Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашняя молитва

  Все выпуски  

Домашняя молитва Память Преп. Марии Египетской


Мария ЕгипетскаяМария Египетская одна из немногих людей, которая смогла победить грех блудства и угодить Богу. Каждый человек встречается в жизни с этой проблемой, так как страсть блуда начинает проявляться в человеке с ранней зрелости и не перестает, пока он не победит прочие свои страсти

 Поэтому сегодня хочется в память преподобной, привести беседу священника с крестьянами. Дело в том, что проблема блуда передается нам из покаления в покаление и зародилась она не сегодня, поэтому так непросто с ней бороться.

О распутстве.
(Домашняя беседа священника с прихожанами перед литургиею).
— Как поживаете, любезные, что делаете? — благословивши всех собравшихся прихожан, с обычным приветствием обратился к ним о. Петр.
— Да живем, батюшка, по милости Божией понемногу, отвечал один из прихожан, усаживаясь по близости о. П. — Молодежь-то наша да еще кое-кто в селе собираются на чужую сторону а мы старики около дому хлопочем, да к работам приспособляемся,—даст Бог тепла, и земля высохнет и работа подойдет.
- Доброе дело! отвечал о. П.:—пусть идут и на чужую сторону, кто может, трудятся да приобретают и себе и своему семейству добро;—промыслов у нас около дому нет никаких, так дома ничего и не высидишь. Только вот что нехорошо: многие, особенно из молодежи, на чужой-то стороне нехорошо живут, балуются.
— Правда твоя, батюшка, есть такой грех, заметил один пожилой крестьянин. — Уж мы и сами не мало говорим молодцам-то своим об этом, и усовещиваем их, да все как-то плохо действуют на них слова наши. Поговори-ка им ты, батюшка, хорошенько, твое слово пуще на них подействует. Вот и здесь их мало таких, которые отправляются на чужую сторону правда хоть и не очень приятна иногда бывает, за то на пользу служит, после и сами спасибо скажут, что не время учили их уму-разуму, и нас стариков добром помянут.
В избе о. Петра на этот раз действительно было не мало молодежи, которую речь старика задавала за живое, как говорится.
Сколько я замечаю, начал о. П., между теми которые уходят на заработки на чужую сторону, и особенно в большие города, более всего распространена разврат, блудная жизнь...
— Правда, батюшка, правда! — разом подтвердило несколько голосов.
— Вот об этом я и хочу поговорить, благо сегодня случай подошел, да и речь затеялась об этом Грех этот, сколько я наблюдал во время моей не короткой, службы, и вообще не мало распространен в народе; поэтому и всем не мешает прослушать речь 0б этом грехе. Ведь не только люди холостые и молодежь а иногда женатые впадают в плотской грех. В городах, где скопляется много народа, разврат дело более обыкновенное чем в других местах; поэтому соблазн там более чем где-либо. Мудрено ли, что те из вас которые отправляются в города на работы, больше развратничают.
Как зло довольно распространенное, часто повторяющееся, блудный грех для многих перестал казаться тяжким и важным, как и все к чему человек успеет приглядеться, а между тем это страшный грех. и тяжелую ответственность берет на себя тот кто впадает в него. В ветхозавтном закон против любодеев изречена смертная казнь (Лев. 20)

В новозаветном писании сказано о них: „не льстите себе: ни блудницы, ни прелюбодеи, ни сквернители царствия Божия не наследятъ" (1 Кор. 6, 9. 10). Cие да весте, яко всяк блудник не имать достояшя в царствии Христа и Бога (Еф. 5, 5). Часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21, 8). Апостол Павел запрещает верующим разделять трапезу с любодеями из христиан (1 Кор. 5, 11). В церковных законах полагаются на любодеев стропя эпитимии блудники, т. е. лица безбрачные, впадая в грех любодейства, отлучаются от причастия от 4 до 7 лет, а прелюбодеи (т. е. нарушители супружеской верности)- от 7 до 15 лет (Вас. Вел. прав. 58, 59, 77. Соб. анк. 20. Шее. 87); кровосмесники (т. е. ближайшие родственники, имеющие беззаконную плотскую связь)—отъ 10 до 20 лет. (Вас. Вел. 62. 63. 75. 76. 79).

Видно тяжел грех любодейства, когда он подлежит столь строгому наказанию! Посудите сами о тяжести этого греха. Тело наше освящено благодатию Божею, благодатию таинств крещешя, муропомазашя, а еще болee причащением святых Таин тела и крови Христовой,—сделалось, по выражению апо¬стольскому, членом Христовым, (1 Кор. 5, 15), храмом живущего в нас Святого Духа (ст. 19); человек распутствующий ни во что вменяет эту святость, это высо¬кое значение своего тела; он сквернит его плотским грехом и, прилепляясь к блудодейце, из святого члена Христова становится с ней одним телом, одною плотью (ст. 16). Может ли быть другое какое-нибудь унижение для телесной природы человека больше этого? Можно ли тяжелее оскорбить Святого Духа, обитающего в нашем теле, Сына Божия искупившего нас, и наше греховное тело приобщившего к своему божественному естеству? Страшно и подумать об этом! Для людей женатых тяжесть греха этого еще более увеличивается. Они оскорбляют святость таинства брака, ни во что вменяют благодать Божию, скрепившую и освятившую их супружество, нарушают обеты верности и целомудрия, данные при этом. А кровосмешение еще виновнее блуда и прелюбодейства: оно противно природе, и у самых язычников почитается необыкновенным. Апостол Павел, говоря об одном кровосмеснике к Коринее пишетъ: „слышится в вас блужеше, яковоже ни во языцех именуется" (1 Кор. 5. 1). О других видах плотских грехов говорить и язык не поднимается. Скажу только, что и однократное совершение плотского греха, какого бы ни было, подвергает грешника величайшей ответственности пред святым и правосудным Богом, а много-кратное повторение плотских грехов, привычка к ним, несравненно более отягчает эту ответственность.
А сколько вреда себе и другим причиняет распутный человек! Прежде всего распутство сильнее всякого другого греха разстраивает здоровье человека, губит его душевные и телесные силы. Ведь больно и жалко смотреть на человека преданного разврату: он преждевременно теряет здоровье, свежие и крепкие силы, которые должен был употреблять на благо свое и общее, преждевременно делается хилым и дряблым, ни на что негодным человеком, и кое-как влачит свою жизнь. Я вот замечаю, да и вам, я думаю в примету, что народ; который живет в столицах и больших городах, все больше какой-то изморенный, тщедушный, лица у этих работников все бледные, изможденные, испитые, и главная причина этого распутная жизнь и пьянство; разумеется, это не про всех можно сказать, но таких очень много. У распутного человека, замечено, тупеют и душевные силы: нет у него ни крепости и ясности разсудка, ни свежей памяти,—тупеет совсем человек. Эти же качества передаются и детям: от хилых родителей рождаются и хилые дети, за распутство одних платятся и другие...
Далее, в разврате прежде всего источник бедности и нищеты. Постоянно приходится слышать жалобы от отцев, что их дети возвращаются с заработков с пустыми руками. Удивительного тут ничего нет, блудный сын, о котором рассказывается в Евангелии, расточил даже и готовое отцовское богатство, живя блудно. „Иже пасет любодейцы, погубить богатство свое", сказано в Писании (Притч. 29. 3). Действительно развратные люди проматывают огромные состояния; оправды¬вается это слово писания и примером ваших детей. Не воздержанные и распутные из них постоянно приходят без копейки. Домашние их надеются, ждут, что они, как добрые дети и честные люди, послужат, по- могут им в нужде, заработанную копейку принесут и отдадут на общую пользу семейства, и в этой на¬дежде несут на cебе всю тяжесть домашних работ и те возвращаются ни с чем и как безчестные тунеядцы едятъ хлеб, добытый потом да кровью старика отца, который часто с трудом таскает ноги и из сил выбивается за работой. Добрые дети с радостью возвра¬щаются домой, приносят в семейство довольство и ра-дость,—и подати заплатят и на нужду отложат в семействе-то они пользуются любовью да уважением, на них смотрят вс как на самых нужных и дорогих людей, которыми держится благосостояние дома; и самим-то им весело да приятно, когда они чувствуют, что они не даром на свет живут и не чужой хлеб едят. А каково блудным-то детям? Прогуляют они все свои трудовыя денежки, испортят здоровье и со стыдом и позором воротятся домой; пальцами на них будут пока¬зывать люди, да ставить в примр своим детям и стыдно и горько будет, да не воротишь!
Известно притом, что распутные люди бывают плохие работники и мастера. Среди разврата и разгула им не пойдет работа на ум не о том у них забота, чтобы хорошо исправить работу, чтобы по изучить получше свое мастерство да сделаться хорошим работником...
Да работников-то гуляк не охотно принимают и хозяева; не мудрено поэтому остаться и вовсе без работы,
— Это, батюшка, правда: такие работники не сподручны нам, и мы обегаем их, потому что хлопоты одни с ними, а работа от них плохая, заметил один артельщик, сидевший тут же.
ДЪло понятное, всякому приятно и выгодно иметь работника хорошего усердного и честного, на которого можно было бы положиться, а не избалованного и гуляку, который иной раз и на работу совсем не придет. Втя¬нется человек в худую жизнь больше и больше и до того дойдет, что и рад бы сделаться добрым человеком, да силы нет, и расстаться с прежней жизнью воли крепкой нет все ушло с развратом да с безпутством, и ум, и сила, и воля, и здоровье, и довольство,—все загублено даром; сделается человек ни на что негодным, и придется ему маяться остальной свой недолгий век с нуждой да с горем... Горько и больно винить разврат и соединенные с ним всякого рода кутежи между богачами, которые как ни проживают деньги, а все не проживут. Но несравненно больнее видеть, как крестьянин, у которого весь капитал в силе да в работе, бросает последнюю трудовую копейку на дурные дела, на безумные кутежи, который тратит свою силу, свое здоровье в беспутных удовольствиях. Ведь он тратит свое последнее достояние, промотав которое, останется безо всего,—полная нищета ожидает его впереди.
И мало того, что развратные люди сами гибнут, они и других губят. Воротившись домой, и туда принесут свои привычки и пороки. По крайней мере, первые зачинщики всяких безпорядков в деревнях и селах, это фабричные и мастеровые, побывавшие в больших городах и там познакомившиеся с разгульною и распутною жизнию. Они коноводы и нашей молодежи. Как люди бывалые, столичные, они обыкновенно в глазах деревенской молодежи пользуются некоторым почетом и уважением; им стараются подражать в манерах, ухватках, стараются не отстать от них; они же распространители разврата. Навыкнув и на¬торевши в этом деле, они своею опытностию поль¬зуются и в деревне, прельщают и соблазняют невинных и неопытных людей. Они обыкновенно и в деревнях устраивают такие же компании, какие видели в больших городах, и совершают все те гадости, к каким привыкли там; и по деревням плодятся таким образом дома разврата, где гибнет невинность, и куда иногда заходят женатые и семейные. И выходит, что люди развратные кроме того, что сами грешат и должны отвечать за свои грехи, соблазняют еще других, дела¬ются участниками чужих грехов и за них должны будут отдать отчет Богу.
Разврат больше всего подрывает и семейные связи, семейный союз. Я замечаю, да и вам, я думаю, тоже в примету, что молодежь, которая живет на чужой стороне, как-то меньше склонна к брачной жизни, чем те, которые живут больше дома; она предпочитает холостую жизнь и это, кажется, больше всего зависит от при¬вычки ее к развратной жизни. Оно и понятно: для чело¬века, который привык развратничать, нет ничего при- влекательного в жизни семейной; он смотрит на брак и жену просто, как на средства удовлетворять своей скотской, плотской похоти. Другой союз, более чистый, более вы- сокий, для него не понятен. Для него непонятен тот святой союз, освященный и скрепленный благодатью Божей и благословением церкви, в котором естественные склонности возвышаются и превращаются в чистые отношения мужа и жены. Для его расслабленного развратом сердца не понятна та искрения любовь, которая соединяетъ мужа и жену, по выражению слова Божия, в одну плоть, по которой они друг В друге видят верных помощников и спутников в жизни, делят пополам радости и печали жизни, составляют друг другу верную опору в жизни. Человек развратный не знает и не понимает ничего этого. Само собою понятно поэтому, что он и не дорожит супружескою жизнию, не желает ее, и предпочитает оставаться холостым: тут ему го¬раздо больше удобства, больше свободы предаваться страстям... Он ничем не связан, ничем не озабочен, потому совершенно свободно и беспрепятственно может отдаваться влечениям и стремлениям своего развратного сердца. Так он и живет совершенно один, не имея близкого и родного человека, с которым делил бы свою жизнь, свои радости и горе; продажные и купленные ласки ведь непрочны и холодны.
С другой стороны, холостая жизнь представляет человеку и больше средств вещественных удовлетворят своим страстям, вести жизнь разгульную. Известна поговорка холостой молодежи: „одна голова не бедна, так одна".—У меня ни жена, ни дети, рассуждают такие люди; один-то я как-нибудь проживу, одному мне не много нужно.—А женись, жена, а потом дети—все пить, есть запросят, обувать, одевать нужно будет... Нетъ уж, холыстым быть лучше; по крайней мере, никто тебе не мешает: живи: как хочешь, делай, что знаешь: гуляй душа!—рассуждают многие, и действительно гуля- ют, пока гуляется, пока есть еще силы да здоровье, пока водится копейка в кармане. Но чем все это кончится- то? Прогуляет человек все здоровье и силы, станет НИ на что негодным человеком, будет дармоедом себе и другим в тягость, будет маяться, пока не покончит свою горемычную жизнь.
Худо, что люди, которые привыкли к кутежу и разврату, не расположены к брачной, семейной жизни и предпочитают ей жизнь холостую, предпочитают потому только, что она дает им больше свободы вести жизнь развратную, развязывает руки на всевозможные гадости; но не меньше худо, если такие люди вступают в брак. Тут вместе с своей беспутной жизнью, они губят еще чужую жизнь, заедают чужой век и счастье. Человек, привыкший развратничать и беспутничать, не может внести в семейство любовь и искреннюю, живую привя¬занность. Развратное сердце его, привыкшее к продажным холодным ласкам, не может уже привязаться к своему семейству—жене и детям, полюбить их полною любовью, готовою трудиться для них и жертвовать всем. Он смотрит на них, обращается с ними холодно, безучастно, и вот уже начинаются семейные несчастья, семейное горе. Жена, дети с любовью смотрят на мужа и отца, желали бы слышать родное, теплое слово, видеть любовь и ласку—и нет ничего этого; тот, от кого ждут они любви к себе, остается равнодушным к ним,—его чувство рано истрачено и умерло в разврате, он не способен уже к любви искренней и постоянной. И живут у него семейные точно чужие, всем не ловко, неприятно и невесело. Но это еще не самая большая, бывает и хуже. Хорошо если еще дело только на этом останавливается и не идет дальше; а то часто бывает, что человек привыкший к разврату, ни за что почитает изменить своим обетам любить свою жену и соблюдать супружескую верность, данным им пред святою церковью. Привыкнув повиноваться только своим страстям, своему сластолюбию, человек таким же остается и после брака,—ему ничего не стоит и тогда, по первому влечению страсти, бросить свою жену для другой посторонней женщины и завести незаконную и преступную связь с нею; примеры этого вы сами видите. Каково теперь жене то? Каково ей видеть, когда законный муж отдает свою привязанность посторонней женщине, ей расточает свои ласки? Не больно ли, не оскорбительно ли это? А нет любви, нет и заботы о дoме и семействе. Хозяин из дому вон и добро с ним, говорит пословица. Заведена связь вне дома, — туда и добро и деньги идут. Вместо того, чтобы радеть о доме, о благосостоянии семейства,
доставлять ему все нужное, развратный человек каждую копейку тащит вонь: домашние пусть живут как хотят... И действительно, часто бывает, что жене и детям есть нечего, надеть нечего, нужда горькая, а там, где муж развратничает, всякое довольство. Честное ли это дело, христианское ли? Но и ЭТО еще не все. Ведь нельзя же совсем бросить жену и семейство, совершенно оторваться от дому. Брак все-таки не шутка, не такое пустое дело, которое мог бы всякий переделать по-своему, и пословица говорить: „жена не сапог, с ноги не снимешь и не бросишь". Да с другой стороны, и совесть иногда нет нет да и напомнит человеку о беспутной жизни. Как ни развратничает человек, а все жена и семейство служит для него живым упреком, живым обличением его развратной жизни. Они напоминают ему его обеты, которые он дал пред Богом и церковью,—его обязан¬ности любить, покоить семью. Этот постоянный упрек, укор раздражают, сердят его и развратный человек срывает на семье свою злость: муж бьет, тиранит свою жену, начинается настоящая каторжная жизнь, и продолжается до тех пор, пока муж не сживет жену со света. Страшный грех принимает он на свою душу А сколько другого-то вреда происходить отсюда! Ведь часто случается, что терпит - терпит жена безобразия своего мужа, да и сама заплатить ему неверностью, сама пустится в разврат; — а кто виноват в этом, кто должен отвечать за ее грехи? Все тот же развратник муж. А что сказать о детях, которые с самых ранних лет имеют перед глазами дурное поведете родителей, и вместо того чтобы видеть в них примеры доброй и благо¬нравной жизни? Трудно ожидать от таких детей хорошего, и нет ничего мудреного, если современем из них выйдут Taкиe же дурные люди, бесчестные отцы и супруги, матери и жены;—а опять кто виноват в этом, кто отвечать за них будет пред Богом!... Видите, до каких бед- ствий и несчастий семейных доводить человека разврат!
Есть еще одно и очень важное зло от разврата, которому предаются живущие в больших городах работники и ремесленники.—Они сами заражаются и по домам раз- носят скверные, заразительные болезни которые быстро распространяются почти всюду . Вот, например в наших местах, на моей памяти, едва по слуху знали об этих болезнях, а с тех пор как начал народ ходить на заработки в болышие города, занесли эти болезни и в нашу глушь, появились они и у нас, и теперь, сколько мне известно, довольно распространились. А как вредна, как отвратительна эта болезнь, которая, по выражению одного святителя, „как червь неусыпающий снедает тело, острупляет с ног до головы, смрад испускает, и всем мерзка творит человека, и бегают того яко лютейшего вреда" (соч. Св. Димитр1я Рост. т. 4. 1827 г. отд. II стр. 106).

В этой болезни человек заживо разлагается, у него член за членом гниет и разрушается, пока, наконец, онъ совсем не умрет. А что он делается ни к чему негодным—об этом уж и говорить нечего. И худо в особенности то, что болезни этого рода легко переходят от одного к другому: достаточно заразиться и занести одному, а там уж заражаются, особенно при вашей неосторожности, целые деревни и местности. А ближайшею жертвою заразы становятся дети, болезнь родителей вредно отражается на их здоровье; таким образом от распутства предков страдают и следующие за ними поколения; они являются на свет уже заражен¬ными, хилыми, слабыми и больными, — здоровье людей портится в самом корне.
И из того немногого, что я сказал вам, можно уже видеть, как много зла и вреда происходить для людей от распутства и разврата. Пусть же сказанные слова послужат вам уроком и напутствием в дорогу на чужую сторону (о. П. обратился к тем, которые отправлялись на заработки) и удержать вас от греха плотского. Пусть пуще всего бережется от этого греха особенно молодость; стоит раз изведать его гибельную сладость, уж трудно будет воздержатся от него. Чаще представляйте себе и воспоминайте гибельные следствия разврата, ведь большая часть грехов от того нами и делается, что мы обращаем внймание только на то удовольствие, которое они доставляют нашей гршной природе, а не разсуждаем о их последствиях, о том что дальше-то следует за ними и ожидает нас. Не извиняйте себя тем, что вы грешите не часто, что, придет мремя, вы остановитесь,—это самый опасный путь, это самое лучшее средство дать укорениться греxy. Ведь грех всегда входит в душу понемногу, привычка ко греху образуется мало по малу,—спохватится человек, да уж бывает большею частью поздно, когда справиться с грехом бывает если еще не совсем невозможно, то очень трудно. Лучшее средство воздержаться от страсти—уни¬чтожить ее в самом начале. Люди женатые пусть вспоминают семейство, Tе святые обеты хранить верность и целомудрие, которые они произнесли пред церковью; люди холостые пусть позаботятся сохранить для брака сердце чистое, не загрязненное и не разслабленное пороком; и счастливо будет их супружество, Бог благословит их союз!— Добрая семейная жизнь великое счастье и благо для человека! Тут источник самых чистых радостей, побуждение для человека к труду, и утешение в несчастьях, которых особенно в вашей крестьянской жиини не мало. В вашем быту семейная жизнь осо¬бенно дорога и необходима: одинокому крестьянину не справиться с хозяйством,—доброе семейство для него , все счастье в жизни. Поэтому вам особенно надобно позаботиться о добром устроении семей¬ном , и воздержаться от разврата и блуда, сильнее всего |инстлевающих и разрушающих семейство. На чужой стороне больше представляется соблазнов, больше надобно и присмотра за собой. Не связывайтесь с людьми пороч¬ными, не слушайте их гнилых речей, сами не произно¬сите их, отвращайте глаза от нескромных зрелищ, которых в городах!, много бывает; больше прилежите к работ и труду,—дурные мысли больше всего происходят от праздности; сохраняйте воздержание в пищ и питие, и особенно не упивайтесь вином, в нем же есть блуд (Ефес. 5, 18.), а паче всего помятуйте о везде присутствии Божием, страх Божий имейте: кто боится Бога вездесущего и всеведущего, тот посовестится грешить пред лицем Его, иметь Его свидетелем не только дурных дел, но и дурных мыслей. Наконец, усердно просите у Него помощи для борьбы с плотскими искушениями.—Вотъ вам весь мой совет и благожелание в путь-дорогу.

Если кто-то узнал себя или своих знакомых, обратитесь с молитвой к преп. Марии Египетской и попросите помощи в борьбе с этим непростым недугом.

 Тропарь, глас 8-й:

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

 

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

 

Молитва:
Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


В избранное