Госслужба гражданской авиации (ГСГА) определила авиакомпании, которые смогут отправлять чартеры в Европу. Разрешение получили все перевозчики, подававшие заявки на чартеры. Программы лишь нескольких авиакомпаний были немного урезаны. Однако документ еще не подписан, и чиновники продолжат работать с ним. Компании, получившие разрешение на выполнение чартерных рейсов: "Авиалинии 400", "Авиаэкспресскруиз", AJT, "Аэрофлот", "Башкирские авиалинии", ВАСО (под собственным флагом и флагом "Аэрофлота") , "Газпромавиа", "Домодедовские авиалинии", "Евразия", "Ирс Аэро", "Ист Лайн", "Кавминводыавиа", "Когалымавиа", "Континентальные авиалинии", KrasAir, "Омские авиалинии", "Оренбургские авиалинии", "Пулково", ГТК "Россия", "Ростовские авиалинии", "Сибирь", "Трансаэро", "Уральские авиалинии". Сотрудник одной из авиакомпаний, вошедшей в утвержденный список, сообщил "Ведомостям", что недовольных
среди перевозчиков не оказалось. Только нескольким авиакомпаниям, таким, как "Континентальные авиалинии" и "Башкирские авиалинии", чартерную программу немного урезали. Кроме того, ГСГА отказала претендентам на те направления, где поток пассажиров небольшой и может обслуживаться регулярными рейсами, например Ницца и Солоники. Ведомости
Таможенный контроль, на взгляд западных бизнесменов, - основная беда России. Западный капитал застыл на пороге России. Ни улучшение макроэкономических показателей нашей страны, ни возрастающая конкуренция за рынки сбыта, ни удачный опыт успешного ведения дел в условиях суровой российской действительности - ничто не может подтолкнуть западный бизнес к массовому приходу в Россию. В 2001 г. в нефинансовый сектор поступило $14,26 млрд. иностранных инвестиций, что на 30,1% больше, чем в 2000 г., но объем прямых капиталовложений из-за рубежа снизился на 10,1%, утверждает Центр макроэкономических исследований компании "Юникон МС". Лидерство по объему иностранных инвестиций удерживает Кипр, что не позволяет с уверенностью говорить о "западном" происхождении средств. По мнению бизнесменов западный бизнес не идет в Россию потому, что таможня не дает "добро". Лицензирование и сертификация
в России применяются неоправданно широко. Необходимость получения трех, четырех, пяти сертификатов отбивает охоту ввозить что-либо в страну. Кроме того, практика ВТО, к которой привык западный бизнес, непривычна для России: на таможне надо доказывать не то, что цена товара соответствует мировой, а то, что он куплен за указанную в декларации стоимость. Наконец, "непрозрачность" таможенного законодательства является источником непрерывной головной боли для бизнеса, особенно западного. Таможенник страны, входящей в ВТО, не будет ссылаться на некие инструктивные письма, неизвестные субъектам рынка. Для России это обычная практика. В итоге отечественный бизнесмен "договорится" с таможней, а западный развернется и отправится в страну с менее благоприятными макроэкономическими условиями, но более понятными таможенными правилами. РосБизнесКонсалтинг
Власти Украины объявили о введении 20-процентной пошлины на целый ряд российских товаров. Решение Киева оказалось полной неожиданностью для Москвы. По крайней мере в выходные никакой официальной реакции от российских чиновников на этот документ не последовало. Впрочем, этого и следовало ожидать. 26 марта министерства экономики обеих стран договорились объявить в апреле - мае мораторий на введение торговых санкций друг против друга. В течение двух месяцев Украина и Россия проанализируют уже введенные торговые санкции на предмет их оптимизации и возможного смягчения. Похоже, что до торговой войны дело действительно не дойдет. Не исключено, что демарш украинских властей был продиктован стремлением набрать политические очки в преддверии парламентских выборов. Постановление о введении специальной пошлины вступило в силу 29 марта. Повышены пошлины на железную руду, хлор, минеральные
удобрения, ряд красок и лаков, хлопковые ткани, ферросплавы, легковые автомобили, железнодорожные вагоны, лампы накаливания, изделия из железа или стали для железнодорожных или трамвайных путей, некоторые виды плоского проката, а также железо и нелегированную сталь в слитках и полуфабрикаты из них. Объявленные пошлины будут взиматься в том случае, если Россия повысит ввозные пошлины на украинские стальные трубы . Время Новостей
Международный транспортный коридор "Север-Юг", идущий из Индии и стран Персидского залива по территориям Ирана и России в Северную Европу, в перспективе может приносить российским участникам проекта до $6 млрд в год. В марте коридор "Север-Юг" получил "законную основу", поскольку парламенты России, Индии, Ирана и Омана ратифицировали договор, подписанный правительствами трех стран в сентябре 2000 года. Закон о ратификации этого документа президент Владимир Путин подписал 13 марта. В ближайшее время, по некоторым прогнозам, возможно присоединение к данному проекту некоторых других стран Персидского залива, а также Белоруссии, Казахстана и Литвы. Между тем, российские, иранские и индийские транспортные и экспедиторские компании в 2001 году активно осваивали новый транспортный коридор. В частности, из Индии в Россию, в страны Северной Европы и обратно перевезено около 4 тыс.
