Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Домашний репетитор по химии


                               

                                                                                                                                      Выпуск №3

 

             "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..."  

                                                                                                                                                         М.В.Ломоносов

                                                 

                                                                                                          


                                                   

                     Домашний репетитор по химии приветствует Вас

                                                            

Химия доступно

Химия для маленьких

Химия в быту

Я решаю задачи

Химия доступно

Предлагаемый мной материал отличается легкостью понимания. Направлен на самостоятельное   изучение, на развитие творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто её пока не изучает.

Глава 1

Химия -наука о превращениях веществ.

Сегодня поговорим о задачах химии

Чтобы прикоснуться в плотную с этой темой, я начну с другой.

О значении такой, казалось бы, малой детали, как кованный гвоздь, С.Я.Маршак поведал в шуточном стихотворении:

 Не было гвоздя - подкова пропала,

 Не было подковы -  лошадь захромала,

  Лошадь захромала - командир убит,

 Конница разбита, армия бежит.

Враг наступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя!

Одна из задач химии - изучение веществ, их свойств и применения в народном хозяйстве.

Другая задача - получение различных веществ. А для чего химии создавать новые вещества?

Да оглянитесь вокруг, вы увидите массу различных веществ, уже созданных химиками мира.

Вот Вы смотрите в экран монитора. Что скажете, это создала природа?

Клавиатура, которой каждый день печатаете, а иногда и покупаете новую "мышь", т.к. старая исчерпала себя, тоже..

Нет, всё это создано благодаря этой науки, во благо людей. Да, плодитесь и размножайтесь.

Не было бы химии, мы бы с вами сидели дома, ходили бы на работу пешком, и в снег, и в дождь, так как не было бы автомобиля, который питается исключительно продуктами нефтехимии.

Сидели бы у камина, разжигая огонь дровами, и не жили бы в уютных комфортабельных квартирах с горячей водой.

Об этом можно бесконечно говорить, так как химия вплотную соприкасается теперь с нашей жизнью, ибо человечество стремится к цивилизации, к развитию.

Необыкновенные успехи прикладной, т.е. практической химии были достигнуты  за сравнительно недолгое время, отделяющее нас от эпохи М.В.Ломоносова. Разгаданы стадии химического процесса, позволяющего природе превратить органические вещества в полезные для нас сегодня нефть и газ.

По свойствам синтезируемые вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Это чудо - материалы незаметно и прочно вошли в наш быт.

В начале 1970-х гг. любознательные и вездесущие геологи обнаружили в глухом местечке бескрайних сибирских лесов  семью Лыковых, прожившую вдали от городов и сел несколько десятков лет в полной изоляции от цивилизации. Это старообрядцы. Что же поразило отшельников больше всего среди вещей, принесенных геологами? Прозрачная полиэтиленовая пленка. "Стекло, а мнется", - восхищенно сказал седобородый глава семьи.

         Химики сейчас способны получать вещества с заранее намеченными свойствами: нужны шины морозостойкие, пожалуйста; нужны легкие и в тоже время жаропрочные материалы, снова они помогут вам, и так можно продолжать долго.

А далее я хотела бы остановиться на высказываниях выдающихся людей о ней, надеюсь, что уже полюбившейся вам науки - ХИМИЯ.

Максим Горький страстно пропагандировал химию, наверное, у него друг был химик:

"Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. её зоркий глаз (взгляд) проникает в огненную массу Солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни...И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество" (М.Горький. "Дети Солнца").

И как он прав был, на счет живого вещества. Ведь это явно предсказанием клонирования "попахивает".

Академик Н.Д.Зелинский 16января 1941 г. обратился к молодежи по радио: "В течение всей моей жизни я увлекался химической наукой, и моё увлечение нисколько не ослабло, а наоборот, ещё более углубилось в настоящее время. Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания ещё не разведанных тайн в природы. Я уверен, что ни один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что он выберет эту науку в качестве своей специальности..." И наверное, если бы не война, то химиков в России было бы больше. Ведь многие после этих слов готовились поступать на химические факультеты.

Итак, химия может очень многое, но не всё.

И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры ешё не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани - шерстяные,  что антибиотики, часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья, что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губят рыбу.

Винить надо себя. Опасна не химия, а её не знание. Безмерный, неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия, а мы сами виноваты в том, что, заставив её работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И всё-таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений.

Химия не целина, но ещё не цветущий сад.

 
Химия для маленьких

Уважаемые родители!

Школьная программа для начальных классов включает элементы подготовки практически по всем учебным предметам средней школы, кроме химии. Поэтому, приступая к изучению химии в старших классах, большинство школьников испытывают серьезные трудности. Этого можно избежать, если начать знакомство с основами химии на более ранних этапах образования, в начальной школе или ещё более ранней, дошкольной.

Предлагаемое пособие поможет вашим детям понять, что такое химия, что она изучает, почему каждому человеку необходимо ее изучать.
Каждая глава пособия посвящена одному из важнейших понятий химии и, в более широком смысле, естествознания вообще. Основы химии в объеме, доступном учащимся, изложены в форме бесед о химических веществах и их превращениях, а также в простейших химических опытах.  Эта форма изложения наиболее приемлема для знакомства дошкольников и школьников нач.школы с основами такой сложной науки, как химия, заинтересовывая, а не отпугивая их излишней информацией, сухими определениями и формальной логикой.
При написании пособия не ставилась задача предоставить материал, необходимый для запоминания. Цель была другая: открыть детям мир веществ и пробудить к нему интерес. Знакомство с простейшими (и важнейшими!) химическими понятиями в дальнейшем облегчит школьникам изучение систематического курса химии в 8–9-х классах средней школы.


Знания о химических веществах и их превращениях совершенно необходимы детям, поскольку их окружают не только полезные, но также вредные и опасные вещества. Это важно и для общего экологического образования школьников.
 
Несмотря на то, что пособие написано простым языком, в нем используется строго научный подход к изложению фактов, дана только достоверная информация, по возможности соблюдается современная химическая терминология.
 Начальные знания по химии должны их дополнить и углубить, а также выявить связи между различными областями естествознания. Мир веществ не менее интересен для младших школьников, чем мир растений и животных, природных явлений и земной поверхности. Чем раньше они с ним познакомятся, тем увереннее будут чувствовать себя в окружающем их мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление.
Первая глава
. Что такое вещество. Чем оно отличается от вещей.
Вторая глава. Какие бывают вещества. Умеешь ли ты их описывать?
Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга. Не правда ли?
Четвертая глава. Не все превращения веществ имеют отношение к химии. К какой же науке ещё?
Пятая глава. Что такое химическая реакция и как можно записать химические превращения.
Шестая глава. Разные химические реакции. Их так много.
Седьмая глава. Химия помогает больше узнать о природе или что ты ещё о ней не знаешь.
Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком.
Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным.
Десятая глава. О веществах, которые встречаются на каждом шагу.
Одиннадцатая глава. Химическое содержимое обычной аптечки.
Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы.
Тринадцатая глава. О самой маленькой крупинке вещества.
Четырнадцатая глава. Что же именно превращается при химических реакциях.
Заключение.

Вступление

Не успела Саша сбежать со ступенек школьного крыльца, как над ее головой просвистел снежок.
– Ну, Макс, погоди! – пробормотала она, заметив за елкой знакомую оранжевую шапочку. – Вот как сейчас дам портфелем!
Вышедший из-за дерева Максим весело помахал рукой. Девочка тут же его простила. Они жили по соседству и часто вместе возвращались из школы домой. Но сегодня Саша задержалась.
– Что вы так долго делали? – спросил Максим. – Я тут уже давным-давно гуляю.
– Нам рассказывали про разные профессии. Завтра пишем сочинение «Кем быть?».
– Знаю-знаю! «У меня растут года...» И что ты выбрала?
– Еще не придумала. Наверное, напишу, что буду химиком. Как моя мама.
Максим слышал это слово и раньше. Но представления не имел, чем же занимаются химики.
– Я читал о химиках в книжке про Незнайку, – вспомнил он. – Там тучи посыпали каким-то порошком, и они исчезали.
Саша рассмеялась, но потом сказала серьезно:
– Химики проводят опыты. Я видела, как это делает мама. Вот ты знаешь, что марганцовка может стать бесцветной?
Максим знал, что розовой марганцовкой можно полоскать горло. А еще бабушка поливала ей грядки с земляникой. Но о превращениях марганцовки мальчик услышал впервые.

Это произошло прошлой весной. В субботу у Саши нет уроков. А маме надо было идти на работу. Вечером они собирались поехать на дачу, поэтому мама разрешила Саше пойти с ней в институт.
– Только ничего не трогай и сиди тихо! – предупредила мама.
Саша начала читать книжку. Вдруг в комнату заглянула мама:
– Я сейчас буду показывать опыты. Хочешь посмотреть?
Саша кивнула.
– Стой в сторонке и никому не мешай, – сказала мама.
Она взяла в руку три странных длинных стаканчика, похожих на трубочки. Саша видела когда-то такие в детской поликлинике.
Мама строгим голосом сказала:
– В три пробирки наливаем раствор...
Дальше последовали какие-то незнакомые слова. Но Саша догадалась, что этот темно-фиолетовый раствор был раствором марганцовки.
В две пробирки мама добавила по нескольку капель чего-то бесцветного из двух разных баночек. Ничего не произошло. Но потом она набрала полную пипетку какой-то водички, накапала из нее во все три пробирки и подогрела их. И тут случилось чудо: в одной пробирке яркая окраска марганцовки исчезла совсем, в другой – из фиолетовой стала зеленой, а в третьей – появилось что-то грязно-коричневое.
Потом мама показывала еще какие-то опыты, но Саша уже не смотрела. Она никак не могла понять, как получаются такие удивительные превращения. Ведь она знала, что мама вовсе не волшебница. Значит, все дело в волшебной науке химии.

Около подъезда ребята нос к носу столкнулись с Сашиной мамой.
– Ваша Саша хочет стать химиком! – поздоровавшись, сообщил Максим.
– А ты знаешь, что такое химия? – спросила мама.
– Не совсем, – ответил Максим.
Саша промолчала. Она тоже не очень хорошо понимала, что изучает химия. А потом обратилась к маме:
– Чтобы научиться читать, детям дают азбуку. Про математику тоже есть интересные книжки, даже для дошкольников. А почему нет такой книжки про химию? Вот если бы была «Химическая азбука», все дети знали бы, что такое химия.
– Вот что, – сказала мама. – Давай сделаем свою «Химическую азбуку». Возьмешь тетрадку, и на каждой страничке мы будем рисовать или писать что-нибудь важное про химию.
– А можно я тоже буду что-нибудь придумывать про химию? – спросил Максим.
– Конечно! Вот погуляете, сделаете уроки, а потом приходи к нам! А я пока приготовлю что-нибудь вкусненькое.

Первая глава. Что такое вещество и чем оно отличается от вещей

– Мама, я все сделала! – прокричала Саша. – Давай писать химическую азбуку. Начнем с буквы «А»?
– Нет, – сказала мама. – Начнем с буквы «В».
– Почему?
– Потому что самое важное в любой науке – это понять, что именно она изучает. А химия изучает вещества и их свойства.
Ты знаешь, что такое вещество?
– Не совсем, – ответила Саша, – объясни мне.
– Да ты сама догадаешься, если скажешь, чем отличаются друг от друга вещества и просто вещи. Вот, например, стол – это что?
– Стол – это вещь, – уверенно сказала Саша.
– А дерево?
– Если это дерево, которое растет в лесу, то, наверное, тоже вещь.
– А если дерево – это то, из чего сделан стол? – спросила мама.
– Тогда больше похоже на вещество, – ответила Саша.
– Вот видишь, это не так уж и сложно. Посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что вещества есть повсюду.
Саша огляделась по сторонам.
– Ручка сделана из пластмассы. Пластмасса – это вещество. Пластилин – тоже вещество. Металл – вещество. Стекло – вещество. Бумага – вещество, – стала перечислять Саша. – Мама! – воскликнула Саша. – Разные вещи могут состоять из одного и того же вещества! Смотри, из бумаги сделаны и тетрадки, и книжки, и обои у нас на стенах!
– Да, конечно, – сказала мама. – Пошли на кухню. Видишь, сколько разной посуды можно сделать из стекла. А из металла – и кастрюли, и сковородки.
– А ведь и кастрюли бывают из стекла. У нас же есть стеклянная кастрюля для микроволновой печки!
– Вот видишь, – мама была довольна. – Ты уже догадалась, что и одинаковые вещи могут быть сделаны из разных веществ. Теперь, когда ты знаешь разницу между вещами и веществами, тебе нетрудно будет находить вещества в любом месте.
Зазвенел дверной звонок. На пороге стоял улыбающийся Максим.
– Заходи! – обрадовалась Саша. – Я придумала химическую игру!
Она вывалила на пол картонные карточки:
– Будем писать на них разные слова и определять, что это – вещь или вещество.
Вскоре Саша и Максим увлеченно раскладывали карточки на две кучки.
Покажите и вы стрелочками, что из написанного – вещи, а что – вещества.

Напишите карточки и разложите их на 2 кучки или справа пусть будут вещества, слева вещи.   

Карточки: Карандаш, уголь, сахар, чашка, соль, зеркало, стекло, вилка, глина

На следующий день, возвращаясь из школы, Саша внимательно смотрела вокруг. Ей хотелось обнаружить как можно больше разных веществ. Она уже поняла, что вещества – это то, из чего состоят вещи. Саша так засмотрелась по сторонам, что не заметила, как очутилась посреди большой лужи.
– Лужа не похожа на вещь, ведь ее нельзя взять в руки, – вслух подумала она. – Но лужа состоит из воды. Так вода – это вещество или нет? Наверное, все-таки вещество... Значит, вещества могут быть не только твердыми, но и жидкими!
Саша обрадовалась, что сама додумалась до этого. Тут она вспомнила, что недавно в школе учительница рассказывала про воздух. Воздух – не твердое вещество и не жидкость. «Это газ. Так что вещества бывают и газами!» Саша поспешила домой, чтобы поскорее рассказать маме о своем открытии.
Но вдруг она замедлила шаг. На уроке говорилось, что в воздухе есть кислород и углекислый газ. «Они, наверное, тоже вещества. А сам воздух? Он вещество или нет?» Саша совсем запуталась и решила обо всем поподробнее расспросить у мамы.
– Хорошо, что ты об этом спрашиваешь, – сказала мама, когда Саша поделилась с ней своими сомнениями. – Дело в том, что вещества могут находиться в чистом виде и в виде смесей. Воздух – это смесь разных газов. В нем есть и кислород, и углекислый газ. Кстати, вместе они составляют лишь пятую часть воздуха. А в основном воздух состоит из еще одного вещества – азота. Просто мы его не замечаем, потому что он не участвует в дыхании.
– А только воздух – смесь веществ? – спросила Саша.
– Конечно, нет. Как раз чистыми вещества бывают очень редко, а обычно встречаются их смеси. Но и в смеси каждое вещество обязательно сохраняет свои свойства. А какие свойства могут быть у веществ? – вдруг задала вопрос мама.
– Вещества различаются по цвету, они бывают тяжелые и легкие. Некоторые вещества твердые, а другие – жидкости или газы, – быстро затараторила Саша.
– Вот и хорошо, – сказала мама. – Напиши на первой страничке нашей азбуки разные вещества и опиши их свойства.
– А мне хватит одной страницы? – спросила Саша. – Сколько всего на свете веществ?
Мама засмеялась:
– Если ты захочешь записать все вещества, то не хватит и самой толстой тетради – ведь их несколько миллионов. Но ты напиши только те, которые сможешь отыскать сама. А если одной страницы будет недостаточно, добавишь еще.
Когда пришел Максим, у Саши уже была готова новая игра. Теперь нужно было выбирать чистые вещества и смеси.
Покажите стрелочками, что из предложенного списка – чистые вещества, а что – смеси.

Можно снова приготовить заранее карточки и разложить снова на 2 стороны. Справа пусть будут чистые вещества, слева смеси.

Карточки: кислород, воздух, молоко, вода, гипс, резина, пластилин, сок.

 

Карточки быстро закончились, и Максим сказал:
– А я знаю вещество, про которое есть много разных загадок!
«Чего в решете не унесешь?»
«Что течет не останавливаясь?»
Саша быстро отгадала эти загадки, а потом предложила:
– Давай придумаем какую-нибудь сказку про вещества.
– Давай! А о ком будет эта сказка?
– Пусть она будет о медвежонке. Медведи любят мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок будет любителем меда.

* * *

В дремучем лесу жила семья медведей: папа Миша, мама Ариша и медвежонок Фантик. Как все малыши, он очень любил сладкое. И совсем не любил читать книжки. Поэтому и разбирался в жизни он неважно, хотя папа и мама старались рассказывать ему обо всем, что необходимо знать медведю. Попробуйте нарисовать медведя и ежика. Не беда, что у вас не получится красиво. Суть сказки, можете придумать сами. Могу и подсказать.

Встретил Фантик ежика. Тот ему сказал, что поранился. Попросил сходить к сове за йодом, чтобы смазать рану. Медвежонок не расслышал и подумал, что нужно мёду. Принёс, оказалось, что не то. Пошёл обратно. Но на этот раз ему послышалось лёду. Принес, на что ему ежик сказал, что лед нужно приложить к ране только тогда, когда будет смазано йодом. Пришлось ещё раз идти к сове... Вот такая незатейливая история про разные вещества, с разными свойствами.

Пока Саша раскрашивала картинки про Фантика и Ежика, Максим тоже не терял даром времени. Он придумал кроссворд. Придумайте свою сказку и составьте свой кроссворд.

 

 

 

 

 


Химия в быту

Химия-это не только химические реакции и опыты, после которых использованные вещества идут в канализацию и мусорку. Химия имеет огромное прикладное значение. Трудно назвать область деятельности человека, где бы не применялась химия.

Не является и исключением и наша повседневная жизнь дома или на даче, а может и в парикмахерской  или в магазине. В этом разделе постараюсь найти очень интересные  советы, которые, без сомнения, могут пригодиться в обиходе. Более того, если вы докажете, что химия - не только "вредная", но и "полезная" наука, отношение к Вам со стороны домашних, кто бы ВЫ не были, мать или дитя, изменится в лучшую сторону. У матери утвердится авторитет со стороны ребенка. Если же ты ученик, то тебе это надо прежде самому. А вот когда у тебя будет получаться находить нужное решение на вопрос, тогда твои родители вправе гордиться тобой.

Прежде всего в последнее время меня лично,  как мать волнует вопрос о том, что же мы едим, что добавляют в пищу, чтобы она была вкусной, и так привлекала наших детей. Сегодня речь пойдет об пищевых добавках: Антиоксиданты

 

Антиоксиданты

В перечне ЕЭС антиоксиданты обозначены номерами в интервале от Е300 до Е324. Если консерванты препятствуют биологической порче продукта, то антиоксиданты предотвращают химическое окисление (табл. 4, см. с. 2). Механизм действия антиоксидантов предельно прост. Это вещества, которые легко окисляются, превращаясь при этом в безвредные для организма продукты. При этом расходуется кислород – главный потенциальный окислитель. Следовательно, продукт будет окислен в меньшей степени.

Наиболее распространенные антиоксиданты – аскорбиновая кислота С6Н8О6 (Е300) и аскорбат натрия С6Н7О6Na (Е301). Химику достаточно только одного взгляда на структурную формулу аскорбиновой кислоты, чтобы убедиться в ее восстановительной способности:

 

Химические формулы и отличительные свойства некоторых антиоксидантов

Название вещества Отличительные свойства
Аскорбиновая кислота
(витамин С, Е300)
Водорастворимый витамин. Синтезируется растениями (из галактозы) и животными (из глюкозы), за исключением приматов и некоторых других животных, которые получают аскорбиновую кислоту с пи-щей. Влияет на различные функции организма, повышает сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, способствует регенерации. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды шиповника, красного перца, цитрусов, черной смородины, лук, листовые овощи. Отсутствие аскорбиновой кислоты в пище человека вызывает цингу, понижает сопротивляемость к заболеваниям
Бутилоксианизол
[ди(трет-бутил)гидроксианизол]
Антиоксидант, используемый в пищевой отрасли промышленности для замедления окисления животных топленых жиров, соленого шпика, жевательной резинки. Может оказывать токсическое действие на организм человека, в связи с чем необходимо его гигиеническое нормирование
Бутилокситолуол
[ди(трет-бутил)гидрокситолуол]
Антиоксидант, используемый в пищевой отрасли промышленности для замедления окисления животных топленых жиров, соленого шпика, жевательной резинки. Может оказывать токсическое действие на организм человека, выражающееся в содействии канцерогенезу Ќ

Аскорбиновая кислота весьма неустойчивое соединение. Особенно легко окисляется в водных растворах или в присутствии воды. Нельзя забывать и о другой, может быть, главной роли этой кислоты в пищевых продуктах: аскорбиновая кислота – витамин С, который должен ежедневно в достаточных количествах поступать в организм человека с пищей. В шипучих быстрорастворимых лекарственных препаратах аскорбиновая кислота реагирует с гидрокарбонатом натрия с выделением углекислого газа:

С6Н8О6 + NаНСО3 = С6H7О6Na + Н2O + СО2.

В производстве жевательной резинки широко используют бутилоксианизол (Е320) и бутилокситолуол (Е321) – для замедления окисления жиров. Эти антиоксиданты встречаются в жевательных резинках, производимых различными странами.

В следующем выпуске поговорим об эмульгаторах, загустителях, стабилизаторах.


 Я решаю задачи

А здесь могли бы рассмотреть твои задачи.

   Вопросы и задачи присылайте мне по адресу: mailto:solyul@mail.ru                        

Архив рассылки здесь: http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/
 


В избранное