Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Вайолет Оклендер Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка
Вайолетт Оклендер – практикующий американский детский психотерапевт, доктор психологии, она выступала с лекциями и супервизиями в ряде стран, и ее по праву можно назвать одной из наиболее заметных фигур в детской психотерапии. Книга
«Скрытые сокровища» появилась в результате наблюдений над сотнями детей, работы с глубоко травмированными маленькими пациентами и подростками, и тем ценнее выводы и рекомендации, которые окажутся полезными не только начинающим, но и опытным специалистам. Переведенная на 6 языков, эта книга включена в шорт-листы, рекомендуемые детским психологам и психотерапевтам, став своеобразным учебником-«путеводителем».
В. Оклендер применяет гештальт-подход, активно включает средства
арт-терапии в работе с детьми и их родителями, предлагает ряд простых, но эффективных методик в работе с различными степенями травматизации. Эту книгу можно рассматривать и как руководство для работы, и как рекомендации для родителей, в ней затрагиваются как терапевтические, так и профилактические моменты в развитии и воспитании детей. Хотя направленность книги, скорее, узкоспециальная, но и внимательные родители, небезразличные к судьбе своего ребенка, смогут взять для себя нечто полезное и, прежде всего,
переосмыслить собственное поведение сквозь непривычную призму детского восприятия. В потоке будничных дел иногда сложно заметить, как «слово ваше отзовется», как будет воспринят внешне невинный поступок родителей, вполне объяснимый с точки зрения логики. А для ребенка он может быть воспринят как тревожный сигнал и, возможно, запустит процессы, тормозящие полноценное развитие личности. И если будничные недоразумения довольно просто корректировать, то работа с детской травмой требует не только
полной сконцентрированности, честности и аутентичности терапевта, но и мудрости, понимания, а иногда и просто выносливости. Например, в одной из глав В. Оклендер рассказывает, как ей однажды всю первую сессию пришлось просто перемещаться вслед за ребенком по собственному кабинету, который хватал то одну игрушку, то другую, а она мужественно следовала за ним, чтобы дать ему почувствовать безопасность, наличие с собой доброжелательного взрослого, принимающего и готового помочь. Это было своеобразное
«испытание», которое устроил ей недоверчивый ребенок, но терапевт его прошла. Даже этот небольшой эпизод может быть хорошим уроком практикующим психологам.
Методика работы специалиста с ребенком
В процессе многолетней практики В. Оклендер выработала свой алгоритм работы с детьми и щедро предложила его читателям. Он заключается в нескольких этапах, которые я предлагаю рассмотреть подробнее.
1. Научение ребенка выражаться максимально конкретно. Например, фразу «я себя
ненавижу» всегда нужно конкретизировать: всего себя? Или есть какие-то черты? Чаще всего в процессе этой работы ребенок отходит от первоначальной максималистской позиции и начинает понимать, что есть отдельные его стороны и качества, не удовлетворяющие по каким-то причинам.
2. И на втором этапе важно понять, что это за аспекты личности, что именно подвергается отторжению и отрицанию. Оформление этих аспектов в некий образ (фигурку, куклу из пластилина, рисунок) снимает напряжение и дает четко
определенный вектор работы.
3. Часто эффективным оказывается сравнение с идеальными противоположными модальностями личности ребенка: к примеру, ребенок, считающий себя трусом и ненавидящий этот аспект своей личности, может припомнить моменты, когда он бывал смелым, вспомнить, что он ощущал тогда.
4. Следующий этап очень важен. В. Оклендер отмечает, в большинстве случаев у ее маленьких пациентов непременно присутствует подавленный гнев, что естественно, особенно учитывая запрет на внешнее
проявление гнева и агрессии в нашей и западной культурах. И его обязательно следует «выпустить» наружу, используя для этого игрушечный молоток, глину, разрывание на части рисунка с негативным содержанием – арт-терапевтические методики, предполагающие обязательную деструкцию. «Сессию гнева» автор считает вообще одним из наиболее успешных методов для облегчения состояния ребенка. А родителям В. Оклендер рекомендует: «Проводите «сессию гнева» регулярно перед сном.
Ребенок должен вам рассказать все, что ему не понравилось и что его взволновало за день. Не надо ничего обсуждать, просто послушайте». Это хорошая профилактика агрессии, детских неврозов, да и просто возможность ощутить близость, поддержать диалог родителя и ребенка.
5. На следующем этапе работы психотерапевт подчеркивает важность обретения с ребенком той его составляющей, которая принимается. С ней налаживается контакт (это может быть добрая фея-крестная из волшебных сказок, какой-то любимый
персонаж книги или мультфильма, с образом которого отождествляет свой аспект ребенок). Эта часть «я» «озвучивается» ребенком. Например, терапевт спрашивает: «Как ты думаешь, что могла бы сказать эта фея?» И «фея» обращается к отрицаемому и ненавидимому аспекту «я». Как отмечает автор, иногда целесообразно вернуться, регрессировать к тому аспекту личности, который когда-то принял негативный интроект, согласился с неверным представлением о себе, чтобы
подкорректировать его восприятие и обратить к нему ободряющий и поддерживающий монолог «феи-крестной».
6. В ходе дальнейшей работы вместе с ребенком составляется план дальнейших действий, которые ребенок может выполнять и дома, без сопровождения взрослых: это может быть разговор с персонажем, олицетворяющим часть «я», небольшой ритуал перед сном, тайный талисман или что-то еще, что может обеспечить поддержку ребенку.
7. На завершающем этапе терапии с ребенком обсуждаются и
проигрываются ситуации, когда он оказывается способен оказать себе помощь и поддержку. Лучше будет сделать приятной привычкой способность радовать себя, пусть даже в мелочах.
Важность накопления опыта
Основное внимание в работе с травмированным ребенком В. Оклендер уделяет опыту проигрывания. Ведь до 10-11 лет дети и не нуждаются в анализе, вербализации происходящего, однако часто собственные сильные эмоции пугают ребенка, он замыкается в себе, считая себя «каким-то не таким». Это
оправдано законами детской психологии, последовательно сменяющими друг друга фазами развития ребенка. И тогда часто спасает условная реальность, игра, в которой не только корректируются, но и закрепляются стратегии поведения и способы реагирования. До определенного возраста игра и вовсе необходима, как воздух (в книге В. Оклендер анализируются разные случаи: с детьми от 3 до 18 лет). Главное – понимать, каковы потребности и специфика развития личности на том или ином этапе. «Ребенок борется за
возможность проявить себя и мечется между состоянием слияния и изоляции. Слияние подразумевает заимствование ощущения самости от кого-то другого – он должен быть похожим на другого, поскольку не имеет собственного представления о себе». И, чтобы обогатить и «напитать» этот только формирующийся еще образ собственного «Я», ребенку и нужен свой опыт преодоления, выработка своих, индивидуальных стратегий совладания с чем-то тревожным, непривычным и пугающим. Если насыщать образ
«Я» позитивными подкреплениями от полученного безопасного опыта в кабинете терапевта, укрепится стержень личности, станет более устойчивой психика, сформируются те образцы поведения и реагирования, которые повлекут успешную социализацию и повысят адаптационные возможности (одна из глав так и называется - «Усиление «Я»).
Инструментарий для работы
Уже отмечалось, что В. Оклендер применяет широкий спектр арт-терапевтических методик в работе с детьми. И это обосновано тем,
что мир ребенка – яркий, образный, метафоричный, а не логичный, вербализированный. Поэтому так хорошо «работает» то, что и составляет интерес ребенка до определенного возраста – рисование, игра, проигрывание с фигурками каких-то сюжетов, исследование новых для ребенка предметов и игрушек и пр. Кроме использования средств художественной выразительности (красок, пластилина, глины и т. п.), в последней главе автор уделяет внимание звукотерапии (или музыкальной терапии), описывая случай,
когда ребенок «спасался» тем, что просто выбирал музыкальный инструмент и извлекал звуки, к чему присоединилась затем и терапевт. Подтверждается один из базовых законов терапии: излечение наступает, прежде всего, благодаря магии со-присутствия, дающего ощущения поддержки и безопасности. С детьми это буквально просто нахождение рядом и деятельность, которая объединяет, может быть, даже и без лишних слов.
Книга В. Оклендер написана очень простым языком, поэтому будет понятна даже тем, кто
далек от профессионального изучения психологии. Она построена в форме заметок психотерапевта, рассказов о разных историях излечения разновозрастных детей. Причем ситуации, описываемые автором, универсальны: будь то горе и утрата, переживание ребенком собственной медлительности и неуклюжести, неумение общаться и вступать в контакт с другими, переживание одиночества, высокая тревожность и недоверие к миру взрослых, кажущемуся враждебным, отсутствие навыков самоконтроля и многие другие проблемы, которыми
занимается детская психология. Поэтому, если вам интересен мир ребенка, непохожий на наш, если у вас есть дети и вы стремитесь к любви и пониманию в семье, заботитесь о психологическом здоровье ребенка – книга «Скрытые сокровища» - для вас.
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте