Советы адвоката В строящихся многоквартирных домах запретят организовывать Т
Госдума в третьем чтении приняла законопроект, запрещающий организовывать товарищества собственников жилья(ТСЖ) в строящихся многоквартирных домах.
К чему могут привести такие
изменения в законодательстве и чьи интересы они защищают, мы поговорили
с адвокатом Адвокатской Палаты г. Москвы Олегом Суховым, ведущим юристом«Первого Столичного Юридического Центра».
— Олег Владимирович, авторы
законопроекта полагают, что он позволит существенно снизить число
фальсификаций и мошенничеств в сфере управления многоквартирными домами. Так ли это на самом деле?
— Не могу с этим согласиться, т.к.
для создания ТСЖ необходимо решение большинства будущих собственников
дома, что предполагает наличие информации о таких собственниках. В свою
очередь, информацией о собственниках может располагать лишь застройщик,
который строил дом и продавал квартиры. Как показывает практика, ТСЖ
в недостроенных домах организовывается только при наличии возникающей
серьезной проблемы, связанной с недобросовестной работой строительной
компании и не завершением строительства дома. Будущие собственники(обманутые
дольщики) предпринимают любые попытки для разрешения возникшей
проблемы, и как результат через средства массовой информации(в
основном Интернет) находят информацию друг о друге. После чего будущие
собственники создают ТСЖ и пытаются решать возникшие в их доме проблемы,
в том числе и путем представления интересов через организацию – ТСЖ.
Если предполагаемый закон будет принят, то он в значительной степени
ослабит права обманутых дольщиков. Кроме того, я считаю,
что в рассматриваемом примере имеет место претворение в жизнь
лоббируемых управляющими компаниями собственных интересов, которые
постоянно входят в противоречие с интересами собственников дома,
организующими ТСЖ.
— Согласно документу,
до момента, когда собственники помещений смогут выбрать способ
управления домом, оно будет осуществляться компанией, выигравшей
организованный местными властями открытый конкурс. Кроме того,
при принятии решения о создании, реорганизации или ликвидации
товарищества, владельцы квартир должны будут лично подписывать
соответствующие решения, которые затем будут направлены в органы
регистрации. Есть ли в приведенном примере законопроекта какие-либо
изменения в части существующей практики по созданию ТСЖ?
— Никому не надо объяснять, насколько
коррумпировано на местах проводятся аукционы, конкурсы и тендеры,
поэтому в приведенной редакции закон ничего нового нам не принесет.
Что же касается подписей собственников дома и предоставления такой
информации в регистрирующий орган, то по данному поводу могу сказать
следующее. И в настоящее время для создания ТСЖ требуются подписи
большинства собственников(будущих
собственников) дома, однако такие подписи в регистрирующие органы
не предоставляются, в этом и заключается принципиальное отличие. Однако,
как на практике будет выглядеть процесс сверки должностными лицами
регистрирующего органа подлинности представленных нескольких сотен
подписей жильцов дома, мне, например, не понятно.
— Также законопроект расширяет
компетенцию жилищных комиссий — органов исполнительной власти субъектов
РФ, которые контролируют использование жилфонда. Комиссии получат право
проверять обоснованность создания ТСЖ и соответствие их уставов
действующему законодательству, а также принимать решения о составе
товариществ. Согласно документу, до 1 марта 2013 года жилкомиссии
проверят законность всех существующих ТСЖ. Поможет ли данный
государственный орган разрешить существующие проблемы,
как в деятельности ТСЖ, так и в конфликтах между собственниками
многоквартирных домов и самими ТСЖ?
— Налицо очередной пример раздувания
бюрократического аппарата нашего государства. Для того, чтобы жилищные
комиссии имели полномочия по контролю за деятельностью создаваемых
и действующих ТСЖ, такие жилищные комиссии необходимо сначала создать.
Да, безусловно, в местных органах власти имеются жилищные комиссии, но,
во-первых, они работают по определенным направлениям, не связанным
с ТСЖ, во-вторых, они не справляются со своими полномочиями, чтобы
дополнительно догружать их посторонними лишними функциями. В связи
с чем, либо действующие комиссии должны увеличивать свой штат, либо
придется создавать новые дополнительные структуры – комиссии по работе
с ТСЖ. Не могу сказать, что идея создания контролирующего органа над ТСЖ –
это плохая идея, однако в настоящее время эта идея не понятна нашему
государству, а потому преподносится очень не эффективно, порождая
очередной орган гос. власти, имеющий полномочия ограничивать
деятельность ТСЖ, но не имеющий полномочий способствовать развитию
данного направления деятельности в интересах собственников
многоквартирных домов.