Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1253


"Эконометрика", 1253 выпуск, 27 января 2025 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В статье "Массовая культура и духовность" Юрий Белов доказывает актуальность в наши дни одного из положений ленинской статьи "Критические заметки по национальному вопросу" (1913 г.). А именно: "Есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре". И Ленин выделяет великорусскую культуру реакционных представителей помещиков и буржуа и великорусскую культуру трудящихся, несущую в себе элементы демократии и социализма "в противовес элементам буржуазным, националистическим".

Десятки тысяч военнослужащих вермахта и войск СС - солдаты, офицеры и группа генералов - промаршировали 17 июля 1944 года по улицам столицы Советского Союза. Этому событию посвящена статья кандидата исторических наук Михаила Кострикова "Парад побеждённых".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Массовая культура и духовность

Юрий Белов

Минул сто и один год, как Советская Россия проводила в последний путь пролетарского гения - Владимира Ильича Ленина. Но мы уверены, что вплоть до коммунистического будущего останется востребованным его идейно-теоретическое наследие. Попытаемся доказать актуальность в наши дни одного из положений ленинской статьи "Критические заметки по национальному вопросу" (1913 г.). А именно: "Есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре". И Ленин выделяет великорусскую культуру реакционных представителей помещиков и буржуа и великорусскую культуру трудящихся, несущую в себе элементы демократии и социализма "в противовес элементам буржуазным, националистическим". В период загнивания капитализма, что происходит в наши дни, сказанное советским вождём давно уже стало явью, прежде всего в духовной сфере - в сфере культуры. Сколь велика угроза современной буржуазной массовой культуры для нравственно-духовной безопасности страны, мы поведём речь в настоящей статье.

Антикультура

Начнём с того, что акцентируем внимание читателей на особо выделенном Лениным в его работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" положении: слияние монополистического промышленного и финансового капитала привело к господству последнего и сделало его главным фактором развития общественной жизни во всех её направлениях.

Господствующая роль финансовой олигархии имеет своим следствием тот факт, что классическая формула социально-экономического развития общества при капитализме Д - Т - Д уступает место формуле спекулятивного капитала Д - Д ещё большие. Деньги становятся товаром. Это не значит, что промышленное производство исчезает. Оно действует на базе высоких технологий, но существенно сужается. По темпам роста его давно обгоняет производство сферы услуг. В ней шоу-бизнес разрастается в геометрической прогрессии. В нём гнездится вульгарно-примитивная мещанская буржуазная культура, получившая название массовой в потребительском обществе, в котором вещизм и удовлетворение низменных физиологических потребностей подавляют духовность, веками выстраданные нормы морали.

Сказанное выше не минуло и Россию. Буржуазная массовая культура, вернее сказать - антикультура, со времён проклятой перестройки и по сию пору демонстрирует бесстыдство вульгарного мещанства. Назовём лишь отдельные его проявления: осквернение памятников советской истории, "панк-молебен" Pussy Riot в храме Христа Спасителя, "Дом-2" на телеэкране, недавняя вечеринка у блогера Ивлеевой - на этом сборище каждый из участников был, как говорится, в чём мать родила (долой стыд!). А стыд, как известно, есть изнанка совести.

Особо отметим мещанство замаскированной русофобии. Уж сколько лет на первом канале ТВ идёт передача "Голос". В ней мы видим образцы творческого пения, что было очевидно, когда был жив Александр Градский. Но и солистов, исторгающих крикливые до визга звуки преимущественно на английском языке, слышим нередко. Мелодичное, лирическое исполнение русских песен оказывается на телепередаче "Голос" на втором, а то и на третьем плане. На первом - звучат песни на английском языке. То же самое происходит в телепередаче "А ну-ка все вместе" (телеканал "Россия 1").

У нас нет оснований уличать организаторов названных телепередач в умышленном предпочтении англоязычного песенного репертуара русскому. Мы лишь считаем необходимым обратить внимание наших читателей на тревожный, как нам кажется, факт: утрата (а она уже происходит) культуры пения на родном русском языке чревата утратой национального сознания и самосознания.

Мещанская массовая культура (да, массовая - у блогера Ивлеевой 26 миллионов подписчиков) оттеснила на задворки великую советскую культуру - вершину культуры русской. А именно она при всём её израненном состоянии пока ещё является хранительницей тех традиционных ценностей, о коих так любят нам напоминать власти да и церковь: семья, коллективизм, патриотизм, интересы общества выше интересов личности.

Мещанство

Но какое отношение сказанное выше имеет к угрозе со стороны массовой культуры для нравственно-духовной безопасности страны? - спросят читатели. Ответим согласно нашему взгляду на состояние материального и духовного производства российского общества на сегодняшний день.

Причиной буржуазного мещанства, этой почвы произрастания массовой культуры, иначе - антикультуры, служит расчеловечение общества в условиях капитализма. Иными словами, его загнивание, о чём убедительно писали классики марксизма. Сегодня о дегуманизации буржуазного российского общества, а о нём наша речь, пишут и говорят не только марксисты, но и мыслящие немарксисты. Один из примеров тому - теоретическое исследование русского философа Александра Панарина "Искушение глобализмом". В нём автор доказательно утверждает: не промышленное предприятие и тем более не университет, а банк - вот он, новый центр общества.

"Банк, - пишет А. Панарин, - представляет собой воплощение дематериализованного капитала, представленного в денежной форме. Его успех или неуспех практически не зависят от таких реальных показателей всеобщего прогресса, как рост материальной производительности труда, состояние окружающей социальной среды, здоровье и работоспособность населения. Банк представляет собой некоторую "виртуальную реальность", не укоренённую в окружающей социальной реальности".

И что как важнейшее отмечает философ: "Советские всесоюзные производственные объединения, отчисляющие до 90% добытой на местах прибыли в распоряжение центра, по крайней мере оставляли на местах созданную инфраструктуру, квалифицированные кадры, навыки и умения рабочих - всё, относящееся к человеческому капиталу как основе всякого богатства. Банк не оставляет ничего: стоит ему перевести свои активы в другое место, как на прежнем месте остаётся пустыня - виртуальная реальность торжествует над материальной".

