Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская Правда

  Все выпуски  

Русская Правда: Известный флаг неизвестной страны


Известный флаг неизвестной страны

Любители отечественной истории уже давно знают о существовании географических карт XVII—XVIII веков, на которых восточнее Волги изображена некая страна под названием Grande Tartarie (Великая Тартария, на русских картах – Татариа). Академические учёные стараются не комментировать этот факт. Но сторонники альтернативных версий находят всё новые подтверждения ошибочности наших привычных представлений о прошлом Отечества. На эту тему интересный материал распространил в Интернете наш современник, выступающий в «Живом журнале» под учётной записью yuri_ost.

УЖЕ НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что на картах былых времён на просторах Евразии вольно раскинулась загадочная Тартария. Практически в этих же границах впоследствии появилась Российская империя, а затем и Советский Союз. Многие также знают, что постепенно подменялись такие понятия, как Сибирь, татары, русские, монголы, которые раньше имели совсем не те значения, какими мы привыкли оперировать сегодня.

На различных картах Тартария изображалась как страна с границами и городами. Но почему же в отечественных учебниках истории Тартария как государство не упоминается?

Возможно, из-за того, что Тартария не является самоназванием. Хотя есть русское название – Татария (русская карта 1737 года). Так почему бы не рассказать о ней и бытовавших ранее в мире наименованиях этой страны?

Символами государства традиционно являются герб, флаг и гимн. Можно предположить, что Татария-Тартария была государством и у неё, возможно, был свой гимн, но, думаю, мы уже никогда не узнаем, как он звучал.

Что же касается герба и флага, то теоретически всегда есть шанс их обнаружить. И это случилось! В книге «Всемирная география», изданной в Париже в 1676 году, статье о Тартарии предшествует изображение совы на щите, которое многим специалистам известно (на рис. 1). Можно предположить, что это и есть герб Тартарии.

Аналогичное изображение мы находим на часто встречающейся иллюстрации к книге Марко Поло, который описал своё путешествие по Азии и пребывание у «монгольского» хана Хубилая (рис. 2). Империю, кстати, Марко Поло находил хорошо организованной и гостеприимной.

Итак, что мы имеем? Мы имеем два изображения совы на щите в двух разных книгах, которые можно рассматривать, правда, только гипотетически, как герб Тартарии.

Но, может быть, у Татарии-Тартарии был флаг? Давайте поищем в хранилищах библиотек.

Если заглянуть в собрание морских флагов мира, составленное в начале XVIII века, по всей видимости, во Франции, то мы увидим не один флаг Тартарии, а целых два. При этом наряду с её флагами есть и флаги России, и флаги Великих Моголов (заметим, некоторые изображения склеенные, т.к. приходилось копировать по частям).

Первый тартарский флаг - флаг императора Тартарии, а второй - просто Тартарии. Только вот беда, изображения флагов практически стёрлись (возможности газетной полиграфии, к сожалению, не позволяют воспроизвести изображения этих флагов, их смогут увидеть лишь пользователи Интернета в электронной версии статьи. – Ред.). Толком и определить нельзя, что же там нарисовано (вроде бы сова). Но для нас важно то, что флаги Тартарии приводятся на старинном рисунке наряду с флагами других стран, и один из них императорский. То есть ни у кого в Западной Европе в начале XVIII века нет сомнений, что империя Тартария существует и обладает своим флотом.

Посмотрим теперь ещё одну – на этот раз голландскую таблицу начала XVIII века, где тоже собраны морские флаги мира. И опять мы находим два флага Тартарии, но уже не столь вытершиеся, изображение на них можно, хотя и с трудом, разобрать (фотография в интернет-версии).

И что же мы видим: на императорском флаге (здесь он фигурирует как флаг кайзера Тартарии) изображён дракон, а на другом флаге - сова! Да, та самая сова, что во французской «Всемирной географии» и на иллюстрации к книге Марко Поло. Российские флаги тоже есть, но в таблице они приводятся как флаги Московии.

Теперь мы знаем, что флаги у Тартарии были, значит, она была государством, а не просто территорией на карте. Нам стало также известно, что один из флагов Тартарии – императорский. Следовательно, речь идёт об империи!

