Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электронная версия Горной энциклопедии


Вулкан встретил ученых спокойно

Исследователи впервые изучили магматическую камеру вулкана Исландские вулканологи спустились в кратер спящего вулкана Трихнюкайигюр (Thrihnukagigur), который находится в 100 километрах от столицы Исландии. В их задачи входило исследование единственной на планете полностью безопасной  магматической камеры, которая оказалась расположенной практически на поверхности – на глубине всего 200 метров.

Внутреннее содержимое магматической камеры изучали Харальдур Сигурдссон (Haraldur Sigurdsson) и Фрейстейдн Сигмундссон (Freysteinn Sigmundsson), которые представляют Исландский университет, а также 15 человек обслуживающего персонала, среди которых были фотограф, кинооператор, опытные альпинисты и др.

Сначала группа альпинистов спустилась в жерло вулкана на веревках, и только затем был построен специальный металлический лифт, с помощью которого было спущено все остальное тяжелое оборудование.

Позже Сигмундссон поделился своими впечатлениями от увиденного: «Находясь внутри кратера, я внезапно почувствовал себя таким маленьким и ничтожным по сравнению с мощью природы. Внутренне пространство вулкана просто завораживало своей красотой и спокойствием. Для меня оказаться первым среди ученых внутри магматической камеры было большой честью».

Если смотреть на Трихнюкайигюр снаружи, то случайному прохожему вулкан покажется обычной горой. Но то, что увидели ученые внутри, представляет для научного мира большой интерес. И действительно, проведенные исследования дали вулканологам много новой информации о процессах извержения. Несмотря на то, что экспедиция внутрь Трихнюкайигюра состоялась еще в октябре 2010 года, о выпуске статьи, посвященной изучению вулкана, речь пока не идет. Известно только, что исландские ученые заняты сейчас сравнением  данных, полученных в октябрьском исследовании с той информацией, которая имеется по вулкану Эйяфьядлайекюдля, который наделал так много шума и стал причиной отмены авиасообщения в Европе.

По материалам membrana.ru

Студенты ПГУ заняли первое место на Всероссийской студенческой
олимпиаде по географииОчередная Всероссийская студенческая олимпиада по географии состоялась в Челябинском государственном педагогическом университете. В мероприятии приняли участие команды академических вузов из разных регионов России: Москвы, Барнаула, Санкт-Петербурга, Новокузнецка, Курска, Перми, Ижевска.

Так, молодые географы Пермского государственного университета участвовали сразу двумя командами. В составе первой были студенты второго курса кафедры «Геоинформатика» Ринат Абдуллин и Роман Гайшун, вторую команду представляли Андрей Шихов, пятикурсник кафедры «Природопользование», и Константин Осоргин, студент третьего курса по специальности «География».

По итогам общекомандного зачета призовые места достались следующим командам:

первое место занял коллектив Пермского государственного университета (Роман Гайшун и Ринат Абдуллин), второе досталось Алтайскому государственному университету (г. Барнаул), третье – Курскому государственному университету.

Победа молодых географов из Перми в личном зачете оказалась еще более весомой  - победителем стал Андрей Шихов из ПГУ, второе место досталось его земляку Роману Гайшуну, а третье завоевал Сергей Харченко из Курского государственного университета.

Кстати, Пермский государственный университет имеет также статус национального исследовательского. В общероссийском рейтинге по номинации «Классические вузы» за 2010 год ПГУ занимает почетное 4-е место, уступая только Московскому государственному университету (1-е место), Санкт-Петербургскому и Новосибирскому университетам (соответственно 2-е и 3-е места).

По материалам perm.ru

Во Франции составили новую карту сейсмически опасных районов Во Франции население около 21 тысячи коммун живет в сейсмически опасных районах. Информация, которой располагали ранее, оценивала количество коммун, расположенных в сейсмоопасных зонах, в 5 тысяч.

Столь большое разногласие возникло  после того, как властями был инициирован пересчет коммун с учетом новых антисейсмических правил, которые отныне вводят новый код для Европы – Еврокод 8, или проектирование сейсмостойких конструкций.

Министерство экологии Франции по этому поводу заявило, что была выпущена полностью обновленная карта районов сейсмической опасности, которая вобрала в себя данные научных сейсмических исследований, накопленных за двадцать лет. По уверениям экологов, новая карта наиболее полно будет соответствовать реальным зонам сейсмической активности.

Наибольшие изменения коснулись севера и северо-запада Франции, где в связи с признанием экспертами возможности землетрясений были добавлены новые сейсмоопасные зоны. В районах, которые считались опасными и ранее (Альпы, Пиренеи, Эльзас и Прованс), было принято решение о некотором расширении сейсмоопасных зон.

60% коммун (коммуной во Франции называется административно-территориальная единица, содержащая многомиллионный мегаполис или одну деревню с пятью жителями), которых коснулась новая классификация, были рассортированы по степени риска – от слабого (второй уровень) до сильного (пятый уровень).

По материалам euromag.ru

Цены на бензин и дизельное топливо продолжают уверенно ползти вверх. Уже покорена планка в 10 гривень, своего рода психологический барьер. Вместе с этим произошло резкое увеличение использования различных бытовых изделий из пластика, что начинает превращать наши маленькие и большие города в сплошную свалку. Обе эти проблемы взялись решить в Николаевском Национальном университете кораблестроения (НУК). Здесь собрана уникальная установка, которая перерабатывает отходы из пластика в полноценное горючее. Полученное дизельное  топливо уже даже прошло первые испытания: автомобиль, полностью заправленный этим горючим, успешно на нем отъездил, что обнадежило экспериментаторов.

Принцип действия установки, которую назвали УП-14, основан на технологии многоконтурного циркуляционного пиролиза. Интересно, что подобная технология больше нигде не существует – это николаевское ноу-хау. С помощью установки появляется возможность перерабатывать любые отходы из твердой органики: полимерные изделия, материалы из древесины, бытовой пластик самого разнообразного происхождения, резинотехнические изделия, кожу и вообще любой мусор, лишь бы он был в твердом состоянии и органического происхождения. На выходе получаем высококачественное топливо, причем оно может быть как в жидком состоянии, так и в газообразном.

Людмила Маркина, кандидат технических наук, доцент кафедры экологии кораблестроительного университета, является одним из авторов идеи создания устройства. Она работает над этой темой на протяжении добрых десяти лет. Соавтор проекта – старший научный сотрудник НУК Николай Рудюк. Значительный вклад в разработку устройства внес доктор технических наук, профессор, академик Академии наук высшей школы и Академии наук судостроения Украины, заведующий кафедрой экологии, ректор Николаевского Национального университета кораблестроения Сергей Рыжков. В составе группы, принимающей участие в проекте, работают также студенты и аспиранты. Это своеобразный научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр в миниатюре.

Установка УП-14 работает следующим образом. В большую емкость, которая располагается в реакторной установке устройства, загружают твердые органические отходы. Затем реактор герметически закрывается и запускается с помощью природного газа. Через тридцать минут, когда на выходе получается первый продукт – пиролизный газ – в работу включается горелка, работающая на внутреннем топливе, при этом природный газ отключается.

При достижении температуры 600С внутри реактора начинается процесс плавки сырья без доступа кислорода. Материал как бы «варится в собственном соку». После этого расплавленная масса поступает в многоконтурную циркуляционную систему, где происходит конденсация вредных токсичных компонентов. Для того чтобы их полностью уничтожить, и предусмотрено многократное прохождение расплава через реактор и циркуляционную систему.

Проведенные исследования убедительно показали, что в установке УП-14 полностью разрушаются все основные токсичные компоненты, которые образуются в результате пиролиза, в том числе и диоксины. В результате переработки на выходе получается жидкость, которая по своему составу  очень похожа на дизельное топливо марки Л-2. Проведенные химические анализы и физические измерения подтвердили этот факт. Кроме лабораторных исследований, был проведен и практический эксперимент: топливом, полученным с установки, заправили автомобиль «Тойота». Как экспериментаторы и предполагали, двигатель работал на этом топливе стабильно в разных режимах.

Новая установка сконструирована таким образом, что имеется возможность подобрать такие параметры, при которых можно варьировать соотношение жидкого и газообразного топлива в зависимости от конкретных требований топливного приемника.

Для большинства ныне существующих установок пиролиза ахиллесовой пятой является наличие токсических веществ. При использовании предложенной технологии многоконтурного циркуляционного пиролиза единственный твердый остаток, получаемый на выходе устройства – пирокарбон – совершенно безопасен с экологической точки зрения.

Для подтверждения этого факта проводились специальные исследования в Харьковском институте «Гипросталь». И даже более того, этот продукт переработки можно использовать в металлургической отрасли для очистки сточных вод. И если металлурги откажутся от его применения, пирокарбон элементарно можно сжечь, используя полученную тепловую энергию в народном хозяйстве, поскольку по своему химическому составу он напоминает уголь донецкого бассейна.

Установка УП-14 уже сейчас настолько хорошо проработана, что без всяких усовершенствований может быть использована для утилизации мелких партий твердой органики. Таким образом, уже сейчас ее можно устанавливать для обслуживания, например, объектов социальной инфраструктуры – туристических баз, гостиниц, железнодорожных станций, больниц и т.д. УП-14  - компактное устройство, имеет небольшие габариты, в состоянии за одну загрузку перерабатывать 5 килограммов отходов, с выходом дизельного топлива 3.5 килограмма. Кстати, с помощью установки можно утилизировать медицинские отходы: одноразовые шприцы, капельницы и т.п.

При разработке устройства основной задачей было обеспечение экологической безопасности, что и было достигнуто. А вот для того, чтобы получать топливо в промышленных масштабах, необходимо еще основательно поработать. По словам Людмилы Маркиной, положительный экономический эффект достигается, если перерабатывать на одной установке несколько тонн сырья в сутки в нон-стоп режиме. Конструкторская документация и соответствующие экономические расчеты для такого варианта установки разработчиками уже сделаны.

Так, для обеспечения непрерывности работы устройства предусмотрено использование нескольких загрузочных модулей. Особенностью таких загрузочных емкостей является обязательное условие полной герметизации реактора, что исключает попадание токсичных веществ наружу, тем самым предохраняя окружающую среду от загрязнения, а также препятствует попаданию кислорода внутрь реактора, поскольку кислород является главным катализатором в процессе образования диоксинов.

Следует подчеркнуть, что установка УП-14 работает только с твердыми отходами, у которых влажность не превышает 10-15%. Если возникает необходимость перерабатывать свежие отходы городских свалок, появляется небольшая проблема. Такие отходы, как правило, содержат большое количество накопленной за время хранения влаги, а технология МПЦ не позволяет обрабатывать такой материал. Для решения этой, в общем-то, очень актуальной для многих мегаполисов задачи, специалисты кораблестроительного университета предложили объединить технологию многоконтурного циркуляционного пиролиза с двухзонной газификацией. Результатом такого симбиоза стал экопирогенезис. По данному направлению уже готовится конструкторская документация. Причем по такой технологии  топливо получается еще более качественным.

К пиролизным установкам корабелов уже проявляют интерес потенциальные заказчики. Так, комплект технической документации установки МЦП/МИО-130, предназначенной для утилизации инфицированных медицинских отходов, приобрел Киевский институт геохимии окружающей среды. Изготовлением установки займутся в кратчайшие сроки. Большую заинтересованность продуктом высказала и польская сторона. По заказу Вознесенска разработана техническая документация для строительства там мусороперерабатывающего завода, основанного на установке многоконтурного циркуляционного пиролиза. Сегодня власти этого города ищут источник финансирования этого проекта.

Но для полномасштабного продвижения на рынок этих устройств без помощи государства не обойтись. Хотя бы  на начальных этапах. Ведь кроме собственно процесса переработки существуют и другие проблемы. Например, вряд ли инвестор в состоянии самостоятельно справиться со сбором, сортировкой и доставкой сырья в место переработки. Здесь необходимо активно поработать с населением, а сделать это можно только с использованием государственной машины и коммунальных организаций.

В то же время в самом Николаеве уже давно возникла необходимость в заводе, который сможет эффективно утилизировать городские отходы, значительную часть которых составляет твердая органика. В городском совете время от времени появляются предложения иностранных компаний с проектами по переработке отходов. Так не лучше ли обратить внимание на разработки собственных ученых? К тому же, кроме утилизации отходов городской свалки, город получит дизельное топливо, стоимость которого на украинских автозаправочных станциях  сегодня вызывает ужас у автолюбителей.

По материалам up.mk.ua

Кто владеет нефтью, тот владеет и миром – этот афоризм английского адмирала Фишера сейчас так же актуален, как и раньше. В настоящее время нефть для некоторых стран стала не только основой экономического развития, но и рычагом политического воздействия. Хотя запасы углеводородов на планете с каждым годом уменьшаются, и это действительно уже ощущают нефтедобывающие страны. А в свете постоянно растущих потребностей населения Земли в энергоресурсах  как раз пришло время задуматься о сохранении ресурсов нашей матушки для будущих поколений.

Именно поэтому поиск новых технологий переработки нефти стал одним из главных вопросов международного энергетического форума «Топливно-энергетический комплекс России в XXI веке», который состоялся в Москве 6-9 апреля. В его рамках прошло 13 различных мероприятий – конференций, семинаров и круглых столов. Практически все участники в той или иной форме соглашались с тем, что энергетика – определяющий фактор развития не только национальной, но и мировой экономик, и именно он может оказать существенное влияние на ход развития человеческой цивилизации в ближайшем будущем. По законам сохранения, в природе ничего не исчезает бесследно. Кроме природной среды, в которой мы имеет счастье проживать.

Несмотря на то, что в сфере переработки нефти экологичных технологий сегодня существует более чем достаточно, в Украине они практически не используются, говорит Геннадий Манн, один из ведущих европейских экспертов по нефтепереработке. Он подсчитал, что в Украине уже скопились миллионы тонн нефтешламов, которые отнюдь не способствуют чистоте природной среды. Почему здесь не спешат с переработкой таких отходов, и какие потери при этом несет экономика Украины, Геннадий Манн рассказал в интервью изданию «2000».

- Как вы считает, какие самые опасные проблемы экологического плана присутствуют в связи с интенсивным использованием в мировой практике углеводородов?

- Самой большой экологической проблемой  является необратимое изменение природной среды и климата. Это действительно очень большая проблема, имеющая планетарные масштабы, и вызванная увеличением выбросов углекислого газа в атмосферу. Именно по этой причине и явился миру Киотский протокол. Чтобы решить эту проблему, необходимо постоянно заниматься поиском новых технологий, которые могут значительно сократить выбросы углекислоты. Это настолько сложная проблема, что в одиночку ни одной стране решить ее не удастся. Поэтому создана Европейская комиссия, которая занимается исключительно этим вопросом.

Сейчас в мире наметилась тенденция сегментирования научных исследований, которые занимаются поиском тех отраслей промышленности, которые наносят наибольший вред окружающей среде. Например, в автомобильной промышленности все большее развитие получает сектор гибридных силовых установок, более того, сектор электродвигателей также переживает определенный бум.   Руководство автогигантов  BMW и Mercedes утверждают, что уже через 10 лет пятая часть их продукции будет оснащена электродвигателями. Подобные тенденции существуют и в других отраслях промышленности. Мне кажется, недавняя катастрофа в Японии не только не затормозит этот процесс, но и значительно его ускорит. И сейчас, когда масштабы использования нефтепродуктов не уменьшаются, вопросы утилизации их отходов выходят на первый план.

- Так может стоит совсем отказаться от активного применения нефти?

- Я бы с этим не спешил. Нужно быть немного реалистами – пока мир не готов к такому кардинальному шагу. Я считаю, что наиболее разумным решением является увеличение степени переработки нефти. Этот процесс уже вовсю происходит в странах Запада. На территории бывшего Советского Союза большинство перерабатывающих комбинатов работает по устаревшим технологиям, в которых глубина переработки нефти не превышает 60%. В США и странах Европейского союза этот  показатель составляет 90%.

- Значит, отечественные технологии нужно выбрасывать?

- Во-первых, такие несовременные технологии приводят к тому, что  продукт переработки – топливо – оказывается плохого качества, сгорает в двигателях не полностью, а во-вторых, большая часть отходов переработки просто выбрасывается как нефтешламы. Если верить общепринятым в мире статистическим выкладкам, 3% от всего объема добытой нефти во время ее транспортировки и последующей переработки остается неиспользованными и складируется в виде нефтешламов. И сегодня таких отходов уже около 1 миллиарда  тонн.

Для справки: нефтешламы – это сложные смеси, которые включают нефтепродукты, механические примеси (окислы металлов, глины, песок) и воду. Пропорция и конкретный химический состав нефтешламов может различаться. Такие соединения весьма опасны для окружающей среды и подлежат переработке или захоронению.

 - Есть ли цифры, которые отражают положение вещей с нефтешламами на Украине и в других странах СНГ?

- По нашим данным, в Украине хранится около 10 миллионов тонн. В основном это кислые гудроны – отходы нефтепереработки, которые возникают после очистки некоторых видов нефтепродуктов серной кислотой. Это гораздо более агрессивная среда, и сегодня гудроны хранят в специальных водоемах, загрязняя при этом окружающую среду.

В соседней России, только по официальным данным, около 100 миллионов тонн нефтешламов. А по нашим расчетам их раза в три больше, то есть где-то 300 миллионов тонн. Ежегодно к этой цифре добавляется 3 миллиона тонн, в то время как переработать успевают только половину. То есть каждый год свалка нефтешламов увеличивается на 1.5 миллиона тонн!

Кроме того, что нефтешламы являются мощным источником загрязнения окружающей природы, они являются источником огромных головных болей для промышленности. Фактически – это еще и недополученный источник углеводородов, который мог бы быть использован во благо экономике, причем речь идет совсем не о мизерных количествах. Мы сделали предварительные расчеты, и получилось, что из всей массы  нефтешламов 10% можно превратить в конечный нефтепродукт. Таким количеством в стране, не имеющей собственных значимых ресурсов углеводородов, пренебрегать нельзя.

Причем проблема состоит еще в одном – нефтешламы занимают достаточно большую территорию, которая практически уже непригодна для использования. И будет непригодной в течение еще нескольких поколений, даже если ее сейчас освободить. Поэтому проблема Украины в том, что ее законодательство практически не предусматривает контроль над недобросовестным использованием земельных ресурсов.

Хотя и здесь есть отдельные исключения. Например, руководство компании ТНК-ВР большое внимание уделяет проблемам экологии на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе. Специалисты компании совместно с Национальным научным центром почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского сумели достичь высоких результатов с использованием технологии биоремедиации с использованием региональной микрофлоры при очистке грунтов и почв, подвергшихся воздействию отходов нефтепереработки.  К большому сожалению, этот положительный и достаточно эффективный метод остается достоянием ТНК ВР и не используется на аналогичных производствах в других регионах Украины.

Для справки: Биоремедиация – комплекс методов, применяемый для очистки вод, атмосферы и грунтов с применением процесса метаболизма объектов биологической среды – растений, грибов, червей, насекомых, микроорганизмов.

- У нас есть информация, что харьковский «Турбогаз» совместно с вашей компанией Man Oil Group недавно подписали контракт, в котором речь идет о создании комплекса по переработке нефтешлама. Расскажите немного, что это за комплекс, и почему вы сотрудничаете именно с харьковскими специалистами?

- Все просто. Мы сотрудничаем с украинским «Турбогазом» вот уже на протяжении 8 лет. Основная проблема украинских компаний, да и российских тоже, в том, что они очень плохо информированы о том, какие достижения в конкретной сфере производства существуют за рубежом. И когда речь идет о готовом продукте, фактор низкой цены далеко не всегда является определяющим фактором. Ту же Ладу-Калину в Германии покупать не станут, несмотря на ее дешевизну. В области нефтепереработки проблема та же. На сегодняшний день ОАО «Турбогаз» использует комплектующие, изготовляемые ведущими мировыми производителями, поэтому у харьковчан нет проблем с качеством собственной продукции. И несмотря на то, что ее стоимость не из дешевых, она пользуется большим спросом на рынке. Именно поэтому мы и выбрали их в качестве партнеров.

Наши специалисты сумели разработать в лабораторных условиях уникальное вещество, которое дает возможность с большой эффективностью отделять в нефтешламах углеводороды от твердых включений и воды. Разработанное нами на основе применения этого реагента оборудование имеет размеры 40 на 60 метров, то есть это фактически мобильный завод по переработке нефтяных отходов.

На сегодня мы являемся единственной компанией, которая осуществляет весь комплекс работ по очистке и утилизации нефтешлама. После завершающего этапа переработки остаются только три компонента: вода, очищенный углеводород, который можно использовать повторно, и механические примеси – земля с небольшой долей углеводородов. По нашей технологии она перемешивается  с нашим веществом и укладывается на обычный местный грунт. При этом происходит активизация микроорганизмов, присутствующих в почве, и они просто съедают остатки углеводородов. Таким образом, достигается процесс полной очистки нефтешламов. По этой технологии мы пока являемся мировыми лидерами. Помогали в разработке этого комплекса и украинские специалисты – харьковский Институт почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского Украинской академии аграрных наук.

- Таким образом, переработка отходов нефтяной промышленности, подобно мусороперерабатывающим заводам, способна дать прибыль из продукта, который является источником загрязнения окружающей среды?

- Сегодня существует практика, по которой свежие нефтешламы продают тепловым электростанциям, которые их сжигают, вырабатывая при этом мизерное количество электроэнергии. Тем самым для руководства ТЭЦ создается иллюзия выгодности такого использования нефтешламов: купили дешево, 10 часов отработали и получили электроэнергию, хотя и в меньшем количестве.

Сейчас ведущие российские нефтеперерабатывающие компании – Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР озабочены тем, чтобы потерянные при переработке углеводороды вернуть и повторно использовать. Кроме того, они готовы вкладывать финансовые средства в самые передовые экологические технологии. То есть они говорят: вот вам 100 тысяч тонн нефтешламов, сделайте очистку по строгим экологическим стандартам, мы вам за это заплатим, но углеводороды заберем.

- Ваша установка уже где-то работает?

- После трехлетних исследований и тестов в Харькове будет сделана первая установка нового поколения, получившая название STORM-15 (Sludge Treatment Oil Recovery Machine), презентация которой планируется в конце мая. В технологическом цикле разработки участвовало 180 украинских инженеров, а также российские и западные специалисты.

- Вы собираетесь продавать эти мини-заводы по переработке нефтешламов?

- Это довольно сложный процесс, в котором постоянно должны быть задействованы ученые, необходимо проведение большого количества различных тестов и анализов на протяжении длительного времени. Только при участии ученых производится полная настройка всего комплекса на тот объем работ, который будет производиться в каждом конкретном случае. В связи с этим мы приняли решение, что не будем продавать технологию и наше вещество для биологического разложения остаточных продуктов переработки. Мы будем сами выполнять эти работы с помощью своего оборудования и собственного персонала. То есть схема такая: заказчик обращается к нам с просьбой сделать такой-то объем работ, нам выдается нефтешлам, а мы выполняем полный цикл очистки и на выходе получаем чистую воду, чистую землю и углеводороды, пригодные для дальнейшего применения.

- Как вы считаете, эта технология найдет применение в Украине? Вы намерены вести переговоры с государственными чиновниками и руководством компаний?

- Мы уже вели переговоры с теми предприятиями, которые имеют дело с нефтешламами – компанией Укрнафта, с Одесским, Лисичанским и Кременчугским нефтеперерабатывающими заводами.

Мы очень надеемся, что наша инновационная технология смогут убедить менеджмент этих компаний в необходимости использовать наш комплекс. Как-то один из заместителей министра сказал, что их технологии используются с 30-х годов прошлого века. А я его спросил, неужели он до сих пор пользуется телефоном образца начала прошлого века и ездит на автомобиле Победа? Получается, что министр такой-то промышленности относится к своей промышленности хуже, чем к самому себе? Нонсенс для любой цивилизованной страны. А в нефтешламовой отрасли до сих пор продолжается использование дедовских технологий, которые и слыхом не слыхивали о таких словах, как экология.

Для справки: Геннадий Манн – президент швейцарско-немецкой компании Man Oil Group, преуспевающий бизнесмен, известный на западе новатор. Родился в СССР в 1956 году, в юном возрасте эмигрировал. Около 20 лет жил в Германии, где добился сначала местного, а затем европейского признания. Сейчас живет в Швейцарии. Женат, имеет двух детей. В настоящее время сосредоточил свои усилия на экологически чистой технологии утилизации нефтешламов. Компания Man Oil Group, которую он возглавляет, имеет представительства в Швейцарии, Украине, России, Казахстане, Азербайджане. Лауреат конкурса The World Technology Awards, проводимого журналом The World Technology Network, Германия (1999).

По материалам 2000.net.ua

Один из самых крупных российских негосударственных производителей газа – ООО «Нефтегазовая компания "Итера"» - приняла решение участвовать в разработке малых и средних месторождений газа в Ямало-Ненецком автономном округе. В их числе окажутся и те месторожде6ния, лицензией на разработку которых владеет государственная компания «Газпром». Такую информацию озвучил в четверг первый заместитель председателя правления ООО «Нефтегазовая компания "Итера"» Геннадий Скиданов.

На вопрос о планах компании в отношении добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе, Скиданов ответил: «Да, планируем, и уже есть ряд договоренностей. Есть несколько лицензий на разработку месторождений в ЯНАО, которые принадлежат компании «Газпром», но они просто не успевают их осваивать в соответствии с лицензионными соглашениями». От себя заметим, что речь идет только о средних и малых месторождениях.

Первый заместитель председателя правления ООО «Нефтегазовая компания "Итера"» также отметил, что компания в ближайшие несколько дней продлит до 2015 года действующий договор о сотрудничестве с ОАО «Газпром». При этом не исключено, добавил он, что соответствующие договоренности о разработке мелких и средних месторождений найдут свое отражение в этом документе.

«Нефтегазовая компания "Итера"» в апреле уже сообщала, что подала заявку в Федеральное агентство по недропользованию Российской Федерации на участие в конкурсе на приобретение Геофизического месторождения. Это один из четырех участков на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, на полуострове Ямал, выставленных на конкурс на право освоения, который состоится 23 июня 2011 года. Скиданов отметил, что заявка компании не была принята. «Нам отказали»,  - сказал он.

Напомним, что Федеральное агентство по недропользованию России (Роснедра) 23 июня 2011 года будет проводить конкурс на право пользования четырьмя участками недр, имеющих федеральное значение, расположенных в зоне шельфа Карского моря и на севере Ямало-ненецкого автономного округа с целью геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья. Это Северо-Обское, Восточно-Тамбейское, Салмановское (Утреннее) и Геофизическое месторождения.  Суммарный стартовый платеж по всем четырем участкам составляет 6.871 миллиардов рублей.

Правительство Российской Федерации в декабре 2010 года внесло все четыре указанные участки в ресурсную базу разработанного комплексного плана развития производства сжиженного природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а в феврале поручило Федеральному агентству по недропользованию провести по этим участкам конкурсы.

Эксперты и участники рынка называют в качестве основного претендента на данные месторождения компанию «НОВАТЭК», которая выбрана в качестве разработчика проекта «Ямал СПГ», который предполагает производство и экспорт сжиженного природного газа с Южно-Тамбейского месторождения на северо-востоке полуострова Ямал.

ООО «Нефтегазовая компания "Итера"» является частью одноименной международной группы компаний (МГК «Итера») и специализируется на газовом бизнесе. С 1998 года НГК «Итера» имеет собственную ресурсную базу в Ямало-Ненецком автономном округе и занимается газодобычей. Основным потребителем ее продукции является Свердловская область. В целом по всем месторождениям, разрабатываемым НГК «Итера», за все время добыто более 235 миллиардов кубометров природного газа.

По материалам ural.rian.ru

Институт земной коры сибирского отделения Российской академии наук  в августе будет принимать участие в международной экспедиции, целью которой является изучение крупных магматических провинций на территории Восточной Сибири. Об этом изданию «Сибновости» сообщили представители института.

В экспедиции планирую принять участие более двадцати ученых из Геологической службы и Университета Западной Австралии, Университета Кетина (Австралия), Университета Оттавы (Канада), Института наук о Земле Тайпея (Тайвань), ученые из Германии и Великобритании. В рамках мероприятия исследователи посетят основные объекты, которые известны как крупные магматические провинции Восточной Сибири. Это инструзивно-эффузивные комплексы в районе Кругобайкальской железной дороги, гранитоиды Ангаро-Витимского  батолита, а также базальтовые вулканы и лавовые породы четвертичного периода, которые находятся в пределах Байкальской рифтовой зоны. Вся обработка полученных в результате исследований данных будет проводиться совместно российскими и зарубежными учеными на научной базе подразделений Сибирского отделения Российской академии наук. Одной из главных целей экспедиции является привлечение внимания ученого мира к проблемам изучения геологии и минералогии Азии.

В институте также рассказали, что летом 2011 года запланирована  еще одна, российско-польская экспедиция по изучению последствий создания регулируемых водных объектов, в результате которого будет произведен сравнительный анализ природных и природно-технических экологических систем южных областей Сибири и Силезской возвышенности (Польша). Кроме того, во время экспедиции ученые продолжат наблюдения за ходом развития различных групп процессов экзогенного характера в локальных геологических системах. На территории  Российской Федерации исследования буду проходить в береговой зоне Братского и Иркутского водохранилищ, а также озера Байкал. В Польше внимание ученых будет сосредоточено на изучении прибрежных участков водохранилищ Погорье I, Погорье II, Пшенице и Держино-Дюже.

За весь 2011 год Институт земной коры Сибирского отделения Российской академии наук планирует провести 11 экспедиций. В их числе – экспедиция по исследованию деформаций земной коры и уровня сейсмической опасности на территории Забайкалья и Южной Сибири, экспедиция по исследованию геодинамической эволюции южного фланга Сибирского кратона, структурно-вещественных парагенезов  Ольхонского террейна и другие.

По материалам snews.ru


В избранное