[свободная трибуна] В Новосибирской области поднялся в небо отреставрированный энтузиастами самолет времен Великой Отечественной

В Новосибирской области поднялся в небо отреставрированный энтузиастами
самолет времен Великой Отечественной
Новая жизнь легендарной крылатой машины: военный самолет Ил-2, который был
подбит в Великую Отечественную, снова парит над землей, и этот исторический
день настал благодаря новосибирским реставраторам, которые проделали
буквально ювелирную работу. Пять лет назад в Первый канал рассказывал, как
Ил-2 подняли
со дна озера в Мурманской области, и с тех пор самые разные специалисты
пытались сделать все возможное ради этого долгожданного полета.
70 лет он пролежал на дне озера, еще четыре года ушло на реставрацию, и вот
самолет снова в небе. Пока Ил-2 в воздухе, на земле вся команда
авиареставраторов
- в напряжении. Летчик-испытатель Владимир Барсук по рации докладывает
обстановку.
Теперь они вглядываются в небо, чтобы полюбоваться полетом. А ведь еще вчера
в ангаре инженеры, конструкторы, механики корпели над каждой частью, каждым
болтиком военной машины. Большинство родных деталей Ил-2 удалось сохранить.
Планы, схемы и чертежи - реставраторы работали по оригинальным документам.
Ил-2 - самый массовый боевой самолет в истории авиации. Их собирали и днем,
и ночью, выпускали по сотне в месяц, вспоминает Сергей Игнатьевич Сухоедов.
В 1942 году он работал на авиазаводе слесарем.
<Ночью на завод явился директор и объяснил, что Иосиф Виссарионович требует
увеличить выпуск военных самолетов в два раза. И он, значит, спрашивает
какого-то
начальника цеха: <Как вы считаете, можете выполнить такое поручение?>, а тот
отвечает - выпустить можно с величайшим трудом, конечно>, - вспоминает
ветеран.
При всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей
маневренности, бронированный Ил-2, по рассказам конструкторов, отличался
особой живучестью.
Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты
разваливались в воздухе. За это его ненавидели немцы и так любили советские
солдаты, называя
Ил-2 <летающим танком>.
Ноябрьским вечером 1943 года несколько таких <танков> отправились на боевое
задание - бомбить немецкий аэродром в Луостари. Их встретили плотным огнем,
в небо поднялись <Мессершмитты>. В том воздушном бою было сбито много
советских самолетов. Для летчика Валентина Скопинцева это был всего третий
полет
на Ил-2. И его машина тоже получила сильные повреждения - один из снарядов
пробил обшивку, разорвал проводку и уничтожил механизм шасси. Чтобы избежать
смертельно опасного столкновения с землей, Скопинцев принял решение садиться
прямо на лед, а приземлившись, вытащил раненного стрелка из кабины и три
километра
нес его до аэродрома.
<Вот это пробоина от снаряда, который сбил самолет. Снаряд, в конце концов,
попал в двигатель", - поясняет директор мастерской авиареставрации Владимир
Бернс.
"Самолет посажен на озеро. Затонул. Летчик получил легкие ранения головы>, -
запись в летной книжке Валентина Скопинцева. Его дети Олег и Евгения пять
лет назад вместе с поисковиками исполнили мечту отца, отыскали тот подбитый
самолет. Мурманская область, озеро Кривое. Очень осторожно, с помощью крана,
из воды поднимают штурмовик. Самолет почти полностью сохранился, лишь
покрылся ржавчиной.
<Северные озера, достаточно холодная вода, мало кислорода и глубина 22-25
метров - это очень хорошая. Более того, бронекорпус и крыло было заилено.
Хвостовая
часть, она деревянная, она была утрачена>, - рассказывает руководитель
проекта <Крылатая память Победы> Борис Осетинский.
<При не слитой системе дозалить в баки до 55 литров по масломеру> - это
памятка по заливке масла в бак. Ошибка в слове <неслитой>. Эта надпись
мгновенно
исчезла, как только Ил-2 поодняли из воды. Обнаружили ее на случайных
фотографиях, благодаря им удалось прочитать и вернуть ее на хвостовую часть
самолета.
К слову, орфографическую ошибку, допущенную еще в 1943 году, решили
оставить. Вообще, авиареставраторы пытались максимально точно, насколько это
было возможно,
вернуть самолету первоначальный облик, тон в тон подбирали краску. А вот
изрешеченную броню восстанавливать не стали, ведь это история самолета.
Первый полет легендарного Ил-2 уже в мирном небе прошел успешно. Сегодня в
России самолетов времен войны, которые не просто собрали из обломков, а, что
называется, поставили <на крыло> всего 14. У авиаторов есть идея
организовать ретро-парад и собрать в небе все летающие раритеты.
Елена Макарова
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2017-06-21/327416-v_novosibirskoy_oblasti_podnyalsya_v_nebo_otrestavrirovannyy_entuziastami_samolet_vremen_velikoy_otechestvennoy
С уважением, Эдуард Фурников