Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Профессиональный блокнот от Аудиторской Группы "Капитал". Практика применения иностранных компаний. Как правильно!


32. Снятие с налогового учета представительств иностранной организации - практические моменты

Практика взаимодействия с налоговыми органами, а также имеющаяся судебная практика, которая будет приведена ниже, показывает, что иностранные организации, которые решают снять с учета представительство (филиал) на территории РФ, нередко сталкиваются с искусственным затягиванием данной процедуры со стороны налоговых органов. Требование налоговых органов заключается в том, что иностранной компании рекомендуется до подачи заявления по форме 2006ИМД (2000) подать уведомление в свободной форме о прекращении деятельности иностранного юридического лица, после которого налогоплательщику может быть выдан сопроводительный лист для прохождения процедуры снятия с учета.

Для этого, по мнению налогового органа, налогоплательщик обязан лично собрать отметки от следующих отделов, а также документы:

- отметку отдела камеральных проверок о том, что им сданы налоговые декларации по налогу на доходы иностранных юридических лиц,
- сданы сведения по форме 2-НДФЛ и о том, что налоговый орган не имеет к ним претензий;
- акт сверки налогоплательщика с налоговым органом об отсутствии недоимки по налогам;
- отметка отдела урегулирования задолженности о том, что у налогоплательщика отсутствует недоимка;
- отметка отдела выездных проверок об итогах выездной проверки либо о нецелесообразности ее проведения.

Обычной практикой было то, что только после выполнения всех вышеуказанных действий налоговый орган примет у налогоплательщика заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД с приложенным в обязательном порядке сопроводительным листом.

О том, что снятие иностранной организации с налогового учета происходит на основании добровольного волеизъявления организации-иностранного лица неоднократно указывалось в судебной практике, например, в Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2008 г. №09АП-2922/2008-АК по делу №А40-57001/07-127-373, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2008 по делу N А40-68110/07-152-446.

Однако на практике процедура снятия с учета растягивалась на длительный срок, и при этом налогоплательщик не освобождался от обязанности подавать налоговую отчетность в течение всего периода времени, пока проходит данная процедура.

Приведенная судебная практика показывает, что все вышеописанное не имеет под собой каких - либо правовых оснований до подачи заявления о снятии с учета.

Арбитражные суды по данному вопросу полностью поддерживали налогоплательщиков. Например, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 7 июня 2002 г. № А40-14078/02-33-152 указал на то, что прекращение деятельности через постоянное представительство и необходимость снятия его с учета подтверждается поданным заявлением о снятии с налогового учета по установленной форме. Налоговый орган своим бездействием, то есть фактическим отказом в снятии с налогового учета, нарушил права налогоплательщика. Плательщик вынужден сдавать в налоговый орган налоговые декларации, нести затраты по содержанию в штате сотрудника, ответственного за контакт с российским налоговым органом, и т.д. В связи с вышеизложенным, налоговый орган обязали снять постоянное представительство с учета. Выводы Арбитражного суда г. Москвы были поддержаны судами апелляционной и кассационной инстанций.

Неоднократно в своих решениях Арбитражный суд г. Москвы, арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа указывали на то, что, при снятии с налогового учета иностранного юридического лица, инспекция не вправе требовать от налогоплательщика документы, не предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Постановления Арбитражного суда г. Москвы, 9-го арбитражного апелляционного суда, ФАС МО по делам № А40-68110/07-152-446, №А40-51072/06-96-227).

Помимо этого, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010г. по делу №А75-5796/2009 указано, что наличие незакрытых банковских счетов и задолженности по обязательным платежам также не является законным основанием для отказа в снятии с налогового учета иностранной компании.

Однако Приказ Минфина изменил №117н изменил действовавший порядок, обозначив срок снятия с учета как  «не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения)», поэтому в случае назначения выездной проверки сроки снятия с учета будут зависеть уже от сроков проведения проверки.

Автоматический порядок снятия с учета в иностранной организации в налоговых органах производится в следующих случаях:

1) снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, состоящей на учете по месту нахождения транспортных средств или недвижимого имущества, осуществляется на основании сведений о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 НК РФ, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной иностранной организации сведения о регистрации права собственности на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.

В этом случае датой снятия с учета иностранной организации в налоговом органе является содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 НК РФ

- дата государственной регистрации прекращения права собственности на недвижимое имуществ;
- дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.

2) снятие с учета иностранных организаций, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых осуществляется на основании сведений о прекращении права пользования участком недр, сообщенных органами, указанными в пункте 7 статьи 85  НК РФ, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих сведений.

В этом случае датой снятия с учета в налоговом органе иностранной организации является дата прекращения права пользования соответствующим участком недр, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 7  ст. 85 НК РФ.

3) снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, состоящей на учете по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте осуществляется на основании сообщения о закрытии счета иностранной организации, полученного от банка (филиала банка), в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного сообщения.

Датой снятия с учета в налоговом органе иностранной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата закрытия счета иностранной организации.

Коллектив Аудиторской Группы "Капитал"
(автор: Ирина Екимовских)


17 мая - «Внешнеэкономическая деятельность в условиях Таможенного Союза. Налогообложение и валютный контроль» (г. Екатеринбург)

18 мая - «Внешнеэкономическая деятельность в условиях Таможенного Союза. Налогообложение и валютный контроль» (г. Пермь)

30 мая «Применяем иностранную компанию для налоговой оптимизации бизнеса» (г. Пермь)

Участие платное. Зарегистрировавшимся за 10 дней до начала семинара - скидка 10%!!! 

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

Вам очень хотелось бы попасть на наш семинар, но в виду удаленности у Вас нет возможности надолго оторваться от рабочего места, предлагаем Вашему вниманию наш новый продукт ВЕБИНАРЫ.

В избранное