Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Математика, которая мне нравится Профильное образование, зачем это нужно?


Сначала забавная история. Одна женщина, закончившая школу уже довольно давно, в светлой памяти советские времена, рассказывала, как она поступала в ВУЗ. Закончила она простую общеобразовательную школу, без каких-либо специализаций и наворотов. Хотелось ей учиться в театральном институте, туда и подала документы. А конкурс был там совсем не маленький, впрочем, как и сейчас, многим хочется в театральный. Естественно, не поступила. Расстроилась, конечно. И снесла документы… на мат-мех ЛГУ (Ленинградского государственного университета тогда еще). Сдала экзамены и стала студенткой. Позже благополучно закончила университет. Кстати сказать, в то время на мат-мех брали далеко не всех, кто пришел, да и учили очень серьезно. А теперь давайте посмотрим на то, что происходит сейчас. Практически каждая школа чуть ли не с первого класса (ну, с пятого, точно) вводит свою специализацию и начинает усиленно учить детей по какому-либо профилю. Общеобразовательных классов остается все меньше и меньше. И почему-то считается, что можно определить чуть ли не с рождения, к чему склонен ребенок. (Хотя при этом многие одиннадцатиклассники весной, перед выпуском, не могут понять, куда же им пойти учиться, увы…) Да, еще родители по какой-то причине могут считать, что ребенку нужно учиться именно в этой профильной школе и ни в какой другой. И все, чадо обречено заниматься тем, чем занимается профильная школа. Как правило, все остальное будет проходиться “мимо”. Один студент рассказывал, как его учили в хорошей физ-мат школе. Математики 8 часов в неделю, физики и информатики столько же. На все остальные предметы, очевидно, почти не оставалось времени. Это образование? Вспомним Козьму Пруткова с его узким специалистом, подобным флюсу… Мне кажется, не стоит сужать ребенку возможность выбора, не стоит навязывать ему то, что кажется нужным и интересным родителям, нужно учить его всему. Показывать все то занимательное, что только можно показать, а дальше, когда он уже будет хоть немного ориентироваться в обилии всего разного и интересного, пусть он сам выбирает, выбирает осознанно, а не потому, что вот эта школа, говорят, хорошая… Разумеется, бывает так, что ребенок с раннего возраста проявляет склонности к чему-либо, например, к музыке, рисованию или к чему-то еще. Конечно, с ним нужно заниматься тем, что ему нравится, но это вовсе не значит, что делать это необходимо в школе. На это существуют разнообразные кружки, и секции, музыкальные и художественные школы и т.д., то есть дополнительное образование. Сейчас же получается как: один выпускник не идет учиться в технический ВУЗ, потому что его в школе не научили физике и математике, а вот гуманитарным предметам научиться, как всем кажется, гораздо легче, особенно если память хорошая. А другой не пойдет в гуманитарный ВУЗ не потому, что это его не привлекает, а потому, что школа была физ-мат, а с литературой и с иностранным языком там было очень плохо… А само слово гуманитарий уже почти стало синонимом другого слова, не буду здесь его писать. Это неправильно, ведь если человек не склонен к точным наукам, вовсе не значит, что у него филологический дар. Вполне возможно, что это будущий прекрасный повар или резчик по дереву, или еще какой-нибудь специалист! Да, не спорю, профильные школы нужны, но не стоит туда заталкивать всех подряд. Только если ребенок вполне определенно имеет к чему-то тягу, ему это подойдет. И вовсе не значит, что он математик, если он хорошо считает, и гуманитарий, если он не может выучить таблицу умножения. Наверное, с 9-го класса имеет смысл выбирать профиль, но очень небольшому числу школьников, а никак уж не всем. При этом профиль не должен означать уменьшение объема знаний, которые дети получают по непрофильным предметам. Можно изучать профильные предметы глубже и интенсивнее за то же время, не в ущерб остальному. Собственно, так оно и было в советских профильных школах. А нынешнее экстенсивное обучение приносит мало плодов. Думать дети, увы, не учатся… Так вот, к чему все это? Может, стоит просто школьников начать нормально учить по всем предметам, а не придумывать разные профили?..

В избранное