Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих, О человеке, часть 1


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки. Начинаем говорить о человеке и его месте в этом мире.

Человек всегда старался выделиться среди других. Одни для этого покупают дорогие машины, другие - последние модели телефонов, третьи - роскошные квартиры.

Но человек, выйдя из природы, также всегда хотел отделить себя от этой самой природы.

Как это можно сделать? Как может человек выделиться из животного мира? Только одним способом - сказать, что у него нет ничего общего с животными. То есть - что он произошел не от животных. Но тогда сразу возникает вопрос: откуда же взялся человек? От кого он произошел?

Для того, чтобы как-то объяснить свое происхождение и отделить себя от природы (читайте - попонтоваться), чедовек придумал себе некое высшее существо, которое создало весь мир. И назвал это существо богом. После чего заявил, что произошел именно от него. Точнее, что этот самый бог создал человека по своему образу и подобию. Приятно ведь произойти от такого всемогущего существа, прославившегося столь великими деяниями. Выгнул пальцы по самое не хочу.

Не хочет человек себя отождествлять с животным миром. Не круто это. Недаром, когда ругаются, обзывают друг друга козлами, баранами, овцами, свиньями, а также собаками женского пола. Если женщина хочет оскорбить мужчину, она его называет грязным животным. А мужчина, который хочет досадить женщине, называет ее толстой коровой. Кстати, в Индии такое оскорбление было бы принято за комплимент. Потому что корова в Индии считается священным животным. Но то в далекой Индии, а у нас коровы хоть и являются животными полезными, но не до такой степени, чтобы посвящать им комплименты.

А ведь между тем у человека с животным очень много общего. Об этом мы здесь и поговорим. Но сперва раз и навсегда закроем один больной вопрос....

 

Почему современные обезьяны не становятся людьми?

Почему современные обезьяны не становятся людьми? Этот наивный вопрос не прекращают задавать верующие, когда узнают, что я поддерживаю теорию эволюции. Пришло время ответить на него и закрыть эту тему раз и навсегда.

Первый и самый главный аргумент. Чтобы произошли сколь-нибудь значимые изменения, необходимо значительное время и смена многих поколений. Почему такая простая вещь не находит понимания – я не знаю. Даже если подходить с точки зрения семи дней творения, то не надо полагать, что день – это 24 часа, как мы привыкли считать.

Такому простому (по сравнению с человеком) организму, как кишечная палочка, понадобилось 30 ТЫСЯЧ поколений, чтобы перейти на другую схему питания – начать питаться теми веществами, которыми исходные представители питаться не могли. Причем произошло это только в одной из 12 популяций. Боярышниковой пестрокрылке понадобилось 150 лет, чтобы начать полноценно жить на яблонях (так появилась яблонная пестрокрылка).

Конечно, есть примеры более быстрого видообразования. Например, у ящериц на островах Адриатического моря, когда изменение пространства жизнедеятельности повлекло за собой перестроение организма. Новый вид возник всего за 36 лет (ничтожный для эволюции период). Смена поколений у ящериц происходит 1 раз в 2 года. То есть понадобилось 18 поколений. Однако здесь у ящериц отсутствовали естественные враги, а за пищу не нужно было конкурировать ни с другими видами, ни друг с другом. И речь идет о появлении нового вида, а не рода или, тем более, семейства.

Однако человека логичнее будет сравнить с лошадью, на эволюцию которой до современного состояния ушло несколько миллионов лет. За этот период сменилось не менее 12 родов.

Согласно подсчетам антропологов, чтобы размер мозга древних гоминид вырос до человеческого, понадобилось не менее 3 миллионов лет. Человек умелый, объем мозга которого составлял 650 куб. см, эволюционировал в современного человека с величиной мозга 1300 куб. см. еще за 2 миллиона лет.

У человека смена поколений (среднее время от рождения человека до рождения у него первого ребенка) составляет 20 лет. За 100 лет сменяется 5 поколений. За 1000 лет – 50 поколений. За 1 миллион лет – 50 тысяч поколений. Естественно, что за такой продолжительный срок человечество просто не может наблюдать за тем, как обезьяна превращается в человека.

При этом неверно говорить, что люди не меняются. За последние 100 лет увеличился средний рост людей и, соответственно, вес. Другой пример того, что обособленные группы людей приобретают характерные только им особенности – человеческие расы.

Второй аргумент. Возникновение нового человека от обезьяны невозможно по той причине, что человек занял главенствующее положение на Земле и просто не позволит развиться новому виду. Потому что новый вид станет конкурентом за пищевые и территориальные ресурсы. А, как показывает история, такая конкуренция всегда приводила к конфликтам, в результате которых проигравшая сторона оказывалась уничтоженной. Именно так закончилось противостояние кроманьонцев (наших предков) и неандертальцев.

Вполне возможно, что в будущем человек, как вид, вымрет. Либо вследствие климатических и экологических катастроф, либо вследствие того, что появится новый вид, более приспособленный и жизнестойкий, который сможет завоевать ареал обитания человека. Либо человек эволюционирует на следующую ступень развития, как некогда человек прямоходящий (Homo erectus).

Третий аргумент. Человек произошел не от тех приматов, которые существуют ныне. Люди, вместе некоторыми видами обезьян относятся к высшим приматам. Они имеют между собой много сходства, которое основано на том, что у людей и обезьян существовал единый предок. Наличие общего предка подтверждает то, что ДНК человека, шимпанзе и гориллы совпадают более чем на 95%. Со временем (см. первый аргумент) эволюционные линии разошлись. Представители одной линии развивались в современных обезьян. Представители другой освоили прямохождение, в результате чего освободились руки. Эти существа уже не были обезьянами, но и не были еще людьми, поэтому получили название гоминид.

Четвертый аргумент. Антропогенез (т.е. процесс эволюции человека) мог начаться только в определенных природных условиях. Причиной антропогенеза была смена климата.

Глобальное похолодание и наступление ледникового периода. В этих условиях гоминиды должны были либо вымереть, либо выработать совершенно новую стратегию адаптации к новым условиям. Это было развитие разума, и как следствие этого, возможность защищаться от холода и получать пищу "неестественным" путем – при помощи использования орудий труда и огня.

В самом деле. Если человека все устраивает, ему хорошо жить, у него все есть, никто и ничто не угрожает его жизни, будет ли он развиваться? Единицы – да, большинство – нет. Но когда возникает глобальная угроза, большинство людей начинает что-то делать и бороться за свое существование. Не даром говорят, что война – двигатель прогресса. Выживают далеко не все. Но выжившие вытесняют конкурентов и занимают всю экологическую нишу.

Так было и с гоминидами. Перед угрозой всеобщего уничтожения им пришлось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

Вывод. Непосредственно наблюдать процесс видоизменения обезьяны и человека мы не можем. Но мы можем отметить, что он был (за что спасибо антропологии) и что он идет по сей день.

За одно-два, пусть даже три поколения обезьяне никак не стать человеком. Поэтому прекратите задавать один и тот же нелепый вопрос: почему современные обезьяны не становятся людьми?

 

Как произошел человек?

Как произошел человек? Этот вопрос был поднят уже давно.

Первым заговорил о том, что человек произошел от обезьяны, французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк де Бюффон. В конце 18 века был опубликован его труд "История Земли". В нем де Бюффон, названный современниками "Плинием 18 века", не только обстоятельно изложил многовековую геологическую и биологическую историю нашей планеты, но и первым из ученых высказал мысль: люди - потомки обезьян. Реакция была бурной. Сорбонна, старейший научный центр Европы, вынесла суровое решение: книга была публично сожжена. Престарелого Бюффона спасла от более серьезных последствий только его блестящая многолетняя просветительская деятельность и слава ученого с мировым именем.

Позднее известный шведский ученый 18 века, член Шведской королевской академии наук, Парижской академии наук и ряда других научных обществ и академий Карл Линней, создавая систему классификации животного мира, отнес человека и обезьяну в одну группу. Им был введен термин "приматы". В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней дал имя Homo sapiens - Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с обезьянами.

Сам Линней говорил: "Я настаиваю, чтобы кто-нибудь указал мне такую черту, с помощью которой можно было бы отличить человека от обезьяны. Сам я совершенно определенно такой черты не знаю. Но если бы я назвал человека обезьяной или наоборот, то был бы неминуемо отлучен от церкви. Однако как натуралист, я, быть может, обязан поступить именно так."

Обратите особое внимание на упоминание церкви. Линней боялся открыто высказывать свою позицию.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен французским натуралистом, автором известной эволюционной теории Жаном Батистом Ламарком. Он признавал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности, к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхождение от какой-нибудь разновидности “четвероруких“. Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление "богоподобного" разума.

В 1859 году вышла книга английского натуралиста Чарльза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора". В ней еще не говорилось о происхождении человека. Лишь в заключительной части Дарвин в нескольких словах высказывает надежду, что в будущем с эволюционной точки зрения можно будет исследовать и происхождение человека.

Дарвина верующие люди часто называют дилетантом. Да, у него не было ученых степеней и званий. Однако задолго до Дарвина аналогичные мысли выдвигали люди, являющиеся весьма видными в свое время учеными. Поэтому стоит задаться вопросом: так ли уж не прав Дарвин?

 

На сегодня все. До новых встреч. В следующем выпуске продолжим разговор о человеке.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное