Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Логика Гегеля

  Все выпуски  

Логика Гегеля Введение (часть 8)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение самого известного труда Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука логики».

 

ВВЕДЕНИЕ

  

Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я  следовал  в  этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система,  не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных  улучшений  в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный.  Это  само по себе явствует уже из того, что  он  не  есть  нечто  отличное  от  своего предмета и  содержания,  ибо  именно  содержание  внутри  себя,  диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет  вперед  это  содержание.  Ясно,  что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если  они  не  следуют движению этого метода и не соответствуют его простому  ритму,  ибо  движение этого метода есть движение самой сути дела.

   В соответствии с этим методом я напоминаю, что подразделения  и  заглавия книг, разделов и глав, данные в настоящем сочинении, равно как и связанные с ними объяснения, делаются для предварительного обзора и что они,  собственно говоря, имеют лишь историческую (historischem) ценность.  Они  не  входят  в содержание и корпус  науки,  а  суть  сопоставления,  произведенные  внешней рефлексией, которая уже ознакомилась со всем  изложением  в  целом,  заранее знает поэтому последовательность его моментов и указывает их  еще  до  того, как они будут выведены из самой сути дела.

   В других науках такие предварительные определения и подразделения, взятые сами по себе, также представляют  собой  не  что  иное,  как  такие  внешние указания; но  даже  внутри  самой  науки  они  не  поднимаются  выше  такого характера. Даже в логике говорится, например: "У логики две  главные  части, общая часть и методика". А затем в общей части мы без дальнейших  объяснений встречаем такие, скажем, заголовки, как "Законы мышления",  и  далее  первая глава: "О понятиях".  Первый  раздел:  "О  ясности  понятий"  и  т.  д.  Эти определения и подразделения, даваемые без  всякой  дедукции  и  обоснования, образуют остов системы и всю связь подобных наук. Такого рода  логика видит свое призвание в провозглашении того,  что  понятия  и  истины  должны  быть выведены из принципов; но когда речь идет о том, что она  называет  методом, нет и намека  на  мысль  о  выведении.  Порядок  состоит  здесь  примерно  в сопоставлении однородного, в расмотрении более  простого  до  [рассмотрения] сложного  и  в  других  внешних  соображениях.  В  отношении  же  внутренней необходимой связи дело ограничивается  перечнем  определений  тех  или  иных разделов, и переход осуществляется лишь  так,  что  ставят  теперь:  "Вторая глава" или пишут: "Мы переходим теперь к суждениям" и т. д.

Заглавия и подразделения, встречающиеся в настоящей системе, сами по себе также не имеют никакого другого значения,  помимо  указания  на  последующее содержание. Но, кроме того, при рассмотрении самой сути  дела  должны  найти место необходимость связи и  имманентное  возникновение  различий,  ибо  они входят в собственное развитие определения понятия.

То, с помощью чего понятие ведет само себя дальше, это -  указанное  выше отрицательное, которое оно имеет  в  самом  себе;  это  составляет  подлинно диалектическое. Диалектика, которая рассматривалась как  некая  обособленная часть логики и относительно цели  и  точки  зрения  которой  господствовало, можно сказать, полное непонимание,  оказывается  благодаря  этому  совсем  в другом положении. Платоновская диалектика даже в "Пармениде",  а  в  других произведениях еще более непосредственно, с одной стороны, также имеет  своей целью только разбор и опровержение ограниченных  утверждений  через  них  же самих, с другой стороны, вообще имеет своим результатом ничто. Обычно  видят в диалектике лишь внешнее и отрицательное действие, не относящееся  к  самой сути дела, вызываемое только тщеславием как некоторой субъективной  страстью колебать и разлагать прочное и истинное, или видят в  ней  по  меньшей  мере действие, приводящее к ничто как к тому, что составляет тщету  диалектически рассматриваемого предмета.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2013 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас


В избранное