Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая психология - для вас!


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ДЛЯ ВАС!

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 15

 

"Почему шаманизм и почему сейчас?" Роджер Уолш

Материалы к тренингу "Магия Творчества":

Практические советы на развитие Curiosita (по М. Гелбу)

Новые материалы сообществ по практической психологии:

"Интегральная графика" (А. Любимов), "Детская Одаренность"

Сведения о тренингах

 

"Почему шаманизм и почему сейчас?"

Роджер Уолш

 

Вступительная глава к книге Р. Уолша "Дух шаманизма" - наиболее полному научному обзору этого направления.

Трансперсональные исследования показали, что шаманизм не менее сложен, чем исторически более поздние духовные практики или мировые религии. В книге исследуется мир и личность шамана, его искусство работы в необычных состояниях сознания и "невидимые" шаманские грани современной медицины, науки и технологии. Книга дает ключи к трансперсональной теории шаманизма.

В рассылке мы будем публиковать избранные материалы книги, имеющие практический интерес.

 

 

Дух - это хозяин, воображение - средство, а тело - пластический материал.

Парацельс

 

Старые боги умерли или умирают, а люди повсюду ищут, вопрошая:

какой быть новой мифологии?
Джозеф Кэмпбелл

 

 

Как мог в наш век космических кораблей и сверхпроводников возродиться интерес к шаманизму, самой древней из всех религиозных, медицинских и психологических дисциплин человечества? Как могли целительство и духовные практики, предшествовавшие Библии, Будде и Лао-цзы в течение десятков тысяч лет, стать популярными в нашей западной научной культуре?
Как бы там ни было, но шаманизм определенно входит в нашу жизнь. Многочисленные статьи и семинары предлагают знакомство с этими так называемыми "архаическими техниками экстаза". Еще всего лишь несколько лет назад существовала серьезная озабоченность, что эти древние практики могут быть утеряны навсегда. А сегодня их изучают психологи, бизнесмены и даже домохозяйки. Что же произошло?
Такая волна любительского и профессионального интереса возникла из-за многих факторов, в том числе из-за недавних изменений в западной культуре. Эти изменения отражают растущий интерес к культурам незападным, особенно к их целительским и медитативным практикам. Некоторые из этих практик, такие, как йога и медитация, стали настолько популярны, что буквально миллионы людей на Западе увлеклись ими.
Быстрота и эффективность некоторых шаманских техник также подогревала этот интерес. Такие дисциплины, как медитация и йога, очень эффективны, но они требуют многих недель и месяцев занятий, чтобы достичь заметных результатов. Иначе обстоит дело с шаманизмом. Хотя истинное мастерство зачастую приходит с годами, некоторые люди без какой-либо предварительной подготовки способны во время сессии, слушая шаманский барабанный бой, достичь значительных озарений буквально за несколько минут.
Книги Карлоса Кастанеды также оказали огромное, хотя и очень спорное, влияние. В них Кастанеда описывает свое обучение в течение нескольких напряженных лет у индейца племени яки - "человека знания". Ранние книги Кастанеды основывались на его докторской дипломной работе по философии и имели огромный успех. Его последующие книги, несмотря на чрезвычайную популярность, были встречены с подозрительностью, а их подлинность вызвала горячие споры. Достоверны они были или нет, многие люди находили в них немало поучительного. Хотя техники и переживания, описанные в этих книгах, лишь частично напоминают шаманизм, они пробудили к нему еще больший интерес. В недавнее время был получен более широкий доступ к информации о шаманизме из первых рук. Хотя исследователи изучали эту традицию десятилетиями, большинство из них оставались сторонними наблюдателями, не практикуя ее лично. Теперь ситуация начала изменяться. Многие западные исследователи стали обучаться шаманизму и уже под воздействием личного опыта свидетельствовать о более глубоком понимании этой традиции.
До сегодняшнего дня научными исследованиями шаманизма занимались антропологи. Это и неудивительно, поскольку именно они побывали везде, начиная с Северной Арктики и заканчивая тропическими джунглями, чтобы понаблюдать за местными шаманами в действии. Теперь наступило время дополнить и обогатить антропологические изыскания психологическими.
К сожалению, вклад психологии в изучение шаманизма в прошлом принес больше вреда, чем пользы. Многие исследования устарели. Некоторые из них потеряли свою научную строгость из-за недостаточных антропологических данных, поверхностных интерпретаций и отсутствия личного опыта шаманских практик. Поэтому, наряду с ценными прозрениями, психология породила и ряд ощутимых недоразумений, многие из которых исказили наше понимание шаманизма на десятки лет.
Одним из источников неправильного понимания явился психоанализ. Будучи долгое время доминирующей школой в западной психологии, он сформировал явно негативное отношение к шаманизму. Так произошло потому, что Фрейд и его приверженцы скептически относились к религиозному опыту, расценивая его как выражение в лучшем случае защитных механизмов, в худшем - серьезной психопатологии. Трансцендентные переживания - даже наиболее глубокие и экстатические - всегда рассматривались как патологические регрессии, близкие к психотическим. Мистический опыт диагностировался как "невротическая регрессия к единству с грудью", а просветление трактовалось как регрессия к внутриутробным стадиям. Йоги, святые, шаманы и мудрецы низводились до уровня невротиков.
Поэтому неудивительна та неприязнь, с которой западные психиатры, психологи и психоаналитически настроенные антропологи относились к шаманизму. Поскольку шаманы могут демонстрировать периоды странного поведения, входить в измененные состояния сознания, иметь видения и, как они утверждают, общаться с духами, то их очень часто расценивают как психически больных. Шизофрения, истерия и эпилепсия - самые частые диагнозы, несмотря на многочисленные противоположные свидетельства. Прискорбным результатом этого нередко, была трагическая нечувствительность к более глубоким позитивным аспектам шаманской традиции.
Если психологические объяснения в прошлом были искажены, то есть ли основания полагать, что они могут быть более удовлетворительными сейчас? Судя по всему, да. Западная психология значительно продвинулась вперед. Она уже не столь безоговорочно привержена психоанализу; появились новые школы, симпатизирующие религиозному опыту - например, юнгианская, гуманистическая, трансперсональная. Проведена значительная работа по изучению новых направлений, имеющих непосредственное отношение к шаманизму, таких, как психосоматическое исцеление, измененные состояния сознания, сновидения, медитация, психоделики, мистический опыт и эффекты использования плацебо. Эти исследования проливают новый свет на шаманские практики. И, наконец, небольшое, но растущее число психологов и психиатров сами обучались шаманизму. В результате западная психология заняла более открытую позицию, позволившую глубже понять и высоко оценить, а не патологизировать и порочить религиозные практики в целом, и шаманизм в частности. Поэтому нынешнее время чрезвычайно благоприятно для новых исследований шаманизма, и начать эти исследования - цель этой книги. В "Духе шаманизма" мы намереваемся решить следующие задачи. Во-первых, - ознакомить с шаманизмом и широко осветить его практики, техники, верования и достижения. Во-вторых, рассмотреть их в свете современной психологии, чтобы выяснить, при каких условиях, как и почему они работают. Станет очевидным, что, хотя многие шаманские техники могут на первый взгляд показаться суеверными и бессмысленными, некоторые из них основываются на глубоких психологических принципах. И действительно, они существовали уже многие тысячи лет до возникновения подобных западных терапевтических техник. Третья цель - дать должную оценку всем крайним утверждениям, сделанным относительно шаманов. С одной стороны, многие исследователи диагностировали их как невротиков и психотиков или же просто видели в них шарлатанов или жуликов. С другой стороны, известные писатели изображали их сверхчеловеческими святыми и мудрецами. Эта книга делает попытку избежать таких необузданных крайностей.
"Дух шаманизма" также ставит своей целью рассмотреть шаманизм в более широкой кросс-культурной и исторической перспективе. Впервые в человеческой истории мы имеем доступ к большому количеству мировых религиозных, целительских и изменяющих сознание дисциплин. Изменяющие сознание дисциплины - это традиции и практики, такие, как йога или медитация, которые учат практикующих вызывать благотворные состояния сознания. Примерами того могут быть состояния глубокой концентрации или покоя, повышающие психическое, физическое и духовное благополучие. Как мы увидим, шаманизм - это одна из таких традиций, и поистине первая из них. Теперь, когда у нас есть информация о нескольких таких мировых традициях, стало возможным сравнить шаманские практики, инициацию, обучение, верования и состояния сознания с подобными аспектами других традиций.
Такое сравнение позволяет нам признать как важные сходные черты шаманизма и других традиций, так и не менее важные расхождения. Например, в результате сравнения обнаруживается сходство между жизнью и обучением шамана и "путешествием героя" - архетипическим жизненным паттерном, которому следовали великие герои многих времен и культур. Также заметны и решающие различия в знаниях или состояниях сознания, к которым стремятся шаманизм и йога.
Эти различия станут понятнее, когда будет дана более точная картография шаманских состояний сознания. Это позволит нам лучше оценить природу шаманских состояний и отделить их от тех состояний, которые возникают при шизофрении или, с другой стороны, при практике йоги, с которыми шаманские состояния часто смешивались. Благодаря подобным сравнениям можно достичь еще одной цели: рассмотреть пути, по которым развивались техники изменения сознания в течение столетий, и то, как эта эволюция благоприятствовала эволюции человеческого сознания и религии. Тогда мы сможем увидеть, какое место занимает шаманизм в этой широкой эволюционной панораме.
"Дух шаманизма" - это не итог, а только начало. Мы лишь недавно начали психологические исследования этих тем, и еще многое предстоит узнать. Но мы можем начать осмысление и изучение духа шаманизма в новом, совершенно ином ключе.

