Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сам себе психолог

  Все выпуски  

Сам себе психолог N41


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Сам себе психолог N41 (5 марта 2001г.)
Internet  > > >  psy.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Книжная лавка | Статьи | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  psy@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка

Здравствуйте, дорогие читатели рассылки!

Давно мы с вами не встречались… ;-) С прошлого тысячелетия… Но судя по количеству подписчиков, мы не только не разбрелись и остались вместе, но нас стало больше. Спасибо! Надеюсь, и дальше нам вместе будет интересно.

Любителей книг, компьютерных и по психологии, приглашаю подписаться на новые рассылки - книжные обзоры. Подписка в конце выпуска.


Новое в разделах:
  Драчунов среди молодых мужей выявляют по пристрастию к выпивке
Возможность агрессивного поведения мужа в семье может определяться по тому, насколько велико его пристрастие к алкоголю в первые годы семейной жизни...>>>
  Что делать, если ребенку жизнь в тягость
Западноевропейская статистика печальна: за последние десять лет число самоубийств среди 10-15-летних подростков выросло почти вдвое...>>>
  Австралийские законодатели запрещают родителям бить детей
Власти одного из штатов Австралии решили в законодательном порядке запретить родителям жесткие дисциплинарные меры в отношении их собственных детей...>>>
  Похвала портит ребенка
Частенько положительные черты характера ребенка считаются само собой разумеющимися, зато малейшие проступки обязательно подчеркиваются и осуждаются...>>>
  Родители чаще бьют детей, а сверстники - насилуют
Сексуальное насилие над детьми чаще совершается их ровесниками, чем взрослыми...>>>
Под ред. Ю. И. Александрова
Психофизиология. Учебник для вузов
серия "Учебник нового века" >>>
Л. В. Куликов (составитель)
Психология сознания
серия "Хрестоматия по психологии" >>>
В. Вундт
Проблемы психологии народов
серия "Психология-классика" >>>
М. Микалко
Тренинг интеллекта
серия "Сам себе психолог" >>>

 

Тема: Манипуляторы и актуализаторы. Часть 1


Жил-был на свете один мальчик. Жил он в бедной фермерской семье в штате Миссури в Америке. Чтобы получить образование, ему пришлось преодолеть ряд трудностей. В то время, в 1906 году, юноша был студентом педагогического колледжа.

Отец его был не в состоянии платить за пансион сына в колледже, поэтому мальчик ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься он мог только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. Он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не взял его, сославшись на его малый вес. У него начал развиваться комплекс неполноценности, который мог помешать проявлению его истинных способностей. Его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, считая, что опыт выступлений в таком кружке может дать ему уверенность в себе и поможет получить признание со стороны других, в чем он так нуждался.

Подросток последовал совету матери и после нескольких попыток был, наконец, принят в дискуссионный кружок. Это событие оказалось поворотным пунктом в его жизни. Выступления в кружке действительно помогли ему обрести необходимую веру в свои силы. Не прошло и года, как он стал побеждать на конкурсах по ораторскому искусству в колледже. На старших курсах он уже завоевал все высшие награды за публичные выступления. Теперь другие студенты приходили к нему поучиться и после этого тоже выигрывали в конкурсах.

В результате этих усилий, направленных на преодоление чувства собственной неполноценности, молодой человек пришел к пониманию того, что умение донести свою мысль до аудитории укрепляет в человеке уверенность в себе, причем ему было очевидно, что, обладая такой уверенностью, можно добиться всего, чего захочешь, и что это доступно также и другим. Именно эта идея легла в основу его курса лекций, который называли "одной из самых замечательных систем обучения взрослых".

По окончании колледжа молодой человек получил привлекательное предложение работать в области торговли. Он принял его и вскоре добился успеха на этом поприще. Однако, несмотря на свою растушую репутацию преуспевающего дельца, он скоро оставил эту деятельность. Сделал он это потому, что с течением времени понял необходимость испытать на практике свою мысль о том, что владение ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая нужна ему для максимального выявления скрытых способностей. С этим намерением он и отправился в Нью-Йорк.

Через две недели после отъезда у него состоялся разговор с руководством Христианской ассоциации молодых людей. Наш герой считал, что эта организация будет хорошим отправным пунктом для проведения его курса. Директора же организации думали иначе. Они заявили, что не могут выплачивать ему обычную преподавательскую ставку в два доллара за чтение лекций по неизвестному курсу. Тем не менее, когда он продолжал настаивать на своем и предложил организовать и читать курс на основе комиссионного вознаграждения, руководство согласилось предоставить ему такую возможность.

Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция стала выплачивать ему по тридцать долларов.

Прослышав о таких успехах, директора ассоциации в соседних городах захотели включить его курс в свои программы обучения взрослых. Вслед за тем и другие профессиональные клубы обратились к нему с той же просьбой, и вскоре он с энтузиазмом трудился, обучая людей принципам, которые всего несколькими годами раньше никто не признавал.

В течение этого периода наш герой постепенно начал вводить в свой курс также правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимался исследованиями в этой области и излагал свои принципы в брошюрах, которые с жадностью читались его поклонниками, применявшими полученные знания на практике.

В 1933 году управляющий одного издательства прослушал этот курс, который произвел на него сильное впечатление, и он предложил нашему герою систематизировать все преподносимые своим слушателям материалы и оформить их в виде рукописи, полагая, что книга на тему ораторского искусства и принципов человеческих взаимоотношений будет пользоваться большим спросом.

И в 1936 году вышла в свет книга, которая сразу же стала популярной, а имя автора стало известно в каждом доме. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров. За границей она была издана на четырнадцати языках. На протяжении десяти лет книга числилась в списках газеты "Нью-Йорк таймс" как один из бестселлеров, что является рекордом для любой книги. Вы, уважаемые читатели, я уверен, тоже знаете и эту книгу, и этого человека.

Догадались? Это Дейл Карнеги и его книга "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей".

Напомню вам правила, сформулированные в этой книге.

Шесть правил, выполнение которых позволит понравиться людям

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите больше о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Двенадцать правил, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения

1. Верный способ одержать победу в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам "да".
6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику.
7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.
8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.
9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Подавайте свои идеи эффектно.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.
4. Вместо того, чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.
5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.
6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".
7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.
8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.

У Дейла Карнеги и его правил есть много сторонников и последователей. Какое-то время идеи Карнеги воспринимались всеми как аксиомы, и такой подход к межличностному общению не подвергался сколько-нибудь серьезному анализу, не говоря уж о критике. Но в последнее время стала популярной и часто цитируется книга Э. Шострома "Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор", в которой представитель гуманистической психологии "поднял флаг борьбы" с манипуляторами и манипулятивной психологией. Давайте поближе познакомимся с этим подходом. Далее - дайджест книги Э. Шострома "Человеческий выбор - манипуляция или актуализация" - из книги "Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха", Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 2000.

***

Жизнь цивилизованного человека нашего времени чрезвычайно скучна, пуста и бессмысленна. Наш современник надежен в работе, но лишен живых побуждений, желаний, стремлений. Он мертв, он подобен кукле, его поведение нарочито и преднамеренно, подобно поведению марионетки. Он манипулирует другими, и пойман в сети своих собственных манипуляций.

Эта книга написана с тем, чтобы показать, как мы застываем в качестве манипуляторов, играющих роли, - роли, в которых не участвуют ни наши сердца, ни наша жажда жизни. Современному человеку очень трудно понять и принять тот факт, что он мертв, что он фальшив, что он упустил возможность быть живым и человечным. Тем не менее он может вновь ощутить вкус жизни, рискуя раскрыть себя ей и перейдя тем самым из состояния безразличия и преднамеренной манипуляции в состояние спонтанного самопроявления, актуализации.

Современный человек-манипулятор. Это и бывалый продавец автомобилей, склоняющий нас к покупке машины, которую иначе не купили бы, и преисполненный чувства ответственности отец, уверенный в непогрешимости своих решений относительно колледжа и карьеры для своего сына, это и ученый профессор, сухо пересказывающий свой предмет, к которому он совершенно безразличен, и неглупая блондинка, игривостью отвлекающая внимание шефа от своей неграмотности.

Это и подросток, обрабатывающий взрослых ради 200 долларов, необходимых ему для подводного плавания, и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него единицы времени и таланта, купленные за недельную плату. Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая работа, и здоровый человек, предпочитающий получать пособие по безработице в 62 доллара 50 центов, а не работать за 65 долларов. Это и муж, скрывающий размеры своего дохода от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд, и добрая хозяйка, кротко соблазняющая муженька на покупку нового платья, которую он может позволить, а может и не позволить. Это министр, тем больше выступающий с длинными банальностями, чем меньше он может предложить своим влиятельным избирателям; стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих сыновей и дочерей; политик, который обещает все, кроме новых налогов.

Манипулятор - это легион. Он - все то в нас, что сознательно, подсознательно и неосознанно применяет обманные трюки, которые позволяют нейтрализовать, приглушить нашу подлинную природу, низведя себя и наших близких до уровня вещей, подвластных управлению и контролю.

Конечно, не всякое манипулирование есть зло, иногда оно просто необходимо с точки зрения борьбы за существование. Однако в большинстве случаев оно приносит несомненный вред, маскируя реальную болезнь, которая может проявиться однажды в виде расстроенной жизни, разбитой семьи и разрушенной карьеры. Представители гуманистической психологии считают настоящей трагедией тот факт, что в результате своего манипулирования современный человек полностью утратил спонтанность, а также от способности творчески переживать свое существование и выражать себя, превратившись в озабоченный автомат, убивающий отведенное ему время на постоянные попытки сохранить прошлое и застраховать будущее. Да, он говорит о своих чувствах, но редко их испытывает. Он весьма словоохотлив относительно своих тревог, но не способен стать перед ними лицом к лицу. Он ощупью пробирается по жизни, используя целый арсенал масок и уклончивых заявлений и не сознавая действительного богатства бытия.

Поскольку это первая книга, касающаяся ПРЕДМЕТА манипуляции, следует определить некоторые термины, которые, будучи неизвестными специалисту, широко используются в психологической литературе. Манипулятор может быть определен как личность, которая в целях самозащиты тем или иным способом эксплуатирует, использует и (или) контролирует себя и других в качестве объектов или вещей. Каждый человек является до некоторой степени манипулятором, вместе с тем, современная психология полагает, что эти манипуляции содержат в себе возможности положительного развития, которое Абрахам Маслоу и Курт Гольдштейн называют самопроявлением или "самоактуализацией". В противоположность манипулятору, актуализатор (редкая "птица" в чистом виде) может быть определен как личность, которая рассматривает себя и других к качестве личностей или субъектов, располагающих возможностью выразить свое действительное Я. Парадокс заключается в том, что каждый из нас частично манипулятор и частично актуализатор, вместе с тем мы можем постоянно становиться все более актуализирующимися.

Актуализирующаяся личность верит своим чувствам, знает свои потребности и предпочтения, допускает как желания, так и ошибки поведения и радуется стоящему противнику, предлагает, когда это нужно, необходимую помощь и является, среди прочего, честно и конструктивно агрессивной. Манипулятор, с другой стороны, привычно камуфлирует свои чувства репертуаром поведенческих ролей, образующих спектр от высокомерного пренебрежения до подобострастной лести. Он является манипулятором отчасти и по той причине, что не осознает присущих ему возможностей актуализации.

Разумеется, никакая книга не излечит читателя от манипулирования и не превратит его волшебным образом в актуализатора. Надежда на это может появиться лишь в профессионально руководимых актуализационных группах, участие в которых помогает людям определить свои манипулятивные механизмы и зародить в них стремление к полноте бытия. Такие группы сегодня уже создаются, и книга предлагает им руководящие указания.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВЫБОР - МАНИПУЛЯЦИЯ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ

Проблема

Прошедшие полвека углубили наше понимание процесса становления человека - манипулятором.

Мы знаем, например, что манипулятору не достает способности радоваться и применять свой опыт для расширения "чувства полноты жизни". Для манипулятора понимание человеческой природы служит только одной цели: контролю. Это относится в какой-то степени к каждому из нас - и к тебе, и ко мне.

Так, едва начавший ходить ребенок скоро обучается для достижения своих целей нести всякий вздор, ворковать или демонстрировать вспышки раздражения. Окружение как поощряет его при этом, так и обучает все новым тонкостям искусства манипулирования. Некоторые трюки он перенимает у отца, который разыгрывает роль ответственного родителя, часть - у матери, которая отчаянно манипулирует, пытаясь удержаться за тесемки фартука. Затем идет кино, телевидение и т.д. Манипуляции стали столь привычной частью нашей повседневной жизни, что неопытный наблюдатель замечает лишь самые очевидные или вредные из них. Они подобны воробьям, большинство из нас мельком сознают существование воробьев, но скажите откровенно, многих ли из них мы замечаем?

Парадокс современного человека заключается в том, что он, будучи существом разумным и причастным к научному знанию мира, остается крайне несознательным во всем, что касается его самого. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно. Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать полноту своего существования.

Сокрытие своих истинных эмоций - таков удел манипулятора. "Моя мать умерла от рака" - замечает наш знакомый деловым тоном радиокомментатора дневных новостей. Он настолько утверждался в своей роли манипулятора, что действительно утратил способность переживать горе утраты самого близкого человека, - он слишком обусловлен ролью, чтобы вообще окончательно освободиться от каких бы то ни было чувств по отношению к окружающим людям и начать использовать их как неодушевленные предметы, как вещи.

Манипулятор - искусный игрок в жизни, постоянно стремится скрыть свою пустую карту. Само собой напрашивается сравнение с профессиональным карточным игроком, сознательно нарабатывающим безразличный вид, за которым он скрывает как страх перед крупным проигрышем, так и надежду на крупный выигрыш. Многие современные люди уподобляются таким игрокам.

Некоторые манипуляторы пытаются заставить окружающих говорить на своем языке и не терпят ни малейших возражений, другие, напротив, по любому поводу говорят: "О, это очень интересно", -тогда как их глаза говорят обратное. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некое "должное впечатление". Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, не желающий признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняющий в них кого-то или что-то другое. Он цепляется за уводящие в сторону объяснения, между тем как язык его тела говорит правду, выдавая манипулятора с головой: на любых его действиях, будь то отсутствующее выражение лица, надутые губы, каменная отчужденность или профессиональная улыбка, лежит печать неискренности, отсутствия действительной вовлеченности. Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желаемый эффект.

Еще одним примером манипулятора может служить бизнесмен, слывущий среди коллег соблазнителем секретаря. В действительности же секс как таковой его не интересует. Завлекая их в постель, он занимается манипулятивным спортом, демонстрирующим его силу. Сам же он от подобных занятий может испытывать лишь упадок сил.

Есть и такой, которого я называю "нытик". Неизменно при встрече с вами первые четверть часа он посвятит подробному описанию того, как плохо у него идут дела, - несмотря на то, что в действительности дела его идут прекрасно. Манипулятор - это тот, кто преувеличивает свою ответственность или, напротив, отказывается от нее.

С другой стороны, манипулятор думает о своей деятельности, как о постылой поденной работе, которую следует поскорее сбыть с рук. Он не знает, как пребыть в "здесь и сейчас" и насладиться этим вечным моментом, ему незнакомы глубокие чувства. Он считает, что новоселье и удовольствие, учеба и развитие отведены детству и юности. Когда он достигает зрелости, он отрекается от жизни. И ведет зрелый растительный образ жизни без всякого осознания своего существования.

Сколь отлична реакция манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованью, столь милую его сердцу. Придя домой, он умудряется переложить половину вины на своего давно умершего родителя, который его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила ему именно в то утро, или на кого-либо еще.

Теперь он может напиться или заболеть, обернуться подобострастным приставалой, стать мрачным, продолжить пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого шефа. Он даже может хлопнуть дверью и, выйдя из игры, оставить другу свое место.

Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше. В течение многих сотен лет люди ищут и некий авторитет, который бы решил за них, что такое хорошо, а что такое плохо. Парадокс, конечно, состоит в том, что это ведет к определению "хорошего" как приятного авторитету, а "плохого" как неприятного авторитету. Важно и то, что моральные концепции добра и зла ведут к психологии отвержения, поскольку индивид должен решить, какие части его хороши, и в дальнейшем стараться быть этими частями, он должен решить также, какие его части плохи и отвергнуть их. Не трудно прийти к заключению, что такие решения порождают в индивиде непрерывную "гражданскую войну", - он никогда не уверен до конца, что есть зло и что есть добро.

Альтернативу психологии отвержения можно определить как естественный контроль. Решение отвергнуть какую-то свою часть во имя контроля над своим поведением прежде всего неэффективно: оно не дает желаемого результата. Следует уважать все человеческие тенденции. Неразумно было бы отрубать нерадивую левую руку и пользоваться только правой рукой. Столь же неразумно было бы ампутировать любую часть своей личности. Однако поскольку все эти части могут проявляться либо бестолково, либо творчески, встает проблема выбора ответственности. Свобода в этом смысле - выбор и ответственность, полагаемые индивидом как стиль самовыражения. Этот подход связан с отвержением или устранением части личности, но скорее с осознанием того, что происходит, когда мы проявляем себя самоуничтожительным образом.

Я называю самоуничтожительным манипулятивное поведение, актуализационное же поведение - это поведение творческое. Собственно говоря, актуализационное поведение представляет не что иное, как творчески выраженное манипулятивное поведение. Все мы манипуляторы, но вместо того, чтобы отвергать наше манипулятивное поведение, нам следует попробовать превратить его в актуализационное. Для этого ничего не нужно отбрасывать.

Я уверен, что в каждом из нас есть две стороны, которые Фредерик Перлз называет "попирающей" и "попираемой". Попирающая - это активная сторона, более энергичная, командующая, авторитарная. Попираемая - пассивная сторона, податливая, послушная. Каждая из этих сторон может проявиться либо манипулятивным, либо творческим, актуализационным образом.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. По существу, неудовлетворенность манипулятора собой и своим миром связана прежде всего с тем, что он, проглотив многие термины и концепции современной психиатрии и психологии, не пережил их и не использовал в качестве инструментов силы, которыми они предположительно являются. Слишком часто он использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи. Он использует свое значение человека для самопотакания своему социально-неадекватному и самоуничтожительному поведению. Его детское "я не могу, потому что ...": (я очень стеснителен, или я - интроверт, или моя мать отвергла меня). Потому что, потому что, потому что...

Психология предназначена вовсе не для оправдания манипулятивного поведения - поведения, не позволяющего индивиду жить, максимально используя свои возможности. Целью психологии является не только объяснение поведения. Она состоит в том, чтобы способствовать нашему самопознанию, самопомощи и саморазвитию. Описав явления в общих чертах, давайте теперь перейдем к частностям и рассмотрим манипулятора в вас несколько более подробно.

***

В следующих выпусках мы продолжим разговор на тему манипулирования и самоактуализации. Хотелось бы знать ваше мнение: что вам ближе? И изменилось ли ваше мнение в результате прочитанного в этом выпуске. Свои мнения, ответы, комментарии и вопросы пишите на форум "Сам себе психолог"



Наши партнеры
Наши рассылки и сайты
Психологические тесты
 (по e-mail: test@ft.inc.ru)
  Последний:
Каков ваш творческий потенциал?
Сам себе психолог
Рождение без насилия
 (по e-mail: birth@ft.inc.ru)
  О водных и домашних родах, воспитании и обучении детей
Последний выпуск:
Йоговские асаны для беременных
Новые рассылки
КНИГОЗОР. Обзор компьютерных книг
КНИГОЗОР. Обзор книг по психологии
В каждом книжном обзоре будет список всех новинок по соответствующей теме и подробно о лучших, интересных и популярных.

Рассылка "Сам себе психолог" http://psy.ft.inc.ru/
Автор: Витольд Барский
psy@ft.inc.ru
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 11889

FT Group © 2000

Апорт Top 1000



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное