Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Как дочка училась летом

 

Здравствуйте!

  В сегодняшнем выпуске наш с дочкой опыт: ее  свободного учения и моей фасилитации. Он был описан в августе 2007 года.

 Во время летних каникул перед четвертым классом мы решили со Славной испытать по-настоящему свободное учение, когда можно следовать только ее желаниям и не ориентироваться на программу.

Я поинтересовалась, что она хотела бы узнать по математике, русскому, литературе, окружающему миру, чему хотела бы научиться. Затем ее ответы сгруппировала, и вот что получилось:

 "Хочу уметь:

- грамотно писать

- писать красивым почерком

- красиво говорить

- писать интересные книги

- решать жизненные задачи

- спокойно решать разные примеры

 Хочу понимать:

- книги и их авторов (что хотели передать, как относятся к своим героям)

- мир

- смысл каждой темы из учебника по окружающему миру

- смысл цифр

- как математика влияет на жизнь людей

Хочу узнать:

- как создавался язык

- почему появились именно такие слова (почему, например, слона назвали слоном)

- как появилась математика

  Хочу создавать:

- свой язык

- сценарии для спектаклей

- сказки, в которых разные, но добрые герои

 Хочу искать ответы на вопросы, которые появляются в ходе жизни".

            Сначала Славушка выбрала самые важные и интересные для нее на данный момент задачи. Потом стала размышлять над каждой. Во время наших занятий делилась своими открытиями, наблюдениями, идеями. Развивала свои мысли, ставила задачи, которые хотела бы решить до нашей следующей встречи.

Мы не очень много занимались в тот месяц. Стояла чудесная погода, и мы часто ходили на Волгу купаться, а на выходные уезжали за город. Но даже наши немногочисленные занятия показали: если дать ребенку двигаться в своей логике, обеспечивая ему атмосферу понимания, он может в такие глубины двинуться!

 Вот, например, Славне стало интересно, как создавался язык. Она начала размышлять об этом. Пришла к идее создания своего языка: «Если я буду создавать свой язык, то пойму, как создавался самый первый язык!» Помню, как Славушку очень порадовало это открытие.

На другой день она поделилась тем, что ощутила, как трудно создавать язык: «Сейчас уже так много всего вокруг, чего не было, когда люди впервые создавали язык. Сначала, наверное, люди называли то, что есть в Природе.

Еще я заметила, что не называю предмет, а как бы перевожу – стол передаю другими звуками. Это – не то.

Поняла, что сначала надо называть природное. А остальное – по схожести с природным».

Потом Славна задалась вопросом, откуда взялись именно эти звуки в человеческой речи. Стала имитировать звуки, которые издают животные, и наблюдать какие в них есть звуки русского языка. Возникло предположение: «Звери ведь сразу знали эти звуки. И люди, может быть, от них научились?»

  У меня не хватило знаний, а нужных книг под рукой не оказалось на эту тему. Когда Славна пришла в библиотеку и спросила: "Есть ли у вас книги про то, как создавался язык и как появилась математика?", библиотекарь очень удивилась: "Тебе зачем это? В школе задали?" И, к сожалению, ничего подходящего не нашла. Работники библиотеки тоже настроены на поиск традиционных запросов, видимо. И еще, взрослым людям трудно уже поверить в то, что такие вопросы могут быть просто интересны ребенку.

 Вот такой был опыт. В следующем выпуске напишу о том, что было дальше, когда начался учебный год и дочка пошла в 4-ый класс.

 Счастливо!

Клара

klara_1@rambler.ru

 


В избранное