Домашняя молитва Как совершать дома свое молитвенное правило
Во время молитвы рекомендуется
уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от
характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного
правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва
рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в
других подобных случаях. Семейная молитва — это разновидность церковной,
общественной (семья — своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет
молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует
осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или
земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча,
дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и
чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог
слышит и видит тебя»,— говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает
сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.
«Приступая к молитвословию, —
советует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или
посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от
всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в
молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение — и
возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и
благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все
приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначительное.
Тут полагается начало молитвы, доброе же начало —половина дела.
Так установившись внутренно, стань
затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие:
«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» и
прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца
доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу
приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи,
иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется.
Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое
молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие.
Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчувствуй свою скверноту, возжелай
чистоты и с упованием взыщи, ее у Господа, Читаешь: «остави нам долги наша,
якоже же и мы оставляем должником нашим» — и в душе своей всем прости, и
сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет
воля Твоя» — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви
беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно
тебе послать.
Если будешь так действовать при
каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».
В другом своем наставлении святитель
Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а
читайте будто нараспев... В древности всё читаемые молитвы брались из
псалмов... Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»...
б) во всякое слово вникайте и не
мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное
возбуждайте...
в) чтобы подсечь позыв на спешное
чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном
молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и
затем не заботьтесь... сколько прочитаете молитв,— а как пришло время, если нет
охоты стоять далее, переставайте читать...
г) положив это, однако ж, на часы не
посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет
забегать вперед...
д) чтобы способствовать движению
молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все
молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на
правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть
возбуждаемо в сердце...
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а
всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв
придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас
останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое
нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного... Если какое иное
чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте...
так до самого конца положенного времени».