ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ ХОРОШИМ КОНСУЛЬТАНТОМ — МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ В ЭТОМ!
"Терапевт формирует уважительное отношение ко всему, что возникает в непосредственном мире переживаний клиента и в области специфики взаимоотношений. чтобы понять клиента и установить контакт в отношении жизненных вопросов клиента".
Харм Сименс
В основном, к консультанту приходят с проблемой, которую, чаще всего можно описать такими словами: «У меня конфликт с тем-то и тем-то». Хочется, чтобы конфликта не было. В следующих выпусках рассылки мы обязательно поговори о том, чем бывают вызваны конфликты. А вызваны они бывают неодинаковыми причинами, и от консультанта требуется неодинаковое сопровождение при помощи в их решении.
Тема сегодняшней рассылки: как работать в случае, если человек, пришедший на консультацию, не может сформулировать запрос.
Поэтому сегодня мы предлагаем:
8 тактик, которые полезно применять при работе без запроса;
3 упражнения, которые помогут лучше понять эти техники;
2 правила, которые нужно применять в работе.
Правила:
1. Клиенту нужно верить. Обязательно. Только сам человек знает о том, что творится у него на душе. 2. Очень важный момент, о котором мы часто говорим на занятиях в "Высшей школе": Вединицу времени, у человека
активизируется энергия на однодействие. Это следует из законов возбуждения и торможения, описанных И.П. Павловым.
Это значит, что о чем бы не говорил Вам клиент, какие бы стихи не вспоминал, какие бы песни и сказки не приводил в пример, какие случаи из своей жизни или из жизни его друзей и родственников ни звучали на сессии – все это говорит только об одном – о текущем состоянии клиента в момент Вашей с ним встречи. Вот этим и вызвано выражение "здесь и сейчас". Материал
воспоминания лежит в прошлом, но процесс воспоминания происходит у Вас на глазах. Вспоминается именно то, что соответствуют текущему состоянию клиента.
Тактики поведения консультанта в сессии без сформированного клиентом запроса.
1. Если принять пункты первый и второй за правила, остается внимательно слушать клиента. Человек в разговоре обязательно повторяет некоторые фразы. Если сказать ему: «Я заметил(а), что Вы несколько раз сказали вот это…что это значит для Вас?» Есть большая вероятность, что это правильная ниточка. 2. В
рассказе клиента что-то может быть Вам непонятным, удивлять. Казаться неочевидным. Это – тоже может оказаться правильной ниточкой. Обязательно спросите: «Мне показалось интересным, что Вы говорите об этом так…». Например: Юноша, обеспокоенный своей внешностью (допустим, об его внешности накануне не очень лестно отозвались девушки), работает продавцом стройматериалов. В разговоре с Вами, он рассказывает о том, что стройматериалы продаются плохо, потому что выглядят непрезентабельно.
Некрасивые доски, некрасиво сложены, некрасивая реклама и т.д. Вы понимаете, что рассказывай Вы о плохой продаже досок, Вы, скорее всего, сетовали бы на плохую работу поставщиков (приемщиков, цены, кризис и т.д. ). Налицо повтор и несоответствие вашему представлению о деле. Переспросите: «Правильно ли я понял(а), что красота важна?». Это именно та ниточка.
3. Можно применить еще один прием: попросить клиента написать, а потом рассказать сказку о себе. Буквально несколько предложений. Сюжет сказки будет передавать актуальное состояние. 4. Слушая, обращайте внимание на движения тела клиента. На важных для
него местах, клиент может менять позу, постукивать ногой, делать жесты или закрывать себе рот рукой и т.д. Можно обратить его внимание на это: «Вы в этом месте перестали дышать. У Вас голос изменился.». 5. Можно попросить клиента поговорить от имени какого-нибудь предмета. Автор прекрасного пособия по психотерапии Джон Энрайт, приводит пример, когда человека попросили представить, что он – вокзал и рассказать о себе как о вокзале.
Рассказ был приблизительно таким: «Я – старый вокзал. Мимо меня пробегают поезда. Никто не задерживается. Я старый и одинокий.». Конечно, пункты 3 и 5 можно применять только в случае с клиентами с развитым воображением и готовность работать именно в этой технике.
6. Если человек испытывает сильное чувство дискомфорта, и Вы это видите, Вы можете предложить ему листок бумаги и попросить просто штриховать бумагу карандашом, только выражать степень своих переживаний, нажимом карандаша. Часть возбуждения схлынет, оставшуюся клиент уже будет в состоянии вербализовать.
Спросите его: «Про что это было?».
7. Часть людей не может рефлексировать. (Рефлексия – способность человека к наблюдению за работой собственной психики). В этом случае больше подходят когнитивные методы. Можно сказать: «Представьте, что Вы на моем месте . а я на Вашем – я говорю, что не знаю зачем пришел. Как бы Вы продолжили наше общение?»
8. Если клиент находится в состоянии аффекта, Вам придется подождать - в состоянии аффекта человек не слышит ни Вас, ни себя. По счастью, оно не продолжительно. Поддержите клиента, спросив его: "Вам поддержка нужна? Что я могу для Вас сделать?".
Упражнение1. Представьте себя любым предметом в комнате. Расскажите о себе от лица этого предмета. Если получилось, Вас может удивить наличие новых обертонов, более тонкая и точная картина вашего внутреннего мира.
Упражнение 2. Вспомните какую-нибудь сказку. Что Вам вспомнилось из нее лучше всего? А как Вы делаете это в жизни? (Например, Колобок,. который от всех ушел и радуется. Как Вы находите в жизни свободу от всех?). На данный момент актуален ли вопрос отдыха?
Упражнение 3. Попробуйте представить себя в роли клиента, который пришел к консультанту и говорит: я не знаю, зачем я к Вам пришел. Подумайте, что бы должен сказать или сделать консультант для того. Чтобы сессия продолжилась в том ключе, которого Вам бы хотелось.
Как рассчитать, одна сессия нужна клиенту или несколько? Здесь нет никакого секрета.
1.В начале встречи Вы предупреждаете клиента о том, что в конце сессии станет понятно, достаточно ли будет одной сессии или необходимо несколько.
2.В конце сессии клиент, как правило, спрашивает Вас, когда он еще может прийти. Это значит, что ему одной сессии мало. Если он не спрашивает, как с Вами можно связаться, значит, что одной сессии вполне хватило.
3.Если Вы видите, что нужно продолжить, скажите клиенту, чем Вы собираетесь с ним заниматься на следующих сессиях. Спросите его, согласен ли он встретиться с Вами еще несколько раз и уточните время.
4.Вообще, это вопрос не такой простой. Но мне кажется, лучше его осветить подробнее в одном из выпусков рассылки.
Следующий номер рассылки выйдет в следующую среду. В нем мы расскажем о том, как уточнить запрос, если он есть и почему это так важно сделать. Немного поговорим об устном «договоре» между Вами и клиентом и о том, как оградить себя от неприятностей и неожиданностей.
До встречи! Удовольствия Вам в работе!
Если Вы хотите узнать о консультировании больше, Вы можете выбрать программу и обучиться у нас в НОУ ДПО «Высшая школа психосоциальных технологий управления. www.psycademy.ru
тел. (812) 346 68 86 в Санкт-Петербурге. Дистанционное обучение по программам "Деловая психология" и "Общая и социальная психология".
PS Большая просьба оставить комментарий - не слишком ли перегружена рассылка текстом и упражнениями?