Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

По дороге к практической грамотности Урок 3


Урок 3.

Принципы орфографии

Сначала опять актуализируем наши знания.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Выпишите только те слова, в которых есть орфограммы в суффиксах.

Берестяной, говорливый, распознавать, растолковывать, камешек, стелющийся, уверенный, прослеживать, бархатистый, бельчонок

Упражнение 2. Выпишите из предложенных слов только глаголы, в которых есть орфограмма.

Пел, угадывал, убегающий, прошел, вернувшись, исповедовать, звали, запомнив, натолкнувшись, предавший, успеть, завидовал, мыслит.

Упражнение 3. Обозначьте орфограммы.

Иногда бывает, что дом и хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всем лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности.

Ну а теперь переходим непосредственно к следующему уроку. В прошлый раз вы просто верили мне на слово, а вот теперь пришла пора разобраться, зачем конкретно нам нужно знать о той или иной лингвистической категории.

Итак, существует такое понятие: принцип орфографии. Что он обозначает? А обозначает он следующее: знаниями какой лингвистической категории надо воспользоваться, чтобы найти способ проверки того или иного слова?

Принципов орфографии несколько. Ключевые из них для нас следующие:

∙ фонетический;

∙ морфемный;

∙ морфологический

∙ синтаксический.

Может быть, кто-то уже сейчас сможет ответить на вопрос, зачем нам нужно было на прошлом занятии разбираться с лингвистическими категориями? Пробуем разобраться. Первым назван фонетический принцип. Значит, существуют слова, написание которых подчиняется ему. Что это значит? Ответ прост: как слышу, так и пишу. Еще раз оговариваю, что мы с Вами имеем дело исключительно с ООМ, поэтому слово «дом» - совсем не из этой области. Конкретнее об этих словах чуть позже, но факт остается фактом: таковые есть!

Что нужно сделать для того, чтобы правильно их написать? Да, услышать! Услышать самого себя – потому что от этого как раз и зависит написание в данном случае. Так для чего мы говорили о звуках?

Второй принцип – морфемный. Какой вывод напрашивается? Есть слова, написание которых подчиняется ему. Что значит «подчиняются»? Слово пишется так, потому что существует только такая морфема – корень, приставка, суффикс. Других просто нет – остается только определиться с тем, что существует. Зачем вспоминали части слова?

Морфологический принцип отправляет нас к частям речи. «Слово пишется так, потому что является такой-то частью речи», - приблизительно таким образом будет звучать объяснение. Вы понимаете, для чего на прошлом занятии был разговор о частях речи?

Ну а синтаксический отправит нас к взаимоотношениям между словами: все зависит от того, какой тип связи между словами лежит в основе образования слова. Но такие орфограммы не очень частотны. И поэтому мы поговорим о них отдельно, когда до конца разберемся с первыми тремя типами орфограмм и, соответственно, принципами орфографии.

Так для чего на прошлом занятии говорили о звуках, морфемах, частях речи?

УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение 4. Выберите слова, в которых в указанных местах звук и буква совпадают.

Подкидывать, подыграть, раздается, некогда, нетерпеливый, отдать, превозмочь, ни о чем, безысходность, растратить.

Упражнение 5. Выберите в каждой группе слова с одинаковыми суффиксами:

- клетчатый, початок, чатиться, клеенчатый;

- причастие, синие, открытие, линия, перекрытие, тощие;

- использовать, командовать, розоватый, проповедовать.

Упражнение 6. Правописание каких слов регулируется правилом «не с глаголом пишется отдельно»?

Не сразу, не сообразив, не друг, а враг, не успел, недоработал, не красный, не пятый, не добраться, не приедет, не ответив, не был


В избранное