Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих, О человеке, часть 2


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки. Продолжаем говорить о человеке и его месте в этом мире.

Человек и теория Дарвина

То, что человек является частью животного мира, не должно вызывать удивления, сомнения или протеста. В самом деле - человек является живым существом. Любое животное также является живым существом. Значит, в этом человек и животные совпадают. Даже многие верующие люди допускают, что эволюция человека как биологического вида вполне могла идти от обезьян. Отличительной чертой человека от животных явлется наличие духа. Не души, которая присутствует у животных в виде психики, а именно духа - высшей составляющей, разума.

Что касается происхождения животных и человека, то этот процесс хорошо изложен в теории происхождения видов Чарльза Дарвина, которую так не любит церковь. Хотя, как уже было сказано, Дарвин был далеко не первый и далеко не самый именитый, кто высказал мысль об эволюционном родстве человека и обезьян.

Время от времени от верующих людей слышишь фразы о том, что Дарвин сам сомневался в своей теории в части происхождения человека. Попробуем с этим разобраться.

Для начала - небольшой обзор биографии самого Дарвина.

Изначально Дарвин был человеком верующим и даже собирался стать священником. Но в ходе занятий естественными науками он разочаровался в религии и стал материалистом.

В своих книгах он писал:

"Говорить, что виды были сотворены так-то и так-то, это не научное объяснение, а лишь благочестивый способ утверждения, что это есть так-то и так-то"

"Ветхий завет - с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения... и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана - заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря"

"Жаль, что он [прим. - здесь имеется в виду капитан корабля "Бигль", на котором плавал Дарвин, и который выступал против эволюционной теории] не предложил своей теории, по которой мастодонт и прочие крупные животные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была сделана слишком узкой, чтобы он мог пролезть туда".

Поначалу, убедившись в родстве человека с животным миром, Дарвин не видел никакой необходимости в божественном объяснении происхождения человека. Он писал одному из своих друзей:

"В отношении человека я очень далек от желания навязать свое убеждение, но я считаю нечестным совсем скрывать свое мнение. Никому не возбраняется верить, что человек появился в результате особого чуда, но сам я не считаю это ни необходимым, ни вероятным".

При этом он специально подчеркивает, что эволюционное представление о происхождении человека никоим образом не принижает, а, напротив, возвеличивает его. Если человек сам, в результате собственной эволюции поднялся на высшую ступень органической лестницы, то у него есть все основания занять в будущем еще более высокое положение.

Итак, сам Дарвин не сомневается в своей теории.

В чем же причина неприятия его теории? Видимо, в следующем.

Одна из важнейших причин неприятия и критического отношения к эволюционной теории заключается в чувстве отвращения верующих людей к тому, что человек, которого привыкли считать "венцом творения", созданным "по образу и подобию божьему", ведет происхождение от обезьяноподобного существа. Не хочет человек отождествлять себя с обезьяной. Хотя он уже давно от нее отошел.

Дарвин, дороживший своей семьей и положением в обществе, боялся, что явно выраженные религиозные сомнения повредят его семье и ему самому. Открытое признание нерелигиозного характера эволюционной теории или собственных представлений о религии могло стать причиной конфликтов внутри семьи и с обществом. В письме к Карлу Марксу в 1880 году он объяснил, почему сознательно избегал писать о религии:

"Возможно, что тут на меня повлияла больше чем следует мысль о той боли, которую я причинил бы некоторым членам моей семьи, если бы стал, так или иначе, поддерживать прямые нападки на религию".

Под влиянием жены во второе издание книги "Происхождение видов" Дарвин добавил фразу о том, что "жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм", послужившую одним из главных оснований для утверждений религиозности ее автора. Позднее Дарвин сам жалел, что пошел на такой шаг.

Революционность теории эволюции заставила Дарвина представить ее в неполном, переносимом для близких и общественного мнения виде. Дарвин был вынужден не затрагивать в "Происхождении видов" тему эволюции человека вообще. Относительно эволюции человека он ограничился следующим предположением: "Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю".

Что ж, гениев довольно часто не понимают при их жизни. Открытия Коперника, геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна далеко не сразу были признаны научным, а затем и остальным обществом.

К тому же, это не единственный пример того, как церковь и религиозное общественное мнение оказывали давление на ученых. Точно такое же давление оказывала церковь на Галилея, принуждая его отказаться от открытия вращения Земли вокруг Солнца. Официально Галилей отказался, но в душе всегда верил в правоту своей теории. Та же судьба постигла и русского ученого-физиолога Сеченова.

Аналогичная ситуация постигла и Дарвина.

Дарвин сам сказал: "Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение. Но я не могу найти такого случая". Современная наука тоже не может. Даже такие сложные органы, как крыло и глаз, которые, казалось бы, изначально должны были существовать в неизменном виде, на самом деле прошли долгий эволюционный путь. Об эволюции этих органов можно узнать, например, из книг английского ученого-биолога Р. Докинза.

Другой причиной неприятия эволюционной теории является то, что она в корне ломает одно из самых древних человеческих убеждений: создать нечто сложное может только тот, кто еще более сложен. Философ-естествовед Дэниел Деннет пишет об этом так: "Я называю эту идею нисходящей теорией творения. Копье не может создать оружейника. Подкова не может создать кузнеца. Горшок не может создать гончара". Тем не менее, верующие люди убеждены, что создать сложный мир мог только еще более сложно устроенный Бог, понять которого невозможно. Революционность вклада Дарвина в человеческое познание мира состоит в открытии механизма, работающего вопреки общепринятому интуитивному убеждению. Между тем, суть работы этого механизма можно описать всего одной короткой и известной фразой: от простого к сложному. Дарвин в отличие от своих предшественников сумел объяснить наше существование, не прибегая к помощи сверхъестественных сил.

Как происходит процесс обучения ребена в школе? С простых арифметических примеров, а вовсе не с высшей математики. Так почему же считается, что эволюция не могла пойти тем же путем?

В качестве завершения перечислим важнейшие положения теории Дарвина:

  1. Организмам как в прирученном, так и в диком состоянии свойственна наследственная изменчивость. Наиболее обычной и важной формой изменчивости является неопределенная. Стимулом для возникновения изменчивости организмов служат изменения внешней среды, но характер изменчивости определяется спецификой самого организма, а не направлением изменений внешних условий.
  2. В центре внимания эволюционной теории должны находиться не отдельные организмы, а биологические виды и внутривидовые группировки (популяции).
  3. Все виды организмов в природе вынуждены вести жестокую борьбу за свое существование. Борьба за существование для особей данного вида складывается из их взаимодействия с неблагоприятными биотическими и абиотическими факторами внешней среды, а также из их конкуренции между собой. Последняя является следствием тенденции всякого вида к безграничному размножению и огромного "перепроизводства" особей в каждом поколении. По Дарвину, важнейшей является именно внутривидовая борьба.
  4. Неизбежным результатом наследственной изменчивости организмов и борьбы за существование является естественный отбор - преимущественное выживание и обеспечение потомством лучше приспособленных особей. Хуже приспособленные организмы (и целые виды) вымирают, не оставляя потомства.
  5. Следствиями борьбы за существование и естественного отбора являются: развитие приспособлений видов к условиям их существования (обусловливающее "целесообразность" строения организмов), дивергенция (развитие от общего предка нескольких дочерних видов, все большее расхождение их признаков в эволюции) и прогрессивная эволюция (усложнение и усовершенствование организации).
  6. Частным случаем естественного отбора является половой отбор, который обеспечивает развитие признаков, связанных с функцией размножения.
  7. Породы домашних животных и сорта сельскохозяйственных растений созданы посредством искусственного отбора, аналогичного естественному отбору, но ведущегося человеком в своих интересах.

Таким образом, теория Дарвина дала логически последовательное и строго материалистическое объяснение важнейшим проблемам эволюции организмов и сложившейся в результате эволюционного процесса обшей структуре органического мира. Дарвин первым доказал реальность эволюционных изменений организмов.

 

Место человека в животном мире

Итак, сам факт эволюции видов, в том числе и человека, не оставляет никакого сомнения. Часто говорят об отсутствии тех или иных переходных форм. Однако забывают при этом, что сама эволюционная цепь просматривается достаточно четко. Да, в нее время от времени вносятся коррективы с учетом последних открытий. Но "генеральная линия" просматривается вполне точно.

В книге А. Никонова "Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности" приводится такой пример: "если у вашей любимой цепочки, которую вы носите на шее, потеряется одно звено, будет ли это означать, что вся цепочка перестала существовать?" Вот так же и с переходными формами. Цепочка сменяющих друг друга предковых форм человека, а также параллельных эволюционных линий антропологами восстановлена достаточно хорошо. И если есть еще какие-то вопросы, то они никак не носят кардинального характера, это, скорее, уточняющие моменты.

Уже известно, что за время эволюции на Земле существовали, по меньшей мере, семь видов людей, отличавшихся друг от друга генетически, однако выжил в результате эволюционной борьбы лишь один из них - Homo Sapiens.

Лауреат Нобелевской премии, российский физик-теоретик, академик Виталий Лазаревич Гинзбург говорил: "Наука доказала существование эволюции, в частности, в отношении человека. Данные антропологии не оставляют здесь никаких сомнений. Теория эволюции, построенная в 19-м веке, как и вся наука, развивается, и не все в отношении эволюции различных организмов еще ясно. Но, повторяю, сам факт эволюции и несостоятельности креационизма доказан".

Даже церковь - и та начала признавать эволюционную теорию. Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и Чарльза Дарвина, извинился за неприятности, доставленные Европе святой инквизицией, а в своей энциклике от 1998 года даже предложил ученым и церкви заключить "перемирие". Ватикан уже не протестует против происхождения человека от обезьяны. Сломив сопротивление наиболее реакционного крыла, Папа, припертый к стенке научными фактами, признал и благословил дарвиновское учение об эволюции, заявив: "Не будем спорить, все равно биологи разбираются в этом лучше".

Кстати, в 1992 году Ватикан официально признал, что Земля не является неподвижным телом и действительно вращается вокруг Солнца.

Верующие люди обычно говорят, что не хотят отождествлять себя с обезьянами. Что "мы не обезьяны". Но "быть обезьяной" и "произойти от обезьяны" - это принципиально разные вещи. Сейчас человек уже далеко ушел от своего предка.

Таким образом, человек - часть животного мира. Тогда для определения места человека в животном мире воспользуемся классификацией животных.

Что такое классификация вообще? Это соотнесение и группировка по сходным признакам.

Думаю, никто не станет возражать, что человек относится к:

  1. Подцарству Многоклеточные (т.е. к организмам, состоящим более чем из одной клетки)
  2. Разделу Двусторонне-симметричные (т.е. к организмам, у которых тело можно разделить на левую и правую половины, в целом зеркально повторяющие друг друга)
  3. Типу Хордовые (т.е. имеющим в составе скелета продольную составляющую в виде позвоночника)
  4. Подтипу Черепные (т.е. имеющим оформленный череп)
  5. Надклассу Челюстноротые (т.е. имеющим челюсти)
  6. Классу Млекопитающие (т.е. вскармливающих новорожденных детенышей молоком)
  7. Подклассу Настоящие звери (т.е. живородящим, а не яйцекладущим)
  8. Инфраклассу Плацентарные (т.е. имеющим в полости матки во время беременности плаценту - орган, осуществляющий связь между материнским организмом и плодом)

В этом отношении место человека в животном мире определяется достаточно четко и однозначно.

Можно еще добавить, что человек является теплокровным, т.е. поддерживающим постоянную температуру своего тела независимо от температуры окружающей среды.

Смотрим дальше. К какому же отряду может относиться человек?

Отряд Неполнозубые.

Зубы не дифференцированы, лишены эмали и корней, резцов и клыков нет. У некоторых зубы отсутствуют полностью.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Ящеры.

Тело покрыто крупными роговыми ромбическими чешуями, налегающими черепицеобразно друг на друга.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Насекомоядные.

Основная пища - насекомые.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Шерстокрылые.

Конечности и хвост соединены широкой, покрытой шерстью перепонкой, с помощью которой они могут планировать по воздуху.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Рукокрылые.

Представители способны к активному полёту.

Вывод: человеку в этом отряде места нет. Хотя как-то раз мне дали ссылку на сайт, где доказывалось происхождение человека от летучих мышей.

Отряд Зайцеобразные.

Наземные животные, не способные ни хорошо лазать, ни плавать. Зубы лишены закрытых корней и постоянно растут, что связано с быстрым снашиванием их коронок. Отсутствуют клыки.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Грызуны.

Главным характеризующим отличием зубов являются одна пара увеличенных резцов, как на верхней челюсти, так и на нижней. Резцы грызунов постоянно растут и стачиваются. Отсутствуют клыки.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Хищные.

С хищными у человека есть общие сходства. Бинокулярное зрение: оба глаза расположены на передней части лица и смотрят вперед. Это позволяет более точно оценивать расстояния. Человек может есть мясо других животных.

С другой стороны, у хищников короткий кишечник, чтобы мясо не успевало начать разлагаться прямо в организме. Хорошо развитые зубы и когти. Большой палец не противопоставляется другим пальцам и у некоторых видов атрофирован либо редуцирован.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Ластоногие.

Водные млекопитающие с веретенообразным телом, конечности превращенны в плавники (ласты).

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Китообразные.

Отряд млекопитающих, приспособившихся к водяной жизни и приобретших рыбообразную внешность. Веретеновидное тело, покрытое голой кожей, заканчивается горизонтальным хвостовым плавником.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Трубкозубые.

Конец морды вытянут в трубку. Передние конечности четырёх-, задние - пятипалые, вооружены мощными копытообразными когтями, служащими для рытья. Язык длинный, червеобразный. Зубы состоят из сросшихся дентиновых трубочек (отсюда название), не имеют эмали и корней, обладают постоянным ростом. Резцов и клыков нет.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Хоботные.

Обязаны своим названием главному отличительному признаку - хоботу.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Даманы.

Передние лапы четырёх-, задние трёхпалые с копытообразными когтями. Верхние резцы без эмали на внутренней стороне, с постоянным ростом.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Сирены.

Травоядные морские млекопитающие.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Непарнокопытные.

Для них характерно нечётное число пальцев, образующих копыта.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Мозоленогие.

Обладают двупалыми конечностями, на которых имеются только тупые изогнутые когти, копыта как функциональный орган отсутствуют. Ходят мозоленогие, опираясь на фаланги пальцев, а не на их концы. Ступня ноги сформирована мягким мозолистым выростом, что дало название этой группе животных.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Парнокопытные.

Название дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком.

Вывод: человеку в этом отряде места нет.

Отряд Приматы.

Основные характеристики:

  • Развитые хватательные конечности. При этом большой палец кисти противопоставляется таким образом, чтобы он был обращен к ладони.
  • Развитые движения конечностей, в том числе таких как положение руки ладонью вниз и вверх.
  • Развитие передней конечности как органа осязания. Пальцевые подушечки уплощаются, появляются ногти и узоры, они появляются не только на подушечках пальцев, но и на всей кисти и представляют собой выросты кожи с чувствительными клетками. Такая конечность используется не только при передвижении, но и при сборе плодов и другой пищи и обследовании ее.
  • Развитое цветное бинокулярное стереоскопическое зрение. Особо следует обратить внимание - среди млекопитающих только приматы обладают цветным зрением.
  • Невысокая роль обоняния.
  • Всеядные с уклоном в растительноядность.

Вывод: из всех рассмотренных отрядов сюда, пожалуй, человека можно отнести больше, чем к другим.

Поехали дальше.

Подотряд Полуобезьяны.

Характеризуются небольшим мозгом с малым числом извилин, удлиненным лицевым отделом черепа, голой верхней губой. Живут исключительно на деревьях.

Нет, людям тут делать нечего.

Подотряд Обезьяны или Высшие приматы.

Характеризуются:

  • Дневным образом жизни.
  • Значительным развитием головного мозга.
  • Полицикличное размножение и малая плодовитость. Отсутствие приуроченности размножения к определенному сезону, циклы у самок следуют один за другим.
  • Удлиненным периодом созревания. Связано это с тем,что увеличиваются способности к научению. Все сложные формы поведения не врожденные, а передаются научением.
  • Сложной социальной системой. В воспитании детенышей принимает участие не только мать, но и другие взрослые, а также старшие детеныши. Сложная социальная жизнь, разнообразные формы коммуникации являются яркой характеристикой приматов.

Похоже, нам сюда.

Дальнейшую детальную классификацию проводить не будем. Главное, что видно: в классификации животных место человека - здесь, среди обезьян. Либо необходимо выделять его в отдельный подотряд приматов. Но именно приматов, а не кого-то еще.

Собственно, сами биологи не сомневаются, что мы - приматы. Дальше по зоологической классификации человек относится к подотряду сухоносые, инфраотряду обезьянооразные, парвотряду узконосые обезьяны или приматы Старого света, надсемейству человекообразные или гоминоиды, семейству гоминиды, виду homo sapiens.

Биохимичекий состав обезьяны на 99% совпадает с человеком. Сходство обезьян и человека доказано также генетически. Например, генотип человека и орангутанов совпадает на 99%, а человека и шимпанзе - на 98%. Несовпадающие 1-2% - это как раз те мутации, которые привели к возникновению новых видов.

Генетическую экспертизу принимает любой суд в делах об установлении родства. И верующие юристы не подвергают сомнению результаты. Но когда речь идет о родстве человека и обезьян, результаты экспертизы почему-то считаются неправильными. Вот такой парадокс.

 

На сегодня все. До новых встреч. В следующем выпуске продолжим разговор о человеке.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное