Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

По дороге к практической грамотности Урок 1


Урок 1.

По дороге к грамотности.

Для начала ответьте на один вопрос: «Что значит «быть грамотным»? Знать все правила? Выучить учебник от корки до корки? Знать, как пишутся все слова? Таких людей нет и быть не может, потому что даже самые грамотные люди периодически пользуются словарем или справочниками. Кстати, говоря, это и есть главный признак грамотности: только тогда, когда мы начинаем обращаться к словарю, когда мы начинаем сомневаться, - только тогда мы становимся по-настоящему грамотными. Почему? Потому что выражение «быть грамотным» на самом деле скрывает совершенно другое. По-настоящему грамотный человек умеет сомневаться, он может предположить, где, вероятно, будет допущена ошибка, и поэтому останавливается в нужный момент и обращается за ответом на вопрос к квалифицированным изданиям. Следовательно, это и есть основной признак грамотности, и значит, именно этому первым делом и надо научиться.

Раз так, предлагаю проверить себя на предмет грамотности. Речь вовсе не пойдет о написании текста под диктовку: это может поначалу показаться вообще невыполнимой задачей. А вот другое задание вполне адекватно. Прочитайте следующее предложение.

Мне, как новоиспеченному следователю, предстояло расследовать на практике дело искушенного грабителя, известного на всю округу, беспринципного и не терпящего возражений.

Теперь задание. Постарайтесь обозначить в нем основные ошибкоопасные места, т.е. все орфограммы.

Несколько слов вслед. Что такое ошибкоопасное место? Что такое орфограмма? Это положение в слове, когда один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

тр[а]ва

а

[а]

о

 др[а]ва

Звук один, а букв может быть несколько. Именно такие места мы и будем называть ошибкоопасными, т.е. орфограммами. Итак, отмечаем все ошибкоопасные места (ООМы) в нашем предложении. Работа может занять некоторое время, поэтому постарайтесь выполнить ее максимально тщательно. Когда она уже будет завершена, сверьтесь с ответом. «Свериться» - не значит переписать правильный вариант. «Свериться» - значит, сравнить, насколько полно и правильно это задание выполнили Вы. Именно поэтому я предлагаю здесь же максимально приближенный к идеалу вариант выполнения задания. Почему максимально приближенный к идеалу? Потому что в любом случае мы с Вами не отмечаем все ООМы. Дело в том, что для нас, как для носителей языка, некоторые из них просто не могут являться действительно актуальными, как для иностранных граждан. В словах «мама» и «небо» последний звук одинаковый, но обозначается совершенно разными буквами. Однако вряд ли найдется кто-то из носителей языка, кто допустит в этом месте ошибку. Именно поэтому я и говорю о том, что мы с Вами будем пытаться обнаруживать в первую очередь типовые ООМы.

Итак, правильный ответ.

Мне, как новоиспеченному следователю, предстояло расследовать на практике дело искушенного грабителя, известного на всю округу, беспринципного и не терпящего возражений.

Все ООМы обнаружены? В большинстве случаев здесь как раз получается отрицательный ответ. А все почему? Потому что мы упорно учим правила, но совершенно не понимаем, где и как их надо применять. Поиск ООМов – первый шаг к тому, чтобы подойти к вопросу грамотности максимально осознанно и наконец-то перестать допускать досадные ошибки. Главный вопрос: как это сделать? Именно этому, в первую очередь, мы и будем учиться в процессе данного тренинга.

Конечно, рассчитывать на то, что Вы сразу же начнете отмечать все ООМы бессмысленно, но никто не сказал, что Вы не сделаете это с легкостью через какое-то время. Итак, что нужно предпринять первым делом?

1. Проставить в словах ударение. Зачем? Потому что именно это – самый очевидный способ обнаружить все ООМы по гласным звукам. В слове, как известно, один слог ударный. Логично предположить, что все остальные окажутся безударными. Поэтому, отмечая ударный слог, мы сразу же обнаруживаем все ООМы по гласным. следователю Что может оказываться исключением? Во-первых, звук [у], с обозначением которого на письме просто не могут возникнуть какие-то ни было проблемы:

следователю

                   [у]

Поэтому от одного ООМ избавляемся. Нам не нужны лишние обозначения, мы в первую очередь рассуждаем логически. Во-вторых, исключением может стать такой вариант:

дело

В принципе, конечно, последний гласный должен бы быть ООМом, но здесь мы как раз встречаемся с тем самым исключением, которое становится таковым по причине того, что мы являемся носителями языка: для нас это ООМ не может быть актуальным, мы здесь вряд ли допустили бы ошибку.

В-третьих, исключением становятся слова типа новоиспеченному в нем мы встречаемся с таким понятием, как побочное ударение:

новоиспеченному

Причина в том, что слово состоит из двух корней, и поэтому первая часть тоже имеет словесное ударение. Отмечать в данном случае ООМ опять не имеет смысла.

2. Может ли ударный гласный оказаться в ООМ? Может.

новоиспеченному

искушенного

беспринципного

Почему? Потому что в этом случае гласные оказываются в другом ООМе: после шипящих и «ц».

3. Разбираемся с согласными. Здесь все несколько сложнее. Для согласных ООМ обнаруживается при следующих условиях:

∙ согласный оказался не перед гласным;

∙ согласный оказался не перед сонорным. (Сонорными называют «звучные» согласные [л] – [л,] [м] – [м,] [н] – [н,] [р] – [р,] [й,] . Они сами никогда не оказываются в ООМ и для орфографии выполняют роль гласных) Если согласный оказывается в этом положении, он тоже вполне может претендовать на ООМ:

предстояло

[тст]

Следующий за ним звук [с] я не выношу в ООМ только по причине его очевидности для русскоязычной аудитории. По этой же причине не отмечен в качестве ООМа звук [к]:

практике

[кт]

4. Что ищем еще? Всевозможные удвоенные согласные. Обычно причина кроется в строении слова, но од этом позже. Пока что просто обозначаем их в качестве ООМа.

новоиспеченному

искушенного

расследовать

5. Очень советую относить к ООМам окончания прилагательных и причастий (в начальной форме отвечают на вопрос «какой?). Именно в этих местах оказывается часто довольно солидное количество ошибок.

новоиспеченному

искушенного

известного

беспринципного

терпящего

6. Ну и, конечно, нельзя обходить вниманием употребление частиц «не» или «ни» и все слитно-дефисные написания.

не терпящего

Естественно, запомнить сразу все возможные ООМы практически нереально. Именно поэтому мы с Вами начнем тренироваться с самого простого. С этими заданиями Вы непременно справитесь, в дальнейшем же мы их просто усложним.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Распределите слова по столбикам в зависимости от того, есть ли в них орфограмма.

пенал, просьба, дом, угадать, пол, дуб, гром, здесь, дрожь, волк, угорь, кроль

Упражнение 2. Найдите все орфограммы в следующем отрывке:

Всю неделю низко висело отяжелевшее небо. Ветер кружил и пересыпал снег, шершавым языком зализывал санные пути и тропки, ровнял овраги, а за хатами и амбарами вымётывал диковинными полукружьями сугробы с острыми гребнями.



В избранное