Есть еще две разновидности, из которых точно таким же
образом удалена большая часть примешанной воды, однако частицы земли в их
составе тоньше; обе они отличаются соленым вкусом и затвердели лишь наполовину,
так что вода снова может их разрушить. Первая разновидность пригодна, чтобы отчищать
масляные и земляные пятна; это щелок. Вторая же разновидность весьма хорошо
включается во вкусовые ощущения рта и представляет собой соль; это любезное
богам тело, как именуют ее по обычаю. То, что состоит из соединения обеих
последних разновидностей, может быть разрушено огнем, но не водой, а
основывается эта связь вот на чем: прежде всего земляные толщи не расторжимы ни
для огня, ни для воздуха, ибо частицы последних меньше, нежели пустоты в этой
толще, так что они могут свободно проходить насквозь, не прибегая к насилию, и
по этой причине не разлагают и не разрушают землю. Но частицы воды крупнее, а
значит, они прокладывают себе дорогу насилием, рушат землю и разлагают ее.
Поэтому земля, если она не подвергнута насильственному сжатию, может быть
разрушена только водой, а если подвергнута – только огнем, ибо тогда в нее не
остается доступа ни для чего, кроме огня. Воду же, если она с особой силой
уплотнена, может разрушить один лишь огонь, но если уплотнена слабее, то оба
рода – как огонь, так и воздух; при этом воздух вторгается в пустоты, а огонь
также и в треугольники. Наконец, воздух, если он испытал насильственное сжатие,
не может быть разрушен ничем, разве что только может быть сведен к своему
первоначалу; но, если он не претерпел сжатия, его разлагает один лишь огонь. С
телами же, возникшими из смешения земли и воды, происходит следующее: до тех
пор пока вода заполняет все пустоты в уплотненной с большой силой земле,
частицы воды, подступающие извне, не находят доступа внутрь, обтекают вокруг
всей этой массы и не могут ее разложить, в то время как частицы огня, напротив,
внедряются между частицами воды и, воздействуя на воду точно так же, как вода
воздействует на землю, одни оказываются в состоянии принудить смесь земли с
водой расплавиться и растечься. Заметим, что из этих смесей некоторые содержат
меньше воды, нежели земли; таковы все виды, родственные стеклу, а также все так
называемые плавящиеся камни. Другие, напротив, содержат больше воды; таковы все
тела из разряда восков и благовонных курений. Пожалуй, мы с достаточной
полнотой показали разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и взаимопереходов
фигур. Теперь попытаемся выяснить причины воздействий, производимых всем этим
на нас. Прежде всего надо приписать вещам, о которых идет речь, одно свойство –
постоянно быть ощущаемыми, а ведь мы еще не дошли до рождения плоти и всего
того, что к ней относится, а также до рождения смертной части души. Между тем и
об этих предметах немыслимо с должной основательностью рассуждать, отвлекаясь
от воздействия ощущений, и говорить об ощущениях, отвлекаясь от вопросов о
плоти и смертной части души, но вести речь о том и другом сразу едва ли
посильно.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.