 

Источник: Уолш Р. "Дух шаманизма" - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

 

Практические советы на развитие Curiosita

Вопросы и Ответы

 

…Возвратитесь мыслями в те дни, когда вы учились в школе. Все мы помним, что случается с людьми, которые слишком много знают. И в действительности, как обстояло дело с детьми, которые задавали слишком много вопросов? Обычная отговорка измученных, переработавшихся учителей, которых со всех сторон осаждают слишком шустрые питомцы: "У нас нет времени, чтобы отвечать на все эти вопросы; дай Бог хоть как-то одолеть учебный план". Ныне на "почемучек" навешивают медицинские диагнозы, вроде "расстройства внимания" или "гиперактивности", а затем пичкают их риталином и прочими сильнодействующими лекарствами. Если бы юный Леонардо жил в наши дни и ходил в начальную школу, его наверняка бы лечили от "школьных болезней".
Хотя все мы пришли в жизнь с той же ненасытной любознательностью, какая была свойственна Леонардо да Винчи, многие из нас, едва начав посещать школу, быстро приучаются к тому, что ответы гораздо важнее, чем вопросы. В большинстве случаев, обучение отнюдь не развивает в нас пытливости, умения находить удовольствие во всякой двойственности и неопределенности, а также умения задавать вопросы. Единственный навык мышления, который поощряется в школе, - это умение вычислить "правильный ответ" - то есть ответ, исходящий от учителя как человека, наделенного реальной властью. Этот стандарт неукоснительно выдерживается на всех стадиях обучения, вплоть до университета и аспирантуры, особенно в тех случаях, когда профессор собственноручно пишет текст лекций. (Не так давно был проведен классический эксперимент с целью выяснить эффективность университетского образования. Свежеиспеченным специалистам, которые месяц назад с блеском сдали выпускные экзамены и удостоились диплома с отличием, было предложено повторно сдать те же самые экзамены; а в итоге все выпускники дружно потерпели неудачу. Психолог Лесли Харт весьма остроумно подытожила результаты этого эксперимента: "Финальные экзамены - это и в самом деле полный финиш!") Мы вполне готовы признать, что традиционный подход к образованию, основанный на льстивом преклонении перед властью, пресечении всяких вопросов и строгом следовании установленным правилам, в свое время принес нашему обществу немалую пользу, бесперебойно поставляя трудовые ресурсы для сборочного конвейера и стойкие кадры бюрократов. Но он не слишком годится для того, чтобы готовить нас к приходу нового Ренессанса.
Жизнь Леонардо да Винчи представляла собой неустанное упражнение в творческом решении проблем самого высокого порядка. Принцип Curiosita дает вам в руки основополагающий ключ к его методу. Этот метод начинается со страстной любознательности и полнейшей открытости ума, а затем реализуется в потоке вопросов, которые мы задаем с самых различных точек зрения.
Вы можете усовершенствовать ваши навыки решения проблем - на работе и дома, - если будете планомерно совершенствовать ваше умение задавать вопросы. Таким образом, для большинства людей центр тяжести радикально смещается: вместо настойчивых поисков "правильного ответа" - столь же настойчивое выяснение того, "был ли этот вопрос по-настоящему правильным" и "можно ли как-то иначе взглянуть на эту проблему".
Для того, чтобы успешно решить проблему, часто бывает необходимо поменять или переформулировать исходный вопрос. Чаще всего вопрос можно сформулировать различным путем, а словесное его выражение оказывает огромное, зачастую решающее влияние на вашу способность находить приемлемые решения. Психолог Марк Браун приводит отличный пример того, как эволюция одного-единственного вопроса завершилась фундаментальным преобразованием целых человеческих сообществ. Вся жизнь кочевых племен вращалась вокруг вопроса: "Как добраться к воде?" Едва они начали задаваться вопросом: "Как сделать, чтобы вода сама пришла к нам?" - былые кочевники, по словам Брауна, сформировали оседлую земледельческую культуру.
Некоторые люди любят размышлять над философской загадкой: "В чем смысл жизни?" Однако более практичные философы предпочитают задавать себе совсем другой вопрос: "Каким образом я могу наполнить смыслом свою жизнь?"…

Действительно ли перед нами спорный вопрос? Почему мы всегда делали это именно так, а не иначе? Стремитесь поднимать вопросы, которые никто еще не поднимал.
Обозначьте в своей записной книжке какую-нибудь проблему или спорный вопрос, который причиняет вам больше всего беспокойства в вашей личной или профессиональной жизни (в воспитании и во взаимоотношениях с вашими детьми), и спросите у себя: Какой? Когда? Кто? Как? Где? И почему?
В чем состоит проблема или спорный вопрос? Какие предвзятые мнения, предубеждения или навязанные извне понятия могли повлиять на мое восприятие этой проблемы [или спорного вопроса]?
Что случится, если я буду ее игнорировать? Какие возможности я, вероятно, упустил из виду? Какие новые проблемы могут возникнуть, если я попытаюсь решить эту проблему? Какие метафоры и параллели с природными явлениями могли бы дополнительно разъяснить эту проблему?
Когда это началось? Когда это обычно случается? Когда этого удается избежать? Когда начнут ощущаться последствия этой проблемы? Когда эту проблему нужно решать?
Кто об этом заботится? Кто от этого страдает? Кто это создал? Кто стремится это увековечить? Кто поможет разрешить эту проблему?
Как это случается? Как я могу получить более объективную информацию? Как я могу взглянуть на это с непривычной точки зрения? Как это можно изменить? Как я узнаю о том, что проблема решена?
Где это обычно случается? Где это началось? Где я это проглядел? Где еще такое случалось?
Почему это важно? Почему это началось? Почему это продолжается? Вам нужно без устали спрашивать: почему, почему, почему, почему, почему... И лишь тогда вы доберетесь до сути вопроса.
… И лишь тогда мы перебросим мостик к новому циклу вопросов, указывающих пути к решению проблемы: Как? Каким еще образом? Зачем? Для кого? Кем вы будете ощущать себя?

 

Для интересующихся темой "Творчество и Любознательность" в воспитании детей

"CURIOSITA для РОДИТЕЛЕЙ" и мини-упражнение в вопросах Готовы ли Вы к учебному году? - вариант этой статьи на сайте в сообществе "Семья и Детство" в "Школе Родителей" http://www.humans.ru/humans/28072 или в архиве рассылки "Игрушечное НЛП - практическая психология для детей и родителей" science.psychology.child

Елена Шугалей

 

Новые материалы сообществ по практической психологии

"Интегральная графика" Александр Любимов (семинар Online)

 

Ближайшая группа начнется в середине сентября (вечером по будням с 19 до 23) в центре "Магистр".

Центр Магистр
maggistr@au.ru
тел: 722-9920
http://www.magistr.net

В далеком 92 году меня очень интересовала технология для работы с собой. То, с чем я тогда сталкивался (НЛП, Холодинамика, Дианетика, Ребефинг), меня не вполне устраивало в данном отношении. Пришлось придумывать что-то самому. В результате получилась очень забавная штука, которая после различных событий в конце концов получила название Интегральная Графика. Она, как и задумывалось изначально, оказалась именно технологией - способом работы с собой, причем очень мощным и эффективным. И у ИГ есть одно большое достоинство - скорость обучения: стандартный курс - это около 30 часов, после чего можно уже можно вполне эффективно работать с собой. И, естественно, можно научиться некоторые вещи делать вполне самостоятельно.

 

Плюсы Интегральной Графики
1. Быстрота обучения - как я уже писал, средний курс порядка 30 часов. Хотя здесь главное - просто "въехать" в этот способ работы.
2. Пассивность - вы что-то сделали, нарисовали, а потом с вами начинают происходить изменения. И вам здесь главное - просто не мешать.
3. Экологичность - каждое изменение можно проверить на безопасность, а если оно в процессе использования не устраивает - отказаться.
4. Технологичность - четкое последовательно описание шагов техник.
5. Гармоничность - объединение возможностей сознательного и бессознательного способов работы.

Александр Любимов

alubimov@mail.ru

 

Об Интегральной Графике подробнее
http://gipnoz.lgg.ru/ig/ig_podr.shtml

!!! 8 сентября (суббота) в 16.00 день открытых дверей в центре "Магистр"!!!
Приходите - мы расскажем о себе, о тех тренингах, которые есть, о тех, которые планируются, и вдобавок напоим чаем.

 

Детская Одаренность

 

Каждый ребенок рождается Одаренным, но не каждая одаренность бывает замечена, развита и реализована. Так называемые "гиперактивные" дети, дети, отличающиеся определенными чертами поведения или мышления от сверстников, часто попадают в разряд "трудных". Дети-флегматики так же часто остаются непризнанными, как и дети с повышенной возбудимостью. Каждый ребенок творит - и мы можем заметить, что именно он умеет делать уникально, поддержать его и помочь развить Дар, без которого не входит в мир ни один Человек.
Отрывок из курсовой работы студента Иркутского университета А. Воронина "Нейро-лингвистическое программирование, как альтернативный метод исследования детской одаренности" посвящен проблеме выявления и исследования творческих возможностей детей.

 

Полный текст статьи: >>>

http://www.humans.ru/humans/3189

 

Сведения о тренингах

 

Очередной набор на тренинги Е. Шугалей

"Интеллект, память, скорочтение"

http://www.humans.ru/humans/37158

"Магия Творчества" (предварительная структура онлайнового варианта тренинга - в рассылке "Практическая психология - для Вас!")

В Санкт-Петербурге - телефон: (812)550-8666; elena@humans.ru

Во Владивостоке: syntone99@mail.ru

 

"Стратегии эффективного мышления"

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер, M.A.NLP, психолог-консультант

21-23 сентября 2001, Нижний Новогород

Организаторы: Нижегородский Центр НЛП

телефон: (8312)77-31-51

e-mail: nlp@mail.nnov.ru

Сведения о тренинге: http://www.humans.ru/humans/2919

 

В следующих номерах рассылки

 

  • Виды обратной связи с точки зрения системного НЛП
    (отсроченная, усиливающая, уравновешивающая, упреждающая)
  • Картография шаманских состояний
    (транс, глубинные структуры трансперсональных состояний, состояние "путешествия" и т.д.)
  • Измененные состояния сознания (ИСС)
  • Упражнение на обращение к своей творческой части
    (Рефрейминг Творчества и интеграции с бессознательными ресурсами личности)
  • Упражнения на развитие способности к визуализации
  • ....
ВСЕЛЕННАЯ - СФЕРА ДРУЖЕСТВЕННАЯ! :-)

Рассылки проекта http://www.humans.ru/

 

 

Возврат в начало

 


Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное