Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.
Человек и теория Дарвина
То, что человек является частью животного мира, не должно вызывать удивления, сомнения или протеста.
В самом деле - человек является живым существом. Любое животное также является живым существом. Значит, в этом человек и животные совпадают.
Даже многие верующие люди допускают, что эволюция человека как биологического вида вполне
могла идти от обезьян. Отличительной чертой человека от животных явлется наличие духа.
Не души, которая присутствует у животных в виде психики, а именно духа - высшей составляющей, разума.
Что касается происхождения животных и человека, то этот процесс хорошо изложен в теории происхождения видов Чарльза Дарвина, которую так не любит церковь.
Хотя Дарвин был далеко не первый и далеко не самый именитый,
кто высказал мысль об эволюционном родстве человека и обезьян.
Время от времени от верующих людей слышишь фразы о том, что Дарвин сам сомневался в своей теории в части происхождения человека. Попробуем с этим разобраться.
Для начала - небольшой обзор биографии самого Дарвина.
Изначально Дарвин был человеком верующим и даже собирался стать священником. Но в ходе занятий естественными науками он разочаровался в религии и стал материалистом.
В своих книгах он писал:
"Говорить, что виды были сотворены так-то и так-то, это не научное объяснение, а лишь благочестивый способ утверждения, что это есть так-то и так-то"
"Ветхий завет - с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения... и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана - заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря"
"Жаль, что он [прим. - здесь имеется в виду капитан корабля "Бигль", на котором плавал Дарвин, и который выступал против эволюционной теории] не предложил своей теории, по которой мастодонт и прочие крупные животные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы он мог пролезть туда".
Поначалу, убедившись в родстве человека с животным миром, Дарвин не видел никакой необходимости в божественном объяснении происхождения человека. Он писал одному из своих друзей:
"В отношении человека я очень далек от желания навязать свое убеждение, но я считаю нечестным совсем скрывать свое мнение. Никому не возбраняется верить, что человек появился в результате особого чуда, но сам я не считаю это ни необходимым, ни вероятным".
При этом он специально подчеркивает, что эволюционное представление о происхождении человека никоим образом не принижает, а, напротив, возвеличивает его. Если человек сам, в результате собственной эволюции поднялся на высшую ступень органической лестницы, то у него есть все основания занять в будущем еще более высокое положение.
Итак, сам Дарвин не сомневается в своей теории.
В чем же причина неприятия его теории? Видимо, в следующем.
Одна из важнейших причин неприятия и критического отношения к эволюционной теории заключается в чувстве отвращения верующих людей к тому, что человек, которого привыкли считать "венцом творения", созданным "по образу и подобию божьему", ведет происхождение от обезьяноподобного существа. Не хочет человек отождествлять себя с обезьяной. Хотя он уже давно от нее отошел.
Дарвин, дороживший своей семьей и положением в обществе, боялся, что явно выраженные религиозные сомнения повредят его семье и ему самому. Открытое признание нерелигиозного характера эволюционной теории или собственных представлений о религии могло стать причиной конфликтов внутри семьи и с обществом. В письме к Карлу Марксу в 1880 году он объяснил, почему сознательно избегал писать о религии:
"Возможно, что тут на меня повлияла больше чем следует мысль о той боли, которую я причинил бы некоторым членам моей семьи, если бы стал, так или иначе, поддерживать прямые нападки на религию".
Под влиянием жены во второе издание книги "Происхождение видов" Дарвин добавил фразу о том, что "жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм", послужившую одним из главных оснований для утверждений религиозности ее автора. Позднее Дарвин сам жалел, что пошел на такой шаг.
В письме своему другу Джозефу Гукеру Дарвин сетовал:
"Я уже давно сожалею, что уступил общественному мнению и
употребил выражение Пятикнижия - "сотворение", под которым я на самом деле только подразумеваю "появление"
вследствие какого то совершенно неизвестного нам процесса".
Революционность теории эволюции заставила Дарвина представить ее в неполном, переносимом для близких и общественного мнения виде. Дарвин был вынужден не затрагивать в "Происхождении видов" тему эволюции человека вообще. Относительно эволюции человека он ограничился следующим предположением: "Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю".
Что ж, гениев довольно часто не понимают при их жизни. Открытия Коперника, геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна далеко не сразу были признаны научным, а затем и остальным обществом.
К тому же, это не единственный пример того, как церковь и религиозное общественное мнение оказывали давление на ученых.
Точно такое же давление оказывала церковь на Галилея, принуждая его отказаться от открытия вращения Земли вокруг Солнца. Официально Галилей отказался, но в душе всегда верил в правоту своей теории.
Та же судьба постигла и русского ученого-физиолога Сеченова.
Аналогичная ситуация постигла и Дарвина.
Дарвин сам сказал: "Если бы возможно было показать, что существует сложный орган,
который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций,
моя теория потерпела бы полное крушение. Но я не могу найти такого случая". Современная
наука тоже не может. Даже такие сложные органы, как крыло и глаз, которые, казалось бы,
изначально должны были существовать в неизменном виде, на самом деле прошли долгий
эволюционный путь. Об эволюции этих органов можно узнать, например, из книг английского
ученого-биолога Р. Докинза.
Другой причиной неприятия эволюционной теории является то, что она в корне ломает
одно из самых древних человеческих убеждений: создать нечто сложное может только тот,
кто еще более сложен. Философ-естествовед Дэниел Деннет пишет об этом так: "Я называю эту
идею нисходящей теорией творения. Копье не может создать оружейника. Подкова не может
создать кузнеца. Горшок не может создать гончара". Тем не менее, верующие люди убеждены,
что создать сложный мир мог только еще более сложно устроенный Бог, понять которого невозможно.
Революционность вклада Дарвина в человеческое познание мира состоит в открытии механизма,
работающего вопреки общепринятому интуитивному убеждению. Между тем, суть работы этого механизма
можно описать всего одной короткой и известной фразой: от простого к сложному.
Дарвин в отличие от своих предшественников сумел объяснить наше существование,
не прибегая к помощи сверхъестественных сил.
Как происходит процесс обучения ребена в школе? С простых арифметических примеров,
а вовсе не с высшей математики. Так почему же считается, что эволюция не могла пойти тем же путем?
Третья причина в том, что на момент жизни Дарвина еще не было найдено ископаемых,
ведущих от древних обезьян к человеку. Дарвин мог рассматривать только ныне живущих обезьян,
и он использовал их, рассуждая верно (и практически в одиночку), что наши ближайшие живущие ныне родственники (гориллы и шимпанзе)
родом из Африки, и поэтому ископаемых предков человека следует искать именно в Африке.
Его предсказания блестяще подтвердились раскопками середины и конца 20в.
В качестве завершения перечислим важнейшие положения теории Дарвина:
Организмам как в прирученном, так и в диком состоянии свойственна наследственная изменчивость. Наиболее обычной и важной формой изменчивости является неопределенная. Стимулом для возникновения изменчивости организмов служат изменения внешней среды, но характер изменчивости определяется спецификой самого организма, а не направлением изменений внешних условий.
В центре внимания эволюционной теории должны находиться не отдельные организмы, а биологические виды и внутривидовые группировки (популяции).
Все виды организмов в природе вынуждены вести жестокую борьбу за свое существование. Борьба за существование для особей данного вида складывается из их взаимодействия с неблагоприятными биотическими и абиотическими факторами внешней среды, а также из их конкуренции между собой. Последняя является следствием тенденции всякого вида к безграничному размножению и огромного "перепроизводства" особей в каждом поколении. По Дарвину, важнейшей является именно внутривидовая борьба.
Неизбежным результатом наследственной изменчивости организмов и борьбы за существование является естественный отбор - преимущественное выживание и обеспечение потомством лучше приспособленных особей. Хуже приспособленные организмы (и целые виды) вымирают, не оставляя потомства.
Следствиями борьбы за существование и естественного отбора являются: развитие приспособлений видов к условиям их существования (обусловливающее "целесообразность" строения организмов), дивергенция (развитие от общего предка нескольких дочерних видов, все большее расхождение их признаков в эволюции) и прогрессивная эволюция (усложнение и усовершенствование организации).
Частным случаем естественного отбора является половой отбор, который обеспечивает развитие признаков, связанных с функцией размножения.
Породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений созданы посредством искусственного отбора, аналогичного естественному отбору, но ведущегося человеком в своих интересах.
Таким образом, теория Дарвина дала логически последовательное и строго материалистическое объяснение важнейшим проблемам эволюции организмов и сложившейся в результате эволюционного процесса обшей структуре органического мира. Дарвин первым доказал реальность эволюционных изменений организмов.
На сегодня все. До новых встреч.
Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.