Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская Правда

  Все выпуски  

Русская Правда: Фальсификация славянских Богов — идолов в Германии


Фальсификация славянских Богов — идолов в Германии

Полностью дошедшая до нас присяга золотых де мастера Якоба Эрнста Спонхольц (Jacob Ernst Sponholz, 1734 – 1809) из Нового Бранибора (Neubrandenburg) свидетельствует следующее о достойном ремесленнике города и верноподданном гражданине Мекленбургской земли:
«Я, Якоб Эрнст Спонхольц, клянусь Богом господам Герцогам Мекленбурга, а также этому городу, его жителям, быть верным, честным гражданином, заботиться о них, добиваться для них лучшего, быть равным им в правах. И да поможет мне Бог и его Святое Слово!» (Neubrandenburg, 23 июня 1768 г.)

При жизни Спонхольц (Sponholz) и его младшие братья Джонатан Бенджамин (Jonathan Benjamin) (1740 – 1811) и Гидеон Натанаель (Gideon Nathanael) (1745 – 1807) были хорошо известны. Однако, о семействе Спонхольц мы бы сегодня ничего не знали, если бы они действительно жили по Божиим Заповедям. Их жизненные успехи и неудачи тесно связаны с так называемыми Прилойскими идолами (Prillwitzer Idole). Эта троица оказалась в центре самого громкого скандала по фальсификации изделий народного ремесла в истории Герцогства Мекленбургского. И предметом этих подделок были … бронзовые фигурки славянских идолов!

Бронзовый лев «Чернобог» ( «Zernobocg), с которого в 1768 году началась история подделок.

Бронзовый лев «Чернобог» ( «Zernobocg), с которого в 1768 году началась история подделок.

Все началось с бронзового льва. В начале 1768 года практикующий врач д-р. мед. Хемпель (Hempel) был приглашен на дом к госпоже Спонхолц. В комнате он случайно увидел бронзовую фигуру хищного зверя. От ее сыновей доктор узнал, что их дед, служивший когда-то приходским священником в Прилойцах (Prilojcе- Prillwitz), обнаружил там на замковой горе клад. По рассказам дело было так: около 1690 года при посадке груши у себя в саду пастор выкопал льва, а потом и другие фигурки. Они находились в зарытых в землю горшках. Хемпель очень интересовался древностями, и Якоб Спонхольц охотно согласился продать ему бронзовые находки за приличную сумму.
Хемпель не сомневался в порядочности семьи Спонхольц. Но все-же попросил дать заключение по этому вопросу своих приятелей-специалистов. Те были также крайне удивлены, подтвердили давность находок и посоветовали их купить. Так лев и 34 другие «находки» стали собственностью доктора Хемпеля. Настоящая сенсация произошла тогда, когда один из ученых прочитал на фигурке льва написанное некими знаками, напоминавшими буквы, слово “Rethra” и без всякого сомнения интерпретировал их как «венедские руны». В короткое время был найден языческий храм лютичей, в котором находились тайники со времен крестовых походов немцев против славян. 7 февраля 1768 года газета „Hamburger Correspondent“сообщала, что славная славянская святыня Ретра найдена.

Почти сто лет специалисты и меценаты из Германии и других стран занимались коллекционированием фальшивых славянских идолов, жертвенных ножей, мисок, тарелок и амулетов. Среди них был и мекленбургский герцог — потомок живших здесь когда-то славянских вождей. В 1770 году принц Карл фон Мекленбург- Стрелец (Carl von Mecklenburg-Strelitz) (1741 – 1816), позднее, первый Великий герцог, дал задание дворцовому художнику зарисовать находки, которым вскоре были выполнены рисунки и гравюры.


Языческий бог Триглав. Фигура выполнена около 1768 года

Языческий бог Триглав. Фигура выполнена около 1768 года

В том же году дворцовый проповедник из Мекленбургских земель, новобраниборский суперинтендант и консисториальный советник Александ Готтлиб Маш (Alexander Gottlieb Masch) (1724 – 1807) приобрел все фигурки из коллекции доктора Хемпля. Узнав, что в семействе Спонхольц имеются еще и другие предметы, он посоветовал герцогу купить и их. На эти цели было израсходовано 300 талеров из казны Дома Рацебургов (Ratzerburg). Эти поделки широко представлены на гравюрах в книге господина Маша „Die gottesdienstlichen Alterthuemer der Obotriten aus dem Tempel zu Rethra am Tollenzer-See “.

Маш в фантастических красках описывает (вымышленные и конечно кровавые) подробности предназначения ножей, чаш и бронзовых фигур языческих богов. Там же автор сообщает о том, что бронзовых идолов для славян изготовил, несомненно, греческий мастер! В книги можно, например, прочитать такие высказывания…
«Языческие идолы имели устрашающую внешность. Они были облачены в броню или другие доспехи, вооружены секирой, что придавало им грозный вид. Нельзя найти научного объяснения венедского происхождения этих идолов. Если среди них и были мастера, то это чужеземцы, желавшие посетить эти земли с целью последующего завоевания» (с.38).
«У них считалось красивым соединить воедино человеческое тело с головой льва или собаки. Поэтому фигуры идолов изготовлялись так, чтобы это соответствовало вкусам венедов» (с.39).
Качующие венеды отдали бы все за то, чтобы иметь идолов, которым они бы могли поклоняться и устыдить многих холодных и рассудочных христиан — их скоро будет так много, что [венеды] будут вынуждены пожертвовать что-то из своих богатств [этой] религии и служению Богу (с.46).

В коллекции мы можем видеть маленького славянского дудочника высотой 8.5 см (»wendischer Dudelsackpfeifer«). Суперинтендант Маш интерпретирует эту фигурку в своей книге от 1771 года как миниатюрный памятник умершего в 999 году славянского вождя Мисислава.

Фигура дудочника ( выполнена около 1768 года).

Фигура дудочника ( выполнена около 1768 года).

У некоторых людей возникали сомнения по поводу этих фигурок. Но большинство ученых с воодушевлением приняло эти «находки». А Гидеон Спонхольц продолжал и дальше постоянно делать «открытия». Ими был введен в заблуждение даже такой выдающийся польский магнат, универсальный ученый, сказочник и писатель, историк и знаток восточных языков, как граф Ян Потоцкий (Jan Potocki) (1761-1815), которого также традиционно считают основателем славянской археологии. В то время Потоцкий путешествовал по Мекленбургской земле, чтобы на месте изучать славянские древности.
И вот тогда-то, в 1828 году, один из бывших компаньонов Спонхольца признался, что он вместе с Гидеоном и еще одним гончаром изготавливал этих божков. Однако, защитники идолов считали это заявление «бормотанием душевнобольного старика».

Само-собой разумеется, что, так называемых «Прилойских идолов» связывали с лужичанами. Маленький лев, с которого весь этот обман начался, упоминался еще в 1869 году в журнале „;asopisu Ma;icy Serbskeje“ как надежное доказательство существовавшего когда-то льва, сопровождавшего языческого бога Flinsa. В 1855 году историк Korl Awgust Jen; (1828 – 1895) пишет в своей статье «Бог Флинц « („P;ib;h Flinc“) среди прочего, следующее: «Лев является, по свидетельству всех старых хронистов, символом славянского Чернобога; это божество было чествовано под тем же именем и в Ретре. Даже не имея древностей когда-то воинственных лужичан и обнаруженных В 1687-1697 годах возле мекленбургской деревни Прилвиц находок, известных с этого времени под именем «прильвитских древностей», имея в свое распоряжении лишь одного льва, на спине которого виднеется написанное рунами его имя –«Zernebocg», который всей своей позой, и прежде всего положением задних лап, упором передних и грудью, указывает на то, что когда-то он находился на каком-то постаменте…»

Фигура дудочника (рисунок 1771 года)

Фигура дудочника (рисунок 1771 года)

И все-таки бронзовые поделки были разоблачены как фальсификаты довольно давно. В 1855 году историк д-р Ф. Лиш (Dr. F. Lisch) в ежегодном издании о древностях в Шверине (Zwerin- Schwerin) делает разгромное заключение: « Вся коллекция –Маша, Потоцкого (=Гидеона) составлена из подделок.» Только тогда, повторно, десятилетия спустя, вся правда вышла на явь.

В Лужицком музее в Хочебузе сейчас можно осмотреть отдельную выставку под названием «Сфальсифицированные идолы славян» („Sfal;owane s;owja;ske p;ibogi! – Gef;lschte Wendeng;tter!“) и увидеть 170 бронзовых поделок, сопровождаемых 15 поясни-тельными стендами и 9 постерами с гравюрами. По случаю проходящей выставки издан информационный буклет„Sfal;owane s;owja;ske p;ibogi! – Gef;lschte Wendeng;tter!“ и от-дельная брошюрка (изд. REGIA, 2005). В них автор
Вернер Мешанк (Werner M;;kank) обращается ко временам дохристианских верований славян, а также приходит к необычному заключению о том, что в некоторых лужицких легендах и обычаях сохраняются следы старых славянских божеств!

Лужицкий музей в центре Хочебуза, Млынска дорога 12 (M;y;ska droga 12) открыт со вторника до пятницы с 8.30 до18.00, в субботу и воскресенье с 14.00 до 18.00.

 

Автор: Вернер Мещанк Werner Meskank, Chosebuz

Сергей Прямчук

Перевод С. Базлов

Рекомендуем почитать

 


В избранное