Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Эйнштейн и религия

часть 1

Верующие люди в качестве подтверждения своей веры любят приводить различных ученых, которые, по их словам, были верующими. Одним из наиболее часто упоминаемых ученых является Альберт Эйнштейн.

Альберт Эйнштейн - выдающийся физик-теоретик первой половины 20 века, основатель современной теоретической физики, автор ряда значительных физических теорий, самые известные из которых - общая и специальная теории относительности, вместе с Планком заложил основы квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, автор более 300 научных работ в области физики и около 150 работ по истории и философии науки, общественный деятель-гуманист, почетный доктор 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе почетный иностранный член Академии наук СССР.

Кроме всего перечисленного, хорошо играл на скрипке.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южно-германском городе Ульме, в небогатой семье. Начальное образование получил в местной католической школе. Около 12 лет пережил состояние глубокой религиозности, однако вскоре чтение научно-популярных книг сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам церкви.

Вот кем вкратце является человек, о котором пойдет речь.

 

Во что верил Эйнштейн?

Так какое же отношение у этого выдающегося человека, которого называют гением, было к религии и к богу? Верил ли Эйнштейн в бога и, если да, то в какого?

Чтобы разобраться в этом, обратимся к тому, что говорил и писал сам Эйнштейн.

1. "Я впал - хотя рожден был в абсолютно нерелигиозной семье - в глубокую религиозность; но в 12-летнем возрасте от религии резко отошел. Читая научно-популярные книги, я вскоре убедился, что в библейских сказаниях есть много такого, что просто не может быть правдой. В результате - впечатление, что молодежь намеренно обманывают".

2. "То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его".

3. "Идея персонифицированного божества никогда не была мне близка и кажется довольно наивной".

4. "Чем больше человек проникается упорядоченной регулярностью всех событий, тем тверже его убеждения, что вне упорядоченной регулярности причин различной природы ничего нет. Для него не существует ни господства человека, ни господства божества как независимых причин явлений природы".

Очень напоминает некоторые взгляды Чарльза Дарвина, который тоже поначалу был верующим и даже собирался стать священником. Дарвин писал: "Никому не возбраняется верить, что человек появился в результате особого чуда, но сам я не считаю это ни необходимым, ни вероятным".

В 1929 году один нью-йоркский раввин задал Эйнштейну прямой вопрос: "Верите ли вы в бога?" Эйнштейн ответил: "Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии Вселенной, но не в бога, который занимается судьбами и поступками людей".

Еще более резко он выразился в интервью "Нью-Йорк Таймс" в ноябре 1930 года: "Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере".

Таким образом Эйнштейн не верил в того бога, которого представляет нам религия. В бога, который наблюдает за деятельностью людей, вмешивается в жизнь каждого человека, который карает и милует и которого можно о чем-либо попросить. Свою позицию он четко высказал в 1950 году в своем письме М. Берковитцу:

"По отношению к Богу я агностик. Я убежден, что для отчетливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно - законодателя, работающего по принципу награды и наказания".

Наконец, в 1954 году, всего за полгода до своей смерти, Эйнштейн в письме к немецкому философу Эрику Гуткинду так охарактеризовал своё отношение к религии:

"Слово "Бог" для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия - свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощренная, интерпретация не сможет это для меня изменить".

Вместе с этим, Эйнштейн отрицал наличие какого-либо вселенского разума или мирового сознания.

1. "Нет ни одного закона природы, который нельзя было бы свести к некоторому закону, сформулированному на языке пространственно-временных понятий. Из этого принципа вытекает, например, убежденность в том, что психические явления и связи между ними в конечном счете можно будет свести к физическим и химическим процессам, протекающим в нервной системе. Согласно этому принципу в казуальной (прим. - случайностной) системе явления природы нет нефизических элементов; в этом смысле в рамках научного мышления нет места ни для свободы воли, ни для того, что называют витализмом".

2. "Когда же вы говорите о людях, рассуждающих о таких вещах, как свобода воли в природе, мне трудно найти подходящий ответ. Разумеется, эта идея абсурдна".

Однако, не веря в Бога и во вселенский разум, Эйнштейн называл себя религиозным человеком. Но и здесь сначала надо понять, какой именно смысл он вкладывал в понятие религии.

Приведу еще несколько цитат из Эйнштейна, чтобы лучше показать, в чем заключается его религия.

1. "Я - глубоко религиозный безбожник. Можно сказать, что это своего рода новая религия".

2. "Я не могу найти выражения лучше, чем "религия" для обозначения веры в рациональную природу реальности".

Под "религией" Эйнштейн подразумевал не совсем то, что обычно обозначается этим словом. "Богом" для него стала целостная, не разъятая на части природа, а "религией" - вера в такую природу. Он писал:

"Я никогда не приписывал Природе никакой цели, преднамеренного стремления или чего-либо, чему можно дать антропоморфическое толкование. Природа - величественное здание, которое мы в состоянии постичь очень неполно и которое возбуждает в душе мыслящего человека чувство скромного смирения. Это поистине благоговейное чувство с мистицизмом ничего общего не имеет".

Итак, вот в какого бога верил Эйнштейн и какую религию исповедовал он сам. Он просто использовал существующие термины "бог" и "религия" для обозначения своих взглядов. Но вкладывал в них совершенно иной смысл.

Надеюсь, все вышеизложенное дает ясное представление о том, что в бога Эйнштейн не верил.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное