Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


В очередной раз приветствую всех подписавшихся на рассылку и представляю очередной ее выпуск.

 

Об информации

Что есть информация, материальна она или идеальна, объективна или субъективна?

Согласно концепции одного из создателей математической теории информации Клода Шеннона, информация - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил, что информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств.

Информация - это сведения, закодированные с помощью материи, определенным образом расположенной в пространстве. Как договоримся кодировать сведения, так и будем.

Исходя из этого, можно сказать, что информация с одной стороны идеальна, с другой - субъективна.

Объективной информации как таковой вообще нет. Есть лишь совокупность материальных составляющих, с помощью которых можно передать информацию. Например, звуковая волна или радиоволна (особым образом сформированные колебания). Или особым образом закрашенная бумага. Или раскрашенные пикселы на экране монитора. Это не информация.

Информацией они становятся только тогда, когда кто-то сможет расшифровать этот материальный носитель. Распознать, что закрашенности на бумаге или раскраска монитора - это буквы, а не что либо другое. Более того, информация появляется, если вы сможете понять, что эти буквы означают. Книга на китайском языке не несет мне информации. Для меня это только раскрашенная книга. Точнее, я не прав. Несет, конечно. Но какую? А только ту, что я знаю, что эти значки что-то означают. И не более того. Китайцу ту же информацию несет книга на русском языке. А для ребенка, который впервые увидел буквы, они даже такой информации не несут. Просто картинки.

Точно так же речь, сказанная другому человеку, не будет воспринята, если этот человек не понимает язык, на котором к нему обратились. Или он глухой. Или просто не понимает, о чем идет речь. Когда два специалиста в какой-либо области ведут разговор о своей работе, окружающие могут не понимать их специальную терминологию. И тогда никакой информации для окружающих их слова не несут.

Аналогично - рык животного для нас только звук. Колебания воздуха, т.е. материальная составляющая. Идеальной составляющей (информации) для нас в нем нет. А для сородичей этого животного - осознаваемый звук, т.е. информация. Причем само животное не знает ни про какие колебания, т.е. про материальную составляющую. Но это не отрицает ее наличия.

С радиоволной еще сложнее. Ее нельзя воспринять непосредственно. Мы ее не видим, не слышим, не чувствуем. А если и поймаем с помощью приборов, то она для нас только колебания определенной частоты, амплитуды и прочих характеристик. И только тогда, когда сможем правильно расшифровать эти характеристики и понять сообщение - тогда создастся информация.

Наше отражение в зеркале. Это тоже идеальный образ (информация). Собственно, он становится образом только в том случае, если мы осознаем, что это наш образ. Для маленького ребенка его отражение - не его образ. Отражение воспринимается им как другой человек. Которого ребенок пытается потрогать, поиграть с ним. Есть поставить перед 4-месячным ребенком зеркало, он будет пытаться трогать свое отражение. Точно так же, как пытается собирать звездочки, нарисованные на простыне. Вообще, довольно забавно наблюдать, как малыш пытается отковырять картинку с белья или одежды. Месяцам к 8-10 ребенок осознает, что там в зеркале - он сам, и начинает рассматривать себя, рожицы корчить. Аналогичная ситуация у щенков и котят. Щенок может лаять на зеркало, думая, что это другая собака.

Более того. Одна и та же материальная составляющая может быть понята по-разному. Т.е. материальный компонент - один, а идеальных (информационных) может быть много. Например, один человек смотрит на небо и видит там только звезды, а другой - образы (созвездия). Один видит столб дыма, а другому в этом дыму мерещатся рога дьявола. Или образ Бога в горящем кусте. Для одного Солнце вышло из-за тучки, а тот, кто только что прочел молитву, может это воспринять как знак, что его молитва принята. Двое читают одну и ту же книгу или смотрят одну передачу, но один считает правильными действия одних героев, а другой – других. Тут еще идет наложение таких идеальных составляющих, как воспитание, мораль, общественные нормы, собственные взгляды. Наконец, смотря на один и тот же материальный мир, одни люди верят, что все это создано в результате эволюции, а другие - стараниями Бога.

Колумб открыл Америку. Существовала ли она до ее открытия? И да, и нет. Да - как материальный объект (континент). А нет - в идеальном (информационном) смысле. Что есть знание об Америке? В голове - это набор мыслей. А содержание мысли - идеально. Америка как материальный континент существовала. Но пока ее не открыли, информации о ней (идеальной составляющей) не было. Поэтому и говорят, что Америки не существовало, пока ее не открыли. Под открытием понимается в данном случае появление идеального (информационного) компонента.

А что есть, собственно, мысль? Мысль - это тоже информация. Идеальная составляющая материального мозга. Носителем мыслей является материальный мозг и электрохимические импульсы в нем.

Мысль хранится в мозгу с помощью материальных нервных клеток (нейронов). Мысль может быть передана другим людям через материальные носители: речь (звуковые колебания), письмо (бумага и чернила), электронные средства связи (электромагнитные колебания). При этом передается не сама исходная мысль, а совокупность специальным образом сформированных материальных составляющих. Принимающий субъект воспринимает эти составляющие, распознает их, понимает и в результате этого процесса в его мозгу формируется вторая мысль. Содержание которой, как было показано выше, может совпадать, а может и не совпадать с содержанием исходной мысли.

 

О чистоте помыслов

Еще одна мысль с самого начала чтения задела (в хорошем смысле этого слова) меня. Везде говорится одно: у человека должны быть чисты его помыслы. С этим, конечно, сложно не согласиться. Но скажите пожалуйста вот что: КТО определяет чистоту помыслов? Ведь одни и те же помыслы у разных людей могут восприниматься по-разному. Уж не на "чистых" ли помыслах с точки рения религии и верующих совершались религиозные войны, когда представители одной религии шли на представителей другой, и каждая сторона верила, что воюет "во имя Бога против иноверцев, у которых неправильный Бог". Так где же критерий этой чистоты?

Естественно, что критерий чистоты определяет не сам человек. Это понятно. Его определяет общество, общественное сознание, общественные нормы. Эти нормы, естественно, у каждого народа свои и могут меняться. Но тех, кто идет против них, общество зачастую отвергает.

Можно сказать, что этот критерий устанавливает Бог. Но во-первых, мы пока не знаем, кто есть Бог, нельзя на него опираться, а во-вторых, у разных народов разный Бог, а значит, и разные критерии чистоты помыслов.

Кстати, легко сказать: у тебя не получается что-то сделать или что-то познать, т.к. помыслы твои были недостаточно чисты. Зачем же тогда существует наука? Зачем работают ученые, исследователи? Зачем первооткрывателей тянуло к неизвестному, и они отправлялись в путешествия и многие не возвращались из них? Зачем все это, если можно просто-напросто подключиться к какому-то вселенскому разуму и получить оттуда любую информацию, которая тебе будет нужна? Были бы только чисты твои помыслы.

Тут еще вспоминается фильм "Матрица", где Морфей всегда говорил Нео: "Освободи свой разум". Правда, в смысл этих слов было вложено несколько иное значение – освободись от предвзятостей, навязанных тебе.

 

>Об истине

В книге "Анастасия" часто говорится: "слушай тех, кто несет Истину". Да и верующие часто говорят, что "Бог есть Истина". Задумаемся, что же такое истина?

В философии истина определяется как соответствие знания действительности, как объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности. Поэтому исходный признак истины – объективность: обусловленность реальной действительностью и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных и идеальных объектов, а характеристика знаний о них.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание всегда определяется условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применяемости неминуемо превращает истину в заблуждение. Простейший пример: такая истина, что "сумма углов треугольника равна 180 градусов" истинна лишь для евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.

Таким образом, что же есть та самая упоминаемая Истина и кого же надо слушать?

 

На сегодня все. В следующем выпуске поговорим о чувствах.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное