Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка "Как делать открытия". Выпуск 73

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 73. 13 сентября  2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru  ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Печально, когда теория совпадает с экспериментом.
Это уже не открытие, а закрытие.

П.Л. Капица
Из 61-го выпуска рассылки "Физика вокруг нас"
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.physics
Рекомендую. Это одна из моих любимых рассылок

Сегодня:
1. Опять о рассылке "Русловые процессы". Предложение об обмене ссылками.
2. О статье Р.С. Чалова, задачи, вытекающие из неё и намётки решения этих задач.
3. Цитаты из великих. В.В. Митрофанов и Ю.Ю. Сенчуков.
4. Весёлые вопросы.
5. Обзор материалов нашей рассылки за 2004 год
6. Пара вопросов по Вашей специальности


Опять о рассылке "Русловые процессы".
Предложение об обмене ссылками.

Дорогие друзья! Спасибо всем, кто подписался на нашу новую рассылку, посвящённую моей конкретной области знаний - русловым процессам!

В этой науке я практикую применение приёмов решения научных задач, обсуждаемых на наших страницах.

Я специалист по русловым процессам.
Русловые процессы - изменения речных русел под воздействием различных факторов.
Наука, изучающая русловые процессы - русловедение.

Подпишитесь на рассылку "Русловые процессы"

Спасибо!

Страничка рассылки на Subscribe:   http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river

Уважаемые владельцы рассылок! Давайте обменяемся ссылками.

Дайте, пожалуйста, рекламу моей рассылки "Русловые процессы", а я расскажу о Вашей рассылке на страницах этой рассылки "Как делать открытия".

Да и в любом случае, информацию о Вас и Ваших работах очень легко разместить на страницах нашей рассылки. Пишите. Приглашаю.

 


О статье Р.С. Чалова,
задачи, вытекающие из неё и намётки решения этих задач.

Простите, кому надоели мои чисто русловые изыски. Наверное, это болезнь каждого "узкого" специалиста. Ему кажется, что все должны понимать то, о чём он говорит. А как на самом деле? Специалист не чувствует, что понятно, а что непонятно.

Например, один раз, рассказывая о гидравлической модели (модели, на которой воспроизводится течение воды или попросту говоря - река в лаборатории; течёт вода), я употребил выражение "расход воды", считая, что это выражение абсолютно понятно. (Расход - количество объема жидкости (в нашем случае - жидкости), проходящее через поперечное сечение (в нашем случае - русла) за единицу времени, например - 1 литр воды за одну секунду - 1 л/с). И вот услышал в ответ: "У вас же там нет никакого расхода! Вода опять идёт на модель!" - Имея в виду замкнутую систему водоснабжения в лаборатории... То есть нет потерь воды. Потери - это тоже расход!

Как же быть? Думаю, что в любом случае можно и нужно обобщать.

Представить то, о чём говорится конкретно, для более общего класса явлений. А затем перенести на свою область науки.

Получится ли? Попробуйте!

(Очень кратко):

Прочитал интересную статью из последнего номера журнала "Геоморфология".
Это статья В.Г. Смирновой и Р.С. Чалова "Оценка граничных условий формирования русел разных типов на реках Алтайского региона (бассейн Верхней Оби)"

Одним из выводов, на котором, правда, авторы не акцентируют внимание, является то, что для малых рек (с расходом меньше, чем 50 м3/с) не присущи разветвлённые русла.
Малые реки - это, главным образом, прямые и меандрирующие реки.
С одной стороны - всё верно, так и есть.
С другой стороны, можно найти примеры, когда малые реки всё-таки разветвлённые.
Надо найти примеры.
Для начала просто вспомним ручейки. Они как раз часто бывают многорукавными по типу русловой многорукавности!
Какой выход?
Тот же что и всегда - объединение!
То есть малые реки не бывают разветвлёнными, и, в то же время, малые реки бывают разветвлёнными!
То есть и бывают, и не бывают!
Что это значит? Да, действительно, в основном малые реки или врезанные, или, если даже пойменные, то прямые или извилистые, но в то же время, при определённых условиях (!) могут и малые реки быть разветвлёнными.
То есть надо задать вопрос - когда, при каких условиях, почему малые реки могут быть разветвлёнными?
Найти условия, при которых малые реки извилистые, и при каких - разветвлённые!

Внимание! Опять лингвистический анализ поставленной задачи!
Внимательно перечитываем поставленную задачу:
При каких условиях малые реки бывают извилистыми и при каких - разветвлёнными?
Ключевые слова: МАЛЫЕ реки, ИЗВИЛИСТЫЕ.
Находим противоположности "МАЛЫЕ - БОЛЬШИЕ реки", "ИЗВИЛИСТЫЕ - РАЗВЕТВЛЁННЫЕ реки" - это уже в самой формулировке.

Сразу навскидку варианты дальнейших действий:
1) почему вообще любые реки бывают разветвлёнными и не разветвлёнными? Список, анализ и т.д.
2) чем малые реки отличаются от больших?
Список, анализ и т.д.

Сразу хочется построить двумерную таблицу, по одной оси которой отложена величина реки - мал, ср, бол; по другой оси - разветвлённость, прямые, неразветвлённые.
3 на 3 получается 9 "укрупнённых" вариантов.
Что она нам даёт? Пока не знаю. Но есть, что анализировать!
Надо подобрать примеры для всех, по возможности, вариантов

У меня уже появилась гипотеза!

А как Вы думаете, почему малые реки обычно не разветвлённые?

Пришлите, пожалуйста, Ваши гипотезы.

 

Как использовать приведённый пример в других отраслях науки?

В Вашей науке?

 

1) Попробуйте найти в Вашей отрасли некую формулировку типа: "Обычно происходит ТАК". Именно с тем, что Вас больше всего интересует

2) Обратите внимание, что иногда бывает не только ТАК, но и НЕ ТАК.

3) Соберите список примеров, когда ТАК и список, когда НЕ ТАК.

4) Если есть уточнение в формулировке - например, не просто "Обычно происходит ТАК", а что-нибудь наподобие: "Обычно при НЕКОТОРОМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ происходит ТАК", то же проведите с этим обстоятельством.

5) Какие другие явления способствуют, или сопутствуют, или вообще как-либо связаны с этим обстоятельством?

6) При каких условиях нет этого "обстоятельства"

7) Сформулируйте несколько новых гипотез.

 


 Цитаты из великих.
В.В. Митрофанов и Ю.Ю. Сенчуков.

Мне представляется, что знание законов перехода количества в качество и отрицания отрицания не гарантирует предсказание нового, и поэтому эти законы необходимо совершенствовать.

...можно высказать предположение о том, что, может быть, существует, хотя бы формально, закон противоположный отрицанию отрицания, а именно - закон утверждения утверждения. А может, они работают попеременно?

В.В. Митрофанов ("Размышления..." Часть 8) с сайта "Методолог" http://www.metodolog.ru

 

Обладая едиными принципами построения Системы, мы способны выполнить практически любой прием, решить любую задачу, самостоятельно и целенаправленно разработав все необходимые компоненты.

Принципы едины — значит, можно изучить любую науку, овладеть любым навыком, поскольку под разнообразием окружающего мира мы будем способны различить единую суть.

Ю.Ю. Сенчуков Да-цзе-шу - искусство пресечения боя

 


Весёлые вопросы.

Я подписан на несколько (или несколько десятков) рассылок нашего Subscribe.ru.
Видел много разного. Трудно, чем удивить. Но вот одна рассылка меня порадовала.
Недавно получил выпуск рассылки http://subscribe.ru/catalog/job.education.cscorp "Финансовое обучение", в которой были вопросы на сообразительность. Вот - получите удовольствие!:

Вопрос:
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна занимающего вторую позицию.
Какую позицию вы теперь занимаете?

Ответ чуть ниже.












8-)





















Ответ: Если Вы ответили, что Вы теперь первый - то Вы абсолютно не правы.

Вы обогнали второго бегуна и заняли его место, так что вы теперь на второй позиции.

 

Ещё задание: Те же условия. Вы обогнали последнего бегуна. Тот же вопрос.

 

И ещё, уже не из той рассылки, (забыл откуда):
В таверну приехали три ковбоя. Переночевали, заплатили по 10 долларов и уехали. Вдруг хозяин вспомнил, что номер стоит не 30 долларов, а 25. Дал своему сыну 5 долларов и попросил его догнать ковбоев. Сын догнал ковбоев, но, затрудняясь разделить между тремя ковбоями 5 долларов, дал им по доллару, а на оставшиеся два купил себе мороженое.
Вопрос: Ковбои заплатили по 9 долларов - 27, 2 доллара ушли сыну на мороженое, а куда делся ещё один доллар?

 

И моя любимейшая задачка!

По моим "исследованиям", подобные задачи ЛЕГКО решают дети. А для взрослых это трудная задача. Я даже видел, что умудрённые люди её решали с напрягом или даже не решали!!!

Длина анаконды десять метров и ещё половина её длины. Какова длина анаконды?

 

Подсказка - просто перечитайте условие и поймите, что написано.

Подсказка 2 - ещё перечитайте и представьте то, о чём говорится.

Подсказка 3 - обратите внимание на слова. Уберите "лишние", ненужные слова.

Слава - ты знаешь! Молчи!!

 


Обзор материалов нашей рассылки за 2004 год

Как Вы помните, нам исполнилось три года. Конечно, мало кто читал все наши выпуски. Тем более, что последнее время всё больше подписчиков присоединяются к нам. Спасибо Вам!

Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор выпусков за этот 2004 год
(Обзор за 2003 год был в прошлом выпуске):

Выпуск 72 1.09.04
Рассылка "Русловые процессы"
Обзор прежних выпусков нашей рассылки
Обновления на сайте "Русловые процессы и ТРИЗ"
Одежда для собак
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass72.htm

Выпуск 71 25.08.04
Призыв Ю.С. Мурашковского к переходу от однофакторных моделей к многофакторным
Письма от рассерженного Дмитрия Шульца.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass71.htm

Выпуск 70 21.08.04
Ю.С. Мурашковский
. Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass70.htm

Выпуск 69 17.08.04
Объекты без противоположности, например, Вселенная.
Информация Фонда Г.С. Альтшуллера
Статьи от Дмитрия Шульца - Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн и Макс Вебер.
Применение фракталов в русловедении.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass69.htm

Выпуск 68 5.08.04
Письмо от Дмитрия Шульца.
О вреде "школ" или "все правы". Путь развития науки.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass68.htm

Выпуск 67 26.07.04
Как из открытия делать другое открытие
Анализ глаголов в научной литературе
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass67.htm

Выпуск 66 18.06.04
Закономерности русловых процессов
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass66.htm

Выпуск 65 28.05.04
Виталий Иванович Татусь в продолжение разговора о Законе перехода количества в качество
Василий Грибанов. Переход количества в качество как основа химических законов.
Применение принципа диссимметрии и принципа Ле Шателье - Брауна для решения научных задач
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass65.htm

Выпуск 64 25.05.04
Виктор Авдевич о Законе перехода количества в качество, активных и сдерживающих факторах
Виталий Иванович Татусь о Законе перехода количества в качество
Визитная карточка Виталия Ивановича
Немного об аналогии.
Письмо от Воробьева Виталия о математических эффектах
(автора Теории решения научных задач - ТРНЗ)
Вопросы к ботаникам о деревьях
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass64.htm

Выпуск 63 17.05.04
Новый вариант диссертации по русловым процессам
"Относительная транспортирующая способность и другие руслоформирующие факторы"
Сергей Кузьминов
с аналогией экономики и русловедения
Виктор Авдевич
. ''Еще о переходе количества в качество''
Дмитрий Шульц
о проблемах моделирования
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass63.htm

Выпуск 62 28.04.04
Является ли аналогия стадией развития науки ?
(Переписка с Сергеем Кузьминовым о стадиях развития научных представлений и аналогии)
Основные условия существования рек на Земле. Условия образования различных видов рек.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass62.htm

Выпуск 61 20.04.04
Книга Д.С. Типикина в интернете
Письмо Ю.С. Мурашковского
Виктор Авдевич о переходе количества в качество.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass61.htm

Выпуск 60 12.04.04
Ю.С. Мурашковский "Исследования и исследователи"
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass60.htm

Выпуск 59 31.03.04
Обсуждение статьи Ю.С. Мурашковского "О математизации научных моделей".
Статья Василия Грибанова 
От олимпиады к открытию или что такое "учебник по научному мышлению"
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass59.htm

Выпуск 58 24.03.04
Ю.С. Мурашковский "О математизации научных моделей".
Обсуждение
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass58.htm

Выпуск 57 19.03.04
Письмо Дмитрия Ухлинова.
Открытие и научная работа. Письмо от Дмитрия Шульца
Что такое творчество? (или 4 составные части пути к открытию)
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass57.htm

Выпуск 56 15.03.04
Отзыв Виктора Авдевича.
Продолжение мини-алгоритма
Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей
.
Аналитический этап.
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass56.htm

Выпуск 55 11.03.04
Отзывы на "Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей".
Обновления на сайте "Теория решения научных задач"
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass55.htm

Выпуск 54 4.03.04
Лингвистический разбор понятий науки и выбор определяющих осей.
(приём научного поиска) (или даже мини-алгоритм)
Статья Василия Грибанова
"Случай и вдохновение в решении научных задач: исторический обзор"
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass54.htm

Выпуск 53 27.02.04
Поздравления Волюславу Владимировичу Митрофанову
Отклик на опус "О скороспелом применении формул в русловедении и других науках"
Продолжение обсуждения закона о переходе количества в качество
Книга "ДИАГНОЗ: ТРИЗ"
Химический сайт
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass53.htm

Выпуск 52 17.02.04
О скороспелом применении формул в русловедении и других науках
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass52.htm

Выпуск 51 16.02.04
Отзыв на рассылку, посвящённую принципу Ле Шателье
Обновления на сайте "Теория решения научных задач"
Регистр научно-фантастических идей Г.С. Альтшуллера
Книга по ТРИЗ
О готовящемся гидрологическом съезде
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass51.htm

Выпуск 50 15.01.04
Принцип Ле Шателье – Брауна
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass50.htm

 

Особое внимание прошу обратить на выпуски, в которых есть письма или статьи от Юлия Самойловича Мурашковского.
Его статьи всегда 1) кратки, 2) ёмки, 3) понятны, 4) логичны, 5) последовательны, 6) интересны.
Рекомендую. Посмотрите
вып. 58 "О математизации научных моделей" http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass58.htm
вып. 60 "Исследования и исследователи" http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass60.htm
вып. 70 "Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии" http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass70.htm

 

По материалам рассылок NN 54, 56, 67, в которых я описываю так называемый (стихийно получивший название) "Лингвистический алгоритм открытий", я собрал статью с таким же названием, которую отослал в Челябинский Фонд литературы по ТРИЗ.
 

Вот аннотация этой статьи:

 

В настоящей статье рассматривается набор приёмов научного анализа, основанных на лингвистическом (словарном) подходе.

Анализируется построение логических фраз, умозаключений.  Особое внимание обращено на отдельные слова – глаголы (действия) и прилагательные (качества).

Основным инструментом, описываемым в настоящей статье, является алгоритм с рабочим названием «Лингвистический алгоритм разбора понятий науки для интенсификации научного творчества».

Он вбирает в себя набор инструментов, составленный с применением разработок по методам решения научных задач, предложенных Г.С. Альтшуллеромбелые пятна», «переступить пределы» и др.) [1], В.В. Митрофановымобъединение альтернативных гипотез» и др.) [9, 10], К.И. Кузьминым и В.Т. Пургинымпричинная ось») [8], Ю.С. Мурашковским [11 и др.], А. Пащенко и другими исследователями, а также инструменты из моих предыдущих статей («морфологический ящик», «ложный противоположный эксперимент», «ограничивающие факторы» и др. [4, 5, 7]).

Дополнительно предложены вспомогательные алгоритмы:
1) алгоритм «Перестроения фразы»; 2) алгоритм «Поиска причины»;
3) алгоритм «Как из открытия сделать другое открытие» и 4) алгоритм «Объединения альтернатив».

Литература (избранная):

1.            Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы) - Баку, 1960. - 12 с. - Деп.в ЧОУНБ 11.07.1989 № 685. (Отрывки есть здесь: http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass15.htm)

4.            Кондратьев А.Н. Морфологический ящик природы // Научно-практическая конференция «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Тезисы докладов. Международная Ассоциация ТРИЗ. Петрозаводск, 2003, с. 180-187. (http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass34.htm)

5.            Кондратьев А.Н. Приём решения научных задач «Переступить пределы» /  Ильичево, 2001. - 3 с. -  Деп. в ЧОУНБ 29.08.01 № 2699.(http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass9.htm)

7.            Кондратьев А.Н. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент // Деп. в ЧОУНБ. 05.2001 ( http://bedload.boom.ru/MyPapers/3.htm).

8.            Кузьмин К.И., Пургин В.Т. Приёмы поиска новых явлений, Петрозаводск, 1991, 5 с., (001.894.068 К89). Рукопись деп. в ЧОУНБ № 1284. (http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass10.htm)

9.            Машина открытий. Компьютерная программа. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2000610103. / Автор В.В. Митрофанов.

10.        Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. СПб., Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998, 395 с.

11.        Мурашковский Ю.С. Стадии развития научных представлений // Научно-практическая конференция «Творчество во имя достойной жизни». Тезисы докладов. Международная Ассоциация ТРИЗ. Новгород, 2001. (http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass22.htm).

Может быть, привести "основной" алгоритм в следующий раз??

А кто-то обещал прислать разбор своих научных задач по этому алгоритму...

 


Пара вопросов по Вашей специальности

Уважаемые друзья!

Пожалуйста, ответьте на вопросы:

1. Какое главное положение (базис, основа, ...) Вашей отрасли науки?

2. Оно (это положение) верно? (Ответ - да)

3. Оно не верно? (Ответ - да)

4. В каких условиях оно НЕ верно?

5. Переформулируйте положение.
Например, так:
"Верно, что ...( ), и одновременно не верно что ... (то же самое).
"Это" верно при условии, что ..., "Это" неверно при условии - ...

6. Вы теперь можете сделать научное открытие? (Ответ - да. Сделайте его!)

Спасибо.

Желаю Вам счастья и уверенности в своих силах!!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

 


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 73. 13 сентября  2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru 

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 

 


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.triz
Отписаться

В избранное