Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка "Как делать открытия". Выпуск 74

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 74. 20 сентября  2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru  ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые пионеры науки!

  "В сердцевине любого естественно-научного открытия всегда лежат человеческие понятия"

Розов Н.С. Природа "упрямой реальности" в философии // Философия науки, N 2(10), 2001, с. 24-36.

Не пропустите!
Труды Ю.С. Мурашковского

Сегодня:
1. О трудах Ю.С. Мурашковского в Информационном Вестнике МАТРИЗ
2. Первый выпуск с его трудами
3. Инверсия - как приём
4. Небольшой список работ о научных исследованиях

О трудах Ю.С. Мурашковского в Информационном Вестнике МАТРИЗ

В очередном выпуске Информационного Вестника МАТРИЗ опубликована информация о трудах Ю.С. Мурашковского

Исследовательская работа Юлия Мурашковского

О развитии исследовательского мышления сейчас говорят много - это стало модной темой. Но действительно глубоких исследований на тему "Как развивать исследовательское мышление" исключительно мало. Вот только несколько вопросов на эту тему:

° Что такое исследование и чем оно принципиально отличается от других видов деятельности?
° Какие виды исследований бывают, и какие свойства мышления им соответствуют?
° Существуют ли закономерные фазы, этапы формирования такого мышления?

Несмотря на то, что перечисленные вопросы лежат на самой поверхности заявленной темы, найти на них убедительные ответы в литературе очень трудно. Мы сейчас имеем в виду не только педагогическую литературу, но и такую науковедческую классику, как работы Поппера, Куна, Лакатоса.

Поэтому мы начинаем представлять подписчикам промежуточные результаты многолетнего труда Мастера ТРИЗ, члена коллегии Международной академии наук Юлия Мурашковского, посвященного теории развития научных представлений.

По нашему представлению, эта теория может стать фундаментом для глубоких разработок по развитию мышления.

Надеемся на получение откликов, отзывов и, конечно, на подключение коллег к исследованиям. Пишите.

* * *

Так как эта работа имеет объем 140 стр., мы будем рассылать эту работу частями, с периодичностью в несколько дней.

Информационный Вестник МАТРИЗ
Выпуск 8| Сентябрь 2004 г. | http://www.trizland.ru/ 
На русском и английском языке.
Ведущий рассылки: Виктор Тимохов
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок: http://www.trizland.ru/trizba.php?id=159 


Не успел отослать эту информацию, как получил следующий выпуск с первым блоком результатов работы Юлия Самойловича:

Содержание всей работы
Путь в Океан
Веха: "С чего началось"
Веха: "Пришлось сконцентрироваться на изучении самих научных представлений"
Веха: "О некоторой "независимости" преобразований научных представлений от конкретной науки и от уже имеющихся фактов"
Веха: "Совершенствование модели "стадии развития научных представлений"
Веха: "Введение многофакторности в модели"
Веха: Как "измышлять гипотезы"
Веха: О "белых пятнах" и неизученных направлениях
Веха: "Кун, Лакатос и игра в классиков"
Веха: Дискуссии - рабочий инструмент развития моделей
Веха: Выявление ошибок при построении гипотез
Веха: Схемы построения гипотез
Веха: Ранжирование природы и девять "о."
Веха: Исследования и исследователи
Веха: Проблема - подготовка учебных материалов
Веха: Математизация научных моделей

 

В первом выпуске (оглавление и основные вопросы):

Веха: "С чего началось"

22 проблемы исследовательской работы (Вопросы, большая часть которых пока остается без ответа).

А. Построение первоначальной модели

1. Выбор темы исследований

1.1. Выбор темы по подсистемам новой надтемы

Вопрос 1: Как показывать подтемы, формулировать их?

1.2. Распространение методов или результатов одной темы на другие области

Вопрос 2: Как охватить весь спектр возможных применений?

1.3. Прогнозирование не тем, а функций, выбор систем, не развивающих более функцию

1.4. Собрать картотеку новых тем в истории культуры и попытаться выявить закономерности их возникновения

2. Уяснение темы

Вопрос 3: Как заранее спланировать изменение представлений о теме?

3. Расширение Темы

Вопрос 4: Как заранее спланировать надтему во всех возможных аспектах?

4. Подбор источников информации

Вопрос 5: Как отбирать хорошие, надежные источники информации?

5. Доверие к источникам

5.1. Исходить из иных предпосылок, чем читающие
5.2. Пользоваться недостоверными источниками
5.3. Искренне заблуждаться
5.4. В конце концов, просто врать

Вопрос 6: Как оценить степень достоверности источника и правильности его понимания?

6. Выбор методики работы

Вопрос 7: Как выбрать методику? Как оценить адекватность ее выбранной теме?

7. Формирование картотеки

Вопрос 8: Как организовать динамичную, "саморазвивающуюся" картотеку, с учетом индивидуальных особенностей каждого исследования и исследователя?

8. Магия исходной модели
8.1. Тематическая модель (известная, даже традиционная модель по данной теме)
8.2. Гораздо более сильна магия моделей общественных, общекультурных

Вопрос 9: Как оценить, насколько исследователь находится в плену исходной модели, и что с ней делать в каждом конкретном случае?

9. Построение новой модели

9.1. Персонификационный, магический тип

9.2. Внешний (феноменологический) тип

9.3. Внутренний тип

9.4. Поисковая задача

Вопрос 10: На какие параметры исследуемого объекта следует обращать внимание, как их выделять? Где искать объясняющий элемент?

Вопрос 11: Как отличить реальную связь между величинами от "псевдозависимости"? где и как находить "третью величину"?

10. Построение сети моделей

Вопрос 12: Как строить другие модели того же набора фактов?

11. Отыскание границ области применимости модели

Вопрос 13: Как точно определять границы области применимости построенной модели?

12. Оценка полученной модели

Вопрос 14: Как оценить полученную модель - как выбрать лучшую из нескольких?

Б. Развитие модели

13. Практическая проверка модели

Вопрос 15: Как организовать проверку модели на должном уровне в условиях непредсказуемой многофакторности изучаемых объектов?

14. Отстройка от защиты модели

14.1. Человек осознает, что модель плоха. Но защищает ее в силу привычности, приятности
14.2. Человек понимает, что его модели противопоставлены серьезные факты или модели. Защита своей модели происходит в форме аргументов против других фактов и моделей
14.3. Человек осознает или подсознательно чувствует, что прямой аргументации в пользу его модели нет, или она недостаточно убедительна. Защита модели идет в виде доказательств того, что иначе быть не может
14.4. Человек осознает, что в его модели есть белые пятна, она объясняет не все факты или выходит за границы области применимости. Защита идет в форме решения возникшего противоречия.

Вопрос 16: Как преодолеть эти психологические механизмы? как не позволить себе излишнюю защиту и дотягивание?

15. Прогноз развития модели

Вопрос 17: Как спрогнозировать будущие пробелы в  модели? (Если это удастся, то вопросы 12 и 13 отпадут сами собой.)

16. Проблема остановки. Пробелы в модели находятся как снаружи, так и внутри.

16.1. Снаружи - это новые области незнания
16.2. Внутри - это пробелы и нестыковки частей модели

Вопрос 18: Как определить момент остановки? как найти  границу между "жестокостью" сегодняшней и жестокостью к будущему?

В. Обучение

17. Подготовка учебного материала

Вопрос 19: Как "свернуть" набор материала для разработки модели и для обучения?

18. Подготовка конкретных примеров

Вопрос 20: Как готовить примеры с достаточным объемом необходимой информации?

19. Подготовка учебных задач

Вопрос 21: Как готовить учебные задач?

Г. Отрыв модели от автора

20. Аксиоматизация допущений

Вопрос 22: Как происходит аксиоматизация? Как спрогнозировать ее следствия? Как ее избежать?

21. Отставание модели

Вопрос 23: Как прогнозировать и предупреждать отставание моделей?

22. Использование отставших моделей

Вопрос 24: Как избежать антигуманного использования отставших моделей?

 

Текст очень интересный. Насыщенный. Я его ещё не смог полностью осознать. Его надо не читать, а ИЗУЧАТЬ.

Очень был рад увидеть созвучные идеи. Хотя теперь трудно определить, почему это так, потому что общение с Юлием Самойловичем у нас продолжается уже давно, и во многом я воспитан на его воззрениях. Скорее всего, сам Юлий Самойлович мне постепенно в других выражениях уже передал многое раньше, а теперь мне это кажется знакомым.

Особенно нравится кусок о построении моделей. Пункты 10-14. Тот уровень, которым я занимаюсь.

А вот идея об обучении и отрыве модели от автора, честно говоря, для меня оказалось очень неожиданной. Вот как я законсервировался на разработке методов и даже не думал о том, что это надо как-то продвигать в массы. И не просто, а по методике. Может быть, поэтому многие мои опусы и примеры не понятны?

Дорогие друзья! Обязательно прочитайте весь текст!
http://www.trizland.ru/ 

 


Инверсия

О приеме "инверсия" говорилось много.

Об этом есть у Волюслава Владимировича Митрофанова в его знаменитой книге "От технологического брака к научному открытию"

У него же есть и понятия "прямая задача" и "обратная задача".

А вот отрывок из интервью Виктора Ивановича Петрика:

Если говорить о творческой стратегии, то первое, самое простое правило - необходимо в поисковом режиме совершить инверсию. Например, есть прямая задача: необходимо удалить из воды метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Инверсия меняет постановку задачи и ставит вопрос по-иному: а возможно ли из МТБЭ удалить воду.

Вода является самым аномальным химическим соединением на Земле. Начать с того, что в твёрдом состоянии всякое вещество тяжелее (и тонет), по отношению к своему жидкому состоянию, а в воде лёд плавает. Если вас спросят: "Сколько молекул в озере?", - то вы можете ответить : "Одна!". Это одна огромная молекула. Таковы фантастически прочные межмолекулярные соединения.

Как решить проблему МТБЭ? Необходимо вспомнить, как мы очищаем, например, алюминий. Мы кладём алюминий в кварцевую трубу и передвигаем вокруг этой трубы индуктор токов высокой частоты. Это так называемая зонная очистка. Там, где проходит индуктор, происходит расплав алюминия, а за его пределами, когда он двинулся дальше, идёт процесс кристаллизации. Так вот, кристаллическая структура выталкивает за пределы всякие инородные элементы. Из этого вытекает первый принцип: если вы правильно построите переструктурирование воды, то она тоже должна из себя вытолкнуть МТБЭ.

Как видите, я вообще не стал заниматься свойствами МТБЭ - они мне были абсолютно не интересны. Вот почему у меня был шанс. Так ещё никто не делал.                                                                                                                            

Виктор Иванович Петрик в интервью Сергею Лисовскому, главному редактору газеты "Общество и Экология".

 

Этот приём, наверное, больше подходит к изобретательским задачам, а не исследовательским. Тем более, что он является одним из самых используемых 40 приёмов в ТРИЗ.

Волюслав Владимирович применяет этот приём в виде: "Имеем, что из Х получается У. Как, каким образом из У может получиться Х?"

Такой вариант, наверное, очень важен в том случае, когда не ясно точно, что является причиной. Или уже слишком закоренилось представление, что Х есть причина У. Поэтому надо покачать, хотя бы представить, что Х не является У, а, может быть, наоборот.


Просто на заметку:

Получается, что главное положение каждой науки (у каждой - своё) одновременно является  главным тормозом её развития.

(Этот как раз вывод к тем рассуждениям-алгоритму-методике-просьбе, о которых я писал в прошлом нашем выпуске)

 

Новую редакцию лингвистического алгоритма вставлю в один из следующих выпусков.


Небольшой список работ о научных исследованиях

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход.

Садовский В.Н. Карл Поппер и Россия.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая.

Суриков К.А., Пугачева Л.Г. Эпистемология. Шесть философских эссе.

Давыдов А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем.

Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли.

Новиков А.С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные...

Майданов А.С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ.

Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.

 


Не забудьте зайти на страничку Информационного Вестника МАТРИЗ http://www.trizland.ru/ 
и подписаться на рассылку, в которой публикуется подробная интересная история поисков Ю.С. Мурашковского, посвящённая теории развития научных представлений.

Спасибо!

Желаю Вам радости и любви!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

 


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 74. 20 сентября  2004 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru 

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 

 

То, что ниже, к рассылке "Как делать открытия" не относится


 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.triz
Отписаться

В избранное