крупнотоннажных контейнеров. В 2002 году ожидается увеличение объемов этих перевозок вдвое. Как показала практика 2001 года, контейнеры доставляются по схеме "от двери до двери" в 2 раза быстрее, и доставка каждого контейнера по такой системе обходится владельцу на $400 дешевле. К этому проекту примыкает и сооружение в Иране судоходного канала Каспий-Персидский залив, начатое в феврале нынешнего года. Этот путь должен обеспечить кратчайший выход России и всего бывшего СССР в бассейн Индийского океана и ликвидировать российскую "транзитную зависимость" от политики Турции в сфере судоходства через Босфор-Дарданеллы (где уже не первый год ограничивается российское торговое судоходство вопреки соответствующим международным конвенциям). Завершить создание этой суперартерии, по оценкам иранского министерства строительства и транспорта, планируется к 2008-2010 годам. Правда, если Москва окажет соответствующую
финансовую и техническую поддержку Тегерану. АвтоТрансИнфо
Презентация Иркутской области началась в некоммерческой "Японской организации развития внешней торговли" (Джетро) в Токио. Цель мероприятия - развитие уже сложившихся торгово-экономических связей (на сегодняшний день доля области во внешнеторговом обороте России с Японией составляет 20%), расширение деловых контактов с привлечением среднего и малого бизнеса, а также продвижение идеи Байкальского экономического форума, взаимовыгодных проектов и предложений. Во время презентации пройдет семинар "Иркутская область приглашает к сотрудничеству", на котором выступят губернатор и предприниматели, имеющие опыт зарубежного бизнеса в Иркутской области. 4 апреля состоится презентация инвестиционных проектов: ОАО "РУСИА-Петролеум", ГП "Аэропорт Иркутский", Союза лесопромышленников Иркутской области и агентства "Иркутский бизнес-парк". Последняя крупная презентация Иркутской области
в Японии прошла семь лет назад (сентябрь 1995 года). ИА ''Сибирские новости"
Российский рынок экспортно-импортных автомобильных грузоперевозок, оцениваемый в $3,3 млрд, сейчас лишь на 40% контролируется российскими компаниями. Чтобы изменить эту обидную пропорцию, чиновники Минтранса предлагают освободить перевозчиков от уплаты НДС при ввозе иностранной техники. У перевозчиков несколько основных проблем. Первая: нехватка качественного подвижного состава, который может быть допущен для перевозок в Европу. Вторая: несовершенство налоговой системы, которая ставит российских перевозчиков в неравные условия с их коллегами из соседних государств - стран Балтии, Белоруссии, Украины. Кроме того, это простои на границе и на таможенных постах. Парадокс в том, что эффективно поддержать своих перевозчиков можно только в ущерб российским же автопроизводителям. Грузовые автомобили, производимые на КамАЗе, ГАЗе и ЗиЛе, не соответствуют действующим стандартам Евро-2
и Евро-3; пользуясь ими, перевозчик отсекает себя от европейского рынка перевозок. Свободную нишу занимают перевозчики из соседних государств, где поощряется закупка импортной техники. Большинство оставшегося "пирога" делят соседи - Белоруссия, страны Балтии, Польша, Украина. Самыми крупными игроками здесь остаются перевозчики из Белоруссии, себестоимость услуг которых благодаря налоговым и таможенным льготам примерно на 30% ниже, чем у российских компаний. В России нам удалось пока только снизить таможенные пошлины на импортные грузовики с 15% до 5%. Это, несомненно, шаг вперед. Но необходимо хотя бы временное освобождение от уплаты НДС - до того, как в России будет организовано производство такой [качественной] техники, чтобы обновить парк, который сильно изношен. Ведомости
C 31 марта авиакомпания "Сибирь" начала полеты по летнему расписанию 2002 года, действие которого продлится по 26 октября. Согласно расписанию, авиакомпания будет выполнять в среднем 220 регулярных рейсов в неделю в 40 пунктов назначения десяти стран мира, из них более 60 рейсов - международные. Главной особенностью летнего расписания станет появление целого ряда новых маршрутов авиакомпании и значительное увеличение интенсивности полётов на маршрутах, введённых в прошлом году. Из Новосибирска запланировано открытие прямых рейсов в Ташкент, Бишкек, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Нижневартовск, Норильск и Благовещенск. Из Иркутска откроются рейсы в Хабаровск, Сочи, Краснодар, Далянь (Китай) и Омск. Из Москвы будет значительно увеличена частота полётов в Германию (в Мюнхен - до 5, а в Ганновер - до 4 рейсов в неделю) и на южных направлениях (в том числе в Сочи -
до 3 рейсов в день). В августе количество ежедневных рейсов из Москвы увеличится до 21. Впервые начнёт выполняться регулярный рейс из Барнаула в Германию (Ганновер). В пиковый период (конец августа) количество регулярных рейсов "Сибири" достигнет 260 в неделю. В среднем каждые 8-10 минут на пространстве от Франкфурта до Владивостока и от Норильска до Сочи будет взлетать или садиться очередной самолёт авиакомпании, выполняющий регулярный рейс. Прямые рейсы будут выполняться: из Новосибирска - в 25 пунктов (из них 10 зарубежных), из Москвы (аэропорт "Внуково") - в 22 пункта (6 зарубежных), из Иркутска - в 11 пунктов (2 зарубежных). Avia.ru