Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Математика, которая мне нравится Школьные учебники по математике


Общим местом уже стало говорить, что хороших учебников нет вовсе. Соглашусь с этим. Да, действительно, это так. Однако кое-что разумное можно найти, и были когда-то изданы неплохие книги, о которых сейчас вспоминают многие родители, а может, бабушки и дедушки нынешних учеников. Не секрет, что школьная программа сильно упростилась по сравнению с той, что была даже в 60-е годы, а программа 30-х и близко не стояла с нынешней. В хороших гимназиях царской России учили очень здорово, хотя попались мне тоже как-то воспоминания ученика тех лет, который с ужасом писал о зубрежке и отсутствии понимания. Так вот, об учебниках для старшеклассников. Напишу только о тех, которые видела и читала сама. Так, о Киселеве ничего сказать не могу, так как применять его где-либо не приходилось, поэтому и мнения своего о нем не имею, хотя многие хвалят. Самым лучшим доступным (в Интернете есть, да и купить можно) учебником по математике (алгебре и анализу), охватывающим весь курс средней школы, я считаю учебник С.И. Туманова “Элементарная алгебра”. Написан он простым и понятным языком, охватывает достаточно много, делает упор на понимание, а не на выучивание наизусть. Кроме того, что немаловажно, по нему можно учиться самостоятельно, он на это рассчитан. Книжка довольно толстая, но никто же не заставляет читать все подряд! Самым лучшим задачником я считаю задачник М.И Башмакова, Б.М. Беккера, В.М. Гольхового и Ю.И. Ионина “Алгебра и начала анализа: задачи и решения”. По этому задачнику тоже можно учиться. Дело в том, что каждая задача опирается на предыдущую, простого тупого повторения одного и того же, чем грешит большинство сегодняшних расхваливаемых всеми задачников, здесь нет. Школьник учится думать, учится понимать логические связи, да и доказывать самому много придется. Есть еще задачник А.П. Карпа “Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11” с некоторыми очень хорошими задачами. Однако школьники, когда мы с ними решали оттуда задачи, говорили, что он “какой-то скучный”. В этом определении есть доля правды. В любом случае, это не самый плохой выбор. К сожалению, с геометрией все еще хуже. Учебник А.Д. Александрова, А.Л. Вернера, В.И. Рыжика не самый лучший вариант, но что называется, “на безрыбье…” Его, конечно же, в более поздних изданиях упростили, многие задачки в себе стали содержать кусочек решения, но можно воспользоваться самым первым изданием... Сейчас, наверное, самым распространенным является учебник по алгебре и анализу Н.Я. Виленкина (10 и 11 классы). Но вот он почему-то он мне не очень нравится. Слишком многословен там, где не нужно, какие-то смешные ляпы (позабавила косинусоида, ну так давайте для каждой сдвинутой куда-либо параболы тоже придумаем свое название!). Конечно, те темы, в которых Н.Я Виленкин специалист, изложены очень хорошо. Так никто же и не отрицает, что его книга “Комбинаторика”, в которой на задачках можно научиться многим очень даже сложным вещам, великолепна! Наиболее часто используемый в профильных школах задачник, - видимо, Галицкий. На мой взгляд, к сожалению, это дрессура в наиболее чистом и опасном ее проявлении. Очень много совершенно одинаковых, написанных одинаковыми словами задач, никакой фантазии! Я не стремлюсь навязывать свое мнение. Решать, конечно же, вам! Просто обратите внимание на те книжки, о которых здесь написано. Думаю, они смогут оказаться полезными. А может, кто-то знает еще хорошие учебники? Пишите!

В избранное