Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
а) Ведущая и подчиненная функции.
Согласно такому пониманию современный антагонизм сил еще не
есть культура, а лишь путь по направлению к ней. Понятно, что по этому вопросу
мнения будут различны, потому что одни под культурой разумеют состояние
коллективной культуры, тогда как другие под таким состоянием понимают лишь
цивилизацию, а к культуре предъявляют более строгое требование индивидуального
развития. Шиллер, конечно, заблуждается, становясь исключительно на вторую
точку зрения и противопоставляя нашей коллективной греческую индивидуальную
культуру; он заблуждается потому, что при этом теряет из виду недочеты в
цивилизации тех времен, недочеты, делающие сомнительной неограниченную
значимость той культуры. Можно сказать, что нет абсолютно совершенной культуры,
ибо перевес всегда либо на одной, либо на другой стороне: в одном случае идеал
культуры можно назвать экстравертным, когда главная ценность заложена в объекте
и в отношении к нему; в другом случае идеал культуры можно назвать
интровертным, когда главное значение заложено в индивиде или субъекте и в
отношении к идее. В первой форме культура принимает вид коллективный, в
последней же — вид индивидуальный. Поэтому вполне понятно, что коллективная
культура возникла именно под влиянием и воздействием христианства, принцип
которого есть христианская любовь (и, вследствие ассоциации по контрасту, также
и ее противообраз, то есть насилование индивидуальности); в этой коллективной
культуре единичная личность рискует погибнуть, потому что индивидуальные
ценности уже принципиально обречены на недооценку. Это и породило в
представителях немецкого классицизма особенное их томление и страстную тоску по
античному миру: они видели в нем символ индивидуальной культуры и именно
поэтому нередко переоценивали и чрезмерно идеализировали его. Было также немало
попыток подражать греческому духу и, так сказать, привить его своим ощущениям и
чувствам. Попытки эти нашему времени представляются безвкусицей, однако они все
же достойны внимания, как предвестники индивидуальной культуры.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.