[Razgovory] 100 лет назад широкой публике впервые представили "Черный квадрат" Казимира Малевича
100 лет назад широкой публике впервые представили "Черный квадрат" Казимира
Малевича
Сегодня - одна из самых знаменательных дат в истории отечественного
изобразительного искусства. Ровно сто лет назад, 19 декабря 1915 года,
широкой публике
впервые представили самую знаменитую картину русского авангарда - "Чёрный
квадрат" Казимира Малевича.
Целый век люди вглядываются в простую геометрическую фигуру, и каждый видит
своё. Технологии XXI века только добавили "Квадрату" тайн и загадок. Учёные
выяснили, что под чёрной краской - ироничная надпись и цветные композиции.
Шок, трепет и восторг первооткрывателя. В научном отделе Третьяковки воздух
будто вибрирует от напряжения. А к рентгеновским снимкам
искусствовед-технолог
Екатерина Воронина прикасается, как к самой Тайне. Тайне "Черного квадрата",
которая даже для Казаимира Малевича сто лет назад казалась непостижимой.
"Мы определили, что под черным квадратом скрывается не одна композиция, а
две композиции. Для того чтобы их найти и разделить, мы провели специальное
рентгенографическое
исследование", - рассказывает Екатерина Воронина.
К этой разгадке "манифеста футуристов" подбирались буквально точка за
точкой. Пучки лучей проникали в саму структуру холста и заставляли краски
разного
цвета и возраста светиться по-разному. Так возникала "карта пигментов",
которая привела к невероятным открытиям - под "Черным квадратом" не одно
цветное
изображение, как считалось раньше, есть и третий, самый ранний рисунок.
"Он работал с геометрическими фигурами - тут прямоугольники, трапеции
разделенные, дугообразные линии. Возможно, это колесо было. Что мы видим, то
мы и
реконструировали", - рассказывает искусствовед.
Жаль, что мысли самого Малевича реконструкции не поддаются. Может, у него
просто-напросто не было чистого холста, и новые работы он писал поверх
старых.
А может быть, между всеми тремя изображениями есть связь. Вдруг это путь к
"нулю форм" через разные стадии? Как бы то ни было, исследователи уверяют -
самое загадочное полотно ХХ века Малевич написал не спонтанно. Это
выстраданная и продуманная работа. Над одним только составом черной краски
Малевич долго
и кропотливо работал.
Особенная глубина создавалась за счет сразу трех цветов - черного,
темно-зеленого и цвета темной охры. Чтобы квадрат был матовым, добавлял мел,
а потом
проверял - когда уже высохнет краска. Так отпечатки пальцев стали частью
шедевра.
Мир увидел его впервые 19 декабря 1915 года на легендарной выставке "0,10",
знаменующей переход к супрематизму. "Черный квадрат" - безусловный центр
экспозиции,
он в "красном углу", как икона. Но, как оказалось, даже такой сакральный
символ выдумщик и эксцентрик Малевич не лишил доброй порции иронии.
"Битва негров"... третье слово - там остались фрагменты и частицы, и видно
букву Ю. Значит, получается, что у нас получается "битва негров ночью", -
рассказывает
Екатерина Воронина.
Может быть, это отсылка к другому ироничному деятелю искусств - французу
Альфонсу Алле, который в 1882 году написал картину "Битва негров в тёмной
пещере
глубокой ночью". А может, Малевич просто оставил всем нам послание -
излишняя серьезность ни к чему.
"Эта надпись показывает, что он относился к себе и к своему наивысшему
достижению - а я думаю, он понимал это - как к чему-то такому, над чем можно
и поиронизировать",
- полагает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Будто шутя, он задавал себе вопрос крайне серьезный - что сотворил, и кто
водил его рукой, когда рождалась эта черная бездна? Ответ искал до самой
смерти,
и даже слившись с вечностью, словно со стороны смотрел на свое произведение.
1935 год. "Черный квадрат" и в зале, где прощались с Малевичем, и даже на
грузовике, который вез супрематический гроб по Невскому. Торжество жизни
праздновала лишь тайна, обреченная стать "тайной в квадрате".
"Это загадка, которая или не имеет отгадки, или имеет их бесконечное
множество", - говорит старший научный сотрудник Государственной
Третьяковской галереи
Ирина Вакар.
Екатерина Березовская
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/298556
С уважением, Эдуард Фурников