Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир в диковинку

  Все выпуски  

Мир в диковинку. Сказки на ночь


Не так давно в средствах массовой информации появилось известие о том, что теплая ванна на ночь намного эффективнее и полезнее для ребенка, чем сказка. А интерпретации психологами сказочных образов вообще заставляют задуматься, стоит ли знакомить с ними ребенка. Родители в растерянности: следовать ли вековой традиции или сдать все книжки в библиотеку?

«Сказка на ночь – это познавательное, увлекательное и необычное пожелание спокойной ночи, это волшебный диалог с малышом, - считает пожилая гувернантка, которая, работая 25 лет в одном и том же доме, вырастила уже несколько поколений. - Чтобы малыш уснул крепким и здоровым сном, сказка должна быть простой и ненавязчивой, а речь рассказчика – в меру интонированной и плавной, ведь главная цель – успокоить и убаюкать. Сказка погружает ребенка в мир образов, а значит, готовит его к путешествию в страну снов. Я считаю, что сказка не может навредить ребенку, если она подобрана по его возрасту и соответствует уровню его развития».

Действительно, правильно подобрать сказку для своего чада – дело не из легких. Поможем в этом родителям:

От 1 до 3 – сказки про животных ("Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Колобок").
С 3 до 6 лет - сказки с понятным и конкретным сюжетом (русские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, Ершова, братьев Гримм, Андерсена и другие).
С 7 до 11 лет – сказки о детях того же возраста (сказки Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, Александра Волкова).
С 12 лет – сказку заменяет приключенческая литература и фантастика (Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев и др.).

Обратите внимание, что с 7 лет ребенок начинает активно «примерять» на себя сюжеты сказок, а следовательно, программировать свой жизненный сценарий и приучаются играть различные роли: героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей – и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли.

В книге «Рожденные выигрывать» психологи Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард рассказывают, как самые распространенные драматические роли (Преследователь, Спаситель и Жертва) зашифрованы в текстах сказок:

Сказочный Преследователь – это часто злые мачехи, ведьмы, великаны-людоеды, свирепые волки, драконы или другие чудовища. Жертва – это лягушки, сироты, спящие красавицы, несчастные Дюймовочки и другие «бедняжки». Спасители – это добрые феи, полезные эльфы, мудрые волшебники, прекрасные принцессы и принцы.

Чтобы спастись, Жертва должна найти Спасителя. Спаситель в детских сказках часто обладает "магической силой". Одна известная сказка, показывающая дополняющие друг друга функции Жертвы и Спасителя, - сказка о Красавице и Чудовище. Красавица, в отличие от своих сестер, никогда ничего не просила для себя. Когда ее отец заболел, она стала самоотверженно выполнять всю работу. Такое зависимое поведение вызывало насмешки ее сестер, а с другой стороны – похвалу отца.

В поисках удачи отец Красавицы попал в лапы Чудовища. Чудовище поставило условие, что лишит отца жизни, если одна из его дочерей не выйдет за него замуж. Красавица вызвалась исполнить это требование, а отец согласился на спасение такой ценой. Чудовище оказалось очень добрым (симпатичным малым), и, когда оно заболело, Красавица, полная сочувствия к нему, вышла за него замуж. Это чудесным образом превратило Чудовище в прекрасного принца.

Молодая женщина, имеющая в жизни такой тип поведения, полагает, на основе своего раннего жизненного опыта, что мужчины – это «бедняжки», которые нуждаются в ее самозабвенной преданности. В соответствии с распределением ролей своей жизненной драмы современная Красавица выбирает в мужья мужчину, который недостоин любви, уважения, то есть Чудовище. Он может быть наркоманом или алкоголиком, безнадежным должником или не ладить с законом, выглядеть несчастным, раздавленным, угнетенным. Когда Красавица обнаруживает, что ее магия не действует на него, она может принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем либо развестись и искать новое действующее лицо (также в чем-то Чудовище), чтобы спасать теперь уже его. Чудовище в соответствии со своей ролью может продолжать ждать нового Спасителя, вместо того чтобы самому принять участие в собственной судьбе. В конце концов, злая колдунья (подобная его матери) наложила на него страшные чары, а подлый великан-людоед (подобный его отцу) показал ему, как быть Чудовищем.

Подобную драму могут исполнять люди противоположного пола. В этом случае главными персонажами будут Красавец и Женщина-Чудовище.

Исходя из опыта моей близкой подруги Веры, эти интерпретации верны. В 7 лет она наизусть знала сказку «Красавица и чудовище» (правда в «диснеевском» варианте) и до дыр засматривала кассету с одноименным мультфильмом, а в 20 лет влюбилась в молодого человека, который пил, гулял, дебоширил, чудовищно к ней относился, но было в нем нечто загадочное, таинственное, и ей это «нечто» очень хотелось разгадать. На беду к сказочному образу примешался комплекс Электры (перенос на другого мужчину образа отца, который, в случае моей подруги, вел себя так же чудовищно по отношению к матери) – и все, поминай, как звали! Мучилась с ним Вера три года, кое-как расстались, потом были другие «чудовища», и только с помощью психотерапевта мозги моей многострадальной подруги встали на место. Сейчас выбирает правильных мужчин и живет припеваючи.

Однако прислушаемся еще раз к советам пожилой гувернантки. О «примерке» детьми на себя сказочных образов она тоже знает, но трактует это по-своему: «Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Слушая сказку, ребенок чаще всего отождествляет себя с главным героем и как бы проживает его жизнь, учится на его ошибках. Малыш может примерять на себя разные роли, положительные и отрицательные, созидательные и разрушительные, в своих фантазиях он может быть бедняком и богачом, лентяем и трудягой. При чтении сказки нужно обратить внимание на то, кто больше симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Не нужно бояться, если малыш подражает отрицательным героям, злодеям. Нужно уметь находить положительные качества и в таких персонажах: кто-то из них силен духом и может преодолеть самые большие преграды, а кто-то очень упорно идет к своей цели. Именно с детской сказки ребенок начинает представлять, как вести себя в разных жизненных ситуациях».

Вот такие интересные факты и мнения, а вывод один: читать сказки на ночь можно, но только осторожно.

Ксения Курылева

Читайте также:


Тайна рождественского подарка


Как воспитать в ребенке чувство жизни?


Кто поможет вырастить гения?



В избранное