Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

По дороге к практической грамотности Урок 2


Урок 2.

Вводим необходимые понятия.

Сначала мы все-таки вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Дело в том, что формирование навыка орфографической зоркости – т.е. умения обнаруживать ООМы – идет не так быстро. Единственный способ научиться это делать быстрее и качественнее – больше тренироваться.

УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение 1. Выпишите из перечисленных слов только те, в которых есть орфограммы.

кран, вол, зверь, акула, еще, стон, принцип, вьюнок, дол, бег, кров

Упражнение 2. Обозначьте орфограммы в отрывке.

Этой ночью вдруг прояснилось, и над Воробьевкой объявился молодой, чистенький месяц. Пока мело и вьюжило, он успел за тучами высветиться широким серпом, и от колодезных журавлей, перепутанных и запорошенных вишняков и жердяных изгородей на снег проронились робкие, нежные тени.

Ну а теперь переходим непосредственно к теме сегодняшнего урока. Допустим, ООМы находить научились. Что дальше? Ведь только от умения определять ООМы мы не начали писать грамотнее. Именно поэтому сегодня мы с Вами вводим необходимые понятия, которые окажутся ключевыми в формировании навыка грамотного письма.

Зачем нам все это нужно? Сегодня один из очень немногих уроков, когда Вам придется просто поверить мне на слово: это действительно необходимо. А зачем, ответите сами на следующем уроке.

Итак, какие понятия нам очень понадобятся в работе?

1. Звуки. Наверное, мне не стоит рассказывать, что минимальной единицей языка являются звуки. Именно они составляются в части слова, а уже потом и в слова, чтобы мы могли общаться. Несколько слов о них. Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные – «рторазмыкатели», как в свое время выражался Панов. Если мы с Вами начнем произносить звук [а] громче и громче, рот будет открываться шире и шире. Попробуйте провести такой эксперимент! Ну а согласные – «ртосмыкатели». Здесь все происходит наоборот: чем громче произносится звук, тем сильнее мы смыкаем губы, зубы или усиливает артикуляцию. Проверьте на звуке [м]!

Гласные делятся на ударные и безударные. Об этом мы говорили на прошлом уроке, когда определяли ООМы. Поэтому сразу могу оговорить, что эта информация нужна именно для того, чтобы безошибочно обнаруживать ООМы по гласным во всех словах.

Согласные. Они бывают мягкими и твердыми – это во-первых. А во-вторых, звонкими и глухими. Определить последние могло двумя способами: первый – дотронуться до горла в момент произнесения звука. Если звук звонкий, голосовые связки напрягаются. Второй способ – закрыть уши ладонями. Если вы произнесете звонкий согласный, он отдастся эхом. Зачем это надо знать? Уже на ближайших уроках нам понадобится именно эта информация – надеюсь, вы сами назовете этот момент!

2. Части слова. Слова состоят из частей слова – морфем. Среди них выделяют корни (они определяют основное значение слова), приставки и суффиксы (они вносят в слово новое значение) и окончания (они помогают связывать слова). Все морфемы, кроме окончания, образуют основу слова – принципиальное понятие для процесса словообразования. Соответственно, окончание не участвует в словообразовании.

3. Части речи. Сейчас мы остановимся исключительно на тех, которые чаще других заставляют обращать на себя внимание на письме. Части речи – это условные понятия, на которые разделяют все слова в зависимости от того, на какой вопрос слово отвечает. Так, выделяют:

∙ существительные (кто? что?)

∙ глаголы (что делать? что сделать? – оба вопроса принципиальны)

∙ прилагательные и причастия (какой? – разница состоит в том, что причастия, в отличие от прилагательных, образуются от глаголов: соломенный – прилагательное, уходящий – причастие (от глагола «уходить»))

∙ наречие и деепричастие (как? – разница аналогична: деепричастие образуется от глагола; быстро – наречие, задумавшись – деепричастие (от глагола «задуматься»))

Остальные части речи не так часто заставляют судорожно перебирать в памяти все правила, и поэтому о них мы будем разговаривать тогда, когда появится конкретный вопрос. Хочу еще раз напомнить: на этом уроке я несколько ухожу от своей традиции постоянно объяснять, зачем нам нужно то или иное понятие. Исключение сегодня составили только безударные гласные, с которыми мы уже столкнулись вчера: если мы не можем их обнаружить, не найдем ООМ и, возможно, допустим ошибку. На ближайших уроках Вы сможете объяснить, зачем нам понадобились эти понятия.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 3. Выпишите из предложенных слов только те, которые имеют орфограмму в приставке.

Перекличка, заново, прикрепить, поднял, присказка, образ, оттепель, отцовский, занял, подбежать, промысел, изданный

Упражнение 4. Выпишите из предложенных слов только те, которые являются причастиями с орфограммами.

Перешедший, забежал, красивейший, третий, выращенный, старый, стареющий, привлекательный, известный, борющийся.


В избранное