Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О верах и религиях для верующих и неверующих
Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки. Эйнштейн и религиячасть 2О религии и наукеКак возникают религии и почему люди начинают верить в Бога? Отвечая на эти вопросы, Эйнштейн говорит следующее.
Однако существует и третья ступень развития религии. Эйнштейн назвал ее космической религией. По его мнению, религия на третьей ступени развития должна преодолеть идею личностного Бога и заменить его на идею гармонии и величия Вселенной.
Но почему же с развитием науки люди не перестают верить в Бога?
Смысл в том, что человек не стремится к усложнению. Он готов принять самое простое объяснение устройства мира и поверить в него, не утруждая себя вниканием в суть процессов и явлений. То есть человек не склонен задавать вопрос "почему" и искать на него достоверный ответ. Почему происходит так, а не иначе? По воле божьей. А, ну ладно. Все. Вот вам и картина мироздания. А вот еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.
Если нет необходимости, человек не будет думать, анализировать, сопоставлять. Так поступает большинство верующих людей. Все по воле божьей. И все. Думать уже не надо. Обратите также внимание на первую часть приведенной выше фразы: "подобно другим животным". Эйнштейн считает человека неотличимым от животных. И это вполне логично и не должно вызывать удивления или отторжения. Впрочем, подробно речь о человеке и связи его с животным миром идет в другой главе. Наконец еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.
То что мы видим, слышим, ощущаем может дать нам веру во что-то, но не более того. Классический пример. С древних времен люди видели, как Солнце каждое утро поднимается на востоке и каждый вечер заходит на западе. Какой вывод сделали древние люди? Очень простой, но, тем не менее, совершенно неправильный: Солнце вращается вокруг Земли. Долгое время это заблуждение владело умами людей, пока Коперник не открыл, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. И даже после этого его открытие долгое время считалось противоречащим Библии, где сказано, что Солнце расположено на небесной тверди, и потому еретическим. Другой не менее известный пример. Если поместить ложку в стакан с водой, она будет казаться изломленной. Мозг понимает, что на самом деле это не так, но органы чувств (глаза) показывают нам совершенно другое. Так можно ли в таком случае доверять нашим органам чувств, если они могут дать нам недостоверную информацию? Ведь все экспериментальные данные получаются с помощью наблюдений за объектом исследования, то есть с помощью тех самых органов чувств. Может быть, правильнее было бы доверять только тем данным, которые получены с помощью теоретического мышления? Опять нет. Истина возникает только тогда, когда данные теоретического мышления подтверждают данные наблюдений и наоборот. Вот что говорит Эйнштейн по этому поводу:
Известный философский закон единства и борьбы противоположностей. В пользу совокупности теоретического и чувственного опыта говорит также следующая цитата.
Эйнштейн также считал, что именно наука поможет изжить те религиозные предрассудки, которые были свойственны первобытным людям.
Правда, сам Эйнштейн признавал, что идея Бога вряд ли будет когда-либо полностью опровергнута наукой. Но при этом он предлагал отказаться от того Бога, которого предлагают нам все религии.
То есть задача религии - просвещать людей, но просвещать с помощью науки. Говоря о религии, Эйнштейн отмечал также следующее:
Так есть ли от религии, в классическом понимании этого слова, какая-нибудь польза? В чем цель религии? Эйнштейн считал, что польза есть. По его мнению, религия должна освобождать и направлять человека. Но делать она это должна, опираясь на науку. Вот что он писал по этому поводу.
Итак, "путь к истинной религиозности проходит через стремление к рациональному знанию", то есть через науку. Необходимость заниматься наукой и развивать ее Эйнштейн особо подчеркивал.
Истинными учеными Эйнштейн считал тех ученых, которые пришли в науку ради самой науки, а не ради открытий, которые принесли бы им славу или ради денег, которые можно получить, внедрив эти открытия. Более того, Эйнштейн считал науку не только нужной, но и полезной для человечества.
Однако насколько полны те знания, которые мы получаем научным путем?
Но почему же достижения науки приносят так мало удовлетворения простым людям?
В заключении рассмотрим вопрос: в чем связь науки и религии? Наиболее часто цитируют следующую фразу Эйнштейна: "Наука без религии хрома, религия без науки слепа". Отвечая на этот вопрос, Эйнштейн говорил, что наука выявляет "то, что есть", а цель религии - устанавливать "то, что должно быть", то есть в каком направлении должно идти развитие человечества и как должны применяться открытия науки. Напомню, что по своим взглядам Эйнштейн был гуманист. Но при этом он считал, что религия не может и не должна судить о научных фактах и заниматься обоснованием картины мира.
Однако религия то и дело занимается тем, что пытается обоснованно говорить о том, как создана Вселенная, как создан человек, как идет развитие. Хотя это не ее задача. Это - задача науки.
Четыре письмаДанные письма представляют собой переписку Эйнштейна с лейтенантом Гаем Рейнером. Первые два были написаны в 1945 году, вторые два - в 1949 году. Эти письма - еще одно доказательство того, что Эйнштейн не верил в того Бога, которого предлагает нам религия.
Письмо 1
Письмо 2
Письмо 3
Письмо 4
Итак, из вышеизложенного видно, что Эйнштейн не верил в Бога. Эйнштейн считал, что наука нужна человечеству и стоит ей заниматься. Религия, как и наука, тоже нужна человечеству. Но под религией Эйнштейн понимал не веру в Бога, построенную на идее страха и воздаяния по заслугам. Религия должна строиться на идеях просвещения. Именно в направлении и просвещении видел Эйнштейн задачу религии. К сожалению, современная религия занимается вовсе не этим. Она только направляет верующих людей. Но делает это отнюдь не научным путем. Эйнштейн продолжал свой поиск до самых последних своих дней, но искал он не того бога, который являлся Аврааму или Моисею. Для него богом были мировой порядок и гармония, а религией - вера в этот порядок.
На сегодня все. До новых встреч. Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru. |
В избранное | ||