← Сентябрь 2004 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
22
|
23
|
24
|
26
|
||
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://rusloved.ru
Открыта:
07-09-2001
Статистика
0 за неделю
Как делать открытия. Приемы решения научных задач
Информационный Канал Subscribe.Ru |
АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''
Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных
задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 75. 25 сентября 2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru
ancondratyev@peterlink.ru
Здравствуйте!
Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма Василий Ключевский |
1. Работы Ю.С. Мурашковского
2. Геннадий Иванович Паренчик о моделях Ю.С. Мурашковского, а также необходимости объяснения и
иллюстрации применяемых приемов
3. VI
Гидрологический съезд
4. Вышел очередной выпуск рассылки "Русловые процессы"
Статья "Применение принципа Ле Шателье – Брауна для
объяснения причин явлений
(на примерах из русловедения и других естественных наук)"
5. Открыто новое состояние вещества. Статья "Приём решения научных задач
"Переступить пределы""
6. Конкурсы по программе Марии Кюри.
7. Профессиональный прогноз русловых процессов
Работы Ю.С. Мурашковского
ВАЖНО! Не пропустите.
В Информационном Вестник МАТРИЗ (Международной Ассоциации ТРИЗ) продолжается публикация работ Ю.С. Мурашковского по теории развития научных представлений.
Информационный Вестник МАТРИЗ
На русском и английском языке.
Ведущий рассылки: Виктор Тимохов
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок:
http://www.trizland.ru/trizba.php?id=159
В предыдущем выпуске Вестник 8 (Часть 3) были
представлены следующие 4 части:
- Веха: "Пришлось сконцентрироваться на изучении самих научных представлений"
- Веха: "О некоторой "независимости" преобразований научных представлений от
конкретной науки и от уже имеющихся фактов"
- Веха: "Совершенствование модели "стадии развития научных представлений"
- Веха: "Введение многофакторности в модели"
В четвёртой части:
- Веха: Как "измышлять гипотезы"
В следующем выпуске Вестника 8 (Часть 5) через
несколько дней будет разослано продолжение работы Ю. Мурашковского,
посвященную теории развития научных представлений:
- Веха: О "белых пятнах" и неизученных направлениях
- Веха: "Кун, Лакатос и игра в классиков"
Геннадий Иванович Паренчик о моделях Ю.С. Мурашковского, а также необходимости объяснения и иллюстрации применяемых приемов
G> Александр, добрый день!
G> Не вполне понятен Ваш "пассаж" по поводу п.п. 10-14.
G> +++Особенно нравится кусок о построении моделей.
G> Пункты 10-14. Тот уровень, которым я занимаюсь.+++
G> Ведь пока автор не расскажет, что он понимает под моделью,
G> выражать какие-либо эмоции по этому поводу вроде как рановато.
G> Тем более, если следовать диалектике, то единственной сетью,
G> которая может возникнуть при исследовании, - это сеть противоречий.
G> Или между моделями, точнее, между познавательными задачами
G> Что-то мне представляется, что словообразование "сеть моделей" -
G> это "отзвуки" тризовского подхода искать решение любой задачи
G> путем цепи ее переформулирований.
G> Другое дело, что Вы уже читали всю работу. ;-)))
G> Геннадий Паренчик
Геннадий Иванович!
Думаю, что согласитесь, что работа Ю.С. Мурашковского, представляемая
нам в "Вестнике" - это дело, действительно, грандиозное.
Это надо не просто читать, а изучать.
Мы с Юлием Самойловичем знакомы 3 года и общаемся на поднимаемые темы
не менее двух лет.
Ту часть, которую мы получили в выпуске 8.2, я внимал
в 2001 году в Новогороде на съезде.
Затем Юлий Самойлович присылал мне некоторые следующие части. А кое-что
в некоторой степени было инициировано нашей перепиской. Например
"Вехи" "девять о" и "математизация научных моделей"
Юлий Самойлович мне присылал и разные другие свои куски,
и некоторые были в нашей рассылке "Как делать открытия".
Например,
Выпуск 71 25.08.04
Призыв к переходу от однофакторных моделей к многофакторным
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass71.htm
Выпуск 70 21.08.04
Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass70.htm
Выпуск 61 20.04.04
Письмо
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass61.htm
Выпуск 60 12.04.04
"Исследования и исследователи"
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass60.htm
Выпуск 58 24.03.04
"О математизации научных моделей".
