КонсультантТы — это люди, работающие с людьми. ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ХОРОШИМ КОНСУЛЬТАНТОМ — МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ В ЭТОМ!
"Личность, которая позволяет видеть креативное взаимодействие, несет ответственность за экологический баланс между собой и окружением". Харм Сименс.
Тема сегодняшней рассылки: Как уточнить запрос, если он есть и почему это так важно сделать. Договор между консультантом и клиентом. О том, как оградить себя от неприятностей и неожиданностей.
Большинство клиентов – это прекрасные люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В силу различных причин, относящихся к их личной истории, на момент встречи с консультантом, они не в состоянии получать удовольствие от жизни. Для того, чтобы
встреча психолога и любого клиента была успешной и эффективной, необходим контракт – устная договоренность о совместных действиях во благо клиента. Установление контракта – это первая и обязательная фаза любой сессии. О ней и пойдет разговор в сегодняшнем номере рассылки.
Всех клиентов объединяет ожидание чуда: после встречи с психотерапевтом или психологом-консультантом жизнь должна измениться к лучшему.
Это несомненно так. Ошибка в том, что она не может измениться к лучшему во всех своих проявлениях.
Поэтому сегодня мы предлагаем: 7 фраз, которые необходимо сказать клиенту при первой встрече. 2 задания, которые помогут Вам понять некоторые аспекты договора 1 расписка, которую должен дать клиент.
Эти фразы и правила могут быть изменены Вами – мы предлагаем идею. Конечно, подбор слов зависит от того, какой клиент перед Вами. Главное помнить: сидящий перед Вами человек не может поддерживать себя сам. Поэтому он к Вам пришел. Он пришел в первую очередь, за поддержкой. (О видах поддержки, мы поговорим в следующих выпусках рассылки). Слова «первая фраза, следующая фраза» и т.д. – употреблены мной условно – Вы сами
компонуете их в зависимости от ситуации. Они должны быть обязательно. А в каком порядке – решать Вам.
Обязательно нужно показать клиенту, что Вы на его стороне. Поэтому: 1. Одна фраза должна касаться безопасности: «Все, что будет происходить в этом кабинете, не должно выйти за рамки кабинета».
2. Еще одна фраза должна касаться безопасности: «Если Вы в какой-то момент, не захотите о чем-то говорить, Вы сообщите мне об этом. Я понимаю, что Вы видите меня в первый раз, и, возможно, не все захотите рассказать».
3. Фраза – предупреждение о времени и цене. «Мы будем работать час, это стоит столько-то. После часа мы можем взять еще бесплатно 10 минут,
если очень понадобится. После этого идет оплата как за новый час». Больше часа работать не рекомендуется, потому что и у психолога и у клиента после часа работы начинает рассеиваться внимание. Затягивание сессии приносит вред, а не пользу. Кроме того, ограничение по времени заставляет сконцентрировать энергию – процессы идут в более корректной форме, не расплываясь.
Для поддержания энергии, можно взглянуть на часы (до двух раз
за сессию).
Для выдерживания времени, можно заводить будильник, который подскажет, что время подходит к концу – например, минут за 10 до окончания сессии.
4. Следующая фраза должна касаться доверия клиенту. Вспомните, как Вы сами обижаетесь, если Вас считают недостаточно взрослым, умным, компетентным, устойчивым и т.д. Ваш клиент
достаточно взрослый, умный и устойчивый человек, раз уж он дожил до своих лет. Это те качества, на которые и Вы, и он будете опираться в сессии, поэтому, есть смысл показать, что Вы знаете о них. С этой целью можно рассказать ему о том, чем Вы планируете заниматься на сессии. « Мы с Вами будем заниматься психологическим консультированием. Идея консультирования состоит в том, что у человека достаточно ресурсов, чтобы справиться с трудными жизненными ситуациями. Но не ко всем ресурсам у него есть доступ.
Причины разные – воспитание, культурные ценности и т.д. Мы с Вами будем исследовать и открывать Ваши ресурсы, необходимые для решения той задачи, которую нужно решить.»
5. Следующая фраза - предупреждение о чуде. «Некоторые относятся к встрече с психологом, как ко встрече с волшебником, ожидая , что все изменится , стоит сказать : «крэкс, пэкс, фэкс!». Я считаю это неуважением
к собственной жизни. Для того, чтобы все сложилось так, как есть на сей момент, Вы затратили лет тридцать. Думать, что это все можно порушить в один момент – это не уважать себя и свой опыт».
6. Выяснение запроса. Обязательный момент в любой сессии. Звучит он приблизительно так: «Что бы Вы хотели от нашего общения в течение этой встречи?» или так: «Что бы Вы считали бы результатом
сегодняшней встречи?». И если Вы слышите в ответ слишком завышенные ожидания, то снова повторяете фразу о чуде – «мы не можем изменить всю Вашу жизнь за час. Такая идея была бы неуважением к Вам. Так что же мы можем сделать за час?».
Секрет состоит в том, что человек имеет ожидания и именно удовлетворение этих ожиданий и есть результат сессии.
7. Фраза-предупреждение. Если человек пришел к Вам с просьбой помочь избавиться от зависимости, нужно обязательно предупредить его о возможных негативных последствиях Вашей совместной работы в плане его физического состояния. Например, человеку, бросающему курить, может быть дискомфортно в период от сессии до сессии. (вопросы лечения зависимости будут рассмотрены отдельно).
Задание 1: подумайте о том, чего Вы
хотите от сессии? Получаете ли Вы это от сессии? Почему Вы хотите именно этого? Задание 2: Возьмите чистый листок и напишите ответ на вопрос: «Какие именно Ваши качества покупает клиент за свои деньги на час работы?». Это – хороший вопрос для работы в тройках. И это – хорошая фраза для того, чтобы сказать ее клиенту, например: «Я могу обеспечить знание методик и поддержку, но основная работа в сессии лежит на Вас».
Как уберечь себя от некоторых неприятностей со стороны клиента
Случается так,
что на консультацию приходят люди неуравновешенные, страдающие
наркоманией или алкоголизмом и не особо контролирующие свое поведение.
Бывает и так, что клиент угрожает консультанту тем, что причинит себе
вред, если его жизненная ситуация не исправится моментально после
встречи с консультантом.
1 расписка, которую можно предложить подписать клиенту, в отношении которого у Вас возникают сомнения.
Расписка
Я (фамилия, имя, отчество) Утверждаю, что не состою (л) (ла) на учете в психоневрологическом диспансере, не прохожу
в данный момент лечения от нарко или алкогольной зависимости
От предложенной мне консультации у нарколога (психиатра) отказываюсь
На протяжении встреч с психотерапевтом (психологом-консультантом) обязуюсь не прибегать к угрозе суицида, не приносить физическиго вреда себе или другим людям.
Такая расписка может иметь и другой текст, уточняющий Ваши требования к сессии. Она нужна не всегда. Однако, при проведении консультаций с клиентами, страдающими зависимостью, оказывает положительное действие.
Следующий номер
рассылки выйдет в следующую среду. В нем мы расскажем о том, как должен
вести и ощущать себя психолог во время сессии. Какие типичные ошибки
бывают у психологов при выслушивании клиентов и как выйти из положения в
случае ошибки.
До встречи! Удовольствия Вам в работе!
Если Вы хотите узнать о консультировании больше, Вы можете выбрать программу и обучиться у нас в НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления. www.psycademy.ru
тел. (812) 346 68 86 или 8 965 048 12 51 в Санкт-Петербурге. Дистанционное обучение по программам "Деловая психология" и "Общая и социальная психология". Диплом, позволяющий вести профессиональную деятельность. Помощь в трудоустройстве.
Будем благодарны за отзывы и комментарии.
Пишите, какие Вам темы интересны. Администрация рассылки.