Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
ВВЕДЕНИЕ
Кант в одном месте
считает счастьем для
логики, а именно
для того агрегата определений и
положений, который обычно носит название логики, то, что она сравнительно с другими науками
достигла столь раннего завершения; со времени Аристотеля она, по его словам, не
сделала ни одного шага назад, но также и ни одного шага вперед; последнего
она не сделала потому, что
она, судя по всему, казалась законченной и завершенной. -
Но если со
времени Аристотеля логика не подверглась никаким изменениям, - и в самом
деле при рассмотрении новых
учебников логики мы убеждаемся, что изменения
сводятся часто больше всего лишь к сокращениям, - то мы отсюда должны
сделать скорее тот вывод,
что она тем
более нуждается в
полной переработке; ибо двухтысячелетняя непрерывная работа духа
должна была ему
доставить более высокое сознание
о своем мышлении и о своей чистой сущности
в самой себе. Сравнение образов, до которых
поднялись дух практического
и религиозного миров и дух науки
во всякого рода реальном и идеальном сознании, с образом, который носит логика (его сознание о
своей чистой сущности), являет
столь огромное различие, что даже при самом поверхностном рассмотрении
не может не бросаться тотчас же в
глаза, что это
последнее сознание совершенно
не соответствует тем взлетам и недостойно их.
И в самом деле, потребность в преобразовании логики
чувствовалась давно. Следует сказать,
что в той форме и
с тем содержанием,
с каким логика излагается в учебниках, она сделалась
предметом презрения. Ее еще тащат за собой больше из-за смутного чувства, что
совершенно без логики не обойтись, и
из-за сохранившегося еще привычного, традиционного
представления о ее важности, нежели из убеждения, что то обычное
содержание и занятие
теми пустыми формами ценны и полезны.
Расширение, которое
она получила в
продолжение некоторого времени благодаря [добавлению] психологического, педагогического и
даже физиологического материала, в
дальнейшем почти все
признали искажением. Большая часть
этих психологических, педагогических, физиологических наблюдений, законов и правил
все равно, даны
ли они в
логике или в какой-либо другой науке, сама по себе
должна представляться очень плоской и тривиальной.
А уж такие, например,
правила, что следует
продумывать и подвергать
критическому разбору прочитанное в книгах или слышанное, что тот, кто плохо
видит, должен помочь
своим глазам, надевая
очки (правила, дававшиеся в
учебниках по так называемой
прикладной логике и
притом с серьезным видом разделенные на параграфы, дабы люди
достигли истины), такие правила должны
казаться излишними всем, кроме разве
автора учебника или преподавателей, не знающих, как
растянуть слишком краткое
и мертвенное содержание логики.
Что же касается этого содержания, то мы уже указали выше,
почему оно так плоско. Его застывшие
определения считаются незыблемыми и ставятся
лишь во внешнее отношение друг с
другом. Оттого, что в суждениях и
умозаключениях оперируют главным образом количественной стороной
определений и исходят из нее, все оказывается покоящимся на внешнем
различии, на голом сравнении, все становится
совершенно аналитическим способом
[рассуждения] и лишенным понятия вычислением. Дедукция так
называемых правил и законов, в особенности законов и правил умозаключения, немногим
лучше, чем перебирание
палочек разной длины для сортирования их по величине или чем детская
игра, состоящая в подборе подгоняемых друг к
другу частей различным
образом разрезанных картинок. -
Поэтому не без основания приравнивали это мышление к счету и в свою
очередь счет - к этому мышлению. В арифметике числа берутся как
нечто лишенное понятия, как
нечто такое, что
помимо своего равенства
или неравенства, т. е. помимо своего совершенно внешнего
отношения, не имеет никакого значения, - берутся как нечто
такое, что ни само по
себе, ни в своих отношениях не есть мысль. Когда мы
механически вычисляем, что
три четверти, помноженные на две трети, дают половину, то это
действие содержит примерно столь же
много или столь же мало мыслей, как и соображение о том,
возможен ли в данной фигуре тот или другой вид умозаключения.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 55 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.