ОСТАЛОСЬ выяснить, какие же цвета использовались на тартарских флагах. Ответ на этот вопрос нашёлся в «Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя», изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I.

К сожалению, в Интернете найдена только одна копия «Изъявления...» со слабым разрешением, что делает подписи к флагам трудными для прочтения. Тем не менее мы видим, что на флагах Тартарии использовались чёрный и жёлтый цвета.

Подтверждение этому мы находим в «Книге о флагах» голландского картографа Карла Алларда (издана в Амстердаме в 1705 году и переиздана в Москве в 1709 году): «Флаг царя Татарии жёлтый, с чёрным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Другой татарский флаг, жёлтый с чёрной совою, у которой перси желтоваты».

Кстати, здесь, среди российских флагов, появляется жёлтый флаг с черным двуглавым орлом.

В русскоязычной «Книге о флагах» голландца Алларда неплохо различимы изображения флагов Татарии-Тартарии с русскими надписями. Но здесь самодержец Татарии именуется цесарем (рис. 1).
В Интернете удалось найти ещё несколько таблиц с тартарскими флагами - английская таблица 1783 года и пара других таблиц всё того же XVIII века. Что самое удивительное, обнаружилась таблица с императорским флагом Татарии, изданная аж в 1865 году в США!

В английской таблице 1783 года первые три российских флага указаны как флаги царя Московии (в то время, по академической версии истории, правила императрица Екатерина II), следом идёт имперский флаг России (Russia Imperial), потом торговый триколор, следом адмиральский и другие морские флаги России. А перед флагами царя Московии в этой таблице почему-то расположен флаг вице-короля Московии.
Этот флаг присутствует и в книге Алларда, но он там не идентифицирован и считается современными экспертами ошибкой.

Вместе с тем известно, что ещё в 1972 году московский вексиллолог А.А. Усачёв (вексиллология - историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и т.п. – Ред.) 18- предположил, что это флаг Исраэля Ори, одного из деятелей армянского освободительного движения. Находившийся в России Ори по поручению Петра I направился в Нидерланды, где производил набор офицеров, солдат и мастеров от имени царя, обладая большими полномочиями. Отсюда, дескать, и именование его «вице-королём Московии».

Однако нельзя забывать, что Ори умер в 1711 году, а таблица издана англичанами в 1783 году. Флаг вице-короля Московии располагается перед флагом царя, то есть получается, что он главнее. Флаги же России, в том числе имперский (императорский), приведены после флагов царя Московии.

Можно предположить, что кутерьма с флагами Московии и Российской империи объясняется политической необходимостью формирования династией Романовых новой геральдики.

И всё-таки то, что флаг какого-то непонятного вице-короля Московии помещён на первое место, не может не вызывать вопросов у дотошных исследователей. А вдруг в 1770-х годах происходило что-то такое, о чём не рассказывают нам на уроках по истории? Да и сами учителя об этом не ведают…

НО ВЕРНЁМСЯ к империи Тартарии. Если у этой страны были флаги (это, как мы видим, подтверждается и отечественными, и зарубежными источниками того времени), значит, можно уже с достаточной уверенностью полагать, что щит с изображением совы всё-таки и есть ГЕРБ (или один из гербов) этой державы.

Поскольку в перечисленных выше источниках речь шла о морских флагах, следовательно, в Тартарии было развито мореходство…

И всё же странно, что история не оставила нам ни одного имени императора (кайзера, цесаря) Тартарии. Или они нам известны, но под другими именами и с другими титулами?



 Немецкая таблица флагов. Нюрнберг, 1750 г.

 

Завершаем публикацию материала о флагах Тартарии, которые были обнаружены в таблицах морских флагов, изданных несколько веков назад в Западной Европе и США.

На флаге императора Тартарии, наверное, есть смысл остановиться подробнее. На последней имеющейся у нас таблице 1865 года (издана в США) флаг этот уже не называется императорским, да и другого флага (с совой) рядом нет. Наверное, время империи уже в прошлом.

Если приглядеться к этому изображению тартарского дракона, то можно обнаружить, что к драконам Чайны-Чины (ныне – Китай) или к легендарному змею Зиланту на гербе Казани императорский дракон Тартарии непосредственного отношения, видимо, не имеет (см. рисунок в интернет-версии).

Как ни странно, дракона на императорском флаге Татарии отдалённо напоминает дракон на флаге Уэльса, хотя цвета совсем другие. Но это уже тема для специалистов по геральдике…

Жаль, что в тех документах, в которых удалось найти только изображения флагов империи Тартарии, отсутствуют хотя бы минимальные подробности о странах, которым принадлежал тот или иной флаг, за исключением «Книги флагов» Алларда. Но и там о Тартарии ничего нет - только описание её флагов и их цвета.

Однако самое важное, что флаги Татарии нашлись в таблицах, изданных разными странами и в разное время. Досужий читатель может, конечно, сказать: «Разве можно только по нескольким рисункам флагов сделать вывод о существовании империи».

По-своему он прав. Действительно, мы здесь рассмотрели только символику.

Но теперь мы точно знаем, что на картах и в книгах тех далёких времён были упоминания Московской Тартарии (со столицей в Тобольске), Вольной или Независимой Тартарии (со столицей в Самарканде), Китайской Тартарии (не путайте с Чайной-Чиной, которая на картах – другое государство), и, собственно, Великой империи Тартарии.

Мы нашли документальное подтверждение существования государственной символики империи на северо-востоке Евразии. Мы не знаем, к какой Тартарии эти флаги относились: ко всей империи или какой-то её части. Однако главное, что флаги нашлись.

* * *

В ПОИСКЕ флагов Татарии обнаружилось ещё два не укладывающихся в каноническую историю факта.

Факт 1. В XVIII–XIX веках среди современных на тот момент флагов изображаются флаги Иерусалимского королевства (на фотографии).

Согласно традиционной версии истории это королевство прекратило своё существование ещё в XIII веке. Но флаги, подписанные Jerusalem, есть практически во всех упомянутых выше сборниках морских флагов. Информации о возможном использовании этого флага после поражения крестоносцев обнаружить не удалось. Да и вряд ли захватившие Иерусалим мусульмане оставили бы городу флаг с христианскими символами.

К тому же если бы этот флаг использовался в XVIII–XIX веках каким-либо орденом (типа иезуитов), то, скорее всего, авторы так бы и написали в документах.

Может быть, есть какие-то факты на этот счёт, которые известны только узкому кругу посвящённых?

Но и это ещё не всё. В записке члена Особого совещания по вопросам о русских национальных цветах капитан-лейтенанта П.И. Белавенеца «Цвета русского государственного национального флага», изданной в 1911 году, вдруг обнаруживается нечто удивительное.

И это «нечто» заставляет задуматься, не поместили ли Иерусалим в Палестину по недоразумению?

Вдумайтесь: Пётр Иванович Белавенец пишет, что он по высочайшему повелению привёз в Санкт-Петербург флаг, пожалованный царём Петром Алексеевичем архангельскому архиепископу Афанасию в 1693 году.

На иллюстрации с подписью «Флаги, хранившиеся в соборе г. Архангельска» мы видим три флага, два из которых – флаги Иерусалимского королевства, при этом к одному из них приторочен бело-сине-красный триколор. Не иначе Святой Град Иерусалим следует поискать где-нибудь на Восточно-Европейской равнине и, скорее всего, не в XII–XIII веках.

Факт 2. В переизданной в 1904 года рукописи XVII века «О зачинании знак и знамён или прапоров» мы читаем: «...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет. От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося ещё между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла».

И что же мы узнаём из источника? «Цысаряне» и «римляне» – не одно и то же. «Цысаряне» стали иметь знак в виде двуглавого орла, а значит они – царьгородцы, то есть византийцы.

«Восточная римская империя» воевала с «Западной». Император Октавиан Август (он умер через 4 года после описываемых событий) был «цесарем» и, если исходить из логики изложения текста, воевал на стороне «цысарцев», т.е. византийцев, против «римлян»!

Однако, согласно канонической истории, Византия начинает свой отсчёт с 330 года, т.е. через 320 лет после описываемых событий! Тогда римский император Константин Великий (который, кстати носил титул «Август») перенёс столицу в город Византий, переименовав его в Константинополь.