Итак, банковский финансовый капитал - капитал спекулятивный. Он не обеспечен произведёнными товарами и совершенно отстранён от людей труда. Их жизнь и судьба для него ничто. Его отношение к ним равно отношению к цифрам. Многих он затягивает в долговую петлю путём кредитования под залог недвижимости и иного имущества (квартира, машина и т.д.). И в один далеко не прекрасный день банк объявляет о своём банкротстве. Денежные вклады доверившихся ему людей обнуляются - вкладчики в большинстве своём разоряются. На смену виртуальной реальности приходит суровая реальность - разорение, вплоть до нищеты.

Но как скрыть манящую многих кажущуюся прибыльной "реальность"? Как отвлечь от долговой зависимости народ страны с господством финансового капитала? Ведь рано или поздно по долгам придётся платить. Массовая культура для этого как нельзя кстати. Она зрелищна, не требует умственного и нравственного напряжения, хорошо служит человеку потребительского общества - плати и получай удовольствие здесь и сейчас. Главное - отвлекает от проблем и социальных противоречий жизни. Кредо массовой культуры чисто мещанское: живи себе в удовольствие, а до остального тебе нет дела, твой дом - твоя крепость. Национальная безопасность становится фигурой речи.

Но чтобы утаить свою спекулятивность и выдать виртуальность за реальность, финансовой олигархии необходима своя система образования, просвещения и пропаганды. Та, которая обеспечивала бы понижение культуры и в конечном итоге понижение личности каждого человека. Иными словами, система готовности к восприятию примитивной мещанской культуры, что обеспечивает возможность манипулирования общественным сознанием для управления им служителями всё того же спекулятивного капитала.

Случайно ли в России появилось обучение школьников по болонской системе с пресловутым ЕГЭ, суть которого - зубрёжка, начётничество, верхоглядство и практически отсутствие основ для развития самостоятельного критического мышления. Тем самым для "культуры" умственного вырождения (а такова она, массовая культура) созданы самые благоприятные условия. А на подходе нас ожидает искусственный интеллект, тот, который за пределами своей применимости способен добить интеллект естественный.

Но вернёмся к мещанству как нарицательному понятию - образу, характеризующему определённый нравственно-духовный тип людей. До конца XIX века мещане являли собой одно из социальных сословий. С развитием капитализма в России сословие это прекратило своё существование и превратилось в нарицательное явление. Суть его в отстранённости от существующих социальных противоречий, в полном равнодушии к любой несправедливости. Мещанин становится воинствующим, когда видит угрозу посягательства на его мещанский образ жизни. Вот единственная несправедливость, которую он признаёт. В современном потребительском российском обществе мещанская культура становится массовой.

Крайне эгоистическую суть её художественно, тонко, глубоко и всесторонне выразил в своих произведениях Максим Горький. Так, в его пьесе "Дачники" один из её героев Влас в своём стихотворении даёт обличительную характеристику мещанства:

Маленькие, нудные людишки

Ходят по земле моей отчизны,

Ходят - и уныло ищут места,

Где бы можно спрятаться от жизни.

Все хотят дешёвенького счастья,

Сытости, удобств и тишины,

Ходят и всё жалуются, стонут,

Серенькие трусы и лгуны.

Маленькие краденые мысли...

Модные, красивые словечки...

Ползают тихонько с краю жизни

Тусклые, как тени, человечки.

В той же пьесе М. Горького в образе инженера Суслова без словесных красивостей и краденых высокопарных мыслей, а откровенно цинично, с вызовом, представлено воинствующее мещанство. Пётр Иванович Суслов не защищается, а нападает: "Я взрослый человек, я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель - и больше ничего-с! Вот мой план жизни. Мне нравится быть обывателем... Я буду жить, как я хочу! И, наконец, наплевать мне на ваши россказни... призывы... идеи!"

В России последних тридцати лет на передний план вышло именно воинствующее мещанство, причём прозападного индивидуалистического характера. Его носители живут и кормятся в нашем Отечестве, но духовно они вне Отечества. В особенности это очевидно в шоу-бизнесе, где самопровозглашённые звёзды бесстыдно демонстрируют свою роскошь, пресыщенность барской жизнью, а бывает, и откровенный разврат. Неведомо им "дум высокое стремленье". Стремление у них одно: обогащаться и обогащаться за счёт доверчивых и неразборчивых зрителей, развращаемых массовой культурой "звёзд"-миллионеров. Естественно, не все в шоу-бизнесе такие, какими мы их представили. Есть там талантливые, мыслящие и совестливые. Но до высокого искусства им не дойти: оно не зрелищно, не развлекательно, а значит, малоприбыльно.

Увы, в российском обществе царствует культура массового мещанства. Да, есть у нас Большой и Мариинский театры оперы и балета, хор имени Пятницкого, танцевальный ансамбль имени И. Моисеева. Есть прекрасные симфонические оркестры под управлением Ю. Башмета, В. Спивакова. Есть Эрмитаж, Русский музей... Но доступны ли эти хранители высокого искусства массовому зрителю и слушателю? Вопрос риторический.

Столь же недоступны были концерты и театральные действа "властителей дум": Аллы Пугачёвой, Андрея Макаревича*, Максима Галкина*, Ивана Урганта и им подобных. Имя им - легион. Обласканные властью, с затаившимся чувством русофобии, они покинули Россию, как только возникла угроза её национальной безопасности. Их она ужаснула как угроза их личной шкурной безопасности. И потому они обвинили Россию (с началом специальной военной операции) в агрессии против Украины, ни слова не проронив о злодеяниях украинского неонацизма, длившихся с 2014 года. Поступили и поступают они в духе импортированной массовой культуры Запада, культивирующей идею вечного варварства России. Они с лёгкостью предали страну и народ, что их вскормили и дали им всё с лихвой: образование, материальные блага и, главное - жизнь благодаря Великой Победе над германским фашизмом в 1945 году.

Здесь самое время вернуться к высказанной в начале статьи ленинской мысли: есть две нации в каждой современной нации, есть две национальные культуры в каждой национальной культуре.

Две культуры в одной

Ленин исходил из определения нации не как этнического образования, о чём до сих пор говорится в современной публицистике, а как образования социально-политического, классового, с началом буржуазной эпохи. Что касается этноса, то он проявляет себя в особенностях культурно-психологического уклада нации. Потому-то Ленин утверждал: в каждой современной нации в условиях капитализма есть две нации (нация капиталистов и нация людей труда), а в каждой национальной культуре есть две национальные культуры, что мы видим в современной России: культуру буржуазную и её неотъемлемую составляющую - культуру мелкобуржуазную и культуру народную, содержащую у нас элементы советского социализма и демократизма (народные предприятия).

До сих пор у нас шла речь о мелкобуржуазной мещанской культуре, обслуживающей интересы крупного капитала. Но чтобы в сжатых границах одной статьи завершить тему о буржуазной культуре, акцентируем внимание читателей на двух, на наш взгляд, важных положениях.

Первое. По Ленину, надо уметь выделить то прогрессивное, что есть в буржуазной культуре. В его статье "Привет венгерским рабочим" (1919 г.) сказано: пролетариат способен победить капитал, если он среди прочего "усвоил себе всю городскую, промышленную, крупнокапиталистическую культуру, имеет решимость и способность отстоять её, сохранить и развить дальше все её завоевания, сделать их доступными всему народу, всем трудящимся".

Второе. Носители интеллигентского мещанства в области культуры нередко имитируют интеллектуальное новаторство в интерпретации классических произведений русской и советской литературы и драматургии. "Новаторство" сводится, как правило, к мещанскому опошлению истории России. Для иллюстрации сказанного обратимся к постановке в Санкт-Петербурге Андреем Могучим спектакля по рассказу Василия Шукшина "Материнское сердце". Позаимствуем характеристику названной постановки, данную известным театральным критиком М. Дмитриевской. Будем внимательны, читатели, к сказанному ею:

"Читатель должен знать: завязка сюжета взята из небольшого рассказа Шукшина, практически зарисовки. Как повёз Витька свинину продавать, как опоили его две шлюхи, стырили все деньги, и он, озлобившись, ввязался в драку, огрел бляхой от ремня по голове милиционера и сел. А его мать (безымянная, кстати, а не Авдотья Громова, как в спектакле) пытается его спасти, идёт к прокурору, тот посылает её дальше, в "краевые", да это, собственно, и не важно, рассказ ничем не кончается.

БДТ (Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова. - Ю.Б.) и драматург Светлана Щагина взболтали Шукшина с множеством ингредиентов. Тут и мотивы других рассказов Василия Макарыча - например, целиком взят рассказ "Забуксовал", где, как всем известно, зоотехник Роман Звягин прозревает ужас Гоголя: и что эта за тройка, в которой несётся по Руси жулик Чичиков? Спектакль мелодраматизирует судьбу "вечной Авдотьи": в рассказе у Витьки есть братаны, в спектакле мать четверых уже схоронила, как положено народной страдалице... Но дальше в коктейле взбиты тексты Рерихов, Козьмы Пруткова, много разных сюжетов, попавшихся авторам под руку и образующих огромный эпический спектакль в четыре с половиной часа. Характерно, что смысл и идеология ужасно многословного зрелища выражены последними двумя титрами: "И поехали они дальше по Руси. Да так и едут до сих пор". Перед нами роуд-муви по народной жизни: Авдотья едет и едет - куда и зачем, сама не знает, и путешествие её приобретает всё более сюрреалистические формы, включая свидание с Лениным в Мавзолее, он же буддийский храм с благовониями... Это уже, ясен пень, не Шукшин, а ближе к Пелевину.

Это всё как раз понятно. Встречи с людьми, у каждого из которых своя беда, из чего выходит, что все в этой стране несчастны поголовно". И как финал: "От века на Руси никому жить не хорошо".

Таким образом, у режиссёра А. Могучего Россия - страна от века нецивилизованная, с беспросветной судьбой. А русский человек - пьяница, одновременно вечный страдалец и потенциальный преступник.

Патриотизм и пацифизм

После того как о массовой культуре сказано немало, пора повести речь о духовности в современной России. Специальная военная операция коренным образом изменила жизнь страны. Она сказалась на материальной её стороне: ощутим рост цен на продовольствие и лекарства прежде всего. Но в большей степени обострилась проблема духовного состояния общества. Война потребовала от каждого, для кого Родина - Россия, проявления тех нравственных качеств, без которых не может быть ни любви к Отечеству, ни беззаветного служения ему: верховенства не на словах, а на деле духовного над материальным, общественных интересов над личными, исполнения, причём безупречного, гражданского долга, готовности к самопожертвованию при угрозе национальной безопасности страны. Большинству наших соотечественников на память пришли священные слова: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой". Большинству, но не всем, они легли на душу... О том речь впереди.

Нет выше той духовности, чем идти на смертный бой. Русские солдаты - русские, башкиры, калмыки, лезгины, представители всех народов России, от рядового до генерала, проделывают это каждый день. Проявляют массовый героизм - даёт о себе знать советская духовность.

...Вспомним, что было предтечей агрессии имперского Запада против нас, русских, живших на полуострове Крым. По сути то явилось пробой сил США против России. Случилось это в 2006 году. Американские корабли шли к полуострову с намерением их командования высадить десант в Феодосии. Но не тут-то было: более десяти тысяч крымчан встали стеной у причала. Митинговавшую протестную массу разгневанных людей возглавлял Геннадий Зюганов вместе с Николаем Харитоновым.

...Не переставая, шёл проливной дождь. Штормило. Но никто не уходил. Разбили палатки. И днём, и ночью, сменяя друг друга, участники протестного митинга стеной стояли у причала, пока на четвёртый день их гневного стояния американские корабли не покинули воды Крыма. Именно тогда, по моему мнению, действенное народно-патриотическое движение стало историческим фактом. А что же президент Украины и его правительство? Никаких признаков жизни все трое суток.

Крым выстоял, как выстоял он и в 2014 году. Победила его сила духа. На Украине она была сломлена коварством якобы народного "майдана", которым правили нацисты, руководимые спецслужбами США. В 2014 году они совершили государственный переворот и установили в стране режим террора и бешеной русофобии. Обманутый украинский народ молчал. Его духовность истощилась на обмане и страхе перед жестокостью новой власти. Его сознание оказалось в плену русофобской бандеровской идеологии, идеологии бездуховной.

В России прежде всего либеральная часть финансового капитала и связанного с ним элитарного чиновничества, а также зависимая от них "аристократическая" интеллигенция, интеллигенты и служащие среднего звена (не все, конечно, а мещане-обыватели) заняли позицию пацифизма, что выражается в распространении в российском обществе пораженческих настроений под вроде бы гуманным лозунгом "Нет - войне!".

Пацифизм не нейтрален. Он воинственен в слове, а оно, даже будучи кухонным, воздействует на социальные настроения и тем содействует, пусть не прямо, а косвенно, достижению евроамериканским Западом его главной цели: нанести стратегическое поражение России, расчленить и поделить её. Пацифисты не снимают масок. Тем они отличаются от иноагентов. Да, они бывают разными: пацифисты по убеждению и по заблуждению. Но для судьбы России, когда решается вопрос - быть ей или не быть, это их различие не имеет никакого значения.

Перекрещенцы

Продолжение темы духовности в современной России требует обратиться к компрадорской природе её капитала, финансового в первую очередь. Мало того, что российский капитал компрадорский, он ещё и не национальный, а прозападный: тысячами нитей связан с транснациональными компаниями империалистического Запада, а вывоз российского капитала до введения антироссийских санкций (и по сию пору) осуществляется по офшорным схемам в США, Англию и ведущие страны Евросоюза. Как говорится, втихую это делается.

Примечательно то обстоятельство, что прозападный либерализм (иным он быть в РФ не может) как был, так и остался на всех каналах российского телевидения, за исключением, пожалуй, телеканала "Звезда". Он довольно искусно маскируется патриотическим флёром: демонстрируются советские фильмы вперемежку с фильмами откровенно антисоветскими. Последние превалируют, если взять, к примеру, так называемые документальные ленты с узнаваемым авторством Леонида Млечина на телепередаче "Постскриптум" Алексея Пушкова.

Либерализм вкупе с героизацией белогвардейщины (к/ф "Адмирал" и т.п.) - такова сегодня новая идеологическая линия, царствующая в медиапространстве. Естественно, что она патологически антисоветская, а стало быть и антирусская, поскольку советская история и культура есть вершина русской истории и культуры. По окончании Гражданской войны это вынужден был признать главный пропагандист Колчака Николай Устрялов, но не только он. Назовём имена двух выдающихся представителей классической советской культуры, бывших пропагандистов Белого движения: Алексей Толстой - автор двух великих романов "Хождение по мукам" и "Пётр Первый"; Василий Янчевецкий, известный советскому читателю как Василий Ян - автор популярных исторических повестей "Чингисхан" и "Батый", ряд других.

Либерализм, задрапированный под патриотизм, в мрачные девяностые утверждали в средствах массовой информации всё те же лица, что сегодня щеголяют своим русизмом, а тогда они ходили в западноцентристах.

Поневоле на ум приходит давно известное: "Ба! Знакомые всё лица!" - Сергей Брылёв, Константин Эрнст, Дмитрий Киселёв, Леонид Млечин, Алексей Пушков, Михаил Швыдкой... Что касается Владимира Мединского и Ольги Любимовой, то они по должностной обязанности антирусского слова не молвят. Но и в защите русской культуры замечены не были.

Отдельно скажем о Никите Сергеевиче Михалкове. Этот признанный у нас и за рубежом мастер кинематографии в постсоветское время никогда не скрывал своих монархических взглядов и белогвардейского патриотизма. Почему он так рьяно взялся защищать философа Ильина? По нашему убеждению, он грудью встал на его защиту прежде всего потому, что Ильин являлся главным идеологом Белого движения и, соответственно, идеологом бешеного антисоветизма. Защищая Ильина, Никита Сергеевич защищал свои убеждения и убеждения себе подобных, называющих себя просвещёнными консерваторами.

Имена

Либералам, на время перекрасившимся в суперпатриоты, все последние тридцать лет противостоят отважные проводники русской и советской, классической и народной культуры. Их во много раз больше, чем тех, кого мы назовём. Не отделяя живых от безвременно ушедших в мир иной, назовём имена тех, с кем довелось нам познать счастье творческого сотрудничества в прошлом и настоящем в Москве и Питере.

Вот имена носителей высшей духовности - советской: Валентин Васильевич Чикин - главный редактор газеты "Советская Россия" с 1986 года, преобразовавший её в ведущую левопатриотическую газету России (в газету-журнал), аналога которой не было и нет в истории отечественной журналистики. В 1990-е - начале 2000-х годов "Советская Россия" была главным информационно-политическим органом и источником политобразования КПРФ (8 раз закрывалась властью). В.В. Чикин - автор научно-публицистических книг-исследований стиля мышления и публицистического мастерства К. Маркса и В. Ленина, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Александр Андреевич Проханов - главный редактор "Газеты Государства Российского "Завтра", автор ряда художественно-публицистических романов, получивших признание в народе, один из зачинателей народно-патриотического движения в России, прошедший через 16 военных конфликтов в России и в мире, возродивший в отечественной литературе жанр политического памфлета; Жорес Иванович Алфёров - академик РАН, лауреат Нобелевской премии; Борис Олегович Комоцкий - главный редактор газеты "Правда" - центрального органа печати ЦК КПРФ, соединивший в ней народную публицистику и марксистско-ленинские теоретические изыскания с художественно-аналитическим исследованием великих достижений советской культуры, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Игорь Яковлевич Фроянов - историк-русист, профессор СПбГУ, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Николай Николаевич Скатов - академик РАН, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом); Сергей Борисович Лавров - профессор СПбГУ, президент Русского географического общества в 1990-е годы; Татьяна Васильевна Доронина - народная артистка СССР, художественный руководитель возрождённого ею МХАТ имени М. Горького; Игорь Олегович Горбачёв - народный артист СССР, возродивший театральный институт "Школа русской драмы", и продолжатели его дела - заслуженные артисты РСФСР Татьяна Петровна Кулиш и Семён Семёнович Сытник; Николай Николаевич Губенко - народный артист РСФСР, создатель и бессменный художественный руководитель "Содружества актёров Таганки", лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Жанна Андреевна Болотова - народная артистка РСФСР, соратница Н.Н. Губенко, популярная советская киноактриса; Владимир Валентинович Меньшов - народный артист России, удостоенный премии "Оскар", кинорежиссёр, все фильмы которого получили всенародное признание; Юрий Владимирович Назаров - народный артист РСФСР, народный не только по профессиональному званию, но и по народной любви к нему как актёру и человеку; Михаил Иванович Ножкин - народный артист РСФСР, композитор, поэт, исполнитель авторских песен, любимец советских зрителей; Леонид Николаевич Доброхотов - профессор МГУ, советник руководителя фракции КПРФ Госдумы РФ Г.А. Зюганова, историк-американист высшего класса, многолетний пропагандист-просветитель в области советско- и российско-американских отношений, философ-теоретик, публицист; Любовь Никитична Швец - зав. кафедрой финансов и кредита, профессор экономики Новосибирского института народного хозяйства, многие годы активно и талантливо читает курс лекций по марксистско-ленинской политэкономии в Москве и ряде других регионов страны, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Александр Анатольевич Харчиков - русский бард, поэт и исполнитель авторских песен, лауреат премии "Слово к народу" независимой народной газеты "Советская Россия"; Лариса Георгиевна Баранова-Гонченко - писатель, организатор и режиссёр литературно-музыкальных театрализованных представлений; лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ Галина Александровна Ефимова - театральный режиссёр, сценарист и художественный руководитель литературно-музыкальных композиций, пропагандист творческого наследия композитора Валерия Гаврилина, организатор Гаврилинских фестивалей в Санкт-Петербурге, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Дмитрий Сергеевич Дмитриенко - художественный руководитель и дирижёр ансамбля "Россия" им. Л.Г. Зыкиной, лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ; Геннадий Ксенофонтович Саченюк - начальник - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, заслуженный артист России; Виктор Петрович Елисеев - начальник - многолетний художественный руководитель и главный дирижёр Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии РФ, народный артист России; Александра Андреевна Пермякова - художественный руководитель Государственного академического орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, народная артистка России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии правительства Российской Федерации, почётный профессор Российской академии театрального искусства имени А.В. Луначарского; Галина Сергеевна Преображенская - музыковед, концертмейстер, продюсер и художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада", заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Народ - за обновление

Родина... Нет выше слова в богатом и могучем русском языке.

Наши замечательные товарищи, поименованные и не поименованные, связавшие свою судьбу с КПРФ, служат Родине не за страх, а за совесть.

Свою духовную силу - любовь к Отечеству - они отдают людям. Что может быть прекрасней! Духовность возьмёт верх над бездуховностью, что в России не единожды случалось. И на этот раз случится! Воспрянет народ!

И будет по Гоголю: "Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи...

...Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства..."

А ведь было так: в 1917-м и в 1945 году. Побеждала страна, и вслед за этим выходила на новый уровень её культура. И сейчас тот самый момент, когда в огне СВО идёт возрождение русской патриотической культуры как противовеса мещанской массовой культуре. Любовь к Родине и гордость за неё, самопожертвование ради России и своих фронтовых товарищей - всё это вновь обрело свою истинную цену в окопах войны. Рождаются новые стихи и проза, написанные участниками СВО. Создаются проникновенные песни, авторы которых, как сами бойцы, так и музыканты-патриоты, регулярно выступающие на фронте и на освобождённых территориях. Всё это можно увидеть, прочесть, послушать в интернете.

Подобно тому, как после Великой Отечественной появилась лейтенантская проза (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Богомолов), по окончании военной спецоперации мы станем читателями литературных произведений военных корреспондентов. Да, это всё уже создаётся, когда слушаешь, что и как говорят с телеэкрана корреспонденты, отличающиеся не только большим личным мужеством, но и художественным талантом. Будем внимательны к корреспонденциям Александра Сладкова, Евгения Поддубного, Александра Коца, Дмитрия Стешина, Семёна Пегова, Юрия Котенка, Ростислава Журавлёва (погиб совсем недавно, признан Союзом журналистов РФ "Золотым пером России"), Алексея Ивлиева, потерявшего руку, но преисполненного желания продолжать свою работу. Героев не надо искать. Они перед нами в боях за Отечество не на жизнь, а на смерть, за Родину социальной справедливости.

Но крайне важно, чтобы всё это не кануло в небытие, когда закончится спецоперация. Чтобы новая проза и новая поэзия литераторов-фронтовиков воплотились в книгах, чтобы их новые пьесы появились бы на театральных сценах, новые песни зазвучали не только в интернете, но и на концертных площадках, и на центральных телеканалах. Это наш шанс на обновление. Опыт, полученный в СВО, даст, что главное, обновление культуры управления страной снизу доверху.

* Признаны иноагентами в РФ.

Газета "Правда" No.79 (31572) 26-29 июля 2024 года

*   *   *   *   *   *   *

Парад побеждённых

Михаил Костриков, кандидат исторических наук.

17 июля 1944 года на московскую землю всё же ступил немецкий сапог. Изрядно потрёпанный, правда. Десятки тысяч военнослужащих вермахта и войск СС - солдаты, офицеры и группа генералов - промаршировали по улицам столицы Советского Союза. Наверняка они с самого нападения на СССР ждали этого момента. Известно, что фюрер готовился лично принять парад немецких войск в 1941 году в Москве. Он должен был состояться после падения города. И совершенно точно ни руководство "третьего рейха", ни сами участники марша не предполагали, что этот "парад" будет именно таким. Без оружия и знамён, под конвоем бойцов НКВД и под суровыми взглядами множества москвичей шли остатки группы армий "Центр", разгромленной в ходе Белорусской наступательной операции Красной Армии.

Первые железнодорожные эшелоны, перевозившие немецких пленных, начали прибывать в Москву 14 июля. Известно, что настроение среди гитлеровцев было, мягко говоря, так себе. Началось распространение слухов, что советские власти готовят их массовый расстрел.

Что ж, все основания для такого рода паники у немцев имелись. Однако не потому, что в СССР было принято устраивать расправы над военнопленными. Наоборот, сегодня известно, что ни одного массового расстрела немецких вояк не было. Зато у самих гитлеровцев это была самая что ни на есть широко распространённая практика (тут уместно также передать "привет" упёртым сторонникам "советской версии" расстрела польских военнослужащих. - Прим. авт.). Так что немцы попросту судили по себе: они хорошо помнили, как сами обходились с военнопленными РККА, и тот ужас, который они устроили для советских мирных граждан. Вполне закономерно, что ничего хорошего в ответ они не ждали.

Железнодорожные составы с пленными прибывали один за другим по путям Белорусского направления. Всего в течение трёх суток в столицу пришли 25 эшелонов. Они доставили более 57 тыс. человек. Их выгрузка происходила на станциях Белорусская-Товарная и Беговая.

Несмотря на либеральные байки про то, что сталинский СССР - это сплошной ГУЛАГ, в столице не было специальных мест для содержания такого числа людей. Даже при том, что труд заключённых действительно использовался при строительстве, например, канала имени Москвы, те "зоны" по своим масштабам не шли ни в какое сравнение с числом доставленных пленных немцев. Так что с их размещением пришлось импровизировать.

В качестве мест временного содержания был выбран ряд объектов, расположенных относительно недалеко от места выгрузки. Ими стали ипподром на Беговой улице, футбольный стадион "Динамо" на Ленинградском шоссе (ныне - проспекте), а также часть территории знаменитой Ходынки, в том числе выездковое поле кавалерийского полка дивизии НКВД имени Ф.Э. Дзержинского.

Тут для немцев наступил первый шок. Их не били и не собирались расстреливать. Наоборот, обеспечили горячим питанием и водой. Правда, следует сделать оговорку. От жажды пленные действительно не страдали. Занимались решением этой задачи столичные пожарные команды. Но вот воды для того, чтобы привести себя в порядок, пленным не предоставили. С одной стороны, это просто усложнило бы дело для советских властей. Но был в этом и скрытый смысл: пленные не должны были иметь слишком бравый вид.

Участники парада побеждённых топали примерно в том состоянии, в каком они попали в плен. Те, кто сдался быстро, выглядели более-менее прилично, а те, кто побегал по белорусским лесам и болотам в попытках выбраться из "котлов", вид имели порой весьма плачевный: грязная и оборванная форма, разбитая или отсутствующая обувь, а некоторые вообще были в одном исподнем.

Исключение было сделано для пленных генералов и полковников. Этим позволили не только почистить форму, но и даже надеть награды. От будущего суда и расстрела некоторых из них, виновных в военных преступлениях, это не избавило. Тем не менее жест благородства с советской стороны был налицо. Ну и над ранеными издеваться не стали и на марш их не потащили. Более того, ещё до отправки в Москву провели медосмотр и отбраковали всех, кто физически не был способен выдержать запланированное мероприятие. Фактически для марша оказалась отобрана только одна треть от общего числа гитлеровцев, пленённых в ходе Белорусской операции.

Теперь немного углубимся в историю. У кого-то может возникнуть вопрос: почему подобный парад не был проведён ранее, например после Московской или Сталинградской битв? Ведь нужно было подбодрить соотечественников, поднять их боевой дух.

Дело в том, что марш побеждённых в Москве 1944 года был не первым. В 1914 году по центру города, включая Красную площадь, прогнали колонну австрийских пленных. Точная численность неизвестна. Однако впечатление от того марша было уничтожено тем, что в результате Первой мировой войны пали обе империи: и Российская, и Австро-Венгерская. Так что с триумфом тогда поторопились. Сталин точно не хотел повторять чужих ошибок и был прав: зимой 1941-1942 годов ещё ничего не было решено.

Что касается победы в Сталинградской битве, то, действительно, тогда тоже было захвачено большое число пленных. В ходе операции "Кольцо" по уничтожению окружённой в Сталинграде гитлеровской группировки РККА взяла в плен около 91,5 тыс. военнослужащих противника. Почему же в 1943 году ни у кого не родилось идеи устроить их марш как свидетельство победы?

Вопрос здесь не в том, что в 1944-м догадались и решились, а в 1943-м - нет. Надо учитывать, что обстоятельства советских побед были очень разными. Немецкая 6-я армия в Сталинграде сдалась после двухмесячных боёв в окружении в период суровой зимы. Состояние пленных было плачевным.

Уже после войны это послужило основой для ряда антисоветских спекуляций: якобы большинство захваченных военнослужащих плен не пережили. Называлась даже цифра: всего 5 тыс. выживших. Это далеко не так, но уровень смертности среди немецких пленных тогда действительно был высок. Для этого имелись причины: огромное число обмороженных, истощённых от недоедания, больных сыпным тифом и рядом других заболеваний. К началу лета 1943 года умерли около 30% пленных.

Высокий уровень смертности не остался без внимания советского государственного руководства, и в его причинах разбиралась специально созданная комиссия. Для больных и раненых были организованы семь госпиталей. Также приняли ряд мер для улучшения снабжения продовольствием. Понятно, что тогда было не до организации маршей: имелись гораздо более насущные проблемы.

В случае с операцией "Багратион" ситуация была принципиально иной, и дело здесь не только в летнем времени года. Разгром группы армий "Центр" был молниеносным. Это был самый настоящий блицкриг. Напомним: советское наступление началось на северном фланге 23 июня, а на южном - 24-го. Некоторые немецкие части были окружены и сдались уже в первые дни. Основные же силы, загнанные в "котёл" восточнее Минска, капитулировали 8 июля, спустя всего две недели после начала советской операции.

Эта победа РККА была поистине оглушительной. Операция "Багратион" и по сей день является крупнейшим военным поражением немецкой армии в её истории. Но это мы знаем сегодня. А тогда поверить в крах почти миллионной группы армий "Центр" сразу не смогли не только в Берлине, но и союзники СССР.

В это же самое время англо-американские войска, высадившиеся 6 июня в Нормандии на севере Франции, столкнулись с проблемами. Операция "Оверлорд" буксовала, хотя в её начале полуторамиллионной группировке войск союзников противостояли всего 380 тыс. немцев. Перевес в технике тоже был далеко не на стороне гитлеровцев. И тем не менее первые результаты наступления американцев и англичан были очень скромными.

Отсюда возникло недоверие к триумфу советских войск. Какие полмиллиона безвозвратных потерь у Германии? Какие 158 тысяч пленных? Какой 21 пленный генерал? Их же всего в группе армий "Центр" было 47 и часть погибла. Да и до этого в советский плен с начала войны попало в общей сложности 22 немецких генерала. Да не может такого быть - это же лучшая армия мира! Более того, и сегодня в западной историографии задним числом пытаются скрыть масштабы катастрофы вермахта в Белоруссии. Однако кадры парада побеждённых в столице СССР сработали и восемь десятилетий назад, и сегодня тоже защищают правду истории. Так что у советских пропагандистов не зазорно поучиться.

Достоверно нельзя сказать, кто был автором идеи устроить парад побеждённых в Москве. Но сделать предположение можно. Эта операция получила кодовое наименование "Большой вальс". Такое же название имел оскароносный американский мюзикл, снятый в 1938 году режиссёром Жюльеном Дювилье. Фильм этот в 1940 году вышел и в советский кинопрокат. При чём тут американское кино? Оно понравилось многим советским зрителям, и среди них был тот, кто смотрел его не один десяток раз, - Иосиф Сталин.

А дальше операция "Большой вальс" была осуществлена в кратчайшие сроки: с момента капитуляции гитлеровцев под Минском до её начала прошло менее недели. Все крупнейшие в СССР лагеря для немецких военнопленных находились восточнее столицы. Так что эшелонам с новыми пленными было не миновать Московского железнодорожного узла. Фактически по пути они просто делали остановку на несколько дней и далее следовали по этапу.

Руководил прохождением колонн военнопленных по центру столицы командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник П.А. Артемьев. Он был непосредственным участником Московской битвы в самое тяжёлое время, после окружения советских войск под Вязьмой. 12 октября 1941-го он принял командование Московской зоной обороны. Тогда фактически надо было заново выстроить фронт перед столицей, обеспечить бесперебойный подход резервов, возвести новые укрепления, и Артемьев справился с этими задачами. Он же командовал парадом советских войск 7 ноября 1941 года на Красной площади.

Теперь под командованием генерал-полковника Артемьева войска НКВД конвоировали колонны пленных немцев по улицам Москвы. Их проход был разделён на два этапа. Количество пленных в первом и втором было разным. Маршруты прохода тоже отличались.

Москвичи, конечно же, узнали о прибытии в город немецких военнопленных. Такое число народу было спрятать попросту невозможно. Однако от официальной информации советские власти воздерживались до последнего момента и лишь в 7 утра 17 июля по радио передали первое сообщение о планирующемся параде побеждённых.

Утром в день марша немцев начали разбивать на группы по 600 человек, выводить из мест временного содержания и выстраивать в начале Ленинградского шоссе. Колонна состояла из рядов по 20 человек. Первыми в ней шли 19 немецких генералов и 6 полковников. За ними следовали группы офицеров общим числом более 1200 человек, и уже далее - все прочие, вплоть до рядовых, которые замыкали построение.

На первом этапе двинулись 42 тыс. человек. По Ленинградскому шоссе они дошли до Белорусского вокзала и проследовали далее по улице Горького. О масштабах этой колонны рассказал Борис Полевой в своём очерке "Они увидели Москву", написанном для "Правды": "Они шли широкими шеренгами по 20 человек. Шеренга за шеренгой, сплошным непрерывным потоком. И когда голова колонны повёртывала на площади Маяковского, хвост ещё продолжал развёртываться на Ленинградском шоссе". Повернув на северную часть Садового кольца, колонна пленных по нему дошла до Курского вокзала, где её ожидали 18 эшелонов для этапирования немцев в лагеря военнопленных. Общее время прохождения маршрута, по разным данным, составило от 2 часов 25 минут до 2 часов 45 минут.

Во втором этапе марша приняла участие меньшая по размеру колонна, насчитывавшая 15,6 тыс. человек. Она также прошла по Ленинградке и улице Горького, но повернула на южную часть Садового кольца, по нему достигла Крымского моста и пересекла Москву-реку. Маршрут был построен так, чтобы немцы смогли увидеть огромную выставку трофейной техники, которая действовала в Парке культуры имени М. Горького. Далее колонна покинула Садовое кольцо и направилась по Большой Калужской улице, которая в наши дни стала частью Ленинского проспекта. В районе Ленинских гор пленные снова свернули и достигли станции Канатчиково, на которую для них заранее подогнали 8 эшелонов.

В этом случае маршрут оказался существенно длиннее, и путь по нему занял около четырёх с половиной часов. Тем не менее отставших от колонны пленных, которым потребовалась помощь врачей, оказалось всего четверо. Это лишний раз говорит о том, насколько ответственно советские власти подошли к подготовке марша.

Сопровождали пленных военнослужащие войск НКВД СССР из трёх дивизий: 36-й и 37-й конвойных и дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, включая её конный полк. Всадники с обнажёнными шашками вокруг колонн немцев, запечатлённые на фотографиях и киноплёнке, - именно дзержинцы. Конвой не только предотвращал возможные попытки побега (их по ходу марша, по сути, и не было), но и следил за тем, чтобы к пленным не было применено насилие.

Здесь самое время сказать о том, как москвичи отреагировали на парад побеждённых. Фото- и кинокадры свидетельствуют о большом скоплении жителей столицы, которые запрудили тротуары и края проезжей части улиц на протяжении всего маршрута прохождения колонн. По свидетельствам очевидцев, начало марша пленных немцев сопровождалось почти гробовой тишиной. "Москвичи были исключительно дисциплинированы, - писал Борис Полевой. - Взгляды их были полны презрения и ненависти, но лишь изредка слышались в толпе выкрики". Это свидетельство подтверждает Леонид Леонов в опубликованном в "Правде" материале, озаглавленном "Немцы в Москве": "Брезгливое молчание стояло на улицах Москвы, насыщенных шарканьем ста с лишком тысяч ног".

Позже эмоции всё-таки кое-где прорвались. Борис Полевой описал один из таких случаев. У площади Маяковского к колонне с криком "Убийцы! Убийцы проклятые!" бросилась женщина. Её остановили не конвоиры, а другие москвичи. Оказалось, что это была ткачиха с "Трёхгорки" Елена Волоскова. В Смоленске гитлеровцы убили всю семью её сына - невестку и троих внуков.

Ещё одно интересное свидетельство можно найти в книге В.Л. Лавриненкова и Н.Н. Беловола "Шпага чести" - сборнике воспоминаний о боевом содружестве советских и французских лётчиков полка "Нормандия - Неман". Там приведена выдержка из письма подруги одного из французских лётчиков - француженки, находившейся в Москве и ставшей очевидицей парада побеждённых. Процитируем часть этого свидетельства:

"Недавно, Алекс, мы всей миссией присутствовали на незабываемом зрелище: по Москве вели тысячи пленённых гитлеровцев. Об этом было заранее объявлено по радио, и населению разрешили стоять за бордюрами тротуаров. Немцам предстояло пересечь весь город (как если бы они прибыли в Париж на Лионский вокзал, а потом пешком добирались до Восточного). Они шли в мёртвой тишине, на них гордо, с достоинством и с презрением смотрели женщины, старики и дети.

Вся военная миссия "Сражающейся Франции" в СССР в полном составе стояла на Садовой, перед станцией метро. Генерал Пети и все наши офицеры были в военной форме.

...Советские люди не проронили ни звука, никто не двигался. За время марша был всего один инцидент; какой-то старичок, не в силах сдерживать чувства, прорвался сквозь оцепление, бросился к первому гитлеровцу, обругал его страшными словами, плюнул в лицо.

Но для нас, французов, милый Алекс, самым волнующим моментом того дня было окончание марша, когда шла колонна пленников - наших земляков из Эльзаса и Лотарингии. Все они прикрепили к курткам какое-то подобие трёхцветных кокард, а когда поравнялись с нами и увидели генерала Пети, стоявшего в кузове грузовика с откинутыми бортами, принялись кричать: "Вив ля Франс, мой генерал! Мы не были добровольцами! Нас призвали насильно. Да здравствует Франция!"

Эрнест Пети не проявил к ним ни малейшего сочувствия. Наоборот, зло сплюнул и сказал сквозь зубы: "Мерзавцы! Кто не хотел, тот с нами".

В рапортах НКВД упоминается о скандировании антифашистских лозунгов, а также о редких оскорбительных выкриках. Были попытки что-то швырнуть в пленных, но они оказались единичными. Абсолютное большинство москвичей сохранили достоинство и хладнокровие, глядя в глаза тем, кто пришёл убивать и порабощать, забрать себе землю их страны. Не зря поэт сказал, что у советских собственная гордость.

Наверняка многим знаком этот кадр кинохроники. Его можно увидеть в разных документальных и художественных фильмах. Например, он иллюстрирует размышления Штирлица-Исаева в "Семнадцати мгновениях весны" Татьяны Лиозновой, когда советский разведчик отмечал дома 23 февраля День Красной Армии. На этом кадре в глаза прежде всего бросается генерал-гитлеровец на переднем плане. Затянутый в мундир, в низко надвинутом кепи, он сохранял максимально невозмутимый и едва ли не надменный вид, пытаясь скрыть то унижение, которое испытывал. Наверняка кто-то задавался вопросом, что это за человек.

Между тем кадр этот интересен тем, что на нём запечатлены сразу четверо бывших командующих немецкими армейскими корпусами (АК). Это в полном смысле слова элита вермахта, лучшие из лучших, многоопытные военачальники, покорители Европы, которые в итоге были побеждены Красной Армией.

Слева в круглых очках и кепи - генерал-лейтенант Винценц Мюллер, который командовал 12-м АК, а после бегства командующего 4-й армией фон Типпельскирха возглавил окружённые под Минском войска и 8 июля приказал им капитулировать. В плену Мюллер согласился на сотрудничество с СССР и вошёл в состав Национального Комитета "Свободная Германия", а позже стал военным деятелем в ГДР. Но в 1958 году был отправлен в отставку, так как вскрылась его причастность к массовым казням советских военнопленных и мирных жителей, в частности в Артёмовске. Началось расследование. В 1961-м Мюллер покончил с собой, выбросившись из окна своего дома.

Второй слева с шинелью на согнутой левой руке и с тростью в правой - генерал пехоты Пауль Фёлькерс, командовавший 27-м АК. В плен попал под Минском и, как и Мюллер, согласился на сотрудничество, участвовал в деятельности Союза немецких офицеров при НК "Свободная Германия". В 1946 году умер в плену от кровоизлияния в мозг и был похоронен в Ивановской области на кладбище для заключённых.

А надменный вид пытался сохранить командовавший 53-м АК генерал пехоты Фридрих Гольвитцер. Его корпус попал в окружение и был уничтожен под Витебском, где он и сам сдался 26 июня. Эмоции Гольвитцера можно объяснить ещё и тем, что он предвидел опасность "котла" и запросил отход у командующего армией генерал-полковника Рейнгардта, но тот, хотя тоже всё понимал, тем не менее подчинился самодурству фюрера и запретил отступать. В итоге Рейнгардт вовремя смылся, а Гольвитцер попал в плен. На сотрудничество он, как можно догадаться, не пошёл и пробыл в плену до 1955 года, после чего вернулся в ФРГ. Умер в 1977 году в возрасте 87 лет.

Наконец, справа - сзади от Гольвитцера у края кадра в фуражке - генерал-лейтенант Курт-Юрген фон Лютцов. Его 35-й АК был окружён и разгромлен под Бобруйском. Сам фон Лютцов с группой солдат пытался выйти из "котла" лесами, но в итоге сдался. На сотрудничество не согласился и в 1950 году был приговорён к 25 годам заключения за совершённые им военные преступления. Но уже в 1956-м был репатриирован и окончил свои дни в ФРГ в 1961 году в возрасте 68 лет.

Газета "Правда" No.74 (31567) 16-17 июля 2024 года, 4 полоса

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное