Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
ВВЕДЕНИЕ
Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал
в этой системе логики или,
вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного
усовершенствования, многочисленных
улучшений в частностях, но в то
же время я знаю, что он единственно истинный.
Это само по себе явствует уже из
того, что он не
есть нечто отличное
от своего предмета и содержания,
ибо именно содержание
внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе,
движет вперед это
содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо
способы изложения, если они не
следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму,
ибо движение этого метода есть
движение самой сути дела.
В соответствии с
этим методом я напоминаю, что подразделения
и заглавия книг, разделов и глав,
данные в настоящем сочинении, равно как и связанные с ними объяснения, делаются
для предварительного обзора и что они,
собственно говоря, имеют лишь историческую (historischem) ценность. Они
не входят в содержание и корпус науки,
а суть сопоставления, произведенные
внешней рефлексией, которая уже ознакомилась со всем изложением
в целом, заранее знает поэтому последовательность его
моментов и указывает их еще до
того, как они будут выведены из самой сути дела.
В других науках
такие предварительные определения и подразделения, взятые сами по себе, также
представляют собой не
что иное, как
такие внешние указания; но даже
внутри самой науки
они не поднимаются
выше такого характера. Даже в
логике говорится, например: "У логики две
главные части, общая часть и
методика". А затем в общей части мы без дальнейших объяснений встречаем такие, скажем,
заголовки, как "Законы мышления",
и далее первая глава: "О понятиях". Первый
раздел: "О ясности
понятий" и т.
д. Эти определения и подразделения,
даваемые без всякой дедукции
и обоснования, образуют остов
системы и всю связь подобных наук. Такого рода
логика видит свое призвание в провозглашении того, что
понятия и истины
должны быть выведены из
принципов; но когда речь идет о том, что она
называет методом, нет и
намека на мысль
о выведении. Порядок
состоит здесь примерно
в сопоставлении однородного, в расмотрении более простого
до [рассмотрения] сложного и
в других внешних
соображениях. В отношении
же внутренней необходимой связи
дело ограничивается перечнем определений
тех или иных разделов, и переход осуществляется лишь так,
что ставят теперь:
"Вторая глава" или пишут: "Мы переходим теперь к
суждениям" и т. д.
Заглавия и подразделения, встречающиеся в настоящей системе,
сами по себе также не имеют никакого другого значения, помимо
указания на последующее содержание. Но, кроме того, при
рассмотрении самой сути дела должны найти место необходимость связи и имманентное
возникновение различий, ибо
они входят в собственное развитие определения понятия.
То, с помощью чего понятие ведет само себя дальше, это
- указанное выше отрицательное, которое оно имеет в
самом себе; это
составляет подлинно
диалектическое. Диалектика, которая рассматривалась как некая
обособленная часть логики и относительно цели и
точки зрения которой
господствовало, можно сказать, полное непонимание, оказывается
благодаря этому совсем
в другом положении. Платоновская диалектика даже в "Пармениде", а
в других произведениях еще более
непосредственно, с одной стороны, также имеет
своей целью только разбор и опровержение ограниченных утверждений
через них же самих, с другой стороны, вообще имеет
своим результатом ничто. Обычно видят в
диалектике лишь внешнее и отрицательное действие, не относящееся к
самой сути дела, вызываемое только тщеславием как некоторой
субъективной страстью колебать и
разлагать прочное и истинное, или видят в
ней по меньшей
мере действие, приводящее к ничто как к тому, что составляет тщету диалектически рассматриваемого предмета.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.