Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Домашний репетитор по химии


                               

                       "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..." 
                М.В.Ломоносов

                                                 

                                                                                                          


                                                    Домашний репетитор по химии

                                                             Приветствует Вас!

                                                   Спасибо, что подписались на эту рассылку.

Химия доступно

Химия для маленьких

Химия в быту

Я участвую в олимпиадах

Химия доступно

Предлагаемый мной материал отличается легкостью понимания. Направлен на самостоятельное изучение, на развитие творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто её пока не изучает.

Глава 1.

Химия -наука о превращениях веществ.

Вспоминая курс ботаники, мы приходим к мысли, что она изучает. Растения изучает ботаника, животных-зоология, физика познает явления, происходящие в природе, например: гроза.

Подходим к выводу о том, что все изменения, происходящие в природе, -это явления природы, например: дождь, опадание осенних листьев, журчание ручья, пение скворца, грозы, гром и т.д.

Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам; она объясняет, что и как происходит в живой и неживой природе. Пример из неживой: химия ответит на вопрос почему после грозы становится свежо на улице; из живой: почему неспелое яблоко - кислое, а спелое -наливное, сладкое. Или почему при срезе яблоко начинает изменять свой цвет?

Возьмите в руки ломоть хлеба -"одно из величайших достижений человеческого ума", по выражению К.А.Тимирязева, - этот продукт, необходимый для продолжения жизни на Земле, вдохните тончайший, ни с чем не сравнимый хлебный аромат. О нем прекрасно сказал болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении "Хлеб":

                              С детских лет запомнил навсегда:

                              Хлеб - земля. Хлеб - воздух. Хлеб - вода.

                              Солнечное в нём живет светило,

                               В нём живёт душа родных полей,

                               Нежность доброй матери моей.

                               Жизнь - от хлеба и от хлеба - сила.

Хлеб, который сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней, зарождается на поле. Бросили в благодатную землю семена. Как и какие процессы происходят в растениях на свету в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды в хлорофилловых зёрнах и как образуются органические вещества - это изучает химия.

                       

                   Итак, подходим к определению науки химия.

                    "Химия -наука о веществах, их свойствах и превращениях, а также явлениях, сопровождающих эти превращения".

 Значит предметом химии является вещество.

А что такое вещества, и чем они отличаются от тел, изучаемых в физике? В этом попытаемся разобраться.

Посмотрите на свой письменный стол.

Найдите физические тела.

А что такое физические тела?

Все предметы, которые нас окружают, называются физическими телами.

Перечислите их.

Наверняка среди предметов найдутся: сам стол, тетрадь, учебник, компьютер, карандаш, а, может, вы решили перекусить, то возможно в списке есть и кружка. Давайте поговорим о том, что уж определенно есть у всех. Это стол. Компьютерный, письменный, кухонный, но это физическое тело.

А из чего ваш стол сделан?

Мой из дерева, а ваш, возможно из пластика, а, может металлический?

Так вот, всё то, из чего состоят физические тела, называются химическими веществами.

 Одни и те же тела могут состоять из разных веществ, и, наоборот, разные тела могут быть из одного вещества.

Стол может быть из пластика, древесины, железа. Из пластика (полиэтилена) могут быть трубы, пакеты, тазики, душлак, корпус от компьютера, корпус от шариковой ручки и.т.д.

Проверьте себя

Задание 1:

выпишите отдельно вещества и тела из списка: сахар-рафинад, ключ, сода, вода, льдина, книги, кнопки, капрон, свеча, гвоздь, крахмал, соль, сахароза.

ответы на задание

В следующий раз разберем задачи химии и поговорим о свойствах веществ.

 

Химия для маленьких

Начинать лучше всего  с таблицы, так как эта основа химии. Тут же слышны нотки патриотического воспитания вашего дошкольника( пусть знают, что наши российские ученые ещё чего-то могут).

Знакомство с таблицей Менделеева

Для размещения на стене в комнате ребенка дошкольника необходима самая большая таблица, которая только может встретиться вам в магазине. Лучше всего купить школьную таблицу в учебном комплекте (специализированном магазине, который укомплектовывает школа), а точнее две таких таблицы (зачем нужны две таблицы, мы поговорим позже). Остальные таблицы слишком мелкие и ребенок может испортить зрение. 

Таблицу можно просто повесить и для начала ничего не объяснять. Если ребенок умеет читать, он постепенно начнет прочитывать то, что там написано, когда таблица будет попадаться на глаза. Так он довольно быстро запомнит названия большинства химических элементов.

Рассматривая таблицу, ребенок заметит, что у каждой клеточки есть номер. Что ряды и столбцы тоже имеют свои номера. Что в таблице есть клетки разного цвета (на некоторых таблицах цветом выделены не клетки, а шрифт, которым написаны латинские обозначения элементов).

Игры с таблицей Менделеева

Игры с таблицей Менделеева, конечно, имеют очень отдаленное отношение к настоящему изучению химии. Эти игры, скорее, направлены на развитие внимания, памяти и лишь косвенно на запоминание названий элементов и расположения их в таблице. 

Такие игры лучше всего проводить с двумя - тремя детьми, чтобы присутствовал соревновательный момент. 

Предложите детям, глядя на таблицу найти названный вами элемент и показать или назвать его номер, как можно быстрее найти и назвать элемент по названному вами номеру, найти и назвать (или выписать на листок бумаги, если играет группа детей) все элементы, название которых начинается на определенную букву или в названии которых три буквы, четыре, пять и т.д., как можно быстрее записать на листочке латинские обозначения названных вами трех - пяти элементов (названия произносятся один раз, дети должны их запомнить), прочитать названия всех элементов во втором ряду (или любом другом ряду или столбце - группе элементов), а потом постараться назвать их в том же порядке по памяти (за каждый правильный ответ - одно очко).

Придумайте аналогичные устные игры. Например, игра по принципу съедобное или несъедобное: объясните детям, что все элементы делятся на металлы и неметаллы и это на многих  готовых таблицах указано( красным-металлы, желтым или зеленым-неметаллы). Пусть ловят  мяч на слова ведущего "неметаллы", на "металлы"-мяч не ловят.
Игры с разрезанной таблицей Менделеева

Эти игры можно проводить в том случае, если вы купили две одинаковых таблицы Менделеева.

Одну таблицу повесьте на стену, вторую разрежьте на карточки (по клеточкам элементов и клеточкам с номерами рядов и столбцов). Чтобы игра прослужила не один день, перед тем, как разрезать на карточки вторую таблицу, наклейте ее (порезав на две-три части) на старые обои или листы ватмана. И лучше заламинировать их, если у вас есть такая возможность.

Игры и занятия:
 

  • предложите детям сложить из кусочков готовую таблицу, глядя на образец на стене,
  • раздайте каждому из детей по несколько карточек, предложите выложить свои карточки в ряд по номерам на карточках - от самого меньшего к самому большему (допустим одному ребенку попались карточки с номерами 5, 21, 14, 81, 45, он должен разложить их в следующем порядке 5, 14, 21, 45, 81),
  • то же, но разложить карточки требуется в алфавитном порядке, если карточек на некоторые буквы алфавита участнику не досталось, эти буквы он пропускает, а ищет следующие в своем наборе,
  • в школьных таблицах в левом нижнем углу клеточек элементов обычно расположены столбики цифр, показывающие, сколько электронов на каждой из оболочек атома данного элемента, предложите детям найти все карточки, у которых таких цифр в столбце 1, 2 и т.д. (это будет означать, что они найдут все элементы, которые имеют одну, две, три и т.д. оболочки электронов в своих атомах).