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass58.htm
Выпуск 47. 11.11.03
письмо ДЕВЯТЬ «О... » И ВЫВОДЫ ИЗ НИХ
(По поводу переписки А. Захарова и А. Кондратьева)
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass47.htm
Выпуск 43 3.10.03
Письмо об эволюционной стадии развития науки
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass43.htm
Выпуск 27 25.01.03
Отзыв на отрывок из книги ''Генезис рельефа''
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass27.htm
Выпуск 22 1.10.02
Статья ''Стадии развития научных представлений''.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass22.htm
Одной из его главных работ считаю ''Стадии развития научных
представлений''.
В этой работе Ю.С., по моему мнению, сделал много
ценного.
Хотя, есть и то, с чем я не согласен.
Например, необходимость прохождения стадии периодизации или, вообще,
существование стадии аналогии (как стадии).
На мой взгляд, это
инструмент, используемый по-своему на разных стадиях.
И внутри такой схематизации, как представил Ю.С., работаю я - ищу
приёмы решения научных задач на первых стадиях развития научных
представлений. О чём я и хотел сказать фразой, которую Вы цитируете
G> Тот уровень, которым я занимаюсь.
Сам Юлий Самойлович идёт дальше, не останавливается на приёмах
решения конкретных научных задач. Он ищет следующий шаг.
Я пока от этого отстал.
А под моделями Ю.С. понимает РАЗНЫЕ представления
знания о мире.
Отсюда и их сеть.
G> ПС.
G> ***Может быть, поэтому многие мои опусы и примеры не понятны?***
G> Думаю, что проблема в другом - в обилии сложных искусственных методов,
G> от которых народ уже устал донельзя. Т.е хочется чего-то простенького, -
G> настолько, чтобы мозги сами автоматически щелкали всякие задачки как
G> орешки. Ибо в природе человеческой - лень непомерная и стремление
G> отдыхать, а не тяжело трудиться умственно.
G> В качестве подтверждения своей мысли сошлюсь на дебаты,
G> развернувшиеся на страницах гостевой книги А.А. Карева
G>
http://narod.yandex.ru/guestbook/?owner=114835
G>
G> Вот только что высказанное там мнение:
G> --------------------------------------
G> 21.09.2004 09:15
G> Строитель как изделие
G> Мне лично нужны примеры задач, решенных строго Вашим методом
G> и при этом в результате должен получаться не уже известный "контрольный
G> ответ",
G> а нечто новое, то есть ответ, более эффективный и результативный,
G> чем полученные иными методами.
G>
G> Иначе в методе Вашем нет смысла, и он становится
G> "тысяча первым способом получения таблицы умножения".
G> Такой демонстрации вы не даете, тем самым вызывая у всех
G> своих читателей и "писателей" в вашу гостевую книгу сомнения и недоумения.
G> ....
G> -----------------------
G>
G> Геннадий.
G>
G> ---
G> С уважением,
G> GIP
Геннадий Иванович!
Всё понятно.
Спасибо за вопрос.
Честно говоря, я давно ждал что-то похожего, и удивлялся, почему нет.
Ведь уже давно надо меня спросить:
" а зачём всё это? А ты сам-то что сделал?"
Постараюсь подготовить и сделать отдельный выпуск, где перечислю
кратко используемые мною методы (кстати, почти все не мои, и авторов
тоже укажу)
Кратко:
диссимметрия (Пастер, Кюри, Вернадский, Митрофанов),
компенсации (Мурашковский, Пащенко)
принцип Ле Шателье - Брауна (кроме них, Богданов)
перенапряжение (Митрофанов), здесь же моя переформулировка закона
перехода количественных изменений в качественные.
объединение альтернативных гипотез (Альтшуллер, Злотин, Митрофанов)
причинная ось (Альтшуллер, Кузьмин, Пургин)
и следующие из нее "белые пятна", "переступить пределы"
как развитие последних - "метод морфологического ящика",
системность (Знаменская и многие др.)
ресурсы (многие)
ограничивающие факторы
а также другие методы и подходы Альтшуллера, Митрофанова, Кукалева,
Ощепкова и др....
Каждый из этих методов можно описать в одном абзаце и привести
примеры.
Всё это уже было в нашей рассылке. И будет развиваться.
Уверяю, что приёмы не сложны.
Постараюсь их растолковать понятно и кратко
Далее - что сделал я.
Поищу, где-то раньше писал.
Вот:
1. Причиной меандрирования рек является ответная реакция системы на дисбаланс
между поступлением наносов и транспортирующей способностью потока.
Диссимметрия.
2. Русловая многорукавность является противоположностью меандрирования. Её
причиной является этот же дисбаланс (с другим знаком).
Диссимметрия, причинная ось, переступить пределы.
3. Необходимо совместное рассмотрение нескольких руслоформирующих факторов.
Один
из них - описан выше, другой - Маккавеевский руслоформирующий расход.
Объединение альтернативных гипотез, морфологический ящик природы.
4. Правомерно противопоставление широко пойменных рек к беспойменным рекам, а
не
врезанным. Руслоформирующий расход является единой причинной осью для них.
Диссимметрия, причинная ось,
5. Совместное рассмотрение движущих факторов (относительная тр. сп-ть) и
ограничивающих (относит ширина поймы) даёт возможность одновременно разделить
меандрирование по степени проявления одних и других факторов
(развитое-неразвитое, зажатое-свободное).
Диссимметрия, объединение альтернативных гипотез, морфологический ящик природы,
ограничивающие факторы.
6. Безрезультатно искать причины меандрирования во внутренней структуре потока
или в других факторах этого структурного уровня.
Эмерджентность.
7. Причиной турбулентности является неравенство (неких) скоростей.
Диссимметрия, аналогия.
8. Число Рейнольдса имеет неверную структуру. В нем одновременно пытается найти
отражение совместное действие движущих и ограничивающих факторов. Необходимо
перейти к матрице (морф. ящику природы) - аналогично как с типами
меандрирования
- см. пункт 5.
9. Необходимо подразделить гидравлическое сопротивление на составляющие,
относящиеся к ложу и к потоку.
10. Коэффициент Шези не может выражаться через те параметры, которые он
связывает.
11. Причина образования гряд и антидюн едина. Это противоположности.
Всё это сделано вживую.
Да, что-то было сделано сначало, а затем сформулировано правило. Так
получился "морф ящик" и перформулировка закона перехода количества в
качество.
Но что-то сделано осознанно с применением приёмов!!
Ещё раз пробежался по приведённым выше пунктам.
По каждому из тезисов есть статья или больше.
И почти всё публиковалось в рассылке.
Понимаю задачу: показать, что приёмы
1) простые,
2) живые, работающие.
Кстати, б'ольшая цель не научить кого-либо тем приёмам, которые я
использую, а - найти действительно хорошие новые приёмы.
У Вас есть что-нибудь?
С наилучшими пожеланиями,
Александр Кондратьев.
VI Гидрологический съезд
Во вторник, 28 сентября, в Санкт-Петербурге начинается VI Гидрологический съезд.
Там будет и мой доклад, посвященный обзору основных законов русловедения и применению принципа Ле Шателье - Брауна в русловедении. Правда, в стендовом виде.
До встречи на съезде!
А. Кондратьев ancondratyev@peterlink.ru
Вышел очередной выпуск рассылки "Русловые процессы"
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river
В нем опубликована статья "Применение принципа
Ле Шателье – Брауна для
объяснения причин явлений
(на примерах из русловедения и других естественных наук)"
Аннотация
Описываются приемы, использующиеся для решения научных задач.
Это принцип диссимметрии, выражающийся в том, что причиной каждого природного явления есть некая разность (неравенство); принцип обратной связи (компенсации), заключающийся в том, что всякое нарушение равновесия вызывает противоположную ответную реакцию и обобщающий эти два положения принцип Ле Шателье – Брауна, формулировку которого в применении к большому классу природных объектов сделал А.А. Богданов.
Применение принципа диссимметрии П.
Из основных факторов формирования русел выделяются транспортирующая способность потока и поступление наносов в реку. Их отношение (диссимметрию) можно использовать как один из критериев, определяющий формы русла.
Подпишитесь на рассылку "Русловые процессы" здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river
Открыто новое состояние вещества
Японские исследователи обнаружили состояние вещества, в 10 раз превышающее по плотности атомное ядро. На ускорителе элементарных частиц они получали К-мезоны, которые затем сталкивались с атомами гелия.
Оказалось, что, внедрившись в ядро, К-мезон резко усиливает притяжение между протонами и нейтронами. В результате плотность атомного ядра увеличивается в 10 раз. До сих пор считалось, что плотность ядерного вещества практически неизменна, за исключением глубоких слоев нейтронных звезд. Таким образом, полученные короткоживущие ядра – самое плотное состояние вещества, достигнутое на Земле.
Взято из хорошего ежемесячного электронного журнала "Мир Химии" http://mirofhim.narod.ru
Приёмы решения научных задач "причинная ось" и вытекающий из него приём "переступить пределы" (Г.С. Альтшуллер), а также см. статью Прием решения научных задач "Переступить пределы".
Хотел дать ссылку, а, оказывается, эта статья была в нашей рассылке 15 октября 2001 года. Кто-нибудь помнит её? Никто.
В этой статье говорится также и о ряде состояний вещества:
вакуум - плазма - газ - жидкость - твёрдое - чёрная дыра
Она краткая, поэтому вставляю её ниже. Да и как иллюстрацию к вопросам Геннадия Ивановича Паренчика, которые были выше.
Приём решения научных задач “Переступить пределы”
“Переступить пределы!”
“Игра в бисер” Герман Гессе.
Основоположник Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллер в 1960 году написал свою знаменитую статью, посвящённую методике научной работы [1].
Пункт 18 в статье гласит: “Следующий по сложности приём – обращение внимания на белые пятна за пределами известных явлений. Пример. Исследования Бриджмена в области ранее недоступных высоких давлений привели к открытию новых модификаций льда”.
То есть необходимо искать явления за пределами набора известных явлений.
Для этого удобно пользоваться такой последовательностью мыслительных действий:
-
Найти причинную ось, которой связаны изучаемые явления.
-
Например, изменение типов русловых процессов обусловлено изменением относительной транспортирующей способности потока [2].
-
Выстроить известные явления по этой причинной определяющей оси.
-
Например, меандрирование > прямые русла > разветвлённые русла. Эта последовательность типов русел соответствует уменьшению относительной транспортирующей способности потока [2].
-
Далее надо посмотреть белые пятна на самой оси, выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось, и какие новые явления могут быть ещё более большего и менее меньшего:
-
А) “Белые пятна”. У Г.С. Альтшуллера в пункте 17 по этому поводу написано: “Несколько более сложный приём - обращение внимания на белые пятна в пределах уже известных явлений. В этом случае тоже ищут аномалии – в пределах уже исследованного диапазона температур, давлений, расстояний, скоростей и т.д.” [1].
-
Б) “Лишний элемент”. Выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось.
-
Пример: разветвлённые русла по типу пойменной многорукавности ошибочно находились в ряду типов русловых процессов, выстроенных по изменению транспортирующей способности потока [2].
-
В) “Переступить пределы”. Это приём, которому посвящена настоящая статья.
Примеры применения приёма решения научных задач “Переступить пределы”:
1. Режимы движения жидкости.
В современной науке общепризнанны два режима движения жидкости – ламинарный и турбулентный. Характерно различие между ламинарным (параллельно струйным) и турбулентным (извилистым) режимами течения жидкостей.
1) Необходимо найти причинную ось, которой связаны изучаемые явления.
Причиной образования любой извилистости является разность между тем, что может делать предмет, и тем, что заставляют его делать [2]. Подробное описание разности, как причины физических явлений и процессов можно найти в книге В.В. Митрофанова [5].
Критерием сущностного различия ламинарного и турбулентного режимов движения жидкостей должна быть такая же разность. Как раз именно так интерпретируют число Рейнольдса Т. Карман и сам Рейнольдс [6]. Число, характеризующее режим движения жидкости, является отношением скорости движения молекул рассматриваемого объёма жидкости к скорости движения самого объёма жидкости в целом. Становится ясным физический смысл числа Re. Числитель представляет собой интенсивность движения всего объёма жидкости, а знаменатель – темп теплового движения. При равенстве скоростей наблюдается ламинарное движение жидкости, а при превышении местных скоростей над переносной жидкость двигается турбулентным режимом.
2) Необходимо выстроить известные явления по этой причинной определяющей оси:
Ламинарный режим > Турбулентный режим
3) Далее надо посмотреть белые пятна на самой оси, выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось, и какие новые явления могут быть ещё более большего и менее меньшего:
В русловедении [2] имеется три коренным образом отличающихся варианта типов русел: в одну сторону от прямых русел расположены извилистые русла, а в другую – русловая многорукавность. А режимы движения жидкости признаются только два – прямые и извилистые.
Каков третий, обратный эффект?
Обратный эффект к турбулентности называется кавитация [3]. При кавитации в толще жидкости появляются пустоты. Это поток, который ещё “ламинарнее” ламинарного потока!
Вывод. Существуют три режима движения жидкости: турбулентный, ламинарный и кавитация. Качественное различие между режимами заключается в отношении скорости движения молекул жидкости к скорости движения всего объёма жидкости. При равенстве этих скоростей – ламинарный режим движения жидкости. При скорости движения молекул большей скорости движения объёма жидкости – турбулентный режим. При скорости молекул меньшей, чем скорость движения всего объёма, жидкости приходится разрывать молекулярные связи, образуются внутриводные полости-разрывы, имеем кавитационный режим движения жидкости [3].
2. Состояния вещества.
Общеизвестны 4 состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазма.
-
Попробуем найти причинную ось, по которой можно выстроить эти “явления”. Пока назвать точно её трудно. Это что-то вроде “твёрдость, густота вещества.
-
Для нас сейчас важно, что мы можем выстроить эти состояния именно в следующем порядке по этой оси: твёрдое > жидкое > газообразное > плазма.
-
“Переступить пределы”.
-
Что “твёрже твёрдого”?, “плотнее плотного”? Где атомы упакованы ещё плотнее, чем при твёрдом агрегатном состоянии вещества?
-
Возможно, что это чёрная дыра. Чёрная дыра – особое состояние вещества.
-
И наоборот, – что разрежённее газа и плазмы?
-
Возможно, что вакуум. Вакуум – особое состояние вещества.
Выводы.
1. Для решения научных задач эффективно пользоваться приёмом “Переступить пределы”.
Удобно использовать следующую последовательность действий:
-
Подобрать явления и процессы,
-
Найти причинную определяющую ось,
-
Рассмотреть явления за пределами этой оси. Для этого надо найти ответы на вопросы: “Что более большего?”, “Что менее меньшего?”
2. При помощи приёма “Переступить пределы” выяснено существование:
-
трёх режимов движения жидкости: ламинарный, турбулентный и кавитация.
-
6 состояний вещества: вакуум, плазма, газ, жидкость, твёрдое тело, чёрная дыра.
Пользуйтесь приёмом решения научных задач “Переступить пределы” и другими приёмами, которые предлагают Г.С. Альтшуллер [1] и В.В. Митрофанов [5].
Литература.
-
Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы), Баку, 1960, 11 с., (001.894.068 А58). Рукопись деп. в ЧОУНБ № 685.
-
Кондратьев А.Н. Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков //Известия АН. Серия географическая, 2000, № 4, с. 42-44.
-
Кондратьев А.Н. Три режима движения жидкости – ламинарный, турбулентный и кавитация// 2-ая Международная научная конференция студентов и молодых учёных “Актуальные проблемы современной науки”. Самара, 2001.
-
Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. - Л. : Гидрометеоиздат, 1982. - 272 с.
-
Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия, СПб., 1998.
-
Проблемы турбулентности. Сб. статей. М.-Л., ОНТИ, 1936. - 332 с.
Конкурсы по программе Марии Кюри.
Европейская Комиссия объявляет три конкурса по программе Марии Кюри:
-
стипендия Марии Кюри для ученых, находящихся в начале карьеры;
-
междисциплинарная стажировка для ученых;
-
исследователи в европейской инициативе.
http://www.rsci.ru/MoreInfo.html?MessageID=2896
Профессиональный прогноз русловых процессов
Группа специалистов делает прогноз русловых деформаций.
Расчеты и прогнозы размывов берегов и дна рек.
Актуально для многих отраслей промышленности. Особенно для подводных переходов
трубопроводов.
Желаю Вам радости, счастья, спокойствия и успехов!
Ведущий - Александр Кондратьев ancondratyev@peterlink.ru
Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 75. 25 сентября 2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru
АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: science.natural.triz |
Отписаться |
В избранное | ||