Не очень понятную трактовку появления двуглавого орла у Византии мы видим и в упомянутой «Книге о флагах» Алларда 1709 года: «Один орёл бысть во время старых римских ЦЕСАРЕЙ; выображающ их силы, в котором последствии последние ЦЕСАРИ даже и доднесь (после покоренна и соединения двух цесарств сиречь которые от востока и от запада) двоеглавый орёл в то место изабрали».

То есть оба цесарства, по версии Алларда, существовали одновременно и независимо, а потом были соединены.

«Эх, простота, - подмигнув, скажет тот же досужий читатель, нашёл какие-то сомнительные источники и наводит тень на плетень. Это, небось, авторы всё поперепутали или навыдумывали».

Может быть, и так. Но переиздание рукописи «О зачинании знак и знамён или прапоров» было осуществлено Императорским обществом истории и древностей Российских при Московском университете. Это не абы какая контора. Да и издатели собраний флагов в XVIII–XIX веках при относительно высокой стоимости изготовления документов, как мне представляется, вряд ли бы выпускали в свет заведомо недостоверные сборники.

Почему пришлось остановиться на этих двух, казалось бы, не связанных между собой, фактах? Вроде бы они и не имеют никакого отношения к империи Тартарии…

ДАВАЙТЕ подумаем. Пётр I, лично редактировавший «Изъявление морских флагов всех государств вселенныя» в 1709 году (это факт из канонической истории), признаёт существование Тартарии во главе с цесарем.

В русскоязычной версии «Книги о флагах» того же 1709 года есть только три вида цесарей: «старые римские цесари», цесари Священной Римской империи и Татарский цесарь.

В «Изъявлении» имперский флаг России - жёлтый с чёрным двуглавым орлом, «цесарский» флаг Священной Римской империи – тоже жёлтый с чёрным двуглавым орлом, флаг Татарского цесаря – жёлтый с чёрным драконом.

На монетах Золотой Орды при правлении ханов Узбека, Джанибека и вроде бы Азиз-Шейха изображён двуглавый орёл. Герб Византии – также двуглавый орёл.

Появление двуглавого орла у Византии произошло, по одной версии, после побед (победы) над Римом, по другой – после «соединения двух цесарств».

Судя по всему, Пётр I примеривался к флагу Иерусалима (Иерусалимского королевства). Может быть, он имел на него право. Флаг Иерусалимского королевства, повторимся, имел хождение в XVIII–XIX веках!
Да, вопросов в нашем исследовании возникло больше, чем нашлось ответов. Каждый пусть решает сам, существовала ли империя Тартария-Татария как государство или нет.

История – как религия: где есть канонические книги, там есть и апокрифы, которые подвергаются анафеме ревностными служителями культа.

Но когда у паствы возникает много вопросов, а проповедник не даёт на них исчерпывающих и понятных ответов, вера слабеет и религия постепенно угасает, а потом умирает. И на её обломках... Задуматься бы об этом академической науке.

Краткие выводы автора:

∙ помимо изображения на картах территории империи Тартарии в документах XVIII–XIX веков есть достаточно изображений её флагов;
∙ флаг – символ государства, а не территории, значит, империя Тартария существовала как государство;
∙ это государство существовало независимо от государства Великих Моголов и Чины (современного Китая);
∙ несмотря на наличие императорского флага Тартарии, мы пока не можем с уверенностью сказать, были ли эти флаги символами всей Тартарии или какой-то её части;
∙ в ряде рассмотренных источников есть натяжки, нестыковки и противоречия (Иерусалимское королевство и Рим-Византия), которые порождают сомнение в истинности канонической версии, требуют дополнительного исследования нашего прошлого; есть и сомнение, дракон ли должен быть на флаге империи Тартарии или другой символ;
∙ флаг с совой автору просто нравится, потому что флагов с орлами много, а с совой один. Совы - красивые и полезные птицы. У славянских и тюркских народов, живущих на территории прежней Тартарии, а также у греков совы почитаются. Но у многих других народов совы олицетворяют тёмные силы, что наводит на некоторые размышления. Хотелось, чтобы развеялись все сомнения и флагом евразийской Великой империи был бы признан жёлтый флаг с чёрной совой.



Рекомендуем почитать

В избранное