Значит, нам придется принять одно из двух в качестве
предпосылки, а потом еще раз вернуться к этому. Так вот, чтобы нам сразу
перейти от родов [тел] к оказываемым этими родами воздействиям, пусть нашей
предпосылкой и будет все относящееся к телу и душе. Для начала посмотрим,
почему это об огне говорят, что он горяч? На этот вопрос мы должны ответить,
приняв во внимание режущее и разлагающее воздействие его на наши тела. Едва ли
не все согласятся, что ощущение от огня – пронзительное; при этом нам следует
вспомнить о тонкости его граней и остроте его углов, затем о малости его частиц
и о быстроте их бега, ибо все эти свойства таковы, что сообщают огню напор и
проворство, и потому ничто не может противостоять его режущей силе. Достаточно
вспомнить и принять в расчет его очертания и то, как они были рождены, чтобы
уразуметь: эта природа, как никакая другая, способна проникать наши тела,
тончайшим образом расщеплять их и доставлять тому, что мы соответственно зовем
теплом, и его свойства и его имя. Противоположное [воздействие] довольно ясно,
по все же и его мы не оставим без объяснения. Когда окружающая тело и состоящая
из более крупных частиц влага проникает внутрь, она вытесняет находящиеся там
меньшие частицы, однако оказывается не в состоянии утвердиться на их местах и
только сжимает все, что ни есть в нас влажного, доводя его до такой плотности,
что оно из неоднородного и подвижного становится однородным, неподвижным и
закоченевшим. Поскольку же это происходит против природы [нашего тела], то оно
в согласии со своей природой вступает в борьбу и силится отвоевать себе прежнее
состояние. Эту борьбу и эти сотрясения нарекли дрожью и ознобом, в то время как
все состояние в целом, а равно и то, чем оно вызывается, именуют холодом.
Твердым зовется то, что заставляет податься нашу плоть, мягким – то, что под
воздействием последней подается само; и вообще названия эти употребляются
соотносительно. Hо податливо все то, что имеет малые основания; напротив, вид
[тела], покоящегося на квадратных основаниях и потому особо устойчивого,
оказывается самым неподатливым, причем его высокая способность к отпору
объясняется и тем, что как раз он плотнее всех прочих. Что касается тяжелого и
легкого, то эти два состояния могут быть наилучшим образом выяснены лишь в
связи с природой того, что известно под именами «верх» и «низ». Дело в том, что
представление, согласно которому и впрямь от природы существуют две
противоположные области, разделяющие надвое Вселенную, – низ, куда устремляется
все наделенное телесной массой, и верх, куда любая вещь может направиться лишь
по принуждению, – оказывается неправильным.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.