Домашняя молитва Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина
Молитвенное правило мирянина состоит
из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм
необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как
бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и
трудном деле, одного вдохновения, настроения и импровизации недостаточно.
Существует три основных молитвенных
правила:
1) полное молитвенное правило,
рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в
Православном молитвослове;
2) краткое молитвенное правило,
рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш»,
«Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже,
очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание
святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче
наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов»,
от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом
молитвослове;
3) краткое молитвенное правило
преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице
Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда человек
находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Продолжительность молитв, их
количество определяются духовными отцами, священниками, учитывая образ жизни
каждого и его духовный опыт.
Совсем опускать молитвенное правило
нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова
молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Одному семейному лицу святитель
Феофан пишет: «На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни
случайностей. Когда дела не позволяют совершить вполне молитвенное правило, то
совершайте его сокращенно.
А спешить никогда не должно...
Правило — не существенная часть молитвы, а есть только внешняя ее сторона.
Главное же дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием,
благодарением и прошением... и наконец с преданием Господу всецело. Когда есть
такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя
бы вы целые дни простояли на правиле».
Особое молитвенное правило
совершается во время приготовления к Таинствам исповеди и причащения. В эти дни
(они называются говением и продолжаются как минимум три дня) принято более
прилежно исполнять свое молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние
и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в
эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне, причащения надо быть на
вечернем богослужении и прочитать дома кроме обычных молитв на сон грядущим
канон покаянный, канон Богородице и канон Ангелу-хранителю. Читается также
канон ко причащению и, кто пожелает, акафист Иисусу Сладчайшему. Утром прочитываются
утренние молитвы и все последование ко святому причащению.
Во время говения молитвы особенно продолжительны,
для того, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «чтобы
продолжительностью усердной молитвы разогнать наши хладные, в продолжительной
суете закаленные сердца. Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы
заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотой веры и
любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд, и время. Царство
Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,
12). Не скоро Царствие Божие приходит в сердце, когда от него так усердно дюди
бегают. Сам Господь Бог изъявил волю Свою, чтобы мы молились не кратко, когда
представляет в пример вдову, долгое время ходившую к судье и надолзе (долгое
время) утруждавшую его просьбами своими (Лк. 18, 2—6)».