Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания
Уоллес Диксон 20 великих открытий в детской психологии
Сегодня многие семьи – и западные, и российские, можно по праву назвать детоцентричными: детей всячески «развивают», возят в кружки, занимают аниматорами, готовят к умопомрачительной карьере. Руководств и методик по воспитанию и развитию детей
существует огромное множество. И всего этого бы не существовало, если бы не было открытий, потрясших детскую психологию ХХ века. Заслуга Уоллеса Диксона, доктора философии, заведующего кафедрой психологии в Восточном государственном университете Теннесси, как раз в том, что он собрал и систематизировал уникальный опыт ученых, позволяющий лучше понять и отдельного ребенка, и детский коллектив, и выработать правильные и нетравматичные стратегии работы с детьми.
Кратко рассмотрим каждое открытие
психологов и постараемся понять, почему автор оценил его столь высоко, что поместил в индивидуальный рейтинг научных работ.
Ж. Пиаже «Истоки интеллекта у детей». Работу этого легендарного ученого невозможно недооценить. Его новаторство в детской психологии заключалось в том, что он уравнивал этапы и принципы биологического и интеллектуального развития человека. Ученый исходил из того, что онтогенез повторяет филогенез, поэтому испытывал интерес к развитию детей – как микрокосму
общечеловеческого развития. Заслугой Пиаже является выделение им нескольких стадий интеллектуального развития (сенсомоторной, дооперациональной, стадии формальных операций). Вторым по значимости открытием Уоллес Диксон считает другую работу Ж. Пиаже – «Origins», в которой психолог размышляет об истоках интеллекта у детей, наблюдая за малышами от рождения до 2 лет. Многие наблюдения основаны на личном опыте – каждого из своих троих детей Пиаже исследовал со скрупулезностью
ученого. Третьим важным открытием стала книга Л. Выготского «Мышление и общество». В ней советский психолог выступил с критикой лабораторных экспериментов, которые нацелены на создание искусственной среды, а потому их результаты обладают некоторой условностью и могут быть неприменимы к реальной жизни. Выготский исследовал специфику зарождения речи у ребенка. Именно этот ученый впервые заговорил о так называемой внутренней речи – когда ребенок вслух проговаривает то, что собирается сделать
или просто говорит «сам с собой» - и это расценивалось как важный шаг к оформлению сознания – высокоорганизованной структуры. Выготский ввел в научный обиход понятие «зоны ближайшего развития» - оно и до сих пор активно применяется в педагогике. Под этим понятием подразумевается нечто, что ребенку по силам сделать самому на основе новоприобретенных навыков и умений. Когда ребенок освоит это, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. И так поэтапно –
дальше. Невозможно не оценить по достоинству важный вопрос, поднятый Р. Фэнцом: когда именно у ребенка проявляется способность восприятия? Может ли случиться так, что она окажется врожденной? Эти вопросы обсуждаются в работе «Истоки восприятия формы». После опытов с детенышами шимпанзе Фэнц пришел к выводу о том, что зрительное восприятие является врожденным. Более того, ученый утверждает, что есть излюбленные объекты зрительного внимания младенцев – прежде всего, это лицо
человека! Рене Байержо основой для своих изысканий взяла работы Ж. Пиаже и пришла к выводу о том, что концепция постоянства предметов («шкаф стоит в комнате, даже когда меня там нет»), провозглашенная Пиаже и рассматриваемая им как актуальная для 1,5 лет, на самом деле начинает формироваться уже с 9 месяцев. Д. Премак и Г. Вудрофф искали ответы на вопросы, связанные с ментальными состояниями детей. Важным выводом ученых стало убеждение, что в 5 лет ребенок различает собственные представления
о чем-либо и представления другого. И это дало возможность заключить, что на уровне 3-5 лет дети начинают создавать индивидуальные концепции о внутреннем мире. Н. Хомский работу «Синтаксические структуры» посвятил лингвистическим аспектам: он интересовался, как дети усваивают так быстро не только лексический, но и синтаксический – сложнейший уровень языка. Какие структуры участвуют в создании своего, «детского» языка с соблюдением синтаксических законов? Вывод ученого потряс
общественность – Хомский считал, что потенциал способности к речи коренится в ДНК человека. Выводы Хомского были подвергнуты критике: психологи утверждали, что у здорового ребенка речь зарождается одновременно с развитием когнитивных способностей. Однако, работа Хомского была важным шагом в психологии. Р. Браун тоже исследовал зарождение речи у детей и выявил 8 разновидностей смысловых связей, 14 начальных морфем, порядок появления которых строго обусловлен. Эти выводы были аргументированы
экспериментальным исследованием. Гарри и Маргарет Харлоу занимались изучением аффекциональных систем и наблюдали отношения в диаде «мать – дитя», «дитя – ближайшее окружение», «дитя – дитя». Ученые одними из первых заговорили о важности физического контакта (не любого, а только дающего тепло и уют!) матери с ребенком, о приоритетности психической безопасности младенца. По сути, выводы ученых опровергли утверждения бихевиористов о том, что мать ценна для
малыша только потому, что она – источник пищи, и концепцию Фрейда об «удовлетворении оральных потребностей». Психологи вышли на нечто большее – глубинную потребность принятия со стороны матери уже на ранних этапах жизни. Именно на этой идее строятся современные руководства по воспитанию. Дж. Боулби говорил о важности предотвращения детских неврозов. Он наблюдал за детьми, разлученными с родителями по той или иной причине, и выделил 3 стадии переживаний ребенка: протест, отчаяние,
отчужденность. Это во многом объясняет «странное» поведение детей, когда мать возвращается, а ребенок не спешит бросаться к ней в объятия – ему нужно время адаптироваться к новой ситуации. Поэтому важным выводом в работе ученого было понимание того, сколь опасно надолго оставлять ребенка до 6 лет – это может привести к травме отверженности. Предметом исследований М. Эйнсворт стали модели детской привязанности. Психолог подтвердила мысль о том, что мать для ребенка –
«островок безопасности», и когда она постоянно рядом, то возможно безопасное развитие ребенка. Если мать то рядом, то где-то – ребенок тревожится, ищет вначале островок безопасности и только потом может развиваться. Но без ощущения защищенности развитие приостанавливается. Диана Бомрид изучала воздействие различных стилей родительского воспитания. Она создала классификацию стилей воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный), дала их характеристику и пришла к выводу, что
преобладание какого-то одного стиля нежелательно. Важным выводом ее исследований было также то, что процесс социализации проходит неодинаково у мальчиков и девочек. Работы А. Бандуры стали важной вехой в психологии, теории коммуникаций и социологии. Ученый исследовал проявление агрессии, провел ряд экспериментов с моделированием ситуаций, провоцирующих детскую агрессию, и пришел к выводу, что наиболее верный способ активизировать ролевую агрессивную модель – показать пример безнаказанного
агрессивного поведения. Личный пример дети усваивают лучше всего – об этом в один голос твердят современные психологи. Очень важен следующий вывод Бандуры: менее агрессивны те дети, которые видели неагрессивную модель, в сравнении с теми, кто вообще не видел никакой модели поведения! К. Джиллиган исследовала женщин, решивших сделать аборт, а предметом ее исследования были уровни морального развития. В ее работе содержится дополнение знаменитой концепции Л. Колберга об уровнях морального развития,
но он исследовал мужчин и говорил о мужской этике. Его студентка, Джиллиган, дополнила исследования «женского вопроса» и пришла к выводу, что женщины проявляют моральные качества исходя из конкретной ситуации, а мужчинам важно отстоять абстрактные принципы справедливости. А. Томас, С. Чесе, Г. Берч – детские психиатры, которые исследовали нестандартное детское поведение. Они провели лонгитюдное исследование в период 1956 – 1988 гг., исследуя одних и тех же людей в их детские годы и
в годы зрелости. Ученые размышляли над вопросами: каким образом предпочтительнее изучать черты характера? Как классифицировать эти черты, чтобы выявить отклонения от нормы? Что именно влияет на формирование характера? Учитывались такие факторы: уровень активности, способность к адаптации, особенности реакций, интенсивность и продолжительность внимания, способности переключаться, эмоциональный фон. Было исследовано 85 семей, 136 детей, 40 из которых имели нарушения поведения. Относительно нарушений
поведенческой нормы была выявлена следующая взаимосвязь: у детей, противящихся новому, чаще всего сбиты биологические ритмы, они негативно настроены, плохо адаптируются, проявляют очень сильные реакции. Э. Вернер и Р. Смит искали ресурсы жизнестойкости и эффективной психической адаптации у детей. Учеными тоже было проведено лонгитюдное исследование детей с 1955 по 1995 гг. Факторами риска для детей были признаны следующие: перинатальный стресс, нищета, беспорядок дома, алкоголизм (психические болезни)
родителей. Благоприятными факторами оказались такие: глубокая связь с близкими родственниками (членами религиозной общины), вера в свое влияние на собственную жизнь, умение дистанцироваться от родительских проблем, наличие поддержки социума. Самерофф и Чандлер считали, что метод ретроспекции в терапии искажений развития не оправдывает себя, потому что нарушения развития часто обусловлены дородовыми и родовыми показателями (аноксией, недоношенностью, стрессом беременной матери). Ученые высказали идею о
том, что на психическое состояние ребенка намного больше влияет не наличие болезни, но то, как родители ее воспринимают. Факторами риска они считали совокупность протекания беременности и родов и социальное окружение после рождения ребенка. А. Анастази, получившая степень доктора психологии в 21 год, исследовала соотношение природных и социальных факторов в развитии ребенка и пришла к выводу, что воздействие одного аспекта зависит от специфики другого. Например, если от родителей девочкой унаследованы
светлая кожа и светлые волосы, то может быть запущен миф о «блондинке», который станет оправданием безответственного поведения. Р. Белл изучал влияние детей на родительское их восприятие. Уникальность каждого ребенка обусловливает то, как его воспринимают свои родители, и это воздействует на социализацию вообще. К примеру, плаксивый ребенок часто может раздражать родителей, они выражают это раздражение, он растет неуверенным в себе и малоинициативным. Д. Хьюбел и Т. Визел получили
Нобелевскую премию в области медицины. Они изучали специфику работы мозга у кошек и пришли к выводу о нервной пластичности. При регулярной востребованности клетки мозга работают активнее, а если они не востребованы, то атрофируются или адресуются иным системам. И тогда это объясняет, почему, например, слепой лучше осязает, в сравнении со зрячим: происходит своеобразная замена, компенсация утраченной или отсутствующей функции.
Мы видим, что каждое открытие, прокомментированное Диксоном Уоллесом, имело
решающее значение не только для психологии, но и для смежных гуманитарных наук. Благодаря исследованиям психологов человек стал более понятен, в педагогике и воспитании был преодолен сильный разрыв между миром взрослых и детей (в 19 веке детей могли «обучать» поркой и наказаниями, а в древние времена младенцев просто убивали, если невозможно было их прокормить). Профессиональному психологу будет полезно ознакомиться с базовыми вопросами и понятиями детской психологии ХХ века, прочитать описания
экспериментов, результаты которых порой поражают, а простой родитель увидит в книге пути изменения своего поведения, достижения более осознанного взаимодействия со своим ребенком. Книга ценна тем, что позволяет нам «вспомнить» о своих детских ощущениях и стать на позицию маленького человека, зависимого от нас.