Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О верах и религиях для верующих и неверующих, 7 - О верах и религиях
Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки. Я решил изменить тему этого выпуска и завершить тему "Анастасии". Поэтому вместо воспитания детей перейдем к разговору непосредственно о верах и религиях. И с этого выпуска зададимся вопросами что есть религия, почему она так сильно влияет на жизнь общества и насколько справедливы и правдоподобны ее положения. Словарь по естественным наукам дает следующее определение: "Религия – форма общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ)". Новейший философский словарь: "Религия - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней)". Надо сказать, все религии имеют общие черты. В самом деле:
И еще одна общая черта. Всегда здания, построенные для служения Богу, были довольно большими, величественными, возвышались над всеми остальными постройками. Будь то пирамиды древних инков, храмы древних греков, православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети, буддийские храмы и т.д. И это понятно: такое величие должно было показывать величие Бога и ничтожность человека на земле. Да, во всех религиях разные обряды и традиции. Да, молятся по-разному. Да, разным богам. Да, в книгах написано разное, и Бог представляется разным. Все верно. И, тем не менее, общие моменты есть. Хочу отметить, что большинство рассуждений будет опираться на христианские взгляды, на Библию, однако это не означает, что рассмотрению подвергается только эта религия. С таким же успехом можно анализировать ислам, буддизм или любую иную религиозную систему. Очень часто верующие люди говорят: как же ты можешь жить без веры? На что получают встречный вопрос: а почему вера обязательно должна быть религиозной, обязательно верой в Бога? Почему нельзя верить в силы окружающей нас природы, в логичность ее законов? Почему я не могу верить в себя? Ведь именно вера в себя зачастую помогает человеку. Однако не следует при этом переоценивать свои возможности. В студенческие годы мы изучали философию и писали реферат по ней. Одна из возможных тем рефератов была "Вера". И преподаватель говорил тем, кто брал эту тему: "Если в реферате будет только о религии, реферат не приму. Вера не только в бога бывает, это более широкое понятие". Это - слова доктора философских наук, заведующего кафедрой философии, идеалиста по убеждениям. Бертран Рассел, английский математик, философ и общественный деятель 19-20в. определял веру следующим образом: "Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством." Понятие "Вера" когда-то было равнозначно понятию "Знание". Доверится кому-то, отдаться на чью-то Веру - значило положиться на чьи-то Знания. Верить самому - значило Ведать или Знать. Современное понятие "вера" имеет особый смысл, но образ знания в нем все же сохранился. Искренне верующий это тот, кто думает, что знает. Не знает, а именно думает, что знает, потому что когда знаешь, уже не веришь. "Лучшие" из верующих имеют право часть этих "знаний" доносить до остальных, а чаще всего они высказывают лишь свое видение этих "знаний". Современный верующий старается жить так, как рекомендует Всезнающий, при этом не стремясь эти знания приобрести - а это просто-напросто отказ от ответственности из-за ограниченного кругозора или из-за страха, что часто одно и тоже. Помогает же верующим в этом деле система, именуемая "Религия". Следующий вопрос, который задают: разве ты не хочешь спастись и обрести вечную райскую жизнь. А есть ли она, эта жизнь? На этот вопрос никто ответить не смог. И это вполне объяснимо. Мое мнение – человеку, как и любому живому существу, дается определенный отрезок времени на жизнь. Вот и надо жить этим временем. Что будет после него – неизвестно. Обычно у меня возникает встречный вопрос: вот бог так печется о наших душах, чтобы они в рай к нему попали... А зачем ему нужны наши души? Скучно что ли ему там? Или еще для чего? В книге Ника Перумова "Эндшпиль" из серии "Путь некроманта" встречается следующий эпизод об одном из богов по имени Спаситель. Речь ведется от имени эльфов: "Слуги Спасителя рассказывают красивые сказки о загробном воздаянии, где "последние станут первыми", но это просто выдумки, чтобы добрые поселяне не подняли священников на вилы и не спалили все до единой церкви. Когда я посмотрела Ему в глаза - этого я не забуду до последнего мига и дыхания. Голод, дорогие мои. Вечный, неутолимый голод. Прочесть это в Его взоре удастся далеко не каждому. Но мне - удалось. Может, потому, что Он не счёл нужным притворяться передо мной?.. - Она перевела дух. - Он просто пожирает души. Ничего больше! Простите, друзья. Я слишком хорошо помню Его взгляд. Он словно бы проверял, насколько каждый из нас вкусен. Что Он испытает, поглотив душу каждого из нас." И дальше: "Для того чтобы Спаситель получил власть над миром, должны выполниться также и некоторые условия, помимо просто пророчеств. Его еще должны и позвать. Как последнюю надежду, как последний шанс." Ничего не напоминает? Например, призывы верующих "спаси и сохрани". Это, конечно же, сказка. Но вообще, что-то в этих словах есть. Мне отвечали, что в раю души праведников сливаются с Богом. Сливаются, т.е. становятся с ним одним целым. Но ведь то, что мы едим, тоже сливается с нами. Пища используется в качестве строительного материала для клеток нашего организма. Таким образом, Бог поедает наши души и использует их для строительства себя. Может быть именно так души сливаются с ним? При этом он отбирает только самые лучшие души, праведные. Которые не испорчены грехами. Так ведь и мы не едим испорченную пищу. Другое объяснение: мы же заботимся о своих детях, вот так же Бог заботится о нас. Допустим. Только человек не отправляет своих детей в ад, даже если они плохие. Говорят, что своих детей любишь такими, какими они есть. Конечно, верующие утверждают, что и Бог любит нас такими, какие мы есть, со всеми грехами. Но после смерти все-таки вздыхает и отправляет в ад. В общем, послушав людей верующих, я понял одно: все разговоры про спасение, про вечную жизнь, про рай и ад, про смирение – это лишь отвлечение от главной цели. Ни один служитель церкви не захотел этого признать, но это так, и это объяснимо. Главная цель тех, кто представляет церковь – власть над обществом. Разве не так? Представьте себе на мгновение, что их мечта сбылась. Все верят в Бога, исправно посещают церковь, выполняют заповеди и ритуалы и т.д. Что это как не абсолютная власть религии над людьми? Представители религии могут управлять обществом так, как им будет нужно – ведь их власть будет основана на страхе людей. Причем на страхе не перед этими правителями, с которыми можно бороться, а перед Богом, против которого не пойдешь. Что это, как не практически абсолютная власть религии в средние века? Индийский поэт Рабиндранат Тагор сказал: "Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией". Хочется спросить: вы хотите этого? Вы хотите возвращения инквизиции? Вы хотите, чтобы религия проникла во все сферы деятельности, запрещая передовые научные исследования? Чтобы под запретом была медицина, как вмешательство в самое совершенное творение Бога? И чтобы все это прикрывалось спасением и праведностью. Я – не хочу. История знает немало подобных примеров, когда убивали и сжигали людей только потому, что они не признавали действующей идеологии и философии. Знает она и примеры геноцида. Один из наиболее ярких – альбигойский крестовый поход. "Убивайте всех. Бог потом разберет своих" – так ответил легат папы Иннокентия III воинам, спросившим его, как отличить еретиков от правоверных католиков. Эти слова хорошо иллюстрируют фанатизм и нетерпимость, которые господствовали в этом кровавом крестовом походе; этот же легат, отчитываясь в Риме о выполнении порученного ему дела, напишет: "Ни возраст, ни пол, ни положение - ничто не было основанием для пощады" (взято из книги Майкла Бейджента, Ричарда Лей, Генри Линкольна "Святая кровь, священный Грааль"). Христианские миссионеры истребили миллионы людей, устраивали крестовые походы ради власти и обогащения, прикрываясь именем Христа. Так церковь продолжила завоевания Римской империи и сохранила власть Рима над народами через религию. Истинная вера в Иисуса была подменена верой в церковь, в частности благодаря усилиям Блаженного Августина, издавшего в 427 году труд "О граде Божьем". В результате этого христиане до сих пор считают, что церковь есть "Тело Христово", а присоединившийся к церкви человек автоматически становится "избранником Божьим". Да что там далеко ходить? Один раз попал на службу. После службы была проповедь. В конце проповеди батюшка встал и сказал: "Не призываю, а ПРИКАЗЫВАЮ прийти сюда в следующий раз и молиться о своем спасении". Вот так прямо и сказал - приказываю. В книге "Молчанием предается Бог" читаем одну проповедь. И встречаем там строку о том, что, если не будет людей, то (цитата) "Церковь погибнет, не будет кому исповедоваться." Вот он - скрытый смысл. Церковь хочет жить. Но для этого ей нужны прихожане. Потому что не будет прихожан - не будет церкви. Не будет церкви - вся армия священников и приближенных к ним останется без работы. А кушать-то хочется. Вы, конечно, возразите, что советская система тоже сажала людей в лагеря и расстреливала за неприятие идей социализма, а иногда и за более мелкие грехи. Не отрицаю – было такое в нашей истории. Но за всю историю одной лишь христианской религии было убито больше людей, чем за годы советской власти. А если к этому прибавить мусульманство с его "войной с неверными"? Не говоря уже об истории всех религий вместе взятых, некоторые из которых включали обязательные человеческие жертвоприношения. И не надо говорить, что они были язычниками, то бишь считай дикарями. Не следует, конечно, думать, что религия несет только зло. В религиозных заповедях есть и немало полезного как для общества в целом, так и для отдельного человека. Но не нужно говорить, что только ваша вера правильная, а вера остальных – неверная. Каждый человек имеет право верить в то, что ему наиболее близко, особенно если это помогает ему в жизни. Единственное ограничение – эта вера не должна быть противозаконной или антиобщественной. А в остальном различия вполне допустимы. Один человек верит в одно, другой в другое, третий в третье. И это нормально. Хоть я и не понимаю, почему все верят в Бога, как бы его не называли разные религии, но верят по-разному? Ведь все религии одинаковы, как мы уже видели. Так почему не выработать единую концепцию общей веры? Это будет нелегко, но думаю вполне возможно. Уже упомянутых революционеров часто обвиняют в том, что они взрывали церкви, а те, что не взрывали, использовали под склады. О революционерах поговорим отдельно. Не буду даже вспоминать Петра 1, который своим указом снимал колокола с церквей и переплавлял их на пушки. А скажу вот о чем. В 18-19 веке в Великом Новгороде использовали церкви под склады и разбирали на кирпичи для постройки здания дворца губернатора, потому что в казне не было денег на кирпич. Это вполне официальный исторический факт, о котором говорят на экскурсиях по городу. Так что, уважаемые верующие, отстаньте от революционеров. Кстати. Во время Второй мировой войны в 1940 году в Германии стали снимать бронзовые колокола с церквей и переплавлять их на орудия. Откуда у людей вера в Бога? Для ответа на этот вопрос процитирую нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга. "Нужно отличать более или менее абстрактную веру в существование Бога, сотворившего природу, но не вмешивающегося в людские дела (таков деизм) от теизма (христианства, иудаизма, мусульманства). Теисты верят в существование Бога, вмешивающегося в человеческую жизнь, творящего всякие чудеса и т.д. Доказать, что нет Бога деистов и им подобных, невозможно. Вера же в чудеса, святость Библии и многое, содержащееся в ней (отсутствие эволюции, сотворение мира совсем недавно и т.д.), противоречит научному мировоззрению. Религия - это ответ человека на его незащищенность, это его реакция на страх перед болезнями, стихийными бедствиями: Ведь еще совсем недавно в историческом масштабе времени не было большинства лекарств, анестезии и т.д. Страх, боязнь несчастий, мучений и смерти - вот источник веры в Бога. Удивляться тому, что и сегодня миллионы, если не миллиарды людей верят в Бога, не приходится: недавно я прочел, что из шести миллиардов людей, населяющих Землю, около миллиарда не умеют ни читать, ни писать. Главная причина верований в Бога - это необразованность, незнакомство с современной наукой. Прогресс в области точных наук колоссален, и он не прекращается. И антинаучные тенденции (религия, например) - плод непонимания и, если угодно, неблагодарности. Думаю, что в будущем для религии не останется места в этом мире." Правильно сказано. Вера в сверхъестественное, в Бога происходит от того, что легче свалить все на него, а не искать научные объяснения. Недаром немецкий поэт Гете сказал: "У кого есть наука, тот не нуждается в религии". Аналогичные фразы можно найти и у другого нобелевского лауреата - физика Альберта Эйнштейна. В книге А. Никонова "Религия как глобальный бизнес-проект" читаем такую фразу: "к Богу часто обращаются люди инфантильные, слабые, легко внушаемые. Большому ребенку трудно жить одному в этом огромном равнодушном мире, и он ищет патрона, опекуна, покровителя. Хозяина." Тоже верно. Гораздо проще переложить ответственность за свои решения на кого-то. Мол, это Бог меня направил. В монастырях чуть ли не на каждое действие нужно получать благословение настоятеля монастыря. Полное отсутствие самостоятельности в принятии решений. Оно и понятно - выполнять чей-то приказ проще. Напоминает армию, где, как говорится, "солдат не должен думать, за него это делают командиры". С другой стороны, таким образом контролируется каждый шаг человека. Человек становится подотчетным. Так группа контролирует поведение последователей и, следовательно, их, мысли и чувства. В период максимального взлета империи элита Древнего Рима стала практически безбожной. Образованные римляне с иронией относились к древним мифам. Но при этом они прямо говорили, что религия предков хоть и глупа, но полезна как идеологический инструмент для удержания черни в рамках. То же самое - взлет науки и культуры - был в период возрождения, когда церковь вновь потеряла свое былое влияние. А вот цитата из книги Т. Лири, М. Стюарт "Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах": "Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенностью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через "посредника". "Посредник" строит официальные учреждения - Церкви, принимает пожертвования, отпускает грехи, борется за численность паствы, учит чтить священные писания. "Посредник" обещает нам райскую жизнь после смерти. "Посредник" облекает себя духовной властью". Сколько христиан знают достаточно о Коране? Тем не менее они чувствуют себя достаточно осведомлёнными, чтобы отвергнуть ислам. Основан ли отказ от индуизма на исчерпывающем анализе Вед? Честно ли поступают католики и мусульмане, когда отклоняют иудаизм, не изучив Талмуд? А сколько атеистических книг прочитал среднестатистический верующий человек? Напротив: каждый представитель своей веры считает, что достаточно прочитать одну-две книги своей религии, чтобы обоснованно говорить о несправедливости других. С необразованными людьми еще проще. Вот какие забавные вещи происходили во время Второй мировой войны. Архипелаг Новые Гебриды в юго-западной части Тихого океана. В марте 1942 года там началась высадка войск США с целью организации военных баз для противодействия японским войскам. С собой американцы привезли множество разнообразных и полезных вещей, о которых туземцы слыхом не слыхивали: инструменты, спички, консервные банки, зажигалки, палатки. Американцы оказались людьми не жадными и дарили эти вещи туземцам. Со временем туземцы заметили, что военные ничего из этих предметов не производят, а получают их готовыми. Привозят все эти предметы на железных летающих птицах (то бишь на самолетах). А сами военные занимаются другими делами: валят лес, расчищают полосы, разжигают костры вдоль полос, маршируют, говорят по непонятным железным ящикам (рациям) и т.д. и т.п. В общем, занимаются делами с точки зрения аборигенов бессмысленными. Однако в результате этих действий с неба спускаются железные птицы и привозят всякие полезные вещи. Эти предметы с неба белые называют "карго". Но время шло. Вторая мировая война закончилась, и американцы ушли с островов. Перестали прилетать и железные птицы. Поступление консервных банок закончились. Тогда туземцы решили сами проводить "магические" обряды, вызывающие железных птиц. Они разрисовали себя красками под военную форму, в руки взяли палки вместо винтовок, построились в шеренги и начали маршировать. Этого оказалось недостаточно. Тогда островитяне принялись расчищать взлетные полосы и разводить вдоль них костры. Некоторые садились у деревянного ящика с торчащим из него длинным прутом, надевали на голову наушники из травы и начинали старательно шипеть и бормотать. Тоже не помогло. Тогда они начали строить деревянные модели самолетов в натуральную величину и во всех подробностях и поклоняться им. Эффекта не было. Железные птицы не возвращались. Туземцы остановились и пораскинули мозгами. И пришли к следующим выводам. Карго - это подарок, который с небес посылали им души умерших предков. А белые просто перехватили дары предков. А делились с папуасами потому, что испытывали перед ними чувство вины за эту кражу. В общем, обиделись на белых по полной программе. Этот культ получил название "культа карго". К настоящему моменту времени он почти исчез. Аналогичный культ существовал в Америке в конце 19 века. Там индейцы верили, что их предки вернутся по железной дороге, если исполнять определенные ритуальные танцы. А индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных плееров, через которые они разговаривали с духами. Некоторые ученые полагают, что религии возникли в результате того, что на Землю прилетали инопланетяне. Что ж, возможно. В самом деле: спустились с небес, показывали разные чудеса (технические и медицинские), а потом вознеслись обратно на небеса. Какое впечатление может произвести техника на туземцев - уже видели. Население Земли, жившее несколько тысяч лет назад, по уровню образования недалеко ушло от тех самых тихоокеанских туземцев. Как писал в своих произведениях Артур Кларк, "Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства". Истории известны и другие примеры, как получали божественные почести миссионеры, появлявшиеся среди народов каменного века со своими оружием, телескопами, спичками и таблицами, позволявшими предсказывать наступление затмений с точностью до секунды. И в заключении этой главы. Религия постоянно забывает об одном моменте. Не думаю, что случайно, скорее намеренно. Никто не отменял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. И в Конституции Российской Федерации прямо сказано: Статья 14. 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Возникает вопрос: с чего вдруг в школах начинают вводить предмет "Основы религиозной культуры и светской этики"? Почему церковь организует свои передачи на центральном телевидении? Почему открывает свои радиовещания? Почему так расширяется влияние религиозных организаций во всех регионах России? Когда начинается дискуссия по спорным с моральной точки зрения вопросам, в дискуссию в радио- или телепередаче непременно будут включены несколько религиозных лидеров. Почему в нашем обществе принято обращаться именно к ним, будто они обладают специальными познаниями в этих вопросах, сравнимые, например, с профессиональными знаниями юриста или врача? Кроме этого, действующее налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций, о которых мы поговорим в одном из следующих выпусков. На сегодня все. До новых встреч. Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru. |
В избранное | ||