вильнев был уже недостижим. Бриаторе говорит, что я выгляжу, как будущий чемпион мира, но он слишком опоздал со своими речами.

Я возвращаюсь в отель в Рио с желанием найти покоя и сил, но приходится много висеть на телефоне: то отец, то адвокаты.

Гран-при Аргентины. Алези и я дружно стоим в шестом стартовом ряду. Benetton не хватает сцепления с трассой, ни аэродинамическими, ни механическими средствами. После стартового хаоса я – семнадцатый, упорно стараюсь прорваться вперед, что крайне утомительно. На трассе нет условий для настоящих обгонов. На финише я – шестой, закончив одну из лучших гонок своей жизни. Я полностью истощен. Люди, которых я об этом и не спрашивал, говорят, что выгляжу я плохо. Да и чувствую я себя плачевно.

Назад в Европу. Сразу – тесты в Барселоне. У меня болит горло и грипп, но я не хочу говорить, что болен. Я продолжаю ехать, пока практически не умираю. Потом лечу в Португалию, чтобы немного поболеть. Ангина, бронхит, лихорадка, все похоже на грипп.

Лучше мне не становится, и в конце концов я лечу в Сент-Йоханн в Тироль, где доктор Петер Баумгартль руководит больницей и спортивно-медицинским центром.


За год до этого Баумгартль вылечил меня от токсического воспаления легких. С тех пор я полагаюсь на его мнение, как в медицинских, так и в тренировочных вопросах. Конечно, меня обеспокоила природа отравляющего вещества в том воспалении легких. Не было ли это профессиональным заболеванием людей, которые полжизни проводят в непосредственной близости от гоночных машин и при этом вдыхают бог знает что?

Теперь я снова был близок к воспалению легких и получал антибиотики. Баумгартль послал меня и к дантисту. Вскоре был готов диагноз: сломанный верхний коренной зуб и был очагом воспаления.

Этому имелось объяснение. Я все время носил очень тесные шлемы и буквально запихивал себя внутрь. Так ты вскоре уже автоматически привыкаешь сжимать челюсти. А еще и в молодые годы у меня был особо жестокий вид прикуса. Возможно, что при этом я разбил тот или другой коренной зуб, и, возможно, однажды отдельные частицы стали перемещаться в десне.

Как бы то ни было, моя гайморова полость окончательно стала театром военных действий.

Я никого не хочу повергать в скуку, рассказывая о том, какие изысканные медицинские и хирургические методы существуют для того, чтобы лечить такой синдром не только неправильно, но и абсолютно непродуктивно. Уж совсем не говоря о потрясающих болевых ощущениях, которые при этом возникают. Поддерживающие мероприятия ударяли по желудку и кровообращению, так что потом тебе нужны были капельницы и уколы вольтарена [антивоспалительное лекарство с массой побочных эффектов].

Герхард Бергер отмечает свой двухсотый Гран-при в Имоле. Машина никуда не годится ни спереди, ни сзади. Разворот на четвертом круге.

Следующий дантист сказал: "Какой дурак установил Вам имплантат вместе с гранулятом?", - разрезал верхнюю челюсть и опять все прочистил.

Антибиотики и три капельницы в день. На Гран-при в Барселоне я ехал как бешеная таблетка снотворного. Если можно себе такое представить. При этом у меня после тренировки было странное чувство, что я мог бы выиграть. Но потом оказалось, что среди шин Goodyear были некоторые, пузырившиеся прямо на глазах. Больше всего от них досталось мне и Френтцену.

Следующий дантист, новый специалист по придаточным полостям. Все отекло и загноилось, стенку нужно ломать долотом. Операция была под общим наркозом, несколько дней в госпитале, наряду с этим еще обследования. Найден новый очаг, еще один зуб надо удалять, но нельзя, пока все открыто.


Нехватка воздуха для описания этого процесса находилась в странном контрасте со спокойствием моих мыслей.

У меня было чувство, что все, хватит.

Не из-за измученной челюсти. Одно громоздилось на другое.

Я еще никогда не чувствовал тоску по моей семье так остро, со всей сентиментальностью, которая внезапно тебя охватывает, когда ты лежишь в больнице с трубкой в носу. "Четыре моих девчонки, что будет с вами, если со мной что-то случится в следующей гонке?"

Унизительная ситуация с моим отцом – как я хотел быть с ним!

Бессловесность в разговорах с Флавио Бриаторе, который в каждом своем действии показывал не красивые стороны нашего спорта, а почему-то только холод и бессовестность, которые, правда, тоже присутствуют в этом бизнесе. Меня не очень прельщало выступать на гонках за его команду. Наверное, мне бы надо было заранее это узнать, но в первый момент меня как раз привлекла противоположность – по-итальянски искрящаяся сторона его прохиндейства.

Теперь я был твердо уверен, что с окончанием сезона хочу закончить с этим. Я даже поговорил с Аной об этом. Моя умная португальская жена, которая знала меня уже очень хорошо, сказала:

You will see, zito.

Португало-испанская ласкательная форма выражений Анны обладала особенно мягким теплом. Gerhardzito означало "маленький Герхард", а zito была самая мягкая часть этого.


Перед канадским Гран-при у меня было интервью прессе в Нью-Йорке, на котором я упомянул о необходимости еще одного визита к врачу. Меня интересовало, что скажет американский специалист про мои пазухи. Мало чего нового: надо удалять два зуба, временный прием антибиотиков правилен.

Звонок Бриаторе. Врач говорит, что ты не можешь выступать на Гран-при.

Это была, конечно, чепуха, не говоря уж о довольно редком истолковании врачебной тайны. В эту же ночь в газете "Курьер" уже было написано, что на моем месте в Монреале будет Александр Вурц. Все пахло тем, что Флавио Бриаторе имел большие финансовые интересы во временном приеме на работу Вурца.

Я чувствовал себя слишком плачевно, чтобы инсценировать какое-то серьезное сопротивление. Вернулся в больницу, чтобы быть готовым к Маньи-Куру, и, услышав от Флавио, чтобы я только не спешил с решением, лег снова под нож.

В период между Маньи-Куром и Сильверстоуном разбился мой отец, я расскажу об этом в последней статье.

Когда после трех пропущенных гонок я вернулся на сцену, был этап в Хоккенхайме. Теперь я абсолютно точно знал, что хочу уйти в конце сезона. Еще точнее я знал, что я не буду больше ездить у Бриаторе, так что на пресс-конференции я сказал, что продление договора в Benetton на моей повестке дня не стоит.

Потом началась квалификация в Хоккенхайме, и это уже совсем другая история.


Продолжение следует

Роб Уокер: Ежегодный рейтинг пилотов. 1981. #2

Перевод: Станислав Альбертинский

Предыдущие части читайте на сайте "Ф1-Альянса"


Суммируя очки и потенциал пилотов Гран При

...

Оказалось, очень сложно решить, кто же лучше, Лаффит или Дидье Пирони. Когда я столкнулся с этой проблемой, я проконсультировался с оракулом, с Джеки Стюартом. Джеки сказал: "Я смотрю на это так, Роб. Они оба очень быстры и во многом похожи, но думаю Жак уже достиг своего пика, тогда как Дидье еще будет расти". Сам же я думаю, что Пирони чуть-чуть быстрее, но не столь стабилен. У Жака было одно 1, два 2 и два 3 места. Он остается с Ligier (теперь Talbot) и я даю ему 9 баллов.

Отец Пирони приехал во Францию из Италии и там многого добился в строительном бизнесе. Это позволило ему дать Дидье хорошее образование. И хотя его семья была состоятельной, Дидье никогда не использовал деньги, чтобы добиться того, что он имеет сейчас. Он использовал свои мозги и свой талант, вместе с теми возможностями, что предоставил ему Elf. Так через гонки серийных автомобилей, Формулу 3 и 2, он, наконец, попал в Формулу 1 в Elf Tyrrell и оттуда перешел в Gitanes Ligier.

Дидье очень быстр, обычно плюс-минус сотые доли секунды от времени Лаффита, но не такой стабильный. Он сам отдал Гран При Монако, неожиданно поскользнувшись на мокром асфальте. Но он в отличном стиле выиграл свой первый и единственный Гран При в Бельгии. У него было одно первое, одно 2 и одно 3 места, и он стал 5-м в личном зачете. На 1981 год он перебирается в Ferrari. Я не совсем понимаю зачем, но его итальянские корни и знание языка помогут ему. Надеюсь только, что Ferrari будут сильнее, чем были в 1980. Я ставлю Дидье 9 очков.

Рене Арну стал 6-м в чемпионате. Он вырос в сельской местности, на ферме, он не слишком четко формулирует свои мысли и у него нет никаких способностей к языкам. Единственный его настоящий талант привел его туда, где он находится сейчас. Его карьера - это шаг назад, два шага вперед, но в итоге он оказался на вершине. Впервые я пересекся с Рене в Северной Америке, когда он выступал в Surtees в 1978. Мы вместе пообедали после гонки в Уоткинс Глене и с помощью моего слабого французского мы смогли побеседовать. Я был впечатлен, поскольку большую часть сезона Surtees не был способен квалифицироваться, а Рене смог привести его на середину стартовой решетки. На следующий год он присоединился к Renault, где и получил признание.

Хотя он и выиграл свои первые два Гран При в Бразилии и Южной Африке и стал вторым в Голландии, 1980 год не стал успешным для него или для Renault, в основном из-за того, что резина Michelin оказалась недостаточно хороша. Также и мотор с турбонаддувом все еще не безгрешен. Рене остается с Renault и я ставлю ему 9 баллов, но при других обстоятельствах он заслуживает большего.

Номером первым в Renault был Жан-Пьер Жабуй, который завершил чемпионат 8-ым. Удача не улыбалась ему и раз за разом он сходил еще до половины дистанции, набрав очки лишь однажды. По крайней мере, это была победа в Австрии, хотя и тогда он сказал, что еще один круг он проехать не смог бы, поскольку его шины стерлись в конец. Они были уже на грани разрыва. Он лидировал еще в двух гонках, и если честно, должен был побеждать в них, но его подводила машина.

Жан-Пьер мог стать художником или музыкантом, но выбрал автоспорт и он водит как художник, с некоторой утонченностью. Его сильной стороной является то, что он стремится стать великолепным тест-пилотом и испытателем и Робин Херд из March Engineering сказал, что в этой области равных ему просто нет. Но он все еще очень быстрый пилот, и заслужил свой статус первого номера перед Рене и я ставлю ему 9 баллов, так же как и Арну. В середине сентября Renault объявили, что оба пилота остаются с ними в следующем году. Неделей спустя Renault освободили Жабуйя от контракта, так что он смог подписать контракт с Gitanes Ligier Talbot. А произошло вот что, Talbot требовался тест-пилот, и они предложили Жан-Пьеру в два раза больше чем Renault. Порядка $800 000, что с бонусами может достигнуть цифры в миллион. Руководство Renault было недовольно определенными высказываниями о машине, которые позволил себе Жабуй, и лишь отличные рекомендации гоночного отделения способствовали продлению его контракта. И когда он вернулся с просьбой о рассторжении, они отпустили его.

Элио де Анжелис взобрался на 7-е место с действительно неконкурентоспособным Essex Lotus. Он сын очень богатого отца, хобби которого гонки на сверхмощных катерах и он входит по меньшей мере в пятерку лучших в этом виде спорта. Элио всего 22 года и он добился значительного прогресса в этом году, но не взирая на все это он остается милым и скромным молодным человеком.

По моему мнению, Колин Чепмен по-честному решил довольно рано по ходу сезона определиться, кто будет пилотом номер один, и хотя номинально на этой позиции был Марио, Элио, кажется, стал получать большую часть внимания. В конце сезона он получал лучшую машину. Главная штука состоит в том, что по ходу своей истории Lotus не удавалось выпускать две одинаково подготовленные машины и вторая не получала должного внимания; думаю это и произошло с Марио. Элио всегда считался с мнением Марио, задавал ему вопросы, учился у него и восхищался им. Де Анжелис остается в Lotus и я даю ему 81/2 балла.

Я уже обрисовал ситуацию, в которой оказался Андретти, и, без сомнения, это должно быть его худший сезон в карьере. Если в автоспорте и есть такое понятие как невезение, то оно точно овладело Марио. В первую половину сезона постояно было что-то не то с коробкой передач или со сцеплением, причем каждый раз проблема была новой. Даже в Индианаполисе, когда на середине дистанции казалось, что у него есть реальный шанс, чертова коробка полетела. Каждый раз, когда он выводил себя в зачетную зону, что-то шло не так. Взрывался мотор, или, хуже всего, в Зандвоорте за два круга до финиша у него закончилось горючее. Наконец в заключительной гонке в Уоткинс Глене на отвратительно управляемой машине, с едва работающими задними тормозами, он смог заработать свое единственное очко.

Многие говорят, что Марио уже не на вершине. Уверен, что это нонсенс. Любой, кто может сражаться колесо к колесу до последних кругов с тремя лучшими гонщиками планеты (Джонни Рузерфорд, Бобби Анзер и Рик Мирс) и обставить их перед самой чертой, а Марио проделал все это в Мичигане, все еще на пике формы. Марио покидает Lotus и переходит в Alfa Romeo, где должен получить быструю и мощную машину, если судить по тому, что было в прошлом году в Уоткинс Глене. Марио я ставлю 83/4 балла.

Далее идет Риккардо Патрезе с 7-ю очками. Он был 6-м в Бразилии и 2-м на Лонг Бич. Кажется, он не оправдал свою сперва многообещающую форму, но в 1980 Arrows был не слишком хорошим автомобилем, так что судить трудно. Риккардо может остаться в Arrows или уйти в Osella. Я ставлю ему 8 балла.

Йохен Масс, напарник Патрезе, лучшую свою гонку провел на испанском Гран При, не признанном Международной Федерацией Автоспорта (FISA), где он финишировал 2-м. Кроме этого, он был 4-м в Монако и 6-м в Южной Африке. Йохен доставил себе кучу проблем своей страшной аварией на полной скорости во время практики в Австрии. Ему повезло выбраться из нее без серьезных повреждений, но он не смог участвовать в двух следующих Гран При, а на Гран При Канады он явно выступал весь больной и без сил: когда он выбрался из машины его качало из стороны в сторону. Что я думаю о Йохене, так это то, что он явно один из немногих оставшихся гонщиков, которые делают это ради удовольствия. Он очень опытен и всегда старается изо всех сил, но есть определенные сомнения что он останется в Arrows - он может и уйти в Lotus. Я даю ему 8 баллов.

С 6-ю очками финишировало 5 человек, и я начну с самого великого из них, с Жиля Вильнева. Он едва ли не лучший гонщик в мире, и по контролю над машиной и по постояному напору его никто не может превзойти. Как он может так выкладываться на полную против таких превосходящих его соперников, это поражает меня. В этом он похож на Стирлинга Мосса. Не важно какова его позиция или сколько питстопов ему предстоит, он всегда идет на пределе. Порой я волнуюсь за Жиля, что его постоянная гонка на 100% закончится опасной аварией. Он уже побывал в одной из самых страшных, что я видел, когда его болид по прямой влетел в ограждение в Имоле (взорвалась его задняя шина), а затем остатки машины отбросило обратно на трассу. К счастью он выбрался невредимым, хотя на мгновение не мог видеть.

Жиль рассказал мне, что без замен шин он финишировал всего в двух гонках и тем не менее четырежды был в очках, что и навело меня на мысль, что он пилотирует по полной. Он остается в Ferrari и я ставлю ему 91/4 балла. Могло бы быть и больше, если бы он вел чуть меньше сердцем и чуть больше головой.

Джоди Шектеру, сдавшему титул Чемпиона Мира, год должно быть казался кошмарным сном, и я уверен, он рад, что все закончилось. Планировал ли он в начале года, что это будет его последний сезон, я не знаю. Он честно довольно рано объявил о своем решении уйти, предоставляя Ferrari достаточно времени на поиски замены. Это было довольно смело с его стороны, ведь в автоспорте царит негласный закон, которой запрещает оглашать свой уход из гонок, пока не закончилась последняя из них.

Я твердый преверженец мысли о том, что автогонки и отцовство несовместимы. Пэм Шектер родила маленького братика для Тоби, Томаса, в сентябре. Джоди изо всех сил бился с неповоротливой машиной, но все время наверняка боролся с естественным желанием обеспечить безопасность. Он победил в этой битве и отлично выступал, и я восхищаюсь им. Я ставлю ему 83/4 балла.

Следующие двое, набравшие 6 очков, напарники Жан-Пьер Жарье и Дерек Дейли из Candy Tyrrell. Болиды были не более чем среднего уровня и имели кое-какие механические проблемы, в основном с разрушением дисков и поломкой подвески. У Дерека было больше аварий, чем по человечески можно поверить, многие из которых были серьезными. Ближе к концу сезона у него стабильно было по одной за этап и самое неприятное, что 75 процентов из них случались не по его вине. Дерек, казалось, притягивал к себе неприятности. Он был 4-м в Аргентине и 4-м в Англии. Дейли, а возможно и Жарье вместе со спонсорами из Candy, покидают команду. Дереку я даю 71/2 балла.

Я всегда очень высоко ценил Скакуна Жарье, особенно когда у него хорошая машина, но даже если и нет, он всегда бьется изо всех сил с тем что у него есть. Он становился 5-м в Бельгии, Британии и Голландии. Жан-Пьер может уйти в Renault, в том случае если они не смогут получить Алана Проста, а они стремятся к этому, или даже в Lotus. Я даю Жарье 81/2 балла.

Еще один 6-очковик, Кеке Росберг был 3-м в Аргентине и 2-м в Италии. Быстро прогрессирующий пилот, он всегда был быстр, напорист и обладал отличным контролем над болидом, но теперь он добавил к этому и холодный расчет. Он был очень быстр, когда получил новый Skol Fittipaldi и ему чертовски не повезло в Канаде. Он был 6-м на страрте, 3-м в первом повороте, а затем два лидера столкнулись и вынесли его вместе с собой с трассы. Во время рестарта он откатился в хвост пелотона и финишировл 9-м. Он остается лидером Skol Fittipaldi и я ставлю ему 81/2 очка.

Владелец команды и ее лидер Эмерсон Фиттипальди был 3-м на Лонг Бич, выступая со своим былым блеском, 5-м в Испании и 6-м в Монако. До сих пор он остается победителем большего количества Гран При из всех выступающих ныне пилотов. Мастерство все еще при нем, но вот прежнего огня уже нет. Думаю, в первую очередь он семейный человек, а затем уже крайне талантливый гонщик. Снова в мыслях постоянно ребенок, да благослови их Бог, и я вновь повторяю то, что уже говорил, "Дети и гонки несовместимы". Эмерсон покидает кокпит болида и капитанский мостик команды, и мы теряем еще одного из истинно великих, но, слава Богу, он все еще с нами. Я ставлю ему 81/2 балла.

У Джона Уотсона был разачеровывающий сезон, дела начали налаживаться лишь к концу. Главная штука, мне кажется, была в том, что Джон не так хорош на тестах и в понимании того, что происходит с машиной. Всю работу на тестах делал Алан Прост, Джон многое пропустил и потерял уверенность в себе. Так было до середины сезона, пока команда не разобралась, что неверно с граундэффект-системой болида. Джон вновь начал обретать уверенность в себе и тут же снова оказался в числе лидеров. На практике в Зандвоорте у него была неприятная авария, отказали тормоза, но, я думаю, тогда он еще больше начал доверять машине, убедившись насколько она прочна. Он был 4-м на Лонг Бич и 4-м в Канаде, и в первых рядах последних пяти гонок и отлично выступал. Я высоко ценю его как пилота и думаю, что его недооценивают. Я ставлю ему 81/2 балла; возможно он останется с McLaren.

Алан Прост заключил двухлетний контракт с McLaren и Marlboro и тут же стал палочкой-выручалочкой команды, будучи быстрее Уотсона и также полезным в правильной настройке машине, в чем она крайне нуждалась. Это было еще более отчетливо видно на фоне неспособного сделать это Джона Уотсона. Популярность Алана выросла когда он стал 6-м в Аргентине и 5-м в Бразилии. Затем из-за механических проблем у него было 2 аварии в Южной Африке, и это кажется поумерило его энтузиазм и после этого очки он набрал лишь в Британии и Голландии, оба раза прийдя на 6-м месте. Я не считаю, что он более быстр, чем Джон, но за его способности тестера, я ставлю ему такую же оценку, 81/2 балла. Renault хотели переманить Проста, и он сам хотел перейти туда, но в McLaren заявили, что он остается с ними. Мне думается, было неэтично со стороны Renault пытаться заполучить его, зная что у него уже есть действующий контракт. При участии Marlboro, McLaren слился с Project 4 Racing (Marlboro спонсирует и тех и тех). Объединенная команда будет называться McLaren International и во главе станут Тедди Майер из McLaren и Рон Деннис, глава Project 4. Они продолжат разработку M30 и вскоре представят болид Project 4 F1, спроектированный Джоном Барнардом. Гордон Коппак, конструктор столь многих успешных McLaren, уходит в March.

Последний по набранным очкам, но не по значению, Бруно Гиакомелли, который становился 5-м на самой первой гонке сезона. Очень печально, но лидер его команды, Патрик Депайе, который сделал так много чтобы улучшить Alfa Romeo и который несомнено бы выиграл Гран При, погиб на тестах в Хокенхайме перед Гран При Германии.

Если бы не было Уоткинс Глена, не думаю, что оценил бы Бруно так высоко в своем обзоре, поскольку обычно он вылетал или сталкивался с кем-нибуть уже на первых 15 кругах. Но должен сказать, его выступление в Уоткинс Глене было великолепным и безошибочным. Но я не могу перестать думать о том, что мне сказал один из его механиков после всего этого, "А где бы мы могли быть, если бы за рулем сидел Алан Джонс?" Гиакомелли остается с Alfa Romeo и я ставлю ему 73/4 очка.

Вот и все пилоты, набиравшие очки в зачет чемпионата, но есть и другие, которых также стоит упомянуть. Первым по списку идет Эдди Чивер, которого я очень ценю. Американец, проживающий в Италии, уже обладает солидным опытом, хотя ему всего 23 года. Он провел год в Ф3, три года в Ф2, и вот теперь год в Ф1. Его Osella и движок больше подходили для спринта: пока на ходу - быстрые, но не слишком долго. Либо взрывался мотор, либо разваливалось шасси. Я ставлю Эдди 81/4 балла, и он уходит в Tyrrell, где его дела должны пойти в гору.

Ян Ламмерс отлично показал себя в ATS на практике на Лонг Бич, но был не слишком удачлив в Ensign, хотя и был неплох на коротких трассах. Я не знаю, каково его будущее, а пока ставлю ему 71/2 балла.

Марк Зурер стабильно улучшает свои результаты, после того как восстановился после аварии в Южной Африке, и он получает 73/4 очка. Его имя упоминалось в связи со вторым местом в Fittipaldi. Руперт Киган был быстр, но не надежен. Я не вижу, каким образом он может стать чемпионом, но все же поставлю ему 73/4 балла. У Джеффа Лиса и Дэвида Кеннеди были похожие и неконкурентноспособные болиды. Каждый получает по 71/2 балла. Я уверен, что Майк Таквел и Тифф Нидл могут быть успешны и они получают по 71/2 очка. Я считаю, что Найжел Менселл хороший молодой пилот и ставлю ему 73/4 балла.

Итак, по моим оценкам лучшим стал Алан Джонс, получивший максимальное количество баллов. Что ж, он утверждает, что он лучший, а кто я такой, чтобы с ним спорить? Что касается, прогнозов на следующий год, то их не будет. Конфликт FISA-FOCA переключается на высшую передачу и кто знает, что произойдет или кто победит. Но какая бы сторона не вышла из всего этого в выигрыше, абсолютно точно, что автогонки в классе Формулы 1 станут слабее и возврата к прежним временам уже не будет.


Автор: Роб Уокер.
Road & Track, March 1981

Партнеры

Обзор событий мирового автоспорта

Наша рассылка предназначена абсолютно для всех поклонников автоспорта и его ценителей. Только у нас кроме Формулы-1 вы найдете обзоры очередных этапов заокеанских серий CART, IRL, а также чемпионата мира по ралли, снабженные подробными комментариями. В исторической части проводятся интересные параллели прошлого Формулы-1 и ее настоящего. И, конечно же, всегда найдется место и для вашего творчества.

[Подписаться на рассылку] [Архив рассылки]

Клуб поклонников Формулы-1

Обсуждение последних событий в мире Формулы-1. Выскажите и свое мнение о прошедшей гонке или поступающих новостях! Благодаря тщательно продуманной и проверенной в деле системе правил в листе царит атмосфера взаимной вежливости и уважения.

[Подписаться на дискуссионный лист]

Выходные данные

Редакция

Главный редактор: Роман Блынский

Зам. главного редактора: Алексей Ким

Редактор: Иван Пухкал
Обозреватель: Анна Гидаспова

Обозреватель: Владимир Коваленко

Обозреватель: Дмитрий Федотов

Редакционная политика

- Редакция с удовольствием опубликует все присылаемые вами тематические письма и статьи.

- Мнения, высказанные в рамках проекта, не является официальной позицией редакции.

- Редакция не несет ответственность за возможные ошибки в авторском тексте, т.к. многие авторы категорически запрещают вносить какие-либо изменения в оригинальный текст. По тем же причинам редакция запрещает любые последующие правки использованных в проекте материалов. Также редакция не несет ответственности за содержание и достоверность всех публикуемых материалов, включая рекламные.

- Редакция заинтересована в коммерческом сотрудничестве с юридическими и физическими лицами и рассмотрит все предложения.

- Использование материалов проекта - только с разрешения редакции. Ссылка на источник обязательна.

Технические вопросы

- Полный тираж издания: 17383 экз.

- При проблемах с просмотром рассылки попробуйте изменить кодировку или сохраните вложенный html-файл и откройте его Вашим Интернет-браузером. (Pri problemah s prosmotrom rassilki poprobujte izmenit kodirovku ili sohranite vlogennij html-fajl i otkrojte ego Vashim Internet-brauzerom).

Адрес для писем и статей: f1-momk@rambler.ru
Архивы проекта "Ф1-МОМК": на Subscribe.Ru \ на Content.Mail.Ru \ на MailList.Ru

© "Ф1-МОМК"
Выпускается с 25 ноября 2002 года
Учредитель проекта - Александр Круглов "AlexF1"


В избранное