Я участвую в олимпиадах

Начинаем готовится к школьным олимпиадам. Иногда в заданиях указываются латинские названия элементов. Мы их все знаем,  а вот если дело коснется названий элементов на других языках (ведь химию изучают во всём мире), то сразу застопорится решение задачи.

Названия химических элементов на английском, французском и немецком языках

Приведены названия 103 химических элементов, специальные названия изотопов водорода, аллотропных, модификаций углерода и кислорода, а также групповые названия элементов групп Ia, IIa, VIa, VIIa, VIIIa и IIIб.

Сокращения грамматических родов:

ж, f – женский род;

м, m – мужской род;

с, n – средний род.

  Русское название Английское название Французское название Немецкое название
  Азот м
Актиний м
Актиноид м
Алюминий м
Америций м
Аргон м
Астат м
Барий м
Бериллий м
Берклий м
Благородныйгаз м
Бор м
Бром м
Ванадий м
Висмут м
Водород м
      дейтерий м
      протий м
      тритий м
Вольфрам м
Гадолиний м
Галлий м
Галоген м
Гафний м
Гелий м
Германий м
Гольмий м
Диспрозий м
Европий м
Железо с
Золото с
Индий м
Йод м
Иридий м
Иттербий м
Иттрий м
Кадмий м
Калий м
Калифорний м
Кальций м
Кислород м
       озон м
Кобальт м
Кремний м
Криптон м
Ксенон м
Кюрий м
Лантан м
Лантаноид м
Литий м
Лоуренсий м
Лютеций м
Магний м
Марганец м
Медь ж
Менделевий м
Молибден м
Мышьяк м
Натрий м
Неодим м
Неон м
Нептуний м
Никель м
Ниобий м
Нобелий м
Олово с
Осмий м
Палладий м
Платина ж
Плутоний м
Полоний м
Празеодим м
Прометий м
Протактиний м
Радий м
Радон м
Рений м
Родий м
Ртуть ж
Рубидий м
Рутений м
Самарий м
Свинец м
Селен м
Сера ж
Серебро с
Скандий м
Стронций м
Сурьма ж
Таллий м
Тантал м
Теллур м
Тербий м
Технеций м
Титан м
Торий м
Тулий м
Углерод м
      алмаз м
      графит м
Уран м
Фермий м
Фосфор м
Франций м
Фтор м
Халькоген м
Хлор м
Хром м
Цезий м
Церий м
Цинк м
Цирконий м
Щелочно-земельный элемент м
Щелочной элемент м
Эйнштейний м
Эрбий м
nitrogen
actinium
actinoid
aluminium
americium

argon
astatine
barium
beryllium
berkelium
noble gas
boron
bromine
vanadium
bismuth
hydrogen
deuterium
protium
tritium
tungsten
gadolinium
gallium
halogen
hafnium
helium
germanium
holmium
dysprosium
europium
iron
gold
indium
iodine
iridium
ytterbium
yttrium
cadmium
potassium
californium
calcium
oxygen
ozone
cobalt
silicon
krypton
xenon
curium
lanthanum
lanthanoid
lithium
lawrencium
lutetium
magnesium
manganese
copper
mendelevium
molybdenum
arsenic
sodium
neodymium
neon
neptunium
nickel
niobium
nobelium
tin
osmium
palladium
platinum
plutonium
polonium
praseodymium
promethium
protactinium
radium
radon
rhenium
rhodium
mercury
rubidium
ruthenium
samarium
lead
selenium
sulphur
silver
scandium
strontium
antimony
thallium
tantalum
tellurium
terbium
technetium
titanium
thorium
thulium
carbon
diamond
graphite
uranium
fermium
phosphorus
francium
fluorine
chalcogen
chlorine
chromium
caesium
cerium
zinc
zirconium
alkaline-earth element
alkaline element
einsteinium
erbium
azote m
actinium m
actinoпde m
aluminium m
americium m
argon m
astate m
baryum m
beryllium m
berkelium m
gaz noble m
bore m
brome m
vanadium m
bismuth m
hydrogиne m
deuterium m
protium m
tritium m
tungstиne m
gadolinium m
gallium m
halogиne m
hafnium m
helium m
germanium m
holmium m
dysprosium m
europium m
fer m
or m
indium m
iode m
iridium m
ytterbium m
yttrium m
cadmium m
potassium m
californium m
calcium m
oxygиne m
ozone m
cobalt m
silicium m
krypton m
xenon m
curium m
lanthane m
lanthanoпde m
lithium m
lawrencium m
lutecium m
magnesium m
manganиse m
cuivre m
mendelevium m
molybdиne m
arsenic m
sodium m
neodyme m
neon m
neptunium m
nickel m
niobium m
nobelium m
etain m
osmium m
palladium m
platine m
plutonium m
polonium m
praseodyme m
promethium m
protactinium m
radium m
radon m
rhenium m
rhodium m
mercure m
rubidium m
ruthenium m
samarium m
plomb m
selenium m
soufre m
argent m
scandium m
strontium m
antimoine m
thallium m
tantale m
tellure m
terbium m
technetium m
titane m
thorium m
thulium m
carbone m
diamant m
graphite m
uranium m
fermium m
phosphore m
francium m
fluor m
chalcogиne m
chlore m
chrome m
cesium m
cerium m
zinc m
zirconium m
element alcalino-terreuxm
element alcalin m
einsteinium m
erbium m
Stickstoff m
Aktinium n
Aktinoid n
Aluminium n
Amerizium n
Argon n
Astat n
Barium n
Beryllium n
Berkelium n
Edelgas n
Bor n
Brom n
Vanadin n
Wismut n
Wasserstoff m
Deuterium n
Protium n
Tritium n
Wolfram n
Gadolinium n
Gallium n
Halogen n
Hafnium n
Helium n
Germanium n
Holmium n
Dysprosium n
Europium n
Eisen n
Gold n
Indium n
Jod n
Iridium n
Ytterbium n
Yttrium n
Kadmium n
Kalium n
Kalifornium n
Kalzium n
Sauerstoff m
Ozon n
Kobalt n
Silizium n
Krypton n
Xenon n
Curium n
Lanthan n
Lanthanoid n
Lithium n
Lawrencium n
Lutetium n
Magnesium n
Mangan n
Kupfer n
Mendelevium n
Molybdдn n
Arsen n
Natrium n
Neodym n
Neon n
Neptunium n
Nickel n
Niob n
Nobelium n
Zinn n
Osmium n
Palladium n
Platin n
Plutonium n
Polonium n
Praseodym n
Promethium n
Protaktinium n
Radium n
Radon n
Rhenium n
Rhodium n
Quecksilber n
Rubidium n
Ruthenium n
Samarium n
Blei n
Selen n
Schwefel m
Silber n
Skandium n
Strontium n
Antimon n
Thallium n
Tantal n
Tellur n
Terbium n
Technetium n
Titan n
Thorium n
Thulium n
Kohlenstoff m
Diamant m
Graphit m
Uran n
Fermium n
Phosphor m
Franzium n
Fluor n
Chalkogen n
Chlor n
Chrom n
Zдsium n
Zer n
Zink n
Zirkonium n
Erdalkalielement n
Alkalielement n
Einsteinium n
Erbium n

Очень часто в заданиях олимпиад вещества называются не по систематической номенклатуре, а по тривиальной.

Поэтому в сегодняшнем выпуске я хотела бы познакомить Вас с их формулами, а также дать "нормальное" название.

Едкий натр - гидроксид натрия (NaOH); едкое кали - гидроксид калия (KOH);

пищевая сода -гидрокарбонат натрия (NaHCO3), кальцинированная или стиральная сода - карбонат натрия (Na2CO3);

негашеная известь - оксид кальция (СаО), гашеная известь - гидроксид кальция (Са(ОН)2 ).

медный купорос - 5водный сульфат меди(II) CuSO4*5H2O, железный купорос - семиводный сульфат железа(II) -FeSO4*7H2O,

Продолжение следует...

 


Химия в быту

Химия-это не только химические реакции и опыты, после которых использованные вещества идут в канализацию и мусорку. Химия имеет огромное прикладное значение. Трудно назвать область деятельности человека, где бы не применялась химия.

Не является и исключением и наша повседневная жизнь дома или на даче, а может и в парикмахерской  или в мазазине. В этом разделе постараюсь найти очень интересные  советы, которые, без сомнения, могут пригодиться в обиходе. Более того, если вы докажете, что химия - не только "вредная", но и "полезная" наука, отношение к Вам со стороны домашних, кто бы ВЫ не были, мать или дитя, изменится в лучшую сторону. У матери утвердится авторитет со стороны ребенка. Если же ты ученик, то тебе это надо прежде самому. А вот когда у тебя будет получаться находить нужное решение на вопрос, тогда твои родители вправе гордиться тобой.

Прежде всего в последнее время меня лично,  как мать волнует вопрос о том, что же мы едим, что добавляют в пищу, чтобы она была вкусной, и так привлекала наших детей. Сегодня речь пойдет об пищевых добавках: консервантах.

Консерванты

В перечне ЕЭС консерванты обозначены номерами от Е200 до Е290. Консерванты предотвращают размножение микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов), т. е. предотвращают порчу продуктов.

Для увеличения сроков хранения ветчины, колбасы и других мясных продуктов в них добавляют нитрит натрия NаNО2 (Е250) и нитрат натрия NaNO3 (Е251). Эти вещества в пищевом продукте выполняют также роль стабилизатора цвета. Многие мясные и колбасные изделия имеют розовую окраску благодаря нитрит-ионам, образующим комплексное соединение с гемоглобином крови.

Бензойную кислоту (Е210), бензоат натрия С6Н5СООNа (Е211) и бензоат калия (Е212) вводят в некоторые пищевые продукты в качестве бактерицидного и противогрибкового средств. К таким продуктам относятся джемы, фруктовые соки, маринады и фруктовые йогурты. Например, в газированных напитках «Кристина» (Казань) и «Лесная долина» (Ульяновск) в качестве консерванта использован бензоат натрия. Продукты, содержащие бензоаты натрия и кальция, не рекомендуется употреблять астматикам и людям, чувствительным к аспирину.

Нередко с целью предотвращения роста микроорганизмов в продукты добавляют сульфит натрия Na2SO3 (Е221) и даже диоксид серы SО2 (Е220) (концентрированный сок «Mehukаtti», производитель Турция). Существенный недостаток диоксида серы и сульфитов, используемых в качестве консервантов, то, что они разрушают витамины В1 (тиамин) и витамин Н (биотин).

Сульфит натрия, нитрит натрия и нитрат натрия считаются ответственными за повышенную возбудимость детей. Нитриты в высокой концентрации могут привести к пищевому отравлению и даже смерти, есть данные исследователей об их канцерогенном действии.

Для сохранения хлебных продуктов нередко применяют пропионат кальция (СН3–СН2–СОО)2Са (Е282) (запрещен в России), который препятствует росту плесени. Нередко, чтобы предотвратить порчу пищевых продуктов, используют сорбиновую кислоту СН3–СН=СН–СН=СН–СООН (Е200) (икра осетровых рыб). Иногда для этой цели применяют уротропин (гексаметилентетрамин, Е239, икра осетровых рыб) и даже формальдегид СН2О (Е240).

В следующем выпуске рассылки поговорим об антиоксидантах.


Ответы на задание 1

вещества

сода, вода, капрон, сахароза, крахмал, соль

 

тела

сахар-рафинад, ключ, льдина, книги, кнопки, свеча, гвоздь

 

   Вопросы и задачи присылайте мне по адресу: mailto:solyul@mail.ru                        

Архив рассылки здесь: http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/
 


В избранное