Cекреты арбитражной практики О косметологических лицензиях
Требуется ли лицензия на осуществление косметических процедур? Является ли косметология медицинской деятельностью? И как рекламировать подобного рода услуги?
Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2012 года по Делу № А64-7690/2011.
Из материалов дела:
ФАС привлекла юридическое лицо к административной ответственности в связи с совершенным правонарушением, в
частности, была нарушена ст. 24 – реклама услуг в области медицины. Нарушение выражалось в отсутствии предупреждения о противопоказаниях и необходимости получения дополнительной консультации. Общество пыталось оспорить данное решение в судебном порядке.
Решения судов:
1. Апелляционный суд подтвердил правильность решения, вынесенного судом первой инстанции. Спорный рекламный материал представлял собой рекламу Центра эстетической и аппаратной косметологии, которая была размещена в журнале – неспециализированном печатном издании (журнал
предназначен для широкого круга читателей, а не только для сотрудников медицинских учреждений). Материал содержал информацию о возможности получения таких процедур, как, например, аппаратный массаж стоп, различные
виды пилингов, а так же о возможности осуществления инъекций токсинов ботулизма (то есть препарата Ботокс). Суд посчитал, что данные услуги являются медицинскими и на них распространяются все требования рекламного законодательства в отношении данного объекта рекламирования. Материал не содержал в себе предупреждения о противопоказаниях, что нарушает часть 7 статьи 24.
Комментарии:
1. Как посчитал заявитель, в размещенной им рекламе речь шла о косметических услугах. Косметология – это не медицина, поэтому нормы
статьи 24 на нее не распространяются. Однако терапевтическая косметология лицензируется. Кроме того, в соответствии с Номенклатурой массаж стоп и разные виды пилингов являются медицинскими услугами. Что касается применения препарата Ботокс, то оно было отнесено в 2008 году к новой технологии в медицине. В связи с этим такая реклама должна была предупредить о возможном наличии противопоказаний.
2. На сегодняшний день довольно часто мы видим рекламу Ботокса и аналогичного препарата – Диспорт. Согласно законодательству, реклама этих препаратов недопустима в отношении широкого
круга населения. Дело в том, что это раствор для проведения инъекций, т.е. для таких процедур требуются специальные навыки. А в соответствии со статьей 24 рецептурные средства, лекарства и медицинские изделия, которые
необходимо применять только при наличии специальной подготовки, могут рекламироваться только на выставках, семинарах, в специализированных журналах медицинского характера.