Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


 О подготовке фасилитаторов

Здравствуйте!

В сегодняшнем выпуске немного об опыте Барбары Шил в подготовке учителей-фасилитаторов. Лично для меня это очень важная  тема. Отладка курса, на котором люди (не только учителя) будут учиться фасилитации – фундамент создания системы свободного самоуправляемого учения.

Передача опыта

После года экспериментирования с самоуправляемым учебным планом Барбара Шил получила приглашение стать координатором новой программы (в другом районе), разрабо­танной для «трудных» детей, их учителей и директоров школ. Программа являла собой попытку предоставить проб­ный самоуправляемый учебный план детям, а также дать такую возможность и учителям. Учителям тоже необходимыподдержка и понимание, когда они предпринимают мучи­тельные попыткиизменить свое восприятие и поведение. Б. Шил пишет о своих впечатлениях:

«Участвовавшие в семинаре учителя утро проводили в ра­боте с детьми, а днем собирались у психолога, чтобы в рамках группы взаимопомощи вместе разобраться в утренних впечат­лениях, ощущениях и установках. Организаторы семинара не ставили перед собой цель продемонстрировать «единственный способ», но хотели показать, что, вероятно, существуют и «другие способы». Мы хотели,чтобы учителя ощутили, что такое самоуправление, в тех же условиях, которые были пре­доставлены детям. Почти все учителя испытывали сильнуютревогу и беспокойство, работая с трудными детьми в атмос­фере свободы. Для всех участников это было эмоциональное испытание — болезненное, каким порой бывает рост. Однако с помощью разных способов оценки удалось установить, что семинар успешно помог учителям изменить свои представле­ния и установки».

Хотелось бы подробнее узнать о том, как все проходило там! Приходится самим на ощупь двигаться в этом направлении.

Один учитель не смог справиться с ситуацией и в итоге отказался от работы. В целом же отношение учителей, уча­щихся и родителей к этой программе превратилось из благо­склонного в воодушевленное, и еще свыше тридцати учите­лей записались на новый семинар.

В последующих главах мы еще поговорим о работе семи­наров. Достаточно сказать, что такой подход отчасти дает возможность разобраться в себе и в своих отношениях с дру­гими людьми.

Барбара Шил заканчивает свой отчет такими словами:

«Когда впоследствии пишешь об этом, не можешь выра­зить словами все те страдания и слезы, с которыми связано это открытие себя. Многие из нас глубоко проникли в свой внутренний мир и обнаружили, что наши тревоги, предрас­судки и нужды сильно влияют на нас как на учителей. Привычные рамки системы могут казаться надежным убежищем, и пуститься в опасное плавание очень страшно.

Для меня оказаться в роли «руководителя семинара» (без подготовки и обучения) было новым испытанием. Поначалу я испугалась: «Смогу ли? А если провалюсь? Не беру ли я на себя слишком много?» Оказалось, нелегко выступать во мно­гих ролях, и еще я поняла, что к «детскости» во взрослых людях я отношусь гораздо менее терпимо, чем к самим де­тям. Я поняла, что по-настоящему оказывать поддержку — это совсем не то, что вести разговоры о поддержке».

Безусловно, в целом эта программа свидетельствует, что тот подход, который Шил применила в своем шестом классе, может быть в существенных принципах преподан и другим. Но очевидно, что для учителей это новое знание окажется полезным только в том случае, если они сами пройдут через опыт большего самоуправления и большей свободы обще­ния. Это знание нельзя постигнуть только умом.

Уверена в том, что это так – учителям важно получить собственный опыт самоуправляемого учения. В предстоящие выходные проводим экспериментальный семинар по подготовке фасилитаторов. Хотелось бы организовать самоуправляемое учение участников семинара.

Резюме

Я глубоко признателен Барбаре Дж. Шил за ее стремле­ние обнародовать данный материал. Он имеет особое практи­ческое значение в связи с тем, что в нем отражены моменты колебания и замешательства (ее самой и ее учащихся), возникшие при введении нового подхода. Конечно, новаторство требует мужества, и многим учителям на всех уровнях обу­чения этого мужества недостает. Безусловно, опыт Б. Шил — это не модель, которую должен воспроизвести другой учи­тель. На самом деле, особо важно то, что она отваживалась предоставлять своим детям лишь ту меру свободы, какую сама считала разумно приемлемой. Таким образом, перед нами отчет о смелом новаторском подходе к школьной ситу­ации, осуществленном человеком, способным на риск и пе­ремены, человеком, который временами чувствовал свое по­ражение, а временами испытывал воодушевление от результатов своих попыток.

Постскриптум

История Барбары Шил вспоминалась многократно по мере того, как учителя превращались из «контролеров-рас­порядителей» в фасилитаторов учения. Стадии самонаблю­дения, сомнения и изменения, похоже, представляют собой общую модель развития, а конкретный процесс складывает­ся из массы мелочей и у каждого учителя протекает по-свое­му. Учителя, директора школ и все те, кто стремится фасили­тировать учение (а именно о них идет речь в этой книге) при­ходят к свободе каждый своим путем.

 Этим выпуском завершается публикация главы 4 из книги Роджерса и Фрейберга «Эксперимент в шестом классе». Надеюсь, что этот материал был полезен вам. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.

       Счастливо!

       Клара

        klara_1@rambler.ru           

 

 

 

 

 